Научная статья на тему 'Психологические составляющие профессиональной компетентности в контексте ее формирования у обучающихся образовательной организации МВД России'

Психологические составляющие профессиональной компетентности в контексте ее формирования у обучающихся образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность к профессиональной деятельности / профессионально-психологическая подготовленность / специально-юридическая обученность / компетенция / профессиональная компетентность. / psychological readiness for professional activity / professional and psychological readiness / special legal training / com- petence / professional competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляля Гильвановна Бикчинтаева

Представлен анализ психологической составляющей профессиональных компетенций обучающихся образовательных организаций МВД России при реализации компетентностного подхода. Описывается соотношение понятий специально-юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности с понятиями компетенции, способности, знания, умения, навыки, профессиональная компетентность. Охарактеризованы важнейшие компоненты психологической составляющей профессиональной компетентности: профессионально-психологическая подготовленность и готовность личности к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляля Гильвановна Бикчинтаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ELEMENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE CONTEXT OF ITS FORMATION FOR STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The aim of the article is to analyze the psychological elements of the professional competencies of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of a competency-based approach. The article describes the relationship between the concepts of special legal training and professional psychological preparedness with the concepts of competence, ability, knowledge, skills, professional competence. The most important components of the psychological elements of professional competence are characterized: professional and psychological readiness and readiness of the individual for professional activity.

Текст научной работы на тему «Психологические составляющие профессиональной компетентности в контексте ее формирования у обучающихся образовательной организации МВД России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923 ББК 88

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10242 © Л.Г. Бикчинтаева, 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Ляля Гильвановна Бикчинтаева, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел, кандидат психологических наук, доцент

Уфимский юридический институт МВД России (450103, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Муксинова, д. 2) E-mail: anver2903@mail.ru

Аннотация. Представлен анализ психологической составляющей профессиональных компетенций обучающихся образовательных организаций МВД России при реализации компетентностного подхода. Описывается соотношение понятий специально-юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности с понятиями компетенции, способности, знания, умения, навыки, профессиональная компетентность. Охарактеризованы важнейшие компоненты психологической составляющей профессиональной компетентности: профессионально-психологическая подготовленность и готовность личности к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, профессионально-психологическая подготовленность, специально-юридическая обученность, компетенция, профессиональная компетентность.

PSYCHOLOGICAL ELEMENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE CONTEXT OF ITS FORMATION FOR STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Lyalya G. Bikchintaeva, associate professor of pedagogics and psychology in activity of staff of bodies of internal affairs, candidate of psychological sciences, associate professor

Ufa legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (450103, Republic of Bashkortostan, Ufa, ul. Muksinova, d. 2) E-mail: anver2903@mail.ru

Annotation. The aim of the article is to analyze the psychological elements of the professional competencies of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of a competency-based approach. The article describes the relationship between the concepts of special legal training and professional psychological preparedness with the concepts of competence, ability, knowledge, skills, professional competence. The most important components of the psychological elements of professional competence are characterized: professional and psychological readiness and readiness of the individual for professional activity.

Keywords: psychological readiness for professional activity, professional and psychological readiness, special legal training, competence, professional competence.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Бикчинтаева Л.Г. Психологические составляющие профессиональной компетентности в контексте ее формирования у обучающихся образовательной организации МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):296-300.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел в психологическом плане характеризуется психическими феноменами, выполняющими по отношению к этой деятельности программирующую, контролирующую и регулирующую роль: следовательно, понимание закономерностей их формирования выступает важнейшей стороной образовательного процесса. В целях определения эффективного механизма формирования психологических составляющих профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел необходимо выявить их структурно-содержательную характеристику.

Процесс реализации компетентностного подхода характеризуется выделением рядом исследователей психологической составляющей профессиональных

компетенций обучающихся, определяемой в виде: профессионально-психологического потенциала психических качеств личности [3, с. 314-320]; психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности [8, с. 6-13; 12, с. 53-58; 15, с. 64-69]; общей психологической компетентности и специальной психологической компетентности [6, с. 166172]; психологической компетенции специалиста [11]; компетенции психологической подготовленности в виде наличия у специалиста необходимых и определенных психологических компетенций [2, с. 16-21].

