Научная статья на тему 'Психологический анализ подготовки пограничных нарядов к действиям в экстремальных условиях'

Психологический анализ подготовки пограничных нарядов к действиям в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2090
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПОГРАНИЧНЫЙ НАРЯД / PSYCHOLOGICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL READINESS / PROFESSIONAL PERFORMANCE / EXTREME CONDITIONS / BOARDER SERVICE SQUAD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазоренко Александр Васильевич

В статье проанализирован процесс подготовки пограничных нарядов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях с учетом психологической составляющей. Излагается методика применения психологической подготовки в ходе мероприятий текущей и непосредственной подготовки пограничников к службе, что позволит им эффективно выполнять профессиональные обязанности в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лазоренко Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Analysis of Training Boarder Service Squads to Perform in Extreme Conditions

The article investigates the process of training boarder service squads to perform in extreme conditions, psychological component being taken into account. The researcher dwells on the methods of using psychological training during current and immediate service training of boarder service squads, which will enhance professional performance in extreme conditions.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ подготовки пограничных нарядов к действиям в экстремальных условиях»

УДК 159.944:331.43:351.746.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПОГРАНИЧНЫХ НАРЯДОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

А. В. Лазоренко

В статье проанализирован процесс подготовки пограничных нарядов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях с учетом психологической составляющей. Излагается методика применения психологической подготовки в ходе мероприятий текущей и непосредственной подготовки пограничников к службе, что позволит им эффективно выполнять профессиональные обязанности в экстремальных условиях.

Ключевые слова: психологическая подготовка, психологическая готовность, профессиональная деятельность, экстремальные условия, пограничный наряд.

В системе Государственной пограничной службы Украины (далее — ГПСУ) основой охраны государственной границы остается служба пограничных нарядов. Такой вид правоохранительной деятельности характеризуется значительными нервно-психическими и энергетическими затратами, непредвиденными ситуациями, сопряженными с опасностью и высоким риском, а также угрозой жизни и здоровью. Это способствует повышению требований к психической сфере пограничников, следовательно, и к системе профессионально-психологической подготовки и ее эффективности. Как показывает практика, уровень профессиональной подготовки пограничного персонала не всегда свидетельствует о его высокой психологической компетентности, в частности, соответствующих психологических знаниях и умениях, их реализации в сложных или экстремальных условиях. Поэтому вопросы психологической подготовки пограничных нарядов представляют особый научно-практический интерес.

Анализ современных научных работ показывает, что исследованием проблемы подготовки и формирования готовности правоохранителей занимались А. М. Бандурка, В. И. Барко, В. А. Лефтеров, А. М. Сто-ляренко, В. Н. Смирнов, А. В. Тимченко, М. И. Томчук и др. Освещение проблем психологической подготовки личности к правоохранительной деятельности на государственной границе отражено в работах Ю. Н. Гурьянова, В. В. Журавлева, А. А. Невары, Е. М. Потапчука, А. Д. Сафина и др. Отметим, что проведенные прикладные исследования не охватывают полностью особенности реализации специальных психологических знаний в деятельности пограничных нарядов по охране государственной границы в экстремальных условиях. Технологии психологической подготовки персонала пограничных подразделений устаревают и приобретают формальный характер, что негативно влияет на подготовленность стражей границы к реальной профессиональной деятельности. Это направление подготовки требует дальнейшей разработки, увеличения отведенного времени на проведение соответствующих занятий и ее эффективности.

Исходя из этого остановимся на некоторых аспектах улучшения психологической подготовки пограничных нарядов к действиям в экстремальных условиях с учетом специфики их профессиональной подготовки, в этом заключается цель данной статьи.

Стоит отметить, что основным видом правоохранительной деятельности пограничных нарядов является оперативно-служебная деятельность (далее — ОСД), которая заключается в выполнении отделом пограничной службы основных функций: охрана государственной границы Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах с целью недопущения незаконного изменения прохождения ее линии; обеспечение соблюдения режима государственной границы и пограничного режима; участие в борьбе с организованной преступностью и противодействие незаконной миграции на государственной границе Украины и в пределах контролируемых пограничных районов и др. 1

Большинство указанных функций с большой вероятностью сопряжено с опасностью для жизни и здоровья пограничников. На это указывает статистика их гибели и травматизма, согласно которой ежегодно 16% от общего числа несчастных случаев составляет летальный исход и 21% — физическое и психологическое травмирование при выполнении служебных обязанностей (статистика состояния охраны труда в ГПСУ за 2006-2012 гг.).

