ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 4
А.Р. Никифоров
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ПАРТИЙНЫХ ИДЕОЛОГИЙ
В данном обзоре работ, в которых представлен психологический подход к анализу политических ценностей в структуре партийных идеологий, определены основные исследовательские трудности и возможности политико-психологического подхода для их решения.
Ключевые слова: политическая психология, политические ценности, политические партии, идеология.
Проблема ценностных оснований политических практик является актуальной и широко изучаемой в разных областях политологического знания. Политическая психология не является исключением. На протяжении последних двух десятилетий ученые изучают политические ценности в массовом сознании россиян, выявляя степень усвоения ими либеральных ценностей, иерархию ценностей демократии, ориентацию на материалистические или постматериалистические ценности1.
Анализ политических ценностей в структуре политических идеологий является новым ракурсом политико-психологических исследований. По мнению А.В. Селезнёвой, «политические ценности как элементы политической идеологии для политической психологии представляют значимый интерес, в первую очередь как фундаментальные основания, необходимые для конструирования государственной идеологии — разделяемой подавляющим большинством российских граждан системы взглядов и представлений на устройство мира и место России в нем, а также траектории общественного развития и социальных технологий достижения желаемого результата в будущем»2. Этот исследователь считает, что политико-психологический подход обладает возможностями преодоления односторонности институциональной парадигмы в изучении ценностного компонента политической идеологии путем включения
1 Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000; Образы власти в постсоветской России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2004; Психология политического восприятия в современной России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2012.
2 Селезнёва А.В. Политические представления и ценности россиян. М., 2012. С. 156-157.
психологических составляющих. Таким образом, формируются теоретико-методологические основания для комплексного анализа политической и партийной идеологии как неинституционального компонента политики.
Особая актуальность разработки данного проблемного поля определяется трансформациями политического контекста в настоящий момент. Изменение законодательства о политических партиях в России уже влечет за собой появление на политической арене новых игроков, которые будут наращивать свою политическую силу от ближайших муниципальных и региональных к следующим думским выборам. Многообразие идеологических концепций и программ развития страны, которое будет артикулировано в ближайшие годы в публичном политическом дискурсе, поставит перед гражданами сложную проблему ориентации в нем. В этих условиях политическая психология может оказаться весьма полезной, поскольку обладает методологической базой для изучения как собственно политических ценностей и идей в партийных программах, так и для выявления механизмов их формирования в массовом сознании.
В зарубежной и отечественной политико-психологической науке накоплен существенный теоретический и эмпирический материал, позволяющий выстраивать основу для теоретического анализа политических ценностей в структуре идеологий.
Политические идеологии в фокусе политической психологии
В современной политической науке существует два основных подхода к трактовке понятия «идеология», которые в качестве отправной точки используют различные актуальные аспекты этого феномена: функциональный и структурный. Водораздел между указанными теоретическими направлениями проходит по вопросу о том, как должен определяться объект исследования: на основании структурных качеств, присущих идеологии в классический период, или ее функции, остающейся неизменной на протяжении всей истории.
Сторонники «структурного» подхода исходят из того, что идеология — это лишь одна из форм субъективной сферы политики, обладающая определенными структурными качествами, наличие которых является главным условием для того, чтобы исследуемый феномен получил право называться идеологией. Вся сфера субъективного измерения политики может быть условно разделена на «.. .четыре идеальные матрицы, каждая из которых по-своему формирует символические представления человека, определяя нормы и образы взаимодействия. К ним относятся миф, религия, идеология и "политическая рекламистика"»3. В различные периоды символические
3 Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии. Материалы дискуссии // Полис. 2004. № 4. С. 31.
функции берет на себя одна из этих четырех форм, лишая при этом главенствующей роли предыдущую. В рамках логики подобного подхода идеология понимается как «.. .логико-рациональная форма ориентации в политическом пространстве, жестко связанная с материальными потребностями отдельных групп населения, и даже манифестацией таких потребностей»4.