Прежде чем обозначить роль психологической составляющей в структуре профессиональной компетентности, обратимся к принципиальному вопросу различения терминов «компетентность» и «компетен-

ция», так как в настоящее время в науке отсутствует общепризнанное понимание их различий, и нередко данные понятия употребляются как синонимичные. Подробный содержательный анализ категории «компетентность» представлен М.И. Алексеевой [1, с. 6061]: компетентность определяется как личностное качество и социально-профессиональная характеристика человека, включающая эмоциональные и нравственные компоненты, основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная, проявляющаяся в деятельности и поведении. Понятие компетентности является более широким по сравнению со знаниями, умениями и навыками, так как включает их в себя, наряду с мотивационными, этическими, социальными и поведенческими компонентами, например, такими, как система ценностных ориентаций, привычки, и т.д. С точки зрения ее формирования в образовательной организации профессиональная компетентность признается продуктом обучения на основе саморазвития и самоорганизации индивида, обобщения опыта: деятельностного и личностного. В итоге компетентность признается состоявшейся совокупностью личностных качеств обучающегося с минимальным опытом деятельности в данной сфере.

Н.А. Гончаровой постоянным энергетическим источником, формирующим профессиональную компетентность сотрудников полиции, назван профессионально-психологический потенциал психических качеств личности сотрудника [3, с. 315]. В структуре компетентности выпускника вуза М.Д. Ильязовой, наряду с общей профессиональной и специальной профессиональной компетентностью, выделены: общая социально-психологическая компетентность и специальная социально-психологическая компетентность; первая сопровождает взаимодействие с окружающими, понимание себя и социальной среды, вторая обеспечивает продуктивность непосредственной профессиональной деятельности [6, с. 170-171]. Для анализа «субъективной стороны профессиональной деятельности» [17, с. 90-91] в целях организации оценки уровня сформированности компетенций, составлен перечень индивидуально-личностных, моти-вационных, познавательных, мобильно-регуляционных свойств, соответствующих специфике юридической деятельности, а также инструменты измерения данных качеств в образовательном процессе.

Психологическая готовность к предстоящей профессиональной деятельности в настоящее время рассматривается фактором, способствующим быстрому и легкому вхождению в профессию. Этот вид целостного динамического состояния личности как внутренней настроенности и мобилизации всех сил на целесообразные действия назван ситуационной (временной) готовностью [12, с. 54]. Наряду с ситуационной

готовностью, исследователи выделяют общую (длительную) готовность, характеризующуюся положительным отношением к своей специальности и профессии, опытом, мотивацией, способностями, профессионально-важными качествами, эмоциональными и волевыми процессами.

Таким образом, исходя из понимания компетентности как фактора, способствующего личностной самореализации и обеспечивающего максимальную востребованность личностного и профессионального потенциала, признания личности окружающими и осознания профессионалом собственной значимости, можно сделать вывод о том, что важнейшей частью профессиональной компетентности является психологическая составляющая в виде развитых профессионально-важных качеств личности и готовности личности к профессиональной деятельности.

Понятие «компетенция» исследователями характеризуется как потенциал и ожидаемый показатель динамичного сочетания знания и понимания, навыков и способностей, которые обучающийся должен быть в состоянии выполнить по завершению процесса обучения: это отчужденный, наперед заданный социальным требованием к профессиональной подготовке продукт, который требуется для выполнения качественной деятельности в определенной сфере. Так, в юриспруденции компетенция определяется в качестве совокупности юридически установленных полномочий, прав и обязанностей должностных лиц или конкретных органов: умения использовать знания на практике, а также владение практическими технологиями являются признаками проявления компетенции. [4, с. 101]. Часто компетенция определяется через понятие готовности к использованию приобретаемых знаний, умений и навыков для достижения профессиональных результатов [9, с. 169].

Структурные компоненты компетенций в виде знаний, умений, навыков, способностей имеют следующее соотношение. Господствуя в деятельности, умения служат механизмами способностей, а навыки как автоматизированные умения составляют техническую основу деятельности; способности проявляются в виде успешности и качественного своеобразия при освоении и реализации психических функций. Основой формируемых умений как конкретных действий являются взаимообусловленные и органически связанные с ними знания как абстрактные (идеальные) действия, зафиксированные в языковых и логических формах продукты деятельности [5, с. 51-53].

А.В. Субботин, включив в понятие «компетенция» две неразрывно связанных компетенции: дидактическую, в качестве усвоения обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, и психологическую, в качестве формируемых у будущего профессио-

нала необходимых личных качеств, позволяющих применить полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, психологическую готовность выпускников к профессиональной деятельности видит в развитии личностных и профессионально-важных качеств специалиста [15, с. 64-65].