Вместе с тем анализ результатов ОСД пограничных нарядов по отдельным показателям (данные внутриведомственной автоматизированной информационной системы «Гарт») показывает, что зафиксированы факты, когда при выполнении служебных задач пограничникам приходится преодолевать сопротивление правонарушителей по пограничным вопросам (1437 случаев). Это приводит к правомерному применению оружия (99 случаев), специальных средств и мер физического воздействия (86 случаев), устройств для отстрела резиновых пуль (61 случай). Все это убедительно свидетельствует об экстремальном характере охраны границы и необходимости усиленного внимания к психологической составляющей подготовки пограничных нарядов к несению службы. Статистика несчастных случаев и применения силы подтверждает, что эффективность профессиональной деятельности пограничных нарядов обусловлена прежде всего уровнем их психологической подготовленности. В комплексе она определяет степень психологической готовности субъекта к оптимальному выполнению оперативно-служебных задач. В этом направлении, по нашему мнению, должны прилагаться скоординированные усилия как специальных психологических служб, так и руководящего состава органов и подразделений охраны границы.

Между тем, как свидетельствует психологический анализ процесса подготовки пограничников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях, большинство руководителей имеют отдаленное представление о проблеме исследования. На практи-

ке психологическая подготовка не является приоритетом сознательных усилий командиров, она проводится преимущественно стихийно, что подтверждает недостаточную научную и практическую разработку этой проблемы.

Профессиональная деятельность пограничников характеризуется влиянием ряда специфических стресс-факторов (опасность, внезапность, неопределенность, новизна и др.), которые могут вызвать негативные реакции и состояния у правоохранителей, резко ухудшая надежность их деятельности и эффективность выполнения задач. Этими состояниями являются фрустрация, психическая напряженность, страх, паника и др. С учетом сказанного выше необходимо дать пограничникам профессиональные психологические знания, формировать навыки, умения надежного и эффективного поведения в экстремальных условиях деятельности.

Результаты изучения процесса подготовки пограничных подразделений к действиям в экстремальных условиях свидетельствуют, что наряду с практическими и теоретическими предметами подготовки составляющей профессионализма является психологическая подготовка. Под ней следует понимать формирование у пограничника психологической готовности и психической устойчивости, т. е. таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять профессиональные задачи, действовать в опасных и напряженных условиях и ситуациях.

Структура и цель психологической подготовки специалистов экстремального профиля неоднозначны и зависят от особенностей их деятельности. В связи с этим Ю. Н. Гурьянов 2 считает, что психологическая подготовка состоит из общей, специальной и целевой подготовки к различным видам деятельности (в том числе — к деятельности в экстремальных условиях). Подобный подход предлагают и зарубежные исследователи, которые распределяют подготовку пограничников стран Европейского Союза по следующим категориям: общая пограничная подготовка; общая правоохранительная подготовка по пограничным стандартам; практические пограничные навыки 3.

Необходимо отметить, что общая психологическая подготовка определяет формирование системы базисных психологических качеств защитника Родины. Эти качества во многом едины для всех силовых структур и формируются, как правило, на занятиях по профессиональной подготовке и мероприятиях по работе с персоналом в ведомственных учебных центрах.

Непосредственная деятельность пограничных нарядов в первую очередь направлена на оптимальный выбор порядка действий для реализации задач ОСД. Как справедливо отмечают Е. М. Потапчук 4, И. И. Приходько 5 и другие, в сфере правоохранительной деятельности именно психологическая подготовка играет решающую роль. Эффективность профессиональной деятельности обусловлена прежде всего уровнем знаний, умений и навыков пограничника и находится в прямой зависимости от его психологической подготовленности. Вместе с тем

психологическая готовность пограничных нарядов выполнять служебные обязанности на профессиональном уровне формируется в подразделениях охраны границы в процессе специальной и целевой психологической подготовки.