Представители другого направления, которое можно назвать «функциональным», напротив, утверждают, что идеология никогда не являла собой логически выстроенную систему взглядов, а состояла из комплекса как сознательных, так и неосознаваемых установок. При определении сути идеологии представители функционального подхода исходят не из структуры, присущей этому феномену в определенный исторический период, а из функции, которая сохраняет свое содержание в различных исторических формах. Идеология существует в массовом сознании как комплекс взаимосвязанных идей, ценностей и установок.
А.И. Соловьёв выделяет три уровня существования политической идеологии:
- теоретико-концептуальный, в рамках которого конструируются ценностно-смысловые ориентиры какой-либо нации или государства, формулируются цели и идеалы политического развития на философском уровне;
- программно-политический, на котором политические требования и идеалы из уровня философских размышлений переходят в плоскость конкретных программ и лозунгов;
- актуализированный, «который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих делах и поступках»5.
Предполагается, что теоретико-концептуальный и программно-политический уровни функционирования идеологии выражаются в государственной и партийных идеологиях соответственно. Тогда как актуализированный уровень находит выражение в массовом сознании и поведении.
По мнению Д. Шварцмантеля, идеологии не могут существовать отдельно от общественных движений и политических партий, так как являют собой не абстрактную философию, а реальные идеи, способные связать конкретную политическую деятельность множества людей6.
Политические идеологии и их частный случай — партийные идеологии — на протяжении уже многих лет являются объектом
4 Там же. С. 33.
5 Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2003. С. 338.
6 Шварцмантель Д. Идеология и политика / Пер. с англ. Харьков, 2009.
многочисленных политологических и политико-социологических исследований. При этом в фокусе научных интересов находятся преимущественно идейно-символические конструкты, идеологические представления и фреймы, на основе которых партии конструируют свои программные документы и консолидируют своих сторонников7.
Изучение политических идеологий в рамках политико-психологического подхода осуществляется с точки зрения ее «функциональной» трактовки и предполагает в первую очередь анализ их ценностных составляющих.
Соотношение политических ценностей и идеологий
С момента выделения концепта идеологии как научного понятия и определения ее основных компонентов и функций ученые неоднократно пытались выявить взаимосвязь между ценностями и идеологиями. Ключевым аргументом в этом процессе, по мнению С. Фелдмана, была идея о том, что «именно различие ценностей формирует основу различия между идеологиями»8.
М. Рокич трактовал ценности как «устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»9. Он считал, что четыре главные идеологии XX в. — социализм, коммунизм, фашизм и капитализм — проще всего понять с помощью двухмерной шкалы, образованной ценностями свободы и равенства. Ученый исходил из того, что в обществе всегда существуют конфликты из-за разных уровней свободы и неравенства. В процессе борьбы за власть возникают конкурирующие стратегии решения социально-экономических вопросов.
Двумерная модель М. Рокича содержит четыре ячейки, образованные высоким и низким приоритетом каждой из ценностей. Социализм соответствует ячейке с высокой степенью свободы и равенства, фашизм — ячейке с низкой степенью свободы и равенства. Коммунизм занимает ячейку с высокой степенью равенства
7 Малинова О.Ю. Программа как средство психологической самопрезентации политических партий: сравнительный анализ программ «Единства» / «Отечества», «Единой России» / «Справедливой России» // Политические партии в избирательном процессе: Российские и зарубежные сравнения. Краснодар, 2008; Гаврилова М.В. Идеологические представления российских политических партий в начале XXI века (На материале предвыборных программ) // Идейно-символическое пространство в современной России: динамика, институциональная среда, акторы / Под ред. О.Ю. Малиновой. М., 2011.
8 Фелдман С. Ценности, идеология и структура политических установок // Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. М., 2007. С. 265.
9 Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973. P. 5.
и низким уровнем свободы, а при капитализме мало равенства, но много свободы. Эмпирическую проверку своей модели М. Рокич осуществил на материалах контент-анализа сочинений ключевых авторов — сторонников каждой из четырех идеологий, а также продуктов творчества политических деятелей.
