ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ Панюкова Юлия Геннадьевна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования; профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева. E-mail: [email protected] Панюков Александр Иванович (Москва, Россия), доктор философских наук, профессор кафедры философии, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева. E-mail: [email protected]
Рева Алина Рустамовна (Москва, Россия), аспирант, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены основные направления отечественных и зарубежных исследований в области психологических ресурсов пространственной среды профессиональной деятельности. В качестве современных тенденций выделяются экопсихологический вектор, рассмотрение пространственной среды как поддерживающего ресурса, а также «внесубъектного ресурса». Последний вариант связан с возможностью актуализации рефлексивного отношения субъекта к пространству профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психологические ресурсы, пространственная среда, профессиональная деятельность, поддерживающая среда.
PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF THE SPATIAL ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY: MODERN DISCOURSES Panyukova Yulia Gennadievna (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education; Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, Professor, Russian Timiryazev State Agrarian University. E-mail: [email protected]
Panyukov Aleksandr Ivanovich (Moscow, Russia), Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Philosophy, Russian Timiryazev State Agrarian University. E-mail: [email protected]
Reva Alina Rystamovna (Moscow, Russia), Graduate student, Russian Timiryazev State Agrarian University. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the main directions of domestic and foreign research in the field of psychological resources of the spatial environment of professional activity. The ecopsychological vector, the consideration of the spatial environment as a supporting resource, as well as an extra-subjective resource, stand out as modern trends. The last option is associated with the possibility of actualizing the reflexive attitude of the subject to the space of professional activity.
Keywords: psychological resources, space environment, professional activity, supporting environment.
Обращаясь к современным предпочтениям в интерпретации психологических ресурсов пространственной среды профессиональной деятельности как в универсальном ракурсе, так и при обращении к среде профессиональной деятельности педагога, можно выделить и кратко охарактеризовать несколько актуальных тенденций. В качестве «точки отсчета» мы обозначаем традицию отечественных эргономических исследований, связанных с определением влияния объективных характеристик организации рабочего места на восприятие этого места субъектом как комфортного, удобного [1]. В современном межотраслевом психологическом пространстве эргономики, организационной психологии, психологии труда, социальной психологии и других отраслей, в качестве объединяющего методологического вектора можно выделить несколько тенденций, задающих теоретические и методические форматы возможных эмпирических исследований в области взаимодействия человека и пространственной среды профессиональной деятельности.
Актуален экопсихологический вектор в интерпретации взаимодействия субъекта и пространственной среды его профессиональной деятельности. Одной из теоретических конструкций, позволяющих сделать предметом эмпирической валидизации взаимодействие человека с пространственно-предметной средой профессиональной деятельности, может стать
положение о типах субъект-средовых взаимодействий. В.И. Панов подчеркивает, что выделенные на материале взаимодействия человека и природной среды типы взаимодействия: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный и субъект-субъектный, включающий субъект-обособленный, субъект-совместный и субъект порождающий, могут рассматриваться как универсальные и не зависящие от предметного содержания и вида среды [4]. Специфика экопсихологического подхода может быть связана, как отмечает Г.В. Шукова, как с акцентированием внимания исследователей на проблеме «человеко-средовых» взаимоотношений, так и с тем, что экопсихология «...акцентировала внимание на достижении экологической валидности их (человеко-средовых взаимоотношений) познания, обозначив необходимость и возможность включения реальных средовых условий в дизайн исследования [7, с. 185].
Методологически солидарной с экопсихологическим подходом оказывается психология повседневности, базовые положения которой в отечественном академическом дискурсе были сформулированы Л.И. Анцыферовой, а современная интерпретация, обращенная к взаимодействию человека и пространственной среды повседневной жизни, предпринята С.К. Нартовой-Бочавер [2]. Акцентируя внимание на поддерживающей функции пространственной среды повседневной жизни человека, С.К. Нартова-Бочавер анализирует средово-ориентированные техники саморегуляции, которые с учетом индивидуальности, могут стать действенным средством реализации стратегий преодоления, направленных на оптимизацию психологического благополучия и качество жизни субъекта. Помимо теоретического осмысления феноменологии поддерживающей, салютогенной среды, можно привести пример эмпирического исследования, целью которого явилось определение и систематизация «рутинных техник самопомощи», используемых архитекторами в мастерской. Было обнаружено, что пространственная среда офиса может быть «ресурсна» для сотрудника офиса, в частности, использоваться для восстановления (сохранения работоспособности), среди которых были обнаружены такие, как «приватность», «пищевые привычки», «сон», «сосредоточение на пейзаже за окном» и др. [3]. «По мотивам» работы М.В. Павловой и С.К. Нартовой-Бочавер мы провели пилотное исследование психологических техник организации пространственной среды рабочего места студента, в результате которого было обнаружено, что студенты используют различные средово-ориентированные практики для мобилизации и релаксации: структурирование и упорядочивание пространственно-предметной среды, смена места, передвижение, смотрение в окно и др. Преимущественно средово-ориентированные «рутинные техники самопомощи» используются студентами для мобилизации и включения в работу [5].
