Научная статья на тему 'Психологический анализ концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов'

Психологический анализ концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МОДЕЛЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЦИОГУМАНИЗМ / VALUES / PERSONALIZED MEANINGS / SELF-REGULATION / MODEL / SUBJECT / SUBJECTIVITY / SELF-ACTUALIZATION / RATIONAL HUMANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галян Игорьмихайлович

В статье представлен психологический анализ теоретической концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов, в основу которой положен субъектный подход к моделированию саморегуляционного процесса. Раскрывается специфика ценностной саморегуляции в профессиональной деятельности будущих педагогов через анализ целевого, процессуального, содержательного и результативного аспектов процесса удовлетворения их потребности в самореализации. Акцентируется внимание на трех ее составляющих: содержательно-психологической (детерминанты ценностной саморегуляции: личностный смысл, индивидуальные особенности субъекта и психические состояния), социально-психологической (условия ее осуществления: субъектность личности, ситуация и социокультурная среда) и структурно-функциональной (блоки, обеспечивающие непосредственный процесс саморегуляции: мотивационно-целевой, блок программирования и поведенческий). Указывается, что все они работают как целостный механизм, детерминируя, поддерживая и контролируя друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL MODEL OF VALUE SELF-REGULATION OF FUTURE TEACHERS DURING THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article presents psychological analysis of the theoretical conceptual model of value self-regulation of future teachers, which is based on a subjective approach to the modeling of the self-regulation process. The author reveals real specifics of value self-regulation in the professional activities of future teachers by means of the analysis of the target, procedural, substantive and productive aspects of the process of meeting their needs for self-actualization. The focus is on its three components: content-psychological (determinants of value self-regulation: personalized meaning, individual characteristics of the subject and his mental state), sociopsy-chological (conditions for its implementation: the subjectivity of the personality, the situation and the socio-cultural environment), and the structural and functional (components providing direct process of self-regulation: the motivational target component, the programming and the behavioral ones). The article indicates that all of them work as a holistic mechanism, determining, supporting and monitoring one another.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов»

2014

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Философия. Психология. Социология

Выпуск 4 (20)

_ПСИХОЛОГИЯ_

УДК 159.923.2+159.947.5+159.963.55

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЦЕННОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Галян ИгорьМихайлович,

кандидат психологических наук, доцент, докторант

Институт психологии им. Г.С. КостюкаНАПН Украины Украина, 01033, Киев, ул. Паньковская, 2; e-mail: halyan@mail.ru

В статье представлен психологический анализ теоретической концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов, в основу которой положен субъектный подход к моделированию саморегуляционного процесса. Раскрывается специфика ценностной саморегуляции в профессиональной деятельности будущих педагогов через анализ целевого, процессуального, содержательного и результативного аспектов процесса удовлетворения их потребности в самореализации. Акцентируется внимание на трех ее составляющих: содержательно-психологической (детерминанты ценностной саморегуляции: личностный смысл, индивидуальные особенности субъекта и психические состояния), социально-психологической (условия ее осуществления: субъектность личности, ситуация и социокультурная среда) и структурно-функциональной (блоки, обеспечивающие непосредственный процесс саморегуляции: мотивационно-целевой, блок программирования и поведенческий). Указывается, что все они работают как целостный механизм, детерминируя, поддерживая и контролируя друг друга.

Ключевые слова: ценности; личностные смыслы; саморегуляция; модель; субъект; субъектность; самореализация; рациогуманизм.

Проблема личности по своей практической и теоретической значимости относится к одной из фундаментальных в современной психологии. Все разнообразие толкования личности отражено в научных подходах: одни сводят содержание понятия «личность» к совокупности присущих индивиду устойчивых, во многом врожденных черт (естественно-научная традиция); другие видят в личности качество индивида, формирующееся в общественно детерминированных процессах социального взаимодействия (ролевые и интерак-ционистские концепции); третьи определяющим атрибутом личности рассматривают суверенитет, сторонами которого является ее внутренняя свобода, присущие ей способности к совершению поступков, к творчеству, построение и реализация смысла своей жизни (от классической немецкой философии к экзистенциализму XX в.).

