Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ И ПОДДЕРЖАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ И ПОДДЕРЖАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель / профилактика конфликтов / служебный коллектив / manager / conflict prevention / service team

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айгуль Вильевна Гайнуллина

В статье проведен анализ психологических проблем деятельности руководителя по профилактике конфликтов и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах. Сделан вывод о том, что целях поддержания благоприятного социально-психологического климата в подразделениях руководителям необходимо в первую очередь обратить внимание на справедливое распределение нагрузок между подчиненными, повышение психологической компетентности в работе с персоналом, совершенствование кадрового отбора, систематическое изучение социально-психологического климата, учет психологической совместимости сотрудников при формировании коллективов, осуществление контроля за проведением тренинговых занятий по сплоченности коллективов, обучение сотрудников навыкам конструктивного поведения в конфликте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айгуль Вильевна Гайнуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF THE MANAGER'S ACTIVITY IN PREVENTING CONFLICTS AND MAINTAINING A FAVORABLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN SERVICE TEAMS

The article analyzes the psychological problems of the head's activity in preventing conflicts and maintaining a favorable socio-psychological climate in service teams. It is concluded that in order to maintain a favorable socio-psychological climate in departments, managers should first pay attention to the fair distribution of loads between subordinates, increase psychological competence in working with personnel, improve personnel selection, systematic study of the socio-psychological climate, taking into account the psychological compatibility of employees in the formation of teams, monitoring the conduct of training sessions on team cohesion, training of employees to skills of constructive behavior in the conflict.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ И ПОДДЕРЖАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ»

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10100

© Гайнуллина А.В. 2020

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF THE MANAGER'S ACTIVITY IN PREVENTING CONFLICTS AND MAINTAINING A FAVORABLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN SERVICE TEAMS

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ И ПОДДЕРЖАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ*

Aigul V. Gainullina,

Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology in the Activities of Police Officers of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Candidate of Psychological Sciences

Айгуль Вильевна Гайнуллина,

доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук

Для цитирования: Гайнуллина А.В. Психологические проблемы деятельности руководителя по профилактике конфликтов и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 40-42.

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article analyzes the psychological problems of the head's activity in preventing conflicts and maintaining a favorable socio-psychological climate in service teams. It is concluded that in order to maintain a favorable socio-psