Научная статья на тему 'Психологические условия успешности деятельности тренера'

Психологические условия успешности деятельности тренера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
тренер / спортсмен / спорт / психологические условия / тренировочный процесс. / coach / athlete / sport / psychological condition / training process.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дувалина О. Н., Красноборов А. М.

В данной статье рассматривается роль психологических условий успешности деятельности тренера, которая в первую очередь связана с достижением лучшего результата. Чтобы понять психологические характеристики успешной спортивной деятельности, необходимо понять характер одного из его важнейших факторов личности тренера. Навыки тренера во многом определяются его качествами, которые придают общению со спортсменами оригинальность, определяют скорость и степень мастерства различных способностей. Все это особенно остро стоит в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дувалина О. Н., Красноборов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE SUCCESS OF THE COACH

In this article the role of psychological conditions of success of activity of the trainer which is first of all connected with achievement of the best result is considered. To understand the psychological characteristics of successful sports activities, it is necessary to understand the nature of one of its most important factors the personality of the coach. The skills of the coach are largely determined by his qualities that give communication with athletes originality, determine the speed and degree of skill of various abilities. All this is particularly acute in sports competitions in order to achieve high results.

Текст научной работы на тему «Психологические условия успешности деятельности тренера»

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#2î2â),2@19 / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

37

Дувалина О.Н.,

кандидат психологических наук, доцент КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга

Красноборов А.М. студент 3 курса, института социальных отношений, КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА

Dobalina O. N.,

candidate of psychological Sciences, associate Professor at KSU. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Krasnoborov A. М.

3rd year student, Institute of social relations, KSU. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE SUCCESS OF THE COACH

Аннотация

В данной статье рассматривается роль психологических условий успешности деятельности тренера, которая в первую очередь связана с достижением лучшего результата. Чтобы понять психологические характеристики успешной спортивной деятельности, необходимо понять характер одного из его важнейших факторов - личности тренера. Навыки тренера во многом определяются его качествами, которые придают общению со спортсменами оригинальность, определяют скорость и степень мастерства различных способностей. Все это особенно остро стоит в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов.

Âbstract

In this article the role of psychological conditions of success of activity of the trainer which is first of all connected with achievement of the best result is considered. To understand the psychological characteristics of successful sports activities, it is necessary to understand the nature of one of its most important factors - the personality of the coach. The skills of the coach are largely determined by his qualities that give communication with athletes originality, determine the speed and degree of skill of various abilities. All this is particularly acute in sports competitions in order to achieve high results.

Ключевые слова: тренер, спортсмен, спорт, психологические условия, тренировочный процесс.

Keywords: coach, athlete, sport, psychological condition, training process.

В настоящее время от деятельности тренера зависит результат команды. Особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда можно сделать вывод, что специфика тренерской деятельности -постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учеников нравственные, волевые качества. Исходя, из результатов курсовой работы мы выявили, какими психологическими качествами должен обладать успешный тренер.

Тренер должен уметь: оценивать, выбирать, принимать решения и действовать. Тем не менее,

основным является следующее: его личный авторитет должен быть основан на компетентности, которую бы ребята признали в определенный момент. Открытое ведение целенаправленного диалога с учениками, внесенного в планы и заданные дидактические методики, позволяет получить лучшее из индивидуального потенциала каждого мальчика. Поступки тренера должны способствовать возникновению доверия к нему со стороны ребят. Такое поведение является основной предпосылкой для того, чтобы ребята сознательно проявили всю свою готовность к обучению.

Тренер по хоккею и командным видам спорта в целом, по сравнению с теннисом или плаванием (индивидуальные виды спорта), сталкивается с целой серией проблем, касающихся взаимодействия не с отдельным человеком, а с группой личностей, каждая из которых имеет свои особенности:

технические, когда отдельные характеристики должны интегрироваться в техническое поведение различных составных частей команды: следовательно, необходимо обучать выполнять все вместе и одновременно различные движения;

38

проблемы психологического плана, диктуемые различиями в личностях ребят, составляющих группу, которые, тем не менее, должны успешно взаимодействовать. Тренер должен суметь определить такие цели в плане игры и обучении технике, которые удовлетворяли бы требования всех.

Цель тренера - направление деятельности группы на решение общих задач, максимально «выжимая» при этом из каждого парня его потенциальные способности. На основе своих собственных действий тренер должен быть способен:

выделить проблемы и найти их дидактические решения;

задать мотивировку всем составным частям группы во время многочисленных этапов деятельности;

уметь оказать психологическую помощь при возникновении трудностей как для одного члена команды, так и для всей группы.

Поэтому так важно с первых встреч установить хорошие отношения со всей командой в целом и отдельно с каждым, отношение взаимного доверия, которое затем будет поддерживаться и укрепляться.

Что касается самых маленьких, необходимо, чтобы они как можно быстрее оказались в естественной среде, организуя с этой целью интересные и развлекательные мероприятия с первой встречи. Со стороны старших ребят, тренер должен получить полную готовность, выбирая наилучшую мотивировку для достижения общей цели.

Тренер должен делать все, чтобы его ученики вели себя следующим образом:

говорить о собственной активности, выражаясь во множественном числе, то есть как будто являясь составной частью группы;

выражать энтузиазм (являясь членом этой команды) друзьям, родителям;

говорить о любых возможных проблемах с преподавателем и товарищами;

активно и совместно, если возможно, искать решения данных проблем;

понимать и дорожить философией, когда побеждают и проигрывают вместе;

отдавать себе отчет в том, что учатся на ошибках.

Для достижения этих целей специалист хоккейной школы должен с помощью своего персонала найти хороший пример, чтобы привлечь внимание ребят через коммуникацию и поведение:

всегда говорить во множественном числе: «Мы проиграли», «Мы должны достичь...», «Мы должны улучшить»;

указывать группе цели для достижения в тренировке, в соревновании;

установить правила общей жизни: эти правила должны быть приспособлены сознательно к возрасту учеников, к характеристикам спортивной среды, дополняться воспитательными составляющими (школа и семья), которые способствуют вместе с хоккеем процессу формирования и развития личности ребят;

вместо того чтобы выделять недостатки, подчеркивать положительное поведение собственным одобрением: «Молодец, это хорошее решение», «хороший удар головой», «хорошо, ты сделал то, что я хотел». Использование положительного усиления помогает поддерживать высокий стимул и вызывает в ребятах желание достичь финиша сверх своих возможностей;

поощрять альтруистическое поведение: поддерживать хороший пас, защиту, движение для создания пространства, заслона и т. д. Тот, кто жертвует собой, получает моральное удовлетворение;

стимулировать участие ребят: в решении и в целом в деятельности команды, давая возможность всем выражать свое мнение и проявлять собственные идеи;

поощрять случаи нахождения вместе: является чрезвычайно полезным предлагать возможности для развлечений, что позволяет ребятам находиться в атмосфере вне спорта и, особенно наиболее младшим, находиться в семье. В последние годы мы очень часто видим юношеские команды, проводящие несколько дней в горах в начальный период деятельности, перед началом работы школы. Действительно, такие инициативы подражают «уходу из спорта» профессиональных хоккеистов, и также верно то, что в этот короткий период, от 2 до 3 дней, ребята имеют возможность объединиться и лучше узнать друг друга, создавая основу для будущей сплоченности;

нужно разрешать ребятам свободно выражать себя во время игры, избегая наказывать их за возможные личные решения;

создавать обратную связь, что укрепит растраченное усердие ребенка. Этот важный педагогический аспект присутствует на всех возрастных этапах, однако он является основным с начинающими хоккеистами, которым нравится повторять технические движения, даже если они еще недостаточно владеют ими. Если же напротив, их будут поощрять только тогда, когда технические упражнения будут правильно выполнены, возможно, что они ограничатся, делая только то, в чем они чувствуют себя уверенно, что значительно сократит их усердие и ограничит возможности получения конечных результатов, которые изначально кажутся очень сложными;

побуждать ребят давать моральную оценку ценностям, имеющим значение в спорте, как и в жизни. Это должно быть одной из общих целей деятельности ребят, и которую тренер должен учитывать в своей работе. В юноше, который ведет себя на поле, сообразуясь с другими, с большой вероятностью, очень часто будет отражаться этико-соци-альное отношение, которое будет учитываться им также и в повседневном поведении вне хоккея.

