психологические науки
Лильеберг Ребекка Эриковна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
УДК 159.9.07
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
© 2018
Лильеберг Ребекка Эриковна, кандидат философских наук, доцент
кафедры общеобразовательных дисциплин Международный еврейский институт экономики, финансов и права (125581, Россия, Москва, ул. Отрадная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В исследовании всесторонне анализируются многочисленные психологические аспекты процесса общей и функциональной реабилитации стоматологических пациентов, имеющих в индивидуальном анамнезе значительные патологические изменения органов, тканей, структур челюстно-лицевого отдела с фактической утратой значительной части их фрагментов, и нуждающихся в последующей комплексной реабилитации после проведенного восстановительного стоматологического лечения, в настоящее время базирующегося на самых разнообразных и адаптированных к наиболее часто встречающимся в клинической практике ситуациям технологиям протезирования и имплантации. Особое внимание в исследовании уделено вопросам гармонизации обще-клинических и психологических подходов к решению задач и проблем, осложняющих течение реабилитационного процесса, в частности, - процессов восстановления прежде утраченных функций, а также заживления измененных в ходе хирургического или восстановительного лечения органов и тканей челюстно-лицевого отдела стоматологических пациентов. В исследовании преобладает психологическая методология анализа возникающих у пациентов в ходе процесса реабилитации психических новообразований в сфере адаптации пациентов к установленным протезным конструкциям или имплантатам, а также анализа психологического содержания этих новообразований и перехода к стадии восстановления прежде утраченных функций в опоре на результаты восстановительного лечения. Кроме того, отмечены междисциплинарный характер формирующейся теории стоматологической реабилитации, а также междисциплинарный характер практических задач, необходимость совместного решения которых как со стороны стоматологической клиники, так и со стороны клинической психологии только и способна обеспечить общий успех восстановительного лечения не только в физическом, но и в психологическом плане, и, в перспективе, - на максимально возможном для каждого клинического случая уровне решить задачу, имеющую весьма существенное психологическое измерение, - задачу успешной ресоциализации стоматологического пациента, прошедшего восстановительное лечение.
Ключевые слова: общая и функциональная реабилитация, психологический контакт, психологическое сопровождение, психологические аспекты реабилитации, междисциплинарный подход, гармонизация практических решений, обновление протоколов ведения пациентов.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF GENERAL AND FUNCTIONAL REHABILITATION OF STOMATOLOGICAL PATIENTS RESERVED RESTORATION TREATMENT
© 2018
Lilieberg Rebecca bat Erik, candidate of philosophy, associate Professor of General disciplines International Jewish Institute of Economics, Finance and law (125581, Russia, Moscow, Otradnaya street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The study comprehensively analyzes the numerous psychological aspects of the process of general and functional rehabilitation of dental patients who have significant pathological changes in the organs, tissues, and structures of the maxillofacial department in an individual anamnesis, with a virtual loss of a significant part of their fragments, and the subsequent comprehensive rehabilitation after a restorative dental treatment , currently based on the most diverse and adapted to the public More often in the clinical practice situations of technologies of prosthetics and implantation. Particular attention is paid to the issues of harmonization of general clinical and psychological approaches to solving problems and problems complicating the course of the rehabilitation process, in particular, processes of restoration of previously lost functions, and also healing of the organs and tissues of the maxillofacial surgery that have been changed during surgical or restorative treatment department of dental patients. In the study, the psychological methodology of the analysis of patients emerging from patients during the rehabilitation process of mental neoplasms in the area of patient adaptation to established prosthetic structures or implants prevails, as well as the analysis of the psychological content of these tumors and the transition to the stage of restoration of previously lost functions in support of the results of restorative treatment. In addition, the interdisciplinary nature of the emerging theory of dental rehabilitation is noted, as well as the interdisciplinary nature of practical tasks, the need for joint solutions from both the dental clinic and clinical psychology alone is able to ensure the overall success of restorative treatment, not only in the physical, but also in the psychological, and, in the long run, - at the maximum possible level for each clinical case, to solve a problem that has a very significant psychologist is the task of successful resocialization of a dental patient who underwent restorative treatment.
Keywords: general and functional rehabilitation, psychological contact, psychological support, psychological aspects of rehabilitation, interdisciplinary approach, harmonization of practical solutions, update of patient management protocols.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Значительной проблемой общей и функциональной реабилитации стоматологических пациентов, имеющих в анамнезе серьезные патологии челюстно-лицевого аппарата, и перенесших по поводу их излечения обширное хирургическое или восстановительное вмешательство, остается проблема сочетаемости восстановления прежней целостности структур челюстно-лицевого аппарата, а также нарушенных в результате развившейся патологии функций, с решением эстетических вопросов, острота постановки которых связана с сохранением прежнего вида лица стоматологического пациента как важней-
шего средства визуального подтверждения его личной идентичности и самоидентичности.
Вне всякого сомнения, данная проблема, сложная и системная, включающая в себя решение определенной совокупности частных вопросов, которая всегда индивидуальна для каждого конкретного пациента, имеет также и явно выраженное психологическое измерение. Причем, - сам акт санации внутри этого измерения формирует как бы некоторую точку перегиба, а именно: если в предклинический период психика пациента, нуждающегося в стоматологическом лечении, активно стрессировалась нарастающими патологическими изменениями и прогрессирующей челюстно-лицевой дис-
Lilieberg Rebecca bat Erik PSYCHOLOGICAL PROBLEMS ..
psychological science
функцией, то в постоперационный период, напротив, основными факторами, вызывающими выраженный психологический дискомфорт, становятся факторы неопределенности и вынужденного ожидания отдаленных результатов лечения, оценка которых со стороны пациента становится отсроченной до завершения основной стадии процесса реабилитации. К этому ожиданию, как правило, добавляются факторы тревоги по поводу самой возможности полного восстановления утраченных способностей и функций (речь, измельчение пищи, отсутствие физического дискомфорта в ротовой полости и в челюстно-лицевой зоне в целом), инспирируемые постоперационными симптомами осталгии и миалгии, которые в лицевой зоне, вследствие анатомических особенностей ее иннервации, субъективно ощущаются и воспринимаются пациентом особенно остро.
Все эти факторы напрямую оказывают влияние на формирование содержательной стороны процесса реабилитации стоматологического пациента, процесс общего и функционального восстановления которого оказывается неполон без решения ряда задач чисто психологического плана, практическая сторона которых внутри процесса общей реабилитации должна быть нацелена на коррекцию нарушенной психики стоматологического пациента и восстановление его внутреннего психологического равновесия.
Отдельные частные аспекты проблемы успешности общей и функциональной реабилитации стоматологических пациентов в ее психологическом измерении в последнее время обретают все более четкое выражение как в отраслевом медицинском, так и в специализированном психологическом дискурсе, смыкающимся в своем проблемном поле обсуждения внутри современных общецивилизационных тенденций гуманизации. Профессиональное стоматологическое сообщество в этом обсуждении исходит прежде всего из того, что современная стоматология, как терапевтическая, так и восстановительная, в своей клинической практике, в ее операциональной стороне представляет собой организованную совокупность специальных терапевтических и восстановительных технологий, особенности и целесообразность конкретного применения которых в подавляющем большинстве случаев определяется диагностическим содержанием предшествующего анамнеза стоматологического пациента, и, следовательно, - весь перечень практических задач, подлежащих профессиональному медицинскому решению в процессе клинического ведения конкретного пациента, оказывается необходимо связан с поисками решений сопутствующих им частных психологических задач. Решений, обеспечивающих соответствующую психологическую подготовку стоматологического пациента к планируемому лечению, к проведению этого лечения, а также, - к последующему за ним восстановлению как тела, так и души пациента, внутри личности которого все ее частные физические и психические аспекты оказываются связаны воедино и нераздельно.