Давая оценку знаниям, умениям и навыкам как базовым компетенциям, надстраивающимся над процессом деятельности, окружающим ее или составляющим саму деятельность, П.А. Корчемный утверждает, что перевод знаний умений и навыков в область практической деятельности это и есть ни что иное, как формирование психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности [7, с. 87]. В целом авторский подход к проявлению и формированию компетенций профессора П.А. Корчемного, предложившего возможный вариант компетентност-ной модели профессиональной деятельности, состоит в том, что базовые компетенции как особый результат образования в форме знаний, умений, навыков выражаются как готовность мобилизовать внутренние и внешние ресурсы в неопределенных ситуациях в интересах профессиональной деятельности. Компетенция описывается как переход на очередную ступень сложных умений, стадию профессионального мастерства, на котором проявляются творчество, находчивость, оперативное и адекватное реагирование на изменяющуюся обстановку деятельности. Необходимость ее для специалиста продиктована наличием в деятельности проблемных ситуаций, когда отработанных алгоритмов стереотипных действий недостаточно, и на уровне сложных умений развиваются ключевые профессиональные компетенции, отличие которых заключено в многофункциональности, междисципли-нарности, межпредметности и метапредметности [7, с. 97]. В итоге, концепция П.А. Корчемного определяет сущностное содержание понятия компетенции как интегративную способность мобилизовать психические образования в виде знаний и умений на эффективное решение возникающих в изменяющихся условиях деятельности проблем в конкретных трудных (экстремальных) профессиональных ситуациях.

Таким образом, анализ литературы не дает однозначного представления о психологических составляющих в структуре профессиональной компетентности и особенностях их развития и формирования в образовательном процессе. Для успешного формирования и развития профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел, имеющей в своем составе психологическую составляющую, решения задачи отбора содержания учебных дисциплин и оценки образовательных результатов необходимо рассмотреть основные понятия, связанные с процессом подготовки обучающихся образовательных орга-

низаций МВД России при реализации компетентност-ного подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), утвержденный Министерством образования и науки РФ 19 декабря 2016 г., основанный на компетентностном принципе, определяет основные требования к результатам освоения программы специалитета, в процессе освоения которой у обучающегося должны быть сформированы следующие базовые компетенции: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные. Каждая из компетенций, обладая относительной самостоятельностью, в государственном стандарте представлена как совокупность компетенций [10, с. 144]. Если общекультурные компетенции обеспечивают основу выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей, профессиональные компетенции позволяют выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне продуктивности [16, с. 159].

Понятие профессиональной компетенции, формирующейся у обучающихся при изучении юридических учебных дисциплин, на наш взгляд, имеет прямое соотношение с понятием специально-юридической обученности, характеризующейся как совокупность соответствующих профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональные знания в виде фундаментальных и специализированных профессиональных знаний представляют собой профессионально важную информацию; профессиональные навыки как автоматизированные компоненты сознательной деятельности служат автоматизированным способом выполнения действия, обеспечивающим эффективность последнего; профессиональные умения понимаются как освоенный сотрудником комплексный способ успешных профессиональных действий при решении профессиональных задач [14, с. 409].

В перечень планируемых результатов освоения образовательной программы по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности включены компетенции, на формирование которых направлено изучение психологических учебных дисциплин: способность работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5); способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6); способность применять при решении профессиональных задач психо-

логические методы, средства и приемы (ПК-15). Перечисленные компетенции являются планируемым результатом обучения учебного плана по всем дисциплинам психологического цикла, соотнесенных с результатами освоения образовательных программ; на их развитие должны быть направлены различные учебные дисциплины психологического цикла для поэтапного их освоения при осуществлении учебного процесса с целью формирования психологической компетенции специалиста как его личностного внутреннего инструментария, обеспечивающего повышение эффективности выполнения профессиональных задач [11, с. 85]. Очевидно, что компетенции, опирающиеся на знание психологии, должны иметь прикладной характер для специалистов юридического профиля, быть направлены на практическое обучение применению психологических знаний, развитие профессиональных и личностных качеств.

Характеризуя критерии профессиональной подготовленности к выполнению деятельности, А.М. Сто-ляренко [13, с. 371], наряду с понятием специально-юридической обученности сотрудника органов внутренних дел, вводит понятие профессионально-психологической подготовленности. Профессионально-психологическая подготовленность, структуру которой составляют профессионально-психологические знания, профессионально-психологические умения (аналитико-психологические, тактико-психологические, технико-психологические), профессионально развитые психологические качества и профессионально-психологическая устойчивость, органически дополняет специально-юридическую обученность сотрудника и способствует приобретению им профессионального мастерства Следовательно, на наш взгляд, понятие профессионально-психологической подготовленности сотрудника обобщает компетенции, формирующиеся в процессе изучения психологических дисциплин, и конкретизирует их структуру. Мы предполагаем, что структурные компоненты профессионально-психологической подготовленности сотрудника могут служить показателями сформиро-ванности общекультурных компетенций ОК-5 и ОК-6 и профессиональной компетенции ПК-15. Также считаем, что при реализации межпредметных требований к формированию профессионально-психологических компетенций необходимо разработать единую систему знаний, которыми должен обладать обучающийся по каждой учебной дисциплине, так как каждая из них вносит свой вклад в «фонотеку исполнителя». К инструментариям оперативной оценки уровня сформированности необходимой компетенции добавляются конкретные показатели качеств [8, с. 10].

Таким образом, в структуре профессионально-психологической подготовленности сотрудника ор-

ганов внутренних дел в концепции А.М. Столяренко выделены основные психологические составляющие профессиональной компетентности. Следовательно, можно сформулировать ключевую для всех учебных дисциплин психологического цикла цель, соотносимую с требованиям компетентностного подхода: сформировать у обучающихся образовательной организации МВД России профессионально-психологическую подготовленность для успешного решения профессиональных задач, перечисленных в ФГОС ВО. К актуальным дидактическим задачам формирования профессионально-психологической подготовленности следует отнести следующие задачи: глубоко продуманный содержательный отбор прикладных психологических знаний, необходимых в решении профессиональных задач, в рабочих программах учебных дисциплин; конкретизацию по каждой учебной дисциплине формируемых профессионально-психологических навыков и аналитико-психологических, технико-психологических и тактико-психологических умений; определение форм и методов обеспечения практического обучения применению профессиональных знаний, четкой ориентации на развитие определенных профессионально-психологических способностей и психологической устойчивости личности обучающихся.

В рамках формирования профессионально-психологической подготовленности у обучающихся особого педагогического внимания требует компонент профессиональной компетентности — профессионально-развитые психологические качества сотрудника органов внутренних дел, важнейшими из которых являются познавательные психические процессы: профессиональные ощущения, восприятие, внимание, память, представления, мышление. Особым целевым результатом образования должен стать интегратив-ный показатель психологической составляющей профессиональной компетентности в виде психологической готовности обучающегося образовательной организации МВД России к профессиональной деятельности в органах внутренних дел.

Литература

1. Алексеева М.И., Алексеев А.П. Нравственный потенциал общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника-юриста // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 2 (43).

2. Андреев В.Е., Кучер А.А., Синицына Т.Ю. Особенности формирования компетенции психологической подготовленности спасателей аварийно-спасательных формирований госкорпорации «Росатом» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 16-21.

3. Гончарова Н.А. Взаимосвязь профессионально-психологического потенциала личности сотрудников полиции и профессиональных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 314-320.

4. Демьяненко Е.В. Проблемы механизма формирования профессиональных компетенций при подготовке юристов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (27). С. 99-104.

5. Дзида Г.А. О соотношении понятий компетенции, способности личности и понятий знания, умения и навыки // Ямальский вестник. 2016. № 2 (7). С. 50-56.

6. Ильязова М.Д. Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2009. № 1 (48).

7. Корчемный П.А. Состояние и проблемы внедрения компетентностного подхода в российское образование // Известия Тульского государственного университета. 2016. № 4.

8. Корчемный П.А. Психологические механизмы формирования и проявления компетенций // Человеческий капитал. 2017. № 6 (102). С. 6-13.

9. Митрофанов А.Н., Никитина С.Я., Митрофанова И.В. Методологические принципы формирования компетенций в образовательных программах высшего профессионального образования с учетом социально-психологического контента // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1 (24). С. 162-170.

10. Михайлова Т.Н. Педагогические условия формирования общекультурной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 144-149.

11. Мурзаев М.С. Проблемы формирования психологических компетенций у будущих педагогов на компетент-ностной основе // Известия Кыргызской академии образования. 2016. № 1 (37). С. 82-87.

12. Попов Л.М., Пучкова И.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 53-58.

13. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.

14. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М., 2000.