В научном сообществе модель М. Рокича подверглась серьезной критике. По мнению С. Фелдмана, одним из ее ключевых недостатков является игнорирование того факта, что содержательное наполнение и значимость таких ценностей, как свобода и равенство, могут изменяться в зависимости от среды: «Для капиталиста свобода — это отсутствие принуждения, особенно от органов власти. Для социалиста свобода означает способность достичь своих целей, а это предполагает усилия органов власти по устранению проблем, например, бедности и расизма. Следовательно, сторонники этих идеологий могут оценить свободу только в их собственном понимании»10.
В. Брэйтуэйт предложила другой подход к соотношению ценностей и идеологий11. Пытаясь исправить модель М. Рокича путем добавления социальных/политических ценностей, получила два относительно невзаимосвязанных измерения (два фактора). Первый фактор — «международная гармония и равенство» — определяется такими ценностями, как «хорошая жизнь для других», «правление народа», «международная кооперация», «социальный прогресс и социальные реформы», «мир во всем мире», «мир красоты», «человеческое достоинство», «равные возможности», «большее экономическое равенство» и «сохранение окружающей среды». Второй фактор — «мощь национального государства и порядок» — измеряется такими ценностями, как «величие государства», «развитие национальной экономики», «власть закона», «национальная безопасность». В результате совмещения этих двух факторов социальных ценностей с дополнительными личностными ценностями возникли два более и относительно независимых широких ценностных измерения: «гармония» и «безопасность»12.
Иной взгляд на политические идеологии и их ценностное соотношение предложил Ш. Шварц. Он определял ценности как «трансситуационные цели, различающиеся по важности, которые служат направляющими принципами в жизни человека или иного социального субъекта»13. Он разработал двухмерную ценностную
10 Фелдман С. Ценности, идеология и структура политических установок. С. 266.
11 Braithwaite V. Beyond Rokeach's equality-freedom model: Two-dimensional values in a one-dimensional world // Journal of Social Issues. 1994. N 50.
12 Braithwaite V. Harmony and security value orientations in political evaluation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. N 23.
13 Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values // Advances in experimental social psychology. Vol. 25 / Ed. M.P. Zanna. N.Y., 1992. P. 36.
модель, с помощью которой можно объяснить различия между идеологиями. На одной оси своей модели он расположил «открытость к изменениям» и «консерватизм», а на другой — «самопревосходство» и «самоусиление». По мнению ученого, эти две оси соответствуют двум измерениям идеологии — классическому либерализму и экономическому эгалитаризму. При этом первое измерение ставит вопрос о том, «должно ли правительство уделять больше внимания защите индивидов и способствовать личным свободам и гражданским правам или же защите социального статуса-кво путем контроля над отклонениями изнутри или защите от внешних врагов страны», в то время как второе измерение определяет, «должно ли правительство уделять больше внимания установлению равенства путем перераспределения средств, или защите возможности граждан сохранять накопленные ими средства для большего и скорейшего экономического роста»14.
С. Фелдман обращает внимание на то, что возможны некоторые отклонения от двумерной модели Ш. Шварца, связанные с более широкими пределами тех или иных ценностей. Например, универсализм представляется исследователю более широким термином, чем доброжелательность. А тот факт, что в модели Ш. Шварца оба термина представлены на полюсе «самопревосходство», предполагает, что находящиеся на другом полюсе ценности власти в большей мере конфликтуют с ними, чем с ценностями достижения. «Таким образом, небольшие изменения в ориентации этого двухмерного пространства могут привести к возникновению различных политических направлений и идеологических предпочтений»15.
Политические ценности как структурные элементы
идеологий и их психологическая природа
В рамках отечественного политико-психологического подхода политические ценности рассматриваются на индивидуальном (личностном) и групповом (массовом) уровнях своего существования и определяются как «выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в политической сфере общественной жизни»16. К характерным особенностям политических ценностей относятся их немногочис-
14 Ibid. P. 39-40.
15 Фелдман С. Ценности, идеология и структура политических установок. С. 69.