Так, в частности, в исследовании [1, с. 41] его авторами излагается холистский (системный) подход к формированию психологической составляющей общего процесса реабилитации, что рассматривается авторами как важнейшая практическая задача клинического психолога, осуществляющего свою деятельность непосредственно во внутреннем пространстве стоматологической клиники, - задача, которая может быть сформулирована в содержательном плане как решение проблемы преемственности психологического сопровождения стоматологического пациента на протяжении всего процесса функциональной реабилитации (восстановление способностей к речетворению, к измельчению твердой пищи, к нормальной мимике и к навыкам ухода за гигиеной челюстно-лицевой зоны) с переходом на последующую стадию полной ресоциализации пациента, на которой характер задач психологического сопровождения
и поддержки качественно изменяется и усложняется. Об актуальности этой стороны процесса стоматологической реабилитации свидетельствуют также и авторы публикации [2, с. 1324], прямо указывая на необходимость обеспечения психологической поддержки процесса восстановления речи как необходимого условия успешности последующего возвращения стоматологического пациента в его внешнее социальное окружение, требующее активизации сформированных коммуникативных возможностей, поскольку индивидуальные патологические изменения структур и органов челюстно-лицевого отдела к моменту проведения стоматологического лечения могут оказаться настолько масштабными [3, р. 10], что обеспечение абсолютного восстановления частично или полностью утраченных пациентом функций оказывается под вопросом, а это, в свою очередь, становится проблемой внутри индивидуальной реабилитационной ситуации конкретного пациента, необходимо требующей внешней квалифицированной психологической поддержки и помощи.
Соединение принципа системности с принципиальным признанием индивидуального характера типологических особенностей конкретного стоматологического пациента не только в телесной, но и в психической сфере [4, с. 2] позволяет перейти к внедрению инновационной методологии общей преемственности санационных и восстановительных технологий, в основу которой может быть заложен существенно более широкий спектр возможностей личного участия пациента в процессах собственного восстановления после специализированного стоматологического лечения, проведенного медицинскими специалистами [5, с. 38]. Сама идея встраивания индивидуально опосредованных восстановительных методик и процедур в общий процесс лечения обнаруживает полное соответствие с принципом единства динамического наблюдения со стороны специалистов различного клинического профиля за пациентом в той фазе его лечения, на которой он в наибольшей степени нуждается в разносторонней и профессионально организованной помощи и в таком же уходе [4, с. 2], практическая задача полноты обеспечения которых возлагается в равной степени как на лечащего врача-стоматолога, так и на клинического психолога, сопровождающего пребывание и восстановление пациента в условиях стоматологической клиники, согласованность действий которых внутри процесса общей или функциональной реабилитации, согласно данным исследования [6, с. 55] находит свое подтверждение в изменяющихся до и после стоматологической реабилитации субъективных оценках собственного психологического статуса проходящего реабилитацию пациента. Субъективно отмечаемые симптомы и изменения - ослабление уровня тревожности, беспокойства, эмоциональной остроты восприятия послеоперационных болевых ощущений, рост уверенности в успешности общих результатов лечения, фиксация положительных изменений в восстановлении частично или полностью утраченных функций, субъективное ощущение постепенного улучшения состояния собственного здоровья и качества жизни [6, с. 55].
Особую проблемную область внутри исследований процесса стоматологической реабилитации формирует совокупность тесно взаимосвязанных задач поиска и формирования наиболее эффективных подходов к организации и реализации процесса реабилитации для стоматологических пациентов, имеющих в своем индивидуальном анамнезе наиболее глубокие и тотальные по степени выраженности патологические изменения [7, с. 81], часто сопровождающиеся фактической утратой органов и тканей челюстно-лицевого отдела и их фрагментов (например, - вторичной частичной адентией), и потому требующие для своей коррекции проведения ряда компенсационных, заместительных, восстановительных процедур, основу которых на настоящее время составляют самые разнообразные технологии стомато-
382
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
психологические науки
Лильеберг Ребекка Эриковна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
логической имплантации и протезирования. Процессы реабилитации пациентов, прошедших лечение с применением восстановительных процедур данного типа, в некоторых случаях существенно осложняются отстроченным возникновением целого ряда артефактов негативного характера, в числе которых возникшие из-за установки имплантатов или протезных конструкций (либо же субъективно ощущаемые именно таким образом - [8, с. 9]) ощущения пациентом инородного тела внутри полости рта, нарушения взаимной контрактуры подвижных и неподвижных костных структур, частичный анкилоз височно-нижнечелюстных суставов, соединенный или не соединенный с односторонней или двусторонней артралгией или миалгией височных мышц, нарушения окклюзии (например, - несоответствие зубных рядов - [9, с. 38]), прикуса, дикции, возникновение проявлений гальванизма или аллергии на установленные внутри ротовой полости имплантаты или протезы, либо же иные, многочисленные и разнообразные по содержанию, ощущения физического, физиологического или функционального дискомфорта, субъективно ощущаемые пациентом, прошедшим лечение с применением протезирования или имплантации, как нарушающие нормальную физиологию и функциональность челюст-но-лицевого отдела, и тем самым, - ухудшающие общее качество его жизни [9, с. 39].