Наше исследование основывается на интегра-тивно-личностном подходе (Г.А. Балл), ориенти-

рованном на рациогуманистическую мировоззренческую и методологическую установку. С методологической стороны этот подход интегрирует конструктивные составляющие упомянутых выше концепций, соответствующих различным вариантам понимания и познания личности, и дает возможность им дополнять друг друга. С другой, онтологической, ориентирует на целостное рассмотрение индивида в единстве его соматических, психологических и духовных свойств. Такой подход дает основания рассматривать явления (в том числе психологические) как систему, в которой вещи, образованные совокупностью элементов объединенных закономерными устойчивыми связями (структурой) и определенными ин-тегративными (системообразующими) свойствами, функционируют в качестве подсистем.

Являясь открытой, динамичной, многомерной, способной к самоорганизации психологической системой, личность наделена такими функцио-

© Галян И.М., 2014

нальными характеристиками, как смыслы и ценности. Будучи смысловыми образованиями, ценностные ориентации личности связывают моти-вационную и когнитивную сферы, направляя и ориентируя поведение человека на определенные цели. В то же время, будучи зависимыми от общественных ценностей, они (личностные ценности) сами нуждаются в регуляции.

Изменить систему ценностей личности довольно трудно, но можно регулировать отдельные ее звенья, влияя тем самым на изменение качества ее структуры, уменьшение ее противоречивости, укрепление целостности, связывая в единое целое личность и социальную среду. Субъектный подход к моделированию ценностной саморегуляции обязывает учитывать ряд моментов, среди которых ключевым является поиск реальной, а не чисто созерцательной специфики саморегуляции в профессиональной деятельности будущих педагогов. Это возможно на основе анализа целевого, процессуального, содержательного и результативного аспектов процесса удовлетворения их потребности в самореализации. Поэтому возникает необходимость разработки теоретической модели ценностной саморегуляции, а также ее эмпирической апробации, в которой был бы представлен механизм обеспечения этого процесса.

Целью нашей статьи является теоретический анализ модели ценностной саморегуляции личности будущих педагогов на этапе их профессионального становления.

Понятие «модель» сегодня часто используется в психолого-педагогических исследованиях. Обобщенная интерпретация этого понятия получила теоретическую разработку в трудах Г.А. Балла, В.И. Войтко. Модель определяется учеными как система (материальная или идеальная), которая благодаря структурному сходству (реальному или воображаемому) с некоторой моделируемой системой может быть использована тем или иным агентом как носитель информации о ней. При этом модель может быть как вторичной, так и первичной относительно моделирующей системы [4, 7].

Любая модель описывает механизм функционирования определенного явления или процесса. Представляя модель ценностной саморегуляции, мы акцентируем внимание на процессе, учитывающем индивидуальные особенности студентов, процесс их ценностной трансформации в период профессионализации, где, в частности, содержание профессиональных знаний и умений, преломляясь через систему ценностей, формирует адек-

ватную профессиональную мотивацию и индивидуальные умения саморегулирования. В ней реализуется идея системного подхода к изучению психических явлений, который, как отмечает Б.Ф. Ломов [12], способствует изучению явления как единой целостной структурированной системы, образованной разнородными элементами, соединенными в единое целое иерархическими взаимосвязями.

В основу нашей модели заложены элементы экзистенциально-гуманистической парадигмы. Последняя ориентируется на возможности гармоничного развертывания человеческих способностей (при благоприятных внешних условиях), в частности, тех, которые способствуют выживанию и развитию как самого их носителя, так и партнеров, с которыми он взаимодействует, а также их стимулирование разнообразными средствами.

