Научная статья на тему 'Психологические проекции этнической принадлежности и межличностных отношений учеников начальной школы'

Психологические проекции этнической принадлежности и межличностных отношений учеников начальной школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические проекции этнической принадлежности и межличностных отношений учеников начальной школы»

Психологические проекции этнической принадлежности и межличностных отношений учеников начальной школы

В. Вардарева

Юго-Западный университет им. Неофита Рильского, кафедра дошкольной педагогики и начального образования, Благоевград, Болгария, veska_v@mail.bg

В Болгарии в последние годы активизировалась интеграция представителей турецкого и цыганского этноса, при том, что основное образование считается обязательным для всех граждан независимо от их этнической принадлежности. Вследствие этого, во многих болгарских школах существуют классы со смешанным этническим составом, т.е. вместе обучаются дети болгарской, турецкой и цыганской этнической принадлежности. С психологической точки зрения, интерес к этому интегрированию вызывает определение влияния, которое оказывают (или нет), этнические различия характера межличностных отношений между членами отдельных смешанных малых социальных групп. Получая представление о влиянии, его характеристиках и специфике, мы могли бы открыть адекватные способы помощи этому процессу интеграции. С другой стороны, рассматривая учеников как членов малой социальной группы, приобретает значение и социальный статус, который приобретает каждое отдельное лицо и создает по отношению к группе, в которой участвует.

Исследование влияния этих двух факторов - этническая дифференциация и социальный статус - должно быть не только практическим, но и теоретическим. В этой связи, по отношению к вопросу о социальном статусе, сначала нужно обратить внимание на сам процесс социализации, касающийся каждого члена общества, независимо от его

возраста, после чего проанализировать сущность и характеристики социального статуса и роли. Если человек не социализирован, он не может получить социальную роль или создать свой социальный статус. У каждого лица разный социальный статус, определяемый его участием одновременно в разных социальных группах. Ребенок 10-11 лет с социальной точки зрения является «ребенком» в своей семье, «товарищем» в группе детей, а в классе - «одноклассником». И каждая из этих ролей определяет различный социальный статус в разных социальных группах (соответственно, как и в семье, в группе друзей, одноклассников). В этом смысле большое значение имеет теоретическое определение «малой социальной группы» в социальной психологии, раскрытие ее характеристик и особенностей, анализ видов взаимоотношений, которые устанавливаются между ее членами и значимость социального статуса этих взаимоотношений.

По отношению к выявлению этнических различий возникают следующие вопросы: как они возникают, что их определяет, в чем выражаются и пр. Чтобы найти ответы и открыть значение этнической принадлежности в межличностных отношениях, нужно сделать полный теоретический анализ, раскрыть сущность, выявить те основные элементы, которые включают и оказывают социально-психологическое воздействие. Нужно сделать и сравнительный анализ этнических различий трех основных этносов нашей страны: турецкий, цыганский и болгарский.

Направленность данного психологического исследования учеников четвертого класса определяется спецификой их возраста. Если интеллектуальное развитие нормально, то тогда 10-летний человек уже достиг стадии формальных операций (по теории об умственном развитии Ж. Пиаже), т.е. он начинает воспринимать и рассматривать критично мир вокруг себя, преломляя его через призму своей личности и созданную систему ценностей. В этом возрасте в самом «чистом» виде можно открыть место этнической принадлежности личности конкретного лица, определенное семейной средой, в которой она росла, как и ее значение для нового процесса социализации, в котором она участвует.

В теоретическом аспекте исследование фокусируется на проблемах

социализации, социального статуса, социальной роли, на малой социальной группе, этнической принадлежности (этнические различия), системе ценностей.

Объектом исследования являются межличностные отношения, возникшие и существующие между учениками 4-го класса. Исследование направлено на изучение этих отношений в малой социальной группе, каковой является класс в школе, а не к раскрытию их сущности и характеристик по отношению их общей совокупности как учеников 4-х классов.

Предметом исследования является изучение влияния факторов социального статуса и этнических различий на межличностные отношения учеников в отдельных смешанных классах. Под смешанными классами здесь подразумеваются группы, в которых учатся ученики - представители разных этносов.

Цель психологического исследования - установить, в какой степени факторы социального статуса и этнические различия оказывают влияние на межличностные отношения среди учеников отдельных классов.

Задачи:

1. Установление существующих межличностных отношений в каждом исследованном классе.

2. Установление влияния, которое оказывает этническая принадлежность детей, формируя отношения между ними на базе личной ценностной системы, созданной до этого момента у каждого ребенка.