Кроме того, риск возникновения ряда нежелательных последствий восстановительного стоматологического лечения может возрастать вследствие нарушения гигиенических режимов проведения санирующих и восстановительных процедур, причина которого часто обнаруживается во внутренней неготовности пациента к проводимому лечению [10, с. 19], что само по себе является вполне самостоятельной психологической проблемой, требующей внутри стоматологической практики отдельного и эффективного решения.
Ряд авторов исследований [3; 7; 8] в своих выводах сходятся на том, что в отношении данной группы стоматологических пациентов, прошедших восстановительное лечение с использованием традиционных ортопедических и ортодонтических восстановительных технологий, должны быть разработаны специальные реабилитационные комплексы, необходимо учитывающие возможность возникновения побочных факторов, негативно влияющих на общий патогенез и существенно осложняющих восстановление частично или полностью утраченных функций, целью внедрения которых в клиническую стоматологическую практику призвано стать не столько снижение числа субъективно заявляемых со стороны пациента жалоб, сколько нейтрализация этих проявлений и минимизация их отрицательного влияния на общее качество процесса стоматологической реабилитации, равно как и на его окончательные результаты, субъективно оцениваемые самим пациентом в качестве общего итога и даже целесообразности проведенного ему лечения. В частности, в зарубежном медицинском дискурсе, посвященном обсуждению процесса стоматологической реабилитации [11, с. 226], все более утверждается мнение о наличии в процессе привыкания («ЬаЫШайо» - (лат.) - прим. авт.) к установленному зубному протезу или имплантату не только функциональной, но и отчетливо выраженной эмоциональной компоненты, учет которой для обеспечения успешности и продуктивности общего процесса адаптации следует признать совершенно необходимым. Причем, различные зарубежные исследователи очевидно расходятся во мнении об особенностях и содержательной стороне такого учета для отдельных возрастных групп стоматологических пациентов, в частности, - отдельно для пациентов пожилого возраста [12, с. 1059]), и отдельно для детей [13, с. 19], что, вне всякого сомнения, имеет под собой основания, возникающие из-за значительных психологических различий, соответствующих психологии восприятия, характерной для возраста пациентов пер-
вой и второй групп.
Кроме того, в зарубежном медицинском дискурсе, посвященном обсуждению проблемы выбора направлений и поиску возможностей оптимизации затрат и повышения эффективности процессов стоматологической реабилитации, также отдельно и целенаправленного анализируется проблема негативного влияния факультативных факторов риска, проистекающих из диагностических особенностей общего (не стоматологического) анамнеза пациента (например, - пожилые пациенты с выраженными инволюционными изменениями в психике, - [14, с. 11]), объективно нуждающегося в стоматологическом лечении, но, в то же самое время, - столь же объективно, по факту наличия уже установленных ему психиатрических диагнозов, требующего оказания себе на более высоком уровне квалифицированной психологической помощи и поддержки. Таким образом, это -именно тот случай, когда формальная теория гериатрической стоматологии формируется на основе клинической практики, очевидно приобретающей все более явно выраженный междисциплинарный (отраслевой плюс психологический) медицинский характер.