В чисто дидактическом плане первичной задачей тренера хоккейной школы является в основном содействие в обучении юных атлетов посредством точного организационного выбора, в силу чего:

деятельность должна осуществляться с постоянным обучением, чтобы стимулировать процессы, способствующие развитию личности;

необходимо позволять юным атлетам быть активными действующими лицами, у которых происходит постоянный рост положительного опыта, стимулируя их эмоции и мотивировки;

сама работа должна координироваться ответственным специалистом и обществом в целом для того, чтобы говорить на одном и том же языке.

Поэтому тренер должен:

знать технику игры и этапы, из которых состоит обучение;

мотивировать и поддерживать личные и групповые интересы, создавая ситуации благоприятные для достижения предусмотренных целей, контролируя время и место и создавая атмосферу сотрудничества;

способствовать встречам с различными моторными знаниями собственного культурно-технического багажа, чтобы формировать язык для подчеркивания выразительности и творчества;

способствовать взаимодействию юношей во время игры, подчеркивая психологические черты каждого субъекта для показа единства группы;

составлять план работы, предусматривающий цели для достижения и предлагаемые дидактические методы, изменяемые при контроле и оценке.

Правила тренера хоккейной школы

1. Обучать усердию, взаимному уважению и сотрудничеству.

2. Не отдавать предпочтение ни одному ученику в частности, быть последовательным в данных правилах и выполнять данные обещания.

3. Подбадривать и заинтересовывать, не попрекать.

4. Не восхвалять себя при победах, не падать духом при поражениях.

5. Нести энтузиазм, радость, уверенность и оптимизм.

6. Уважать желание ребят развлечься.

7. Предлагать задачи для решения, а не решения для запоминания.

8. Преследовать очередную цель, помня, что слишком много стимулов вызывают путаницу.

9. Кратко излагать в нескольких фразах значение сообщения.

10. Составлять планы выполняемой работы, учитывая возрастные этапы.

11. Уделять внимание как росту индивидуума, так и команды в целом.

12. Вселять командный дух, пробуждая великодушие к товарищам.

13. Стараться максимально ограничить уход ребят во время сезона.

14. Заставлять всех учеников играть в состязательном и соревновательном духе.

О негативной стороне речевых воздействий тренера на соревнующегося спортсмена (Ю.Я. Киселев)

В спортивной практике хорошо известно положительное влияние тренера на спортсмена в период соревнования. Однако содержание и форма советов, наставлений, замечаний, указаний, даваемых тренером, не всегда создают благоприятное психи-

39

ческое состояние, необходимое спортсмену для достижения успеха в соревновании. Речевое воздействие тренера содержит осведомительную или командную информацию и именно поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на спортсмена. Ю.Я. Киселев проанализировал некоторые формы речевых воздействий, оказывающих негативное влияние на соревнующегося спортсмена. Материалом послужили факты из соревновательной практики хоккеистов.

Многие тренеры, желая помочь спортсмену, применяют советы-подсказки непосредственно в ходе соревнования, во время активных действий спортсмена. Такие подсказки нередко мешают спортсмену. Их отрицательное влияние связано с тем, что они:

нарушают сосредоточенность спортсмена, отвлекают его от анализа меняющейся соревновательной ситуации и становятся помехой в самостоятельном решении спортсменом возникающих задач;

становятся причиной возникновения сложных конфликтных ситуаций, вступая в противоречие с собственными замыслами спортсмена;

являясь осведомительными, увеличивают количество информации, которую спортсмен должен воспринять и переработать в микроинтервалы времени;

являясь командными, притормаживают личную инициативу спортсмена.

Советы-наставления, даваемые тренером перед началом соревнования, более полезны, но они нередко становятся помехами на пути к достижению наилучшего результата. Это может быть связано с тем, что такие наставления:

излишне подчеркивают командную или личную значимость предстоящего соревнования и поэтому могут вызвать возбуждение, уровень которого превышает оптимальный, или, наоборот, торможение, возникшее как парадоксальная реакция на чересчур сильный раздражитель;

подчеркивая сильные стороны противника, могут вызвать астенические эмоции страха, сомнение в достижении успеха; могут послужить причиной смены соревновательной установки «одержать победу» на установку «не проиграть»; при этом спортсмен утрачивает уверенность в своих силах, переоценивает силы противника;

неся осведомительную информацию о наиболее опасных технических и тактических приемах противника, побуждают спортсмена сосредоточить все свое внимание именно на них. Это нередко приводит к проигрышу в случае применения противником другого приема, который становится для спортсмена неожиданным;

направляя внимание спортсмена на точность выполнения технических приемов или тактических действий, напоминая ему о допускаемых им ошибках, могут привести к тому, что эти приемы и действия будут выполняться медленнее, чем обычно, так как установка «на точность» как один из компонентов психической регуляции движений, отрицательно сказывается на их быстроте.

PSYCHOLOGICAL SCHEMCES / <<C®LL®(MyM~J®yrMAL>>#2I26),20]9

40

Учитывая возможности отрицательного влияния речевых воздействий тренера на спортсмена, следует пользоваться ими с большой осторожностью. Непосредственно перед началом соревнования и особенно в ходе его лучше воздерживаться от них. В случае крайней необходимости советы, установки, наставления применять с учетом индивидуальных особенностей и предстартового состояния спортсмена.

Практические упражнения по саморазвитию тренера

Упражнения «Развитие наблюдательности»

Наблюдательность человека - это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Необходимостью развития наблюдательности является ее важность не только в профессиональной сфере, а также и в жизни в целом. Для тренера развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем. Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение. Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя К.Г. Паустовского: «Хороший глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что

вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

Список литературы

1. Дружинин, В.Н. Анализ трудностей в деятельности тренеров по спорту / В.Н. Дружинин // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. -С. 10-14.

2. Васильев, И.С. Педагогическое мастерство учителя физической культуры и тренера / И.С. Васильев // Психология и наука. - 2015. - № 3-9. - С. 56-69.

3. Вяткина, З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке в зависимости от свойств нервной системы / З.Н. Вяткина // Темперамент и спорт: сб. ст. / ПГПИ; под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь: 2015. - Вып. 3. - С. 99-118.

4. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов // Мир спорта. - 2015. - № 3. - С. 214-265.

5. Коломейцев, Ю.А. Социально-психологический анализ деятельности тренера спортивной группы / Ю.А. Коломейцев // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 13-15.

УДК 159.96; 347.822.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ощепков Евгений Андреевич

старший помощник руководителя полетами группы руководства полетами Учебной авиационной базы (2 разряда, г. Борисоглебск) Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова

ПРАВИЛА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ

В УСЛОВИЯХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Oschepkov Evgeniy Andreevich

senior assistant to the head of the flight management group Training aviation base (2 category, Borisoglebsk) of the Krasnodar higher military school ofpilots named by A.K. Serov

THE RULES OF VIABILITY IN THE ACTIVITIES OF FLIGHT MANAGEMENT GOUP IN

COMBAT

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы адаптации специалистов группы руководства полетами в условиях выполнения специальных задач за границей Российской Федерации. В результате анализа работ исследователей и проведенного исследования была разработана модель психологической адаптации лиц группы руководства полетами к условиям несения боевого дежурства. Предложенная модель позволит сохранить здоровье специалистов и снизить роль человека в аварийности авиации Вооруженных Сил России. Это подчеркивает ценность статьи, ее востребованность в областях безопасности полетов, социологии и авиационной психологии. Новизна статьи выражается в уникальности проведенного исследования, результаты которого станут солидным дополнением других научных трудов психологов и социологов.

Abstract

The article deals with the problems of adaptation offlight management team specialists in the conditions of performing special tasks abroad of the Russian Federation. As a result of the analysis of the work of researchers and the study, a model ofpsychological adaptation ofpersons of the flight management group to the conditions of combat duty was developed. The proposed model will preserve the health of specialists and reduce the role of man in the accident of aviation of the Armed Forces of Russia. This emphasizes the value of the article, its relevance in the areas of safety offlights, sociology and aviation psychology. The novelty of the article is expressed in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.