В модели ценностной саморегуляции будущих педагогов мы выделили три составляющие: содержательно -психологическую (представленную детерминантами ценностной саморегуляции), социально-психологическую (представленную условиями ее осуществления) и структурно-функциональную (представленную блоками, обеспечивающими непосредственный процесс саморегуляции). Все они работают как целостный механизм, детерминируя, поддерживая и контролируя друг друга (рисунок). Проанализируем эти составляющие.

В «Большом толковом психологическом словаре» детерминанта рассматривается как причина, предшествующее условие, которое приводит к некоторому определенному результату [6, с. 228.]. В нашей модели в качестве детерминант выступают личностные смыслы, индивидуальные особенности субъекта и его психические состояния.

Проблема смысла в отечественной психологической науке отражена в рамках деятельностного подхода, где личность и ее структура, формирование и развитие обусловлены различными аспектами жизнедеятельности. А.Н. Леонтьев указывает на зависимость смыслов от мотивов, придающих «сознательному отражению субъективную окраску, которая выражает значение того, что отражается для самого субъекта, его личностный смысл» [11, с. 166]. В личностном смысле, по мнению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, отражается не только значимость (валентность), но и содержательная связь с конкретными потребностями, мотивами и ценностями. Личностный смысл, будучи основой деятельности, выполняет

регулирующую функцию. Ощущение смысла, возникнув, дает начало ценностям, которые, в свою очередь, усиливают ощущение смысла и закрепляют направленность социального поведе-

ния. Следовательно, генерализация осознанных личностью смыслов является необходимым условием образования личностных ценностей [17].

Концептуальная модель ценностной саморегуляции будущих педагогов

Собственные личностные смыслы человек реализует через свое отношение к действительности. Степень личностной зрелости детерминирует отношение к жизненным ситуациям, а также возникновение внутриличностных конфликтов в случае жизненных изменений [18], что существенно сказывается на процессе саморегуляции. Осуществляется это посредством таких механизмов, как интериоризация, идентификация, рефлексия, экстериоризация.

Детерминантой ценностной саморегуляции являются индивидуальные особенности субъекта (совокупность внутренних условий). К ним относятся: направленность личности, характер, чувства и способности, процессы, вся система навыков, привычек и знаний, индивидуальный опыт, особенности биологической организации [3]. Совокупность внутренних условий определяет внутреннюю характеристику личности [23]. Поэтому в любом акте жизнедеятельности происходит психологическая репрезентация ситуации в конкретной совокупности внутренних условий, т.е. психологических особенностей. В каждый конкретный отрезок актуального времени мы имеем дело с одной из реализаций личности, которая может быть охарактеризована набором актуализированных свойств. Если актуализация — это перевод в действие, в состояние активности существующего потенциально, то актуализация ценностей, таким образом, это перевод из потенциального в действующее состояние ценностей, внутренне значимых, но иногда неосознаваемых и тем самым не

реализованных. Экзистенциальный аспект актуализации ценностей будущими педагогами заключается в побуждении их к ценностному осознанию своей будущей профессии.

Личностный смысл, индивидуальные особенности субъекта как детерминанты саморегуляции, а также ситуация (среда) как внешняя условие достаточно тесно взаимодействуют между собой, вызывая появление психического состояния. Пусковым звеном, обусловливающим возникновение состояния, служит ситуация. Она «приводит» субъекта в «соответствие» с требованиями среды. Изменение любого звена этого взаимодействия приводит к его изменению, а следовательно, и психического состояния. Психические состояния, равно как и процессы, и психические свойства, являются различной формой психической реальности, т.е. наделены автономностью, относительной независимостью. Психические состояния объективируются через деятельность, общение, поведение личности. Они выступают как развернутое во времени проявление свойств личности, их психологического бытия [8]. В этом контексте уместны утверждения К.А. Абульхановой-Славской о том, что включенность психических состояний в систему личностной организации порождает зависимость состояния от индивидуальных особенностей личности, от ее целей, отношений к явлениям действительности, проявляющееся в принципе личностной регуляции состояний [2]. Любое изменение «внутренних условий» вызывает изменение психического состояния.

Принцип личностной регуляции, включающий в себя управляемость системы, реализуется через функциональные структуры состояний в форме самоорганизации, самоуправления, саморегуляции, в том числе и ценностной. Рассмотрим условия как необходимые обстоятельства, способствующие осуществлению ценностной саморегуляции.

Условие в толковом словаре рассматривается как категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [20]. Условие следует отличать от причины, так как в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, в которой последние возникают, существуют и развиваются. В нашем исследовании условие отражает состояние системы, при котором существует возможность определенного события. Это то, от чего зависит существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует данное явление.

Основным условием успешного осуществления ценностной саморегуляции является субъектностъ личности. Психологическую сущность субъектно-сти мы рассматриваем через понимание актуальных ресурсов и возможностей личности. В частности, права личности быть такой, какая она есть на самом деле, со всеми ее комплексами, жизненными, психологическими и социальными проблемами и установками. Поэтому весьма уместным в этом контексте является утверждение Ю.А. Мислав-ского о том, что саморегуляция — это процесс поддержания в человеке такой продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а значит, в высших своих проявлениях охватывает момент развития его как личности [14, с. 26]. Отсюда следует, что психологически субъектностъ неотделима от личности. Психологическая онтология субъектности требует соответствующего самоощущения личности, поскольку последняя создает не только предметную действительность, но и осознанно и ответственно саму себя в этой действительности. Поэтому феноменологически субъектный статус может познаваться через способность личности к практическим само изменениям, саморазвитию. В большинстве современных психологических теорий возможность человека самоопределиться, развивать и реа-лизовывать свой личностный потенциал в профессиональной сфере рассматривается как решающий

фактор оптимальной профессионализации личности и критерий ее профессиональной субъектности. Именно такой подход к исследуемой нами проблеме позволяет говорить о формировании оптимальной способности к саморегуляции у будущих педагогов.

Наиболее полно многообразие обстоятельств, внешних и внутренних причин, обеспечивающих процесс ценностной саморегуляции, отражает понятие «ситуация». Именно через взаимодействие личности с жизненными ситуациями необходимо объяснять его содержание.

В «Кратком психологическом словаре» ситуация рассматривается как «система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность» [10, с. 23]. К. К. Платонов под ситуацией понимал совокупность обстоятельств, которые могут быть не только внешними, но и внутренними [16]. Ситуация, по мнению Б.Ф. Ломова, это система событий, поэтому ее необходимо понимать как целое, между элементами которого существует определенная связь [13]. Ситуация для субъекта является сгустком, узлом, в котором все имеющиеся отношения и связи так или иначе участвуют в ее организации. На таком понимании ситуации настаивал С.Л. Рубинштейн [19].

Указывает на роль ситуации в саморегулятивном процессе и И.Г. Чеснокова. Рассматривая ее в контексте самосознания человека, она пишет, что «...саморегуляция характеризуется специфической активностью человека, направленной на соотношение поведения личности требованиям ситуации, ожиданиям других людей, на актуализацию психологических резервов в соответствии с ситуацией общения, межличностного взаимодействия» [22, с. 36].

Таким образом, в понятие «ситуация» входят условия, обстоятельства жизнедеятельности индивида. Учитывая это, можно говорить о «ситуации жизнедеятельности», в которой в реальном временном измерении происходит взаимодействие будущего педагога с жизненными обстоятельствами. Изменение составляющих ситуации вызывает изменения психических состояний. В этих условиях на первый план выступает субъектностъ как регулятор поведения, ключевой характеристикой которой является надситуатив-нисть — независимость от внешних обстоятельств. Одной из причин ее существования является наличие потенциальной субъектности каждой личности, стремящейся к самореализации.