Важность и недостаточная разработанность подходов к организации психологической подготовки пограничных нарядов, с учетом экстремального характера их деятельности, приводит к необходимости изложения методики ее применения на примере проведения специальной подготовки (в ходе мероприятий текущей профессиональной подготовки) и целевой подготовки (при непосредственной подготовке к несению службы).

В соответствии с тематическим планом профессиональной подготовки персонала отделов пограничной службы основной формой его подготовки являются комплексные практические занятия, которые заключаются в отработке вопросов отдельных направлений подготовки в системе, на фоне единой учебной обстановки, с выполнением конкретных заданий ОСД в составе смены пограничных нарядов. Комплексность такого занятия заключается в объединении таких направлений практической подготовки, как физическая, огневая, медицинская и др. Именно на этих занятиях целесообразно в полной мере отрабатывать приемы, направленные на решение задач психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях.

Мы считаем, что целью психологической подготовки в ходе комплексных практических занятий является подготовка психики пограничника к восприятию возможной картины действий, преодолению влияния негативных факторов. При этом необходимо, чтобы пограничники почувствовали те обстоятельства, которые могут возникнуть в ходе охраны государственной границы 6.

Для достижения этой цели на занятиях должны создаваться условия, требующие от пограничников активной деятельности. Это достигается путем приближения условий занятий к реальной обстановке, которая может возникнуть в ходе охраны границы; созданием обстановки высокой напряженности; обозначением действий активно сопротивляющегося «противника» (нарушителя законодательства Украины); наличием физических трудностей (нагрузок) и психических переживаний; моделированием элементов внезапности, опасности, риска, дефицита времени, которые обеспечивают условия для формирования у пограничников необходимых эмоционально-волевых качеств. В частности, последнее направление, как отмечают И. И. Приходько, И. И. Липатов, Л. Ф. Шестопалова и др. 7, направлено на создание условий, в которых специалисты получают возможность самостоятельно анализировать проблемные служебные ситуации, находить пути их решения, отрабатывать приемы саморегуляции психического состояния и его коррекции, преодолевать трудности профессиональной деятельности.

Исходя из целей психологической подготовки, практические занятия целесообразно начинать с трени-

ровок действий по сигналам (командам) тревог. Такие тренировки необходимо проводить внезапно, что способствует воспитанию высокой бдительности и личной ответственности всего персонала за поддержание постоянной готовности своего подразделения к внезапным действиям.

Наибольшие возможности для психологической закалки пограничного персонала представляют комплексные занятия, включающие практическое выполнение упражнений по стрельбе, когда присутствуют элементы реальной опасности. Это позволяет пограничникам накапливать необходимый опыт активной деятельности в условиях несения службы. Как свидетельствуют исследования Е. И. Мещерякова и М. А. Сибирко 8 и др., ведение огня из стрелкового оружия способствует формированию самообладания, решительности, мужества, смелости и отваги.

Что касается непосредственной подготовки смены пограничных нарядов к службе и к действиям в случае изменения обстановки, то этот процесс осуществляется по определенному алгоритму: ориентирование личного состава; непосредственная подготовка военнослужащих (служащих) к службе в пограничных нарядах; проверка готовности к выполнению задач; инструктаж состава смены; постановка приказов пограничным нарядам на охрану государственной границы и осуществление пограничного контроля. В ходе такой подготовки создается так называемое предстартовое состояние, поэтому целесообразно рассмотреть указанный алгоритм непосредственной подготовки с позиции психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях подробнее.

Так, после построения личного состава, проверки его наличия, внешнего вида, опроса о состоянии здоровья и выявления других факторов, которые могут повлиять на несение службы в пограничных нарядах, руководителю подготовки смены пограничных нарядов необходимо установить психологический контакт с составом смены. Это обстоятельство является основанием для качественного восприятия пограничниками информации, которая доводится во время ориентирования и касается несения службы в пограничных нарядах.

Как было отмечено выше, для пограничных нарядов достаточно частыми являются ситуации непосредственной угрозы их жизни и здоровью, например, задержание правонарушителя, невыполнение законных требований пограничника, попытка побега задержанного правонарушителя и др. Поэтому на следующем этапе состояние непосредственной готовности к действиям (в том числе в экстремальных условиях) предлагается формировать и поддерживать с помощью отработки навыков действий в типичных экстремальных ситуациях с помощью специальных упражнений и тренировок: при проведении ролевых игр, решении ситуационных задач в составе пограничных нарядов и практических вводных, проведении тренингов. Обучение действиям в типичных ситуациях формирует общую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

Следует проводить детальный разбор ошибок, выявленных в ходе подготовки, с целью исключения подобных просчетов в будущем.