16 Селезнёва А.В. Политико-психологический анализ политических ценностей современных российских граждан: поколенческий срез // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. №3(15). С. 22.
ленность, иерархическая организованность, структурированность, абстрактность и устойчивость17.
Е.Б. Шестопал рассматривает политические ценности российских граждан как базовые психологические детерминанты политического восприятия. Разделяя на теоретическом уровне такие психологические компоненты сознания как представления, ценности и образы, она акцентирует внимание на том, что ценности в структуре личности «занимают одну из самых высоких позиций, поскольку участвуют в производстве смыслов, в том числе смыслов политических»18.
Политические ценности во многом определяют особенности восприятия идеологии и политические представления. В.В. Блинов провел анализ консервативной идеологии как совокупности психологических качеств, определяющих ценностные предпочтения. Исследуя когнитивные стили и установки рядовых членов политических партий как «универсальные психологические свойства личности, определяющие ценности индивида независимо от его статусных характеристик»19, он пришел к выводу, что «психологические инварианты консерватизма в современной России близки к социалистическим и "державническим" идеалам»20.
Анализируя агитационные и программные документы современных российских политических партий в период трех избирательных кампаний 2003, 2005 и 2007 гг., О.Ю. Деулина выявила четыре модели соотношения центрального ядра и периферической системы в структуре партийных политических представлений21:
- «сильное ядро — сильная периферия» (КПРФ);
- «сильное ядро — слабая периферия» (ЛДПР);
- «слабое ядро — сильная периферия» («Единая Россия»);
- «слабое ядро — слабая периферия» («Справедливая Россия»).
Данная исследовательская модель определяет вектор развития
политико-психологического анализа политических ценностей в структуре партийных идеологий, поскольку ядро политических представлений как наиболее устойчивый элемент тесно связано с политическими ценностями.
17 Селезнёва А.В., Дождиков А.В. Политическое сознание современной российской молодежи: политико-психологический анализ // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 2.
18 Шестопал Е.Б. Представления, образы и ценности демократии в российском обществе // Полития. 2011. №3. С. 36.
19 Блинов В.В. Политико-психологический анализ консервативных ценностей в современной России // Полис. 2008. № 5. С. 155.
20 Там же. С. 158.
21 Деулина О.Ю. Структурный анализ политических представлений современных российских парламентских партий // Перспективы развития политической психологии: новые направления: Материалы Международной научной конференции 22-23 октября 2010 г. / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2012.
Методологические основы исследования
Идеологические платформы политических партий изложены главным образом в их программах как «идеологических документах, в которых представлены основные цели, желаемый образ будущего, тактические задачи партии»22. В партийных программах политические ценности находят свое вербальное выражение в виде идей и конструктов, раскрывающих основные политические ориентации и принципы партии.
Чтобы определить место политических ценностей в программе политической партии, следует взглянуть на ее текст с точки зрения его внутренней структуры. По мнению польского политолога К. Рудницкого, текст программы политической партии не является однородным23. В нем выделяются идеологическое (мировоззренческое) ядро, ценностно-мобилизующая доктрина и тактически-ситуационная (программная) часть. Опираясь на данную концепцию, А.В. Сенцов разработал иерархическую модель партийной программы, на вершине которой стоит основная цель партии, далее следуют ее ценности и, наконец, конкретные меры, обеспечивающие достижение цели и утверждение ценностей24.
Вычленение политических ценностей из текстов партийных программ и их содержательный анализ в практике научных исследований осуществляются в первую очередь методом контент-анализа.
Например, сравнительный анализ программ и уставов политических партий для выявления доминирующих в них ценностей и их соответствия ценностным ориентациям массового сознания проводился под руководством В.С. Комаровского25.