Необходимость выделения социокультурной среды в качестве условия ценностной саморегуля-

ции обусловлена интенсификацией контактов студентов (межэтнических, экономических, образовательные миграции, переселение (в связи с обучением сельской молодежи в городе) в высшем учебном заведении. Немаловажными являются трансформации в политической, экономической, духовной сферах общества, которые влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей (А.Г. Здравомыслов, Н.М. Лебедева, Д.А. Леонтьев, A.B. Сухарев). На основе ценностных ориен-таций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Процесс трансформации базовых ценностей, замена их ценностями социума приводит к возникновению рассогласований в ценностной сфере личности, что сказывается на ее поведении и делает неизбежным процесс ценностной саморегуляции. Ценностные ориентации, по мнению М.И. Бобневой, осуществляют психическую регуляцию социальной деятельности и поведения субъекта в социальной среде [5].

Процесс саморегуляции осуществляется как целостная, замкнутая система, которая реализуется путем взаимодействия функциональных звеньев [9]. Они в нашей модели представлены блоками ценностной саморегуляции, среди которых мотивационно-целевой, блок программирования саморегулятивных действий и поведенческий. Основанием для их выделения являются присущие им специфические регуляторные функции, системное взаимодействие которых реализует целостный процесс регуляции, обеспечивает достижение поставленной цели [15]. Характеристику блоков мотивационно-ценностной саморегуляции следует осуществлять в единстве с ее детерминантами и условиями. Именно при таком сочетании возникает всестороннее представление о саморегуляции как целостном процессе, в котором задействованы социальные, личностные и индивидные качества субъекта.

Мотивационно-целевой блок включает такие компоненты, как целеполагание и потребность в саморазвитии. Постановка цели определяет не только общую, осознанную ценностно-мотивационную направленность, но и другие особенности конкретной реализации отдельных звеньев процесса саморегуляции. Основным психическим образованием для постановки цели являются ценности будущих педагогов. Кроме этого, в контексте нашего исследования определенный интерес вызывает изучение самореализации как цели ценностной саморегуляции. Критерий само-

реализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает его удовлетворенность социальными условиями, их полезность для личностного развития.

Поскольку саморегуляция осуществляется для обеспечения внутренней гармонии личности, которая возникает при условии совпадения внутренних побуждений и внешних условий, то уместным является наличие в структуре модели ценностной саморегуляции такого звена, как потребность в саморазвитии. Тем более что субъект-ность личности, которая рассматривается нами как условие осуществления саморегуляции, характеризуется постоянством стремления человека к саморазвитию. На этом акцентирует внимание К.О. Абульханова-Славская, отмечая, что субъект является субъектом не потому, что совершенный, а благодаря стремлению к совершенству [1]. На такое личностное качество в субъектном статусе указывал С.Л. Франкл, выделяя творческие усилия человека, позволяющие продуктивно преодолевать гнетущее ощущение обыденности индивидуальной жизни [21].

Итак, от «гармонии» компонентов мотиваци-онно-целевого блока зависит дальнейший ход са-морегулятивного процесса. Вместе с тем следует отметить, что это звено в основном выполняет общую, системообразующую функцию. А весь ее процесс (саморегуляции) формируется в соответствии с личностными смыслами.

Второй блок в структуре представленной нами модели связан с программированием действий по саморегуляции. Он образован такими структурными компонентами, как моделирование и собственно программирование средств ценностной саморегуляции. На этом этапе происходит оценка соответствия ситуации личностным смыслам и мотивационной направленности будущих педагогов. Одновременно формируется ситуационная компетентность, что характеризует их как субъектов деятельности. В итоге осуществляется синтез внутренних (связанных с потребностной сферой) и внешних (определяемых особенностями ситуации) побуждений.