15. Субботин А.В., Скороспехов Ю.В., Набилков Д.А., Филатов С.Ю. Психологическая составляющая в формировании профессиональных компетенций курсантов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2017. № 1 (1). С. 64-69.

16. ТрофимоваН.Б., Рогов М.В., ГончаренкоЕ.С. Психолого-ориентированный подход в формировании профессиональных компетенций у студентов педвуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 158-163.

17. Эктов Э.В. К вопросу оценки профессиональных компетенций бакалавров юриспруденции в условиях дистанционной формы обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С. 87-94.

References

1. Alekseeva M.I., AlekseevA.P. Nravstvennyy potentsial obshchekul'turnykh, obshcheprofessional'nykh i professio-nal'nykh kompetentsiy vypusknika-yurista // Vestnik Vladi-mirskogo yuridicheskogo instituta. 2017. № 2 (43).

2. Andreev V.E., KucherA.A., Sinitsyna T. Yu. Osobenno-sti formirovaniya kompetentsii psikhologicheskoy podgotovlen-

nosti spasateley avariyno-spasatel'nykh formirovaniy goskor-poratsii «Rosatom» // Psikhopedagogika v pravookhranitel'-nykh organakh. 2015. № 2(61). S. 16-21.

3. Goncharova N.A. Vzaimosvyaz' professional'no-psik-hologicheskogo potentsiala lichnosti sotrudnikov politsii i professional'nykh kompetentsiy // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 54-5. S. 314-320.

4. Dem'yanenko E.V. Problemy mekhanizma formirovaniya professional'nykh kompetentsiy pri podgotovke yuristov // Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamoz-hennoy akademii. 2017. № 2 (27). S. 99-104.

5. Dzida G.A. O sootnoshenii ponyatiy kompetentsii, spo-sobnosti lichnosti i ponyatiy znaniya, umeniya i navyki // Ya-mal'skiy vestnik. 2016. № 2 (7). S. 50-56.

6. Il'yazova M.D. Invariantnaya struktura kompetentno-sti sub'yekta deyatel'nosti // Vestnik Astrakhanskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2009. № 1 (48).

7. KorchemnyyP.A. Sostoyaniye i problemy vnedreniya kompetentnostnogo podkhoda v rossiyskoye obrazova-nie // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4.

8. Korchemnyy P.A. Psikhologicheskiye mekhanizmy formirovaniya i proyavleniya kompetentsiy // Chelovecheskiy kapital. 2017. № 6 (102). S. 6-13.

9. MitrofanovA.N., Nikitina S. Ya., Mitrofanova I. V. Me-todologicheskiye printsipy formirovaniya kompetentsiy v ob-razovatel'nykh programmakh vysshego professional'nogo obrazovaniya s uchetom sotsial'no-psikhologicheskogo kontenta // Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya. 2013. № 1 (24). S. 162-170.

10. Mikhaylova T.N. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya obshchekul'turnoy kompetentnosti sotrudnikov orga-nov vnutrennikh del // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 4. S. 144-149.

11. MurzaevM.S. Problemy formirovaniya psikhologiches-kikh kompetentsiy u budushchikh pedagogov na kompetent-nostnoy osnove // Izvestiya Kyrgyzskoy akademii obrazovaniya. 2016. № 1 (37). S. 82-87.

12. Popov L.M., Puchkova I.M. Teoretiko-eksperimen-tal'noye obosnovaniye modeli psikhologicheskoy gotovnosti studentov k professional'noy deyatel'nosti // Obrazovaniye i samorazvitiye. 2015. № 1 (43). S. 53-58.

13. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya: ucheb. po-sobie / Pod red. prof. A.M. Stolyarenko. M., 2001.

14. Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika: Kurs lektsiy. M., 2000.

15. Subbotin A. V., Skorospekhov Yu. V., NabilkovD.A., FilatovS. Yu. Psikhologicheskaya sostavlyayushchaya v formi-rovanii professional'nykh kompetentsiy kursantov // Vestnik Yaroslavskogo vysshego voyennogo uchilishcha protivovoz-dushnoy oborony. 2017. № 1 (1). S. 64-69.

16. TrofimovaN.B., RogovM.V., GoncharenkoE.S. Psik-hologo-oriyentirovannyy podkhod v formirovanii professio-nal'nykh kompetentsiy u studentov pedvuza // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 6. S. 158-163.

17. EktovE. V. K voprosu otsenki professional'nykh kom-petentsiy bakalavrov yurisprudentsii v usloviyakh distantsion-noy formy obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 4. S. 87-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.