Методом контент-анализа осуществлялось изучение партийной системы в России с точки зрения выполнения ею функции ценностной генерации, в рамках которого проводился эмпирический анализ программ политических партий России начала ХХ в. (октябристы, кадеты, РСДРП, эсеры) и современных (ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», «Единая Россия»). В качестве единиц анализа выступали такие индикативные понятия, как «государство», «русские», «право», «демократия», «нация», «свобода»26.
22 Гаврилова М.В. Указ. соч. С. 118.
23 Рудницкий К. Теоретико-политический анализ субъективного контекста политических действий на примере политических доктрин // Элементы теории политики / Пер. с пол., ред. и предисловие В.П. Макаренко. Ростов н/Д., 1991.
24 Сенцов А.Э. Модель будущего в программах политических партий: Дисс. ... канд. полит. наук. М., 2013.
25 Современные политические партии России: Анализ программ и уставов / Под общ. ред. В.С. Комаровского. М., 2004.
26 Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. М., 2012.
С точки зрения политико-психологического подхода метод контент-анализа является адекватным инструментом для изучения политических ценностей в программах политических партий. При этом следует использовать сочетание количественного и качественного вариантов данной методики, что является одним из ключевых принципов политико-психологических исследований.
Количественный контент-анализ позволяет выявить и зафиксировать доминирующие политические ценности и их иерархию. Единицами анализа при этом будут выступать слова-ценности — абстрактные политические категории, присутствующие в политическом дискурсе и обладающие определенной значимостью для людей («свобода», «справедливость», «равенство» и т.п.)
Качественный же контент-анализ позволяет раскрыть содержательное наполнение этих ценностей, их специфическую трактовку каждой политической партией. В качестве единиц анализа выступают не слова, а образы, представляющие собой «действие (прошедшее, настоящее, будущее или предполагаемое), желание, интерес или иное внутреннее состояние, которое автор приписывает себе, другим людям, группам, институтам или человечеству в целом»27.
В качестве модели анализа может быть использована схема, разработанная О.Ю. Малиновой и А.В. Селезнёвой, включающая восемь дихотомий (ценностно-мировоззренческих дилемм): «автономия/ патернализм», «иерархия/равенство», «традиционализм/инноваци-онность», «западничество/почвенничество», «индивидуализм/установка на сотрудничество», «толерантность/интолерантность», «конформность/самостоятельность», «демократия/авторитаризм»28.
Вместо заключения
Психологический анализ политических ценностей в структуре политических идеологий, представленных в различных партийных вариациях, предполагает не только их выявление, определение их содержательного наполнения и комбинаторных особенностей, но и сопоставление их с ожиданиями и запросами массового сознания. Подобный ракурс научного взгляда обусловлен особенностями партийно-идеологического строительства в современной России: «Для большинства современных партий так притягательны разного рода центристские идеи, не имеющие точной фиксации в идеологической системе координат, не требующие серьезной теоретической
27 Winter D.G. Manual for scoring motive imagery in running text. Ann Arbor,
1994.
28 Человеческий капитал политической элиты в России: Политико-психологический анализ / Под ред. Е.Б. Шестопал, А.В. Селезневой. М., 2012.
проработки выдвигаемых предложений, легко корректируемые в соответствии с политической конъюнктурой»29.
Кроме того, в политической практике постсоветской России такие идеологические понятия, как «консерватизм», «коммунизм», «либерализм», приобрели отличный от первоначального смысл, что объясняется особенностями социально-политических процессов постперестроечного периода, когда появление новых для российской политики идеологий стало не результатом внутреннего осмысления пути развития страны, а слепым копированием западных образцов30.
В сложившейся ситуации именно психологическая природа политических ценностей позволяет выявить и объяснить корреляции между зафиксированными в программах политических партий ценностными конструктами и их восприятием массовым сознанием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинов В.В. Политико-психологический анализ консервативных ценностей в современной России // Полис. 2008. № 5. [Blinov V.V. Politiko-psikhologicheskij analiz konservativnykh cennostej v sovremennoj Rossii // Polis, 2008. № 5.]