Процесс моделирования обеспечивает формирование комплекса внешних и внутренних условий активности, необходимых для успешной исполнительской деятельности. Тем самым выполняется функция источника информации, на основе которой осуществляется программирование исполнительских действий, т.е. формируется будущая модель поведения. Это динамическое образование, которое может и должно подвергаться изменениям, дополняться новой информацией, уточняться.

Планирование и моделирование ситуации, исходя из субъектности будущих педагогов, обеспечивает программирование действий ценностной саморегуляции. В этом процессе на основе самооценки, уровня притязаний и рефлексии будущий педагог соотносит свои возможности с личностными смыслами, текущей ситуацией и актуальным психическим состоянием, рефлексируя при этом последствия будущих саморегулятивных действий.

Устойчивые индивидуальные особенности программирования во многом будут определяться степенью детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками, а также условиями успешного осуществления деятельности. Индивидуально своеобразными могут быть и способы достижения цели.

Главная функция поведенческого блока ценностной саморегуляции состоит в реализации программы выбора и включает два этапа: оценку результата и оценку согласованности ценностного выбора. Кроме этого, блок обеспечивает контроль за намерением и поддержанием устойчивости ценностно-мотивационной деятельности.

Функционирование этого этапа можно описать так. На основе самоанализа фиксируются первичные результаты ценностного выбора. Затем сравнивается полученная в процессе самоанализа информация с личностными смыслами, ожиданиями и социокультурной средой, в которой находится личность. И, наконец, происходит положительное реагирование, самоподкрепление действия, если результат достигает или превосходит ожидания. Когда же результат отрицательный, т.е. когда реальная ситуация, в которой оказывается личность, противоречит ее смысложизненным и ценностным ориентациям, возникает внутренний дисбаланс, побуждая решения о коррекции функциональных звеньев. В результате проведенной коррекции, а также при условии положительного самоподкрепления продолжается реализация ценностного выбора, который ложится в основу формирования мотива.

Поведенческий блок ценностной саморегуляции, реализуя самоорганизующиеся рациональные стратегии, способствует возникновению у будущих педагогов определенного психического состояния, а также формированию самоинструкций для подчеркивания их ценностного выбора. Помимо этого осуществляется эмоциональный и когнитивный контроль активизирующего и ре-лаксирующего типа для согласования ценностного выбора с реальной ситуацией.

Таким образом, процесс саморегуляции как система функциональных звеньев обеспечивает создание и динамическое существование в сознании будущего педагога целостной модели его деятельности, предшествующей исполнительской активности. Все звенья регуляционного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и приобретают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса.

Представленная нами модель описывает произвольные и осознанные уровни регуляции деятельности с позиции структурно-функционального подхода. Но процесс взаимодействия как деятельность, которая не поддается постоянной рефлексии, предвидит и спонтанную активность человека, которая реализуется в большей степени на уровне неосознанной или самопроизвольной регуляции. Поэтому перспективу исследования мы видим в изучении ценностной саморегуляции с позиции системно-субъектного подхода, что способствовало бы раскрытию этого процесса во всем его разнообразии.

Список литературы

1. Абулъханова-Славская К А. С.Л.Рубинштейн — ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке: колл. моногр. М.: Академ, проект, 2000. С. 13-22.

2. Абулъханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

3. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, теория, практика. Харьков: Фолио, 2000. 768 с.

4. Балл ГА. Система понятий для описания объектов приложения интеллекта // Кибернетика. 1979. №2. С. 109-113.

5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 312 с.

6. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О): пер.с англ. /Роберт Артур. М.: ACT: Вече, 2001. 592 с.

7. Войтко B.I., Балл Г.О.Узагальнена штерпретащя поняття модел1 // Фшософська думка. 1976. № 1. С. 58-64.

8. Денисов М.Ю. Зависимость опыта переживания психических состояний от личностных особенностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук/ СПбГУ. СПб.,1992. 24 с.

9. Конопкин OA. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 255 с.

10. Краткий психологический словарь / под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Мысль, 1985. 285 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Лич-

ность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

13. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 1. С. 18-30.