3. Установление социального статуса учеников каждого класса и анализ его влияния на межличностные отношения в исследованной группе.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования подобран диагностические методики:

1. Опросник Милтона Рокича, направленный на выявление индивидуальных особенностей ценностной структуры личности.

2. Социометрический тест Джейкоба Морено, предназначенный для диагностики межличностных отношений в малой группе (школьном классе).

Структурно-энергетичский подход Милтона Рокича является методом иерархического структурирования системы ценностей исследованного лица. Исследуемым предлагается два набора ценностей -терминальных и инструментальных, которые проранжировать согласно своей индивидуальной иерархии. Анализ полученных результатов основывается на том, какие ценности занимают первое место в индивидуальной иерархии, т.е. устанавливается, что стоит в основе системы ценностей у исследованного лица.

Тест Джейкоба Морено - это способ, с помощью которого раскрываются межличностные отношения в каждой малой социальной группе, какой является школьный класс. В основе метода стоит задача: установить личные предпочтения данного члена исследуемой группы по отношению к остальным членам. Социометрическая процедура достаточно проста и представляет набор вопросов, ответы на которые используются для конструирования отдельных социограмм. Они наглядно иллюстрируют социальную реальность выборов участников исследуемой группы, что дает возможность установить отношения симпатии и антипатии в группе через число положительных предпочтений, получаемых членом конкретной социальной группы. Поэтому можно сделать вывод о его позиции по отношению к остальным, т. е. определить его социальный статус в исследуемой группе.

Это исследование продолжалось пять учебных уроков на протяжении двух школьных недель. Группы (школьные классы) исследованы на занятиях без присутствия классного руководителя. Исследование длилось 40-45 минут. Участникам предлагались анкетные карты и инструкция, которая состояла в объяснении задач, которые нужно выполнить, заполняя анкетную карту.

Анкетирование проводилось в двух четвертых класса. Общее число исследованных учеников составило 42 человека, из которых 18 - цыгане: 4 «а» класс - 24 ученика (13 болгарской этнической принадлежности и 11 -

цыганской); 4 «б» класс - 18 учеников (11 болгарской этнической принадлежности и 7 учеников - цыганской); этническую принадлежность ученики определяли сами.

Фиксировались межличностные отношения учеников в исследуемых группах, а также предпочитаемые терминальные и инструментальные ценности каждого исследуемого лица. Анализ полученных результатов для каждой группы проводился отдельно. Это дало возможность установить влияние факторов социального статуса и этнической принадлежности на межличностные отношения среди учеников четвертого класса (смешанные классы). На базе этих сведений определялись общие для исследования данные, и проводился анализ по отношению к сформулированной гипотезе.

В первой рассмотренной малой социальной группе, а именно в группе учеников 4 «а» класса, было установлено, что этническая принадлежность как фактор определения межличностных отношении имеет очень малое влияние. Доминирующим фактором является социальный статус индивидов в группе. У большинства детей отмечается пренебрежение этнической принадлежностью в их стремлении присоединиться к оформленной подгруппе детей высокого социального статуса. В этой группе есть аутсайдер, положительные настройки которого, хотя и не высказаны, направлены к лицам другой этнической принадлежности, но с более высоким социальным статусом. В исследованной группе отмечается, что ценностная ориентация тоже оказывает влияние на создание взаимной симпатии. Для единственной оформленной подгруппы ведущими являются ценности «волнующая жизнь» и «счастье», которые сами предполагают уменьшение значимости этнической принадлежности.

Во второй анализированной группе исследуемых детей 4 «б» класса отмечены существенные отличия. В этом классе наблюдается разделение на две подгруппы. Одна подгруппа состоит только из лиц болгарской этнической принадлежности, в другую включены все члены исследуемой группы цыганской принадлежности. Фактор «этническая принадлежность» в этой подгруппе имеет исключительное влияние. Заметно и влияние

второго фактора, определяющего обособление этих подгрупп - это социальный статус. У членов подгруппы с обособленной болгарской этнической принадлежностью более высокий социальный статус, по сравнению с членами другой подгруппы. Высокий социальный статус этих детей определяется сильной сплоченностью их подгруппы, которая выражается во взаимных обязательствах между отдельными членами. Для лиц болгарской этнической принадлежности характерны перекрывающиеся системы ценностей, т.е. этот фактор оказывает влияние на подгруппу. Общими являются терминальные ценности («семейная уверенность» и «свобода») и инструментальные («честный» и «услужливый»). Среди детей цыганской принадлежности ситуация иная. Там индивидуальные ценности различаются, наблюдается, прежде всего, формирование парных взаимоотношений, а социограмма антипатии показывает наличие негативного отношения между отдельными членами этой подгруппы.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.