2. Деулина О.Ю. Структурный анализ политических представлений современных российских парламентских партий // Перспективы развития политической психологии: новые направления: Материалы Международной научной конференции 22-23 октября 2010 г. / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2012. [Deulina O.Ju. Strukturnyj analiz politicheskikh predstavlenij sovremennykh rossijskikh parlamentskikh partij // Perspektivy razvitija politicheskoj psikhologii: novye napravlenija: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 22-23 oktjabrja 2010 g. / Pod red. E.B. Shestopal. M., 2012.]
3. Образы власти в постсоветской России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2004. [Obrazy vlasti v postsovetskoj Rossii / Pod red. E.B. Shestopal. M., 2004.]
4. Психология политического восприятия в современной России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2012. [Psikhologija politicheskogo vosprijatija v sovremennoj Rossii / Pod red. E.B. Shestopal. M., 2012.]
5. Рудницкий К. Теоретико-политический анализ субъективного контекста политических действий на примере политических доктрин // Элементы теории политики / Пер. с пол., ред. и предисловие В.П. Макаренко. Ростов/нД., 1991. [Rudnickij K. Teoretiko-politicheskij analiz sub"ektivnogo konteksta politicheskikh dejstvij na primere politicheskikh doktrin // Ehlementy teorii politiki / Per. s pol., red. i predislovie V. P. Makarenko. Rostov/nD., 1991.]
6. Селезнёва А.В. Политико-психологический анализ политических ценностей современных российских граждан: поколенческий срез // Вестн. Томск. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011, № 3(15). [Selezneva A. V.
29 Вилков А.А., Николаева А.А. Российский менталитет и перспективы социал-демократии и левоцентризма в политической жизни России. Саратов, 2009. С. 98.
30 Фишман Л.Г. Политические дискурсы постсоветской России: теоретико-методологический анализ. Автореф. ... д-ра полит. н., Екатеринбург, 2007.
Politiko-psikhologicheskij analiz politicheskikh cennostej sovremennykh rossijskikh grazhdan: pokolencheskij srez // Vestn. Tomsk. gos. un-ta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2011, № 3(15).]
7. Селезнёва А.В. Политические представления и ценности россиян. М., 2012. [SeleznevaA.V. Politicheskie predstavlenija i cennosti rossijan. M., 2012.]
8. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии. Материалы дискуссии // Полис. 2004. № 4. [Sovremennye tendencii razvitija simvolicheskogo prostranstva politiki i koncept ideologii. Materialy diskussii // Polis. 2004. № 4.]
9. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2003. [Solov'ev A.I. Politologija: Politicheskaja teorija, politicheskie tekhnologii. M., 2003.]
10. Фелдман С. Ценности, идеология и структура политических установок // Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. М., 2007. [Feldman S. Cennosti, ideologija i struktura politicheskikh ustanovok // Politicheskaja psikhologija: Khrestomatija / Sost. E.B. Shestopal. M., 2007.]
11. Шварцмантель Д. Идеология и политика / Пер. с англ. Харьков, 2009. [Shvarcmantel' D. Ideologija i politika / Per. s angl. Khar'kov, 2009.]
12. Шестопал Е.Б. Представления, образы и ценности демократии в российском обществе // Полития. 2011. № 3. [ShestopalE.B. Predstavlenija, obrazy i cennosti demokratii v rossijskom obshhestve // Politija. 2011. № 3.]
13. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. [Shestopal E.B. Psikhologicheskij profil' rossijskoj politiki 1990-kh: Teoreticheskie i prikladnye problemy politicheskoj psikhologii. M., 2000.]
14. Braithwaite V. Beyond Rokeach's equality-freedom model: Two-dimensional values in a one-dimensional world // Journal of Social Issues. 1994. N 50.
15. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973.
16. Schwartz S. H. Universals in the content and strucrure of values // Advances in experimental social psychology / Ed. by M. P. Zanna. N.Y., 1992. Vol. 25.