14. Миславсшй ЮЛ. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 151 с.

15. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. 192 с.

16. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1979. 129 с.

17. РадчукГ.К. Психолопя аксюгенезу особистосл в контексп вищо! професшно! ocbíth: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / 1нститут психологи ím. Г.С. Костюка НАПН Украши. Кшв, 2011.

44 с.

18. Реан А Л. Концепция локуса контроля и проблема личностной зрелости / Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения 97» / под ред. A.A. Крылова. СПб.: СПбГУ, 1997. Вып. 3,ч. 1. С. 367-375.

19. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

20. Условие. URL: https://ru.wikipedia.org. (дата обращения: 01.10.2014).

21. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни: антология / сост., общ. ред., предисл. и прим.

Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. Вып. II. С. 489-583.

22. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М.: Просвещение, 1982. С. 120-135.

23. Шорохова Е.В. Принцип детерминизма в психологии // Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1969. С. 9-21.

Получено 01.10.2014.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya К. A. S.L. Rubinshtein — retrospektive i perspektiva. Problema subyekta v psikhologicheskoi nauke [S.L. Rubinstein — restro-spective and perspective review. The problem of the subject in psychological studies]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2000, pp. 13-22. (In Russian).

2. Abul'khanova-Slavskaya К. A. Deyatel'nost' i psik-hologiya lichnosti [Activity and personality psychology], Moscow, Nauka Publ., 1980, 335 p. (In Rus-

sian).

3. Akhmedov T.I., Zhidko M.E. Psikhoterapiya v osobykh sostoyaniyakh soznaniya: istoriya, teoriya, praktika [Psychotherapy in special states of consciousness]. Khar'kov, Folio Publ., 2000, 768 p. (In Russian).

4. Ball G. A. [The system of notions for descriptions of intelligence application objects]. Kibemetika [Cybernetics]. 1979, no 2, pp. 109-113. (In Russian).

5. BobnevaM.I. Sotsial'nyenormyiregulyatsiyapove-deniya [Social standards and behaviour regulation], Moscow, Nauka Publ., 1978, 312 p. (In Russian).

6. Bol'shoj tolkovyjpsikhologicheskijslovar'. T.l (A-O) [Large explanatory dictionary of psychology. Vol. 1. (A-O)]. Moscow, AST Publ., Veche Publ., 2001, 592 p. (In Russian).

7. Vojtko V.I., Ball G.O. [Generalized interpretation of the notion of a model]. Filosofs 'ka dumka [Philosophical thought]. 1976, no 1. pp. 58-64. (In Ukrainian).

8. Denisov M. Yu. Zavisimost' opyta perezhivaniya psikhicheskikh sostoyanij ot lichnostnykh osoben-nostej. avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Dependence of the experience of mental states on personal characteristics: Abstract of the Ph.D. theses].

St. Petersburg State University Publ., 1992, 24 p. (In Russian).

9. KonopkinO.A. Psikhologicheskie mekhanizmy regu-lyatsii deyatel'nosti [Practical mechanisms of the activity regulation], Moscow, Nauka Publ., 1980,

255 p. (In Russian).

10. Kratkijpsikhologicheskij slovar' / pod red. A. V. Pet-rovskogo, M.G. Yaroshevskogo [Concise dictionary of psychology / ed. by A. V. Petrovskii,

M.G. Yaroshevskii], Moscow, Mysl' Publ., 1985, 285 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity, consciousness, and personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975, 304 p. (In Russian).

12. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical issues of psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1984, 444 p.

13. Lomov B.F. [On the studies of mental laws]. Psik-hologicheskii zhurnal [Psychology j ournal]. 1982, Vol. 3, no 1, pp. 18-30. (In Russian).