Вывод об опосредовании формирующейся междисциплинарной теории постоянно изменяющейся и совершенствующейся клинической практикой подтверждается и в исследовании [15, с. 3], обращающей внимание клинициста, осуществляющего стоматологическое лечение, на преимущественно психологические по своему характеру проявления повышенной тревоги и беспокойства стоматологических пациентов, и на тот фактический фон, который приводит к возникновению и эскалации данных психических проявлений, снижающих эффективность проводимого лечения как на этапе проводимого стоматологического вмешательства, так и на следующем за ним этапе восстановительной реабилитации. Формализация принципа единства взаимно соотносимых подходов к собственно лечению и следующей за ним реабилитации требует своего представления в создающейся теории, как способе рефлексии происходящих в стоматологической практике изменений, и как способе интеграции на теоретическом уровне рекомендаций, следующих от стоматологической терапевтической и протезной клиники, по всей видимости, в качестве признания необходимых изменений традиционных подходов и обновления основных моделей протоколов ведения пациентов, в наибольшей степени нуждающихся в последующей реабилитации, путем сочетания и гармонизации общеклинических и психологических аспектов [16, с. 259], целью которого призвано стать достижение максимально возможных для данного клинического случая положительных результатов общего процесса лечения - реабилитации.
Осуществляя свое продвижение в этом направлении, стоматологическая теория и практика, признавая примат индивидуальных потребностей в лечении каждого конкретного пациента, по всей видимости, должны ориентироваться на те средства, ту методологию, те лечебно-восстановительные технологии и соответствующее им высокотехнологичное и наукоемкое оборудование, применение которых позволит решать лечебно-восстановительные задачи по всей широте их сложного проблемного поля, а именно, - с наибольшей степенью эффективности преодолевая возникающие затруднения как общеклинического, так и психологического характера.
Исследования в этом направлении ведутся уже продолжительное время [7; 17], и их результатом стал целый ряд взаимосвязанных и комплексных подходов, практическая реализация которых стала возможной только с разработкой, конструированием и созданием специализированного оборудования, способного оказать помощь как клиницисту стоматологического профиля в процессе подготовки к лечению и проведению самого лечения, так и клиническому психологу в процессе последующей реабилитации прошедшего лечение стоматологического
Lilieberg Rebecca bat Erik psychological
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS ... science
пациента. Например, такими универсальными возможностями обладает физиотерапевтическая технология мезодиэнцефальной модуляции («МДМ-терапия» - [1719]) и соответствующее ей специальное физиотерапевтическое оборудование, сущность оказываемого лечебного действия которого сводится в целенаправленном воздействии на специализированные мозговые центры, отвечающие за формирование эффективной ответной реакции на стресс организма пациента на нейрофизиологическом и нейрогуморальном уровне, активизации на тех же уровнях нейрогуморальных факторов ускорения заживления и восстановления принудительно измененных в ходе хирургического или восстановительного лечения отделов и структур челюстно-лицевого аппарата, а в психологическом плане, - снижения уровня общей и ситуативной тревожности стоматологического пациента, минимизации негативных проявлений стресса в предклинический и послеоперационный период, предотвращения развития состояний декомпенсации и перехода стресса в дистресс, - то есть, по существу, решению задач чисто психологического характера с целью достижения максимально позитивного уровня общих результатов лечения, сокращения сроков процесса стоматологической реабилитации и затрат на ее проведение, поддержания благоприятного психологического состояния стоматологического пациента. Представляется, что дальнейшие теоретические и научно-технические разработки, а также практические исследования в этом направлении на благо будущих пациентов, имеющих сложный стоматологический анамнез, и потому в большинстве своем нуждающихся после лечения в общей и функциональной реабилитации, обязательно должны быть продолжены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ковязина М.С., Варако Н.А., Рассказова Е.И. Психологические аспекты проблемы реабилитации. Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 40-50.
2. Коротких Н.Г., Митин Н.Е., Мишин Д.Н., Пономарёв Е.О. Речевая реабилитация пациентов после хирургических стоматологических операций. Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 1. - С. 1324.
3. Loktionova M.V., Zhakhbarov A.G., Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Rehabilitation of patients with total mandible defects. The USA Journal of Applied Sciences. - 2016. - № 2. - С. 10 - 12.
4. Ермаков И.С. Психологические особенности личности пациента в эстетической стоматологии. Рекомендации по ведению пациента на различных этапах. Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/ view?id=15883 (дата обращения: 10.05.2018).
5. Давыдов А.А. Комплексная функциональная реабилитация в стоматологии. Маэстро стоматологии. -
2015. - № 1 (57). - С. 34-39.
6. Бондаренко Н.Н., Кручинин В.Ю. Изучение психологического статуса пациентов методом анкетирования до и после стоматологической реабилитации. Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 5. - С. 55., elSSN: 2070-7428.
7. Локтионова М.В., Жидовинов А.В., Жахбаров А.Г., Салтовец М.В., Юмашев А.В. Реабилитация пациентов с тотальными дефектами нижней челюсти. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. -
2016. - № 4. - С. 81-83.
8. Зражевский С.А. Стоматологическая реабилитация пациентов с использованием съемных протезов нижней челюсти с опорой на дентальные имплантаты - дисс. канд. мед.наук по спец-ти: стоматология. Код ВАК 14.01.14 - М. - 2012. - 107 с., URL: http://www. dissercat.com/content/stomatologicheskaya-reabilitatsiya-patsientov-s-ispolzovaniem-semnykh-protezov-nizhnei-chely#ixzz5F5maM4iE (дата обращения: 13.05. 384
9. Защихин Е.Н., Орешака О.В. Стоматологическая реабилитация пациентов с глоссодинией, сочетанной с дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов (частный клинический случай). Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 7 (14). - С. 38-40., ISSN 2227-6017, DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017.
10. Дорошина И.Р., Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. Ортопедическое лечение пациентов с повышенным рвотным рефлексом. Стоматология для всех. - 2014. - № 4. - С. 18-20.
11. Hogenius, S., Berggren, U., Blomberg, S., Jemt, T., Öhman, S.-C. Demographical, odontological, and psychological variables in individuals referred for osseointe-grated dental implants. Community Dentistry and Oral Epidemiology. - 1992. - No 8. (Vol. 20; Iss.4) - P. 224 -228., doi.org/10.1111/j.1600-0528.1992.tb01721.x
12. Siepmann, T., Siepmann, S., Holst, A.-I. Psychologische und zahnmedizinische Aspekte bei der prothetischen Versorgung von Kindern Kinderprothesen. Schweiz Monatsschrift Zahnmed/ - 2008. - Vol. 118(11) -P. 1055 - 1061.
13. Fajri, L., Abdelkoui, A., Abdedine, A. Approche esthétique en prothèse amovible complète Esthetic approach in removable complete denture. eDp Sciences. - 2013. -No 11. - P. 16 - 26., AOS 2013;266:16-26 DOI: 10.1051/ aos/2013603 © EDP Sciences 2013.
14. Haralur, S.B. Clinical Strategies for Complete Denture Rehabilitation in a Patient with Parkinson Disease and Reduced Neuromuscular Control. Case Reports in Dentistry. - 2015. - V.1. - P. 5., Article ID 352878, 5 pages http://dx.doi.org/10.1155/2015/352878.
15. Höfel, L. Psychologische Trickkiste in der Zahnarztpraxis. PSYCHOLOGIE. - 2011. - No 9. - URL: https://www.zwp-online.info/zwpnews/wirtschaft-und-recht/psychologie/psychologische-trickkiste-der-zahnarzt-praxis. (дата обращения: 12.05.18).
16. Vanheusden, A. Approche prothétique rationnelle et conservatrice d'usure dentaire avancée. Revue d'OdontoStomatologie. - 2014. - No 43 (3). - P. 251-268.
17. Юмашев А.В. Влияние мезодиэнцефальной модуляции на качество остеоинтеграции и стабильность дентальных имплантатов. // Естественнонаучные основы медико-биологических знаний. Материалы всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием - Рязань: -2017. - С. 10-12.
18. Юмашев А.В., Павлов В.А., Адмакин О.И., Кузьминов Г.Г., Нефедова И.В. Анализ применения ме-зодиэнцефальной модуляции в коррекции стрессовых нарушений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. -2016, -№ 12. -С. 38-48.
19. Юмашев А.В. Фундаментальные основы и практические результаты профилактики и лечения дистресса с помощью мезодиэнцефальной модуляции. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2017. -Т. 6. -№ 4 (21). - С. 376-379.
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)