Проблематика «ресурсности» в психологической рефлексии взаимодействия в системе «человек - профессиональная деятельность» сегодня концептуализируется в исследованиях А.В. Толочека [6]. Согласно А.В. Толочеку, пространственная среда определяется как «внесубъектный ресурс», психологическим механизмом вовлечения которого в жизнедеятельность человека является ее «использование». Исследователь подчеркивает, что сущность феномена «ресурсы» состоит «.не в проявлении присущих человеку качеств (особенностей темперамента, характера, ценностных ориентаций, интеллекта, стратегий совладания и т.д.), а в рефлексии условий внутренней и внешней среды, их «нового» отражения и становления новых психологических систем» [6, с. 251].
В зарубежной психологии традиция обращения к пространственной среде профессиональной деятельности как к объекту психологического анализа сложилась достаточно давно и представлена дифференцированными направлениями исследований. Достаточно обстоятельный анализ современных зарубежных исследовательских трендов в области психологических аспектов организации пространственной среды, представленный D. Ivanoff и D. Podolskiy. Систематизация тенденций, которые характерны для современных зарубежных психологических исследований в области пространства профессиональной деятельности (workplace environment), позволяет заключить, что в ситуации трансформации классических форм организации пространства офисов, например, перехода от традиционного и открытого офиса (open-plan office) к более свободному пространству - coworking, появляются новые феномены, представляющие интерес как для организационных психологов, так и для организаторов пространственной среды. В частности, исследовательский интерес вызывают персонологические корреляты удовлетворенность пространственной организацией рабочих мест [8].
Нам представляется возможным обратиться к конструкту психологической репрезентации с целью попытки теоретической операционализации и эмпирической валидизации структурно-содержательных особенностей «эффектов» такой рефлексии, и анализу специфики «нового» отражения объективных «атрибутов» пространственной среды профессиональной деятельности человека. Одним из условий, предполагающих актуализацию пространственной среды как психологического ресурса для субъекта, может являться наличие определенной «готовности» к осознанию поддерживающего потенциала пространственной среды повседневной жизни. Мы считаем перспективным направление исследований, ориентированных, с одной стороны на выявление и систематизацию потенциальных «ресурсов» пространственной среды для субъекта, а, с другой стороны, посвященных определению индивидуально-психологических коррелят, взаимосвязанных со «средовой компетентностью» субъекта.
Литература
1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование, техники, программные средства и среды. - М., 2001.
2. Нартова-Бочавер С.К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 15-26.
3. Павлова М.В., Нартова-Бочавер С.К. Рутинные (обыденные) техники самопомощи в офисе: на примере мастерской архитекторов // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 164-184.
4. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.
5. Панюкова Ю.Г. Психологические техники организации пространства рабочего места студента // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 102-108.
6. Толочек А.В. Феномен «ресурсы»: топос и хронос в актуализации условий внешней среды как ресурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. «Акмеология образования. Психология развития». 2018. Т. 7, вып. 3(27). С. 250-260.
7. Шукова Г.В. Современные перцептивные исследования: экопсихологический анализ // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития. -Москва-Курск. - 2020. - С. 184-188.
8. Ivanov D., Podolskiy D. Workplace environment management: recent, challenges and future trends for organizational psychology // Organizational Psychology. 2021. Vol. 11, No 4, P. 190-202.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Персиянцева Светлана Владимировна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Российский государственный гуманитарный университет, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: [email protected]
Аннотация. В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ) ИИ рассматривается как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение. Актуальность работы заключается в том, что образовательная система находится на стадии реформирования, модернизации и одним из пунктов эффективности, результативности государственной политики в образовательном пространстве является развитие искусственного интеллекта в сфере образования (ИИвО).
Ключевые слова: искусственный интеллект, интеллектуальный агент, образование, образовательное пространство, образовательные технологии.
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATIONAL SPACE Persiyantseva Svetlana Vladimirovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities; Senior Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: [email protected]