14. Mislavskij Yu.A. Samoregulyatsiya i aktivnost' lichnosti vyunosheskom vozraste [Self-regulation and activity of an adolescent personality]. Moscow, PedagogikaPubl., 1991, 151 p. (In Russian).

15. Morosanova V. I. Individual 'nyi stil' samoregulyat-sii: fenomen, struktura i funktsii v proizvol 'noj aktiv-nosti cheloveka [Individual style of self-regulation: phenomenon, structure and functions in personal voluntary activity]. Moscow, Nauka Publ., 1998, 192 p. (In Russian).

16. PlatonovK.K. Kratkii slovar' sistemypsik-hologicheskikh ponyatii [Concise dictionary of psychological notions]. Moscow, Vyssh. shk. Publ., 1979, 129 p.

17. Radchuk G.K. Psikhologiya aksiogenezu osobistosti vkonteksti vishhoiprofesijnoi osviti. avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [Psychology of axiogenesis of a personality in the context of higher professional education: Abstract of the Ph.D. theses]. Kyiv,

G.S. Kostiuk Institute of Psychology at the National Academy of Educational Studies of Ukraine Publ., 2011,44 p. (In Ukrainian).

18. Rean A. A. [Concept of a locus of control and the issue of personal maturity]. Teoreticheskie iprikladnye voprosypsikhologii: Materialyyubilejnoj konferent-sii «Anan 'evskie chteniya 97» [Theoretical and practical issues of psychology: Proceedings of the Anniversary conference «Ananiev Readings»].

St. Petersburg, SPbGU Publ., Vol. 3, part 1, 1997, pp. 367-375. (In Russian).

19. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhejpsikhologii [Intro-

duction to General Psychology]. St. Petersburg, Piter SPb. Publ., 2002, 720 p. (In Russian).

20. Uslovie [Condition], Available at: https://ru.wikipedia.org (Accessed 01.10.2014).

21. Frank S.L. [The meaning of life]. Smysl zhizni: an-tologiya [The meaning of life: Antology]. Moscow, Progress-Kul'tura Publ., 1994. Vol. II, pp. 489-583. (In Russian).

22. Chesnokova I.I. [Self-consciousness, self-regulation, self-determination of the personality]. Problemy psikhologii lichnosti [Issues of personality psychology]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1982, pp. 120-135. (In Russian).

23. Shorokhova E. V. [The principle of determinism in psychology]. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy vpsikhologii [Methodological and theoretical issues in psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1969, pp. 9-21. (In Russian).

The date of the manuscript receipt 01.10.2014.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL MODEL OF VALUE SELF-REGULATION OF FUTURE TEACHERS DURING THEIR PROFESSIONAL

DEVELOPMENT

Igor M. Halyan

G. S. Kostiuk Institute of Psychology at the National Academy of Educational Studies of Ukraine;

2, Pankovska str., Kiev, 01033, Ukraine

The article presents psychological analysis of the theoretical conceptual model of value self-regulation of future teachers, which is based on a subjective approach to the modeling of the self-regulation process. The author reveals real specifics of value self-regulation in the professional activities of future teachers by means of the analysis of the target, procedural, substantive and productive aspects of the process of meeting their needs for self-actualization. The focus is on its three components: content-psychological (determinants of value self-regulation: personalized meaning, individual characteristics of the subject and his mental state), sociopsy-chological (conditions for its implementation: the subjectivity of the personality, the situation and the socio-cultural environment), and the structural and functional (components providing direct process of self-regulation: the motivational target component, the programming and the behavioral ones). The article indicates that all of them work as a holistic mechanism, determining, supporting and monitoring one another. Key words', values; personalized meanings; self-regulation; model; subject; subjectivity; self-actualization; rational humanism.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Галян ИМ. Психологический анализ концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. Вып. 4(20). С. 38-45.

Please cite this article in English as:

Halian I.M. Psychological analysis of the conceptual model of value self-regulation of future teachers during their professional development // Perm University Bulletin. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2014. Iss. 4(20). P. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.