Проверку готовности личного состава смены к несению службы руководитель осуществляет путем опроса (повторного тестирования) отдельных военнослужащих по вопросам нормативно-правовой базы. С точки зрения психологии такой метод направлен на тренировку готовности памяти. Для тренировки оперативного мышления в процессе подготовки нарядов к службе необходимо создавать проблемные и конфликтные ситуации, которые встречаются в профессиональной деятельности.

Огромное психологическое воздействие на пограничников имеет инструктаж смены пограничных нарядов. Практический опыт показывает, что большая часть подчиненных действуют именно по алгоритму, который был предложен во время инструктажа. Кроме того, у пограничного наряда значительно меньше времени уходит на оценку обстановки и принятие решения, поскольку оценка в подобных условиях уже была проведена и вариант решения был предложен непосредственным начальником.

Не менее важным элементом повышения уровня готовности к экстремальным ситуациям является само-инструктаж или, по определению теоретиков, «опережающее отражение», т. е. мысленное воспроизведение возможных служебных ситуаций и своего поведения (своих действий) в них. Итак, самоинструктаж служит необходимым условием успешной деятельности при различных обстоятельствах.

Основой организации службы пограничных нарядов является приказ на охрану государственной границы 9. В этом случае значительное мобилизующее влияние на пограничника оказывают проверка экипировки и подготовленности наряда к службе, четкая постановка приказа на охрану границы с соблюдением определенного ритуала, обязательное повторение содержания приказа с целью уточнения усвоения нарядом задания и способов его выполнения.

Подготовка пограничных нарядов к служебной деятельности с учетом психологической составляющей позволит им эффективно выполнять профессиональные обязанности по охране государственной границы. Причем именно создание в процессе подготовки обстановки с наличием физической и психологической напряженности позволяет формировать психологическую стойкость и готовность к экстремальным условиям пограничной службы.

Таким образом, проблема подготовки пограничных нарядов к действиям в экстремальных условиях вынуждает обращать внимание на методологические и практические аспекты психологической подготовки, а именно — на психологические механизмы и основы профессиональной подготовленности, моделирование на занятиях и тренировках экстремальных ситуаций деятельности, овладение пограничниками необходимым потенциалом специальных психологических знаний, умений и навыков.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов указанной проблемы, поэтому перспективным в данном направлении будет совершенствование методов психологической подготовки пограничных нарядов, отработка вариантов действий пограничных нарядов в типовых экстремальных ситуациях.

1 Інструкція з організації оперативно-службової діяльності відділу прикордонної служби Державної прикордонної служби України: наказ Адміністрації Державної прикордонної служби України від 29 вересня 2009. № 1040. Хмельницький, 2010. 176 с.

2 Гурьянов Ю. Н. Психологическая работа в органах и войсках Пограничной службы России : учеб. пособие / под ред. Л. Ф. Железняка. М., 2003. 494 с.

3 Common Core Curriculum for Border Guard Basic training in the European Union (CCC 2012). Produced by FRONTEX Agency in cooperation with EU Member States and Fundamental rights organizations. Warsaw, 2012. Р. 15.

4 Потапчук Є. М. Педагогічні методи моделювання психологічних факторів оперативно-службової діяльності прикордонників // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. 2011. № 57. С. 65-68.

5 Прикладна психологія службово-бойової діяльності сил охорони правопорядку: підручник / І. І. Приходько, І. І. Ліпа-тов, Л. Ф. Шестопалова та ін. Харків, 2012. 336 с.

6 Гурьянов Ю. Н. Указ. соч. 494 с.

7 Прикладна психологія. 336 с.

8 Мещеряков Е. И. , Сибирко М. А. Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №1 (44). С. 62-66.

9 Гурьянов Ю. Н. Указ. соч.; Інструкція з організації оперативно-службової діяльності відділу прикордонної служби Державної прикордонної служби України : наказ Адміністрації Державної прикордонної служби України від 29 вересня. 2009. № 1040. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.