Научная статья на тему 'Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних'

Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних»

Чижова И.Н.

Психологические проблемы предикторов противоправного поведения несовершеннолетних

Противоправное поведение имеет в основе своего появления специфические причины. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних зависит от эффективности применяемых воспитательных мер. Для успешного применения подобных мер, необходимо выявить и глубоко проанализировать причины, порождающие противоправное поведение, определить своеобразные предсказатели такого типа поведения. Выделение предикторов противоправного поведения представляет собой проблемную область, ввиду ряда особенностей изучаемого предмета. А именно:

Первое, - исследование причин противоправного поведения предполагает как изучение макро и микро-социума, в которых формируются черты личности несовершеннолетнего правонарушителя (эти отношения изучаются социологией и криминологией); так и изучение собственно психических и психологических причин личности несовершеннолетнего правонарушителя, что будет включать также и отражение сознанием окружающей среды (эти особенности изучает психология).

«Таким образом, проблема выявления черт личности несовершеннолетнего правонарушителя и причин, определяющих его формирование, находятся на стыке социологии, криминологии и психологии. Поэтому для успешного её решения требуются объединенные усилия представителей указанных наук».[3]

Второе, любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые определяют поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивация не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и напротив, активизация определенных диспозиций, (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, её восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое

141

действие человека следует, поэтому рассматривать как двоякодетерми-нированное: диспозиционно и ситуационно.

Как считает, К.Е.Игошев, представляется целесообразным выделить комплекс отдельных существенных черт личности несовершеннолетнего правонарушителя, оказавших непосредственное влияние на его противоправную деятельность, а совокупность специфических черт личности выступает как психологическая основа противоправных деяний.

Л.М. Зюбин, объясняя природу асоциального поведения несовершеннолетних, отмечает, что в личности многих трудных детей заложен «преступный потенциал», который может актуализироваться в неблагоприятных условиях.

Особенное внимание уделяется многими исследователями среде, в которой происходит формирование черт личности несовершеннолетнего правонарушителя. Именно «условия семейного воспитания ребенка откладывают отпечаток на всю его жизнь и служат отправной точкой формирования личности. Семья, с точки зрения предъявляемых к ней требований, должна максимально обеспечивать адаптацию её членов к условиям общественной жизни и выполнению социальных норм».[1]

«Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные категории. Тесно с ней связаны с этой проблемой нетвердые нравственные и идейные убеждения, а также пренебрежение к подлинно моральным человеческим ценностям. Влияние семьи на несовершеннолетнего сильнее влияния школы, общества в целом. Воспитание высших человеческих ценностей связано с уровнем культуры семьи, с формированием различных интересов, профессиональной и общественной деятельностью».[2]

Немаловажную роль в формировании личностных черт противоправного поведения несовершеннолетних играют наряду с социальнопсихологическими и индивидуально-психологические предпосылки. В.Ф. Пирожков отмечает рост и активизацию криминальной субкультуры как социального явления, а также криминализацию подростковой среды. «Преступный мир широко использует огромный и разнообразный арсенал средств, способов и механизмов практической психологии, всестороннего знания и индивидуального учёта возрастных особенностей несовершеннолетних для того, чтобы втянуть его в криминальную деятельность и получить от этого максимальную отдачу».[5]

По В.Д. Ермакову: «Противоправное, в том числе преступное поведение несовершеннолетних имеет преимущественно групповой характер. В силу возрастных психологических и иных личностных особенностей как позитивного, так и негативного характера - это в большей степени норма для несовершеннолетних, чем отклонение от неё».[4] Ряд исследователей отмечают ситуативный характер противоправного группового поведения подростков. Эти два признаки противоправного пове-

142

дения несовершеннолетних также являются проблемной областью психологических предикторов.

К.Е. Игошев выделяет специфическую совокупность черт личности несовершеннолетнего правонарушителя, оказывающих существенное влияние на характер и содержание деятельности. К этой совокупности черт он относит особенности нравственных и правовых воззрений, установок и направленности личности, волевых свойств и интересов.

Третье, - проблемой обозначения психологических предикторов противоправного поведения является выделение возрастных особенностей развития личности. «От её решения зависит адекватность методов и своеобразие мер психолого-педагогического и правового воздействия на каждом этапе формирования личности. ...В различные периоды жизненного цикла субъекта видоизменяется количество и сложность воздействующих на него факторов и агентов, которые оказывают влияние на формирование жизненного опыта, практики индивида в процессе его социализации». [6]

Представляется необходимым выделить проблему психологических предикторов определённую такой особенностью субъекта противоправного поведения, как совокупность действия характерологических особенностей, создающих индивидуальный стиль поведения, и соответствие их видам противоправной деятельности.

Описанное своеобразие причин и условий возникновения противоправного поведения несовершеннолетних обозначает особенности проблем психологических предикторов, каждая из которых является научной психологической проблемой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонин Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983. С.72

2. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья. Дети. Школа. М.,1989. С. 3

3. Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1967. С.4

4. Криминологи о неформальных молодёжных объединениях. М., 1990.С. 78

5. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности.//Психологический журнал.- 1995. - Т.16.-С. 178-182

6. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение: теория и метод. Красноярск, 1988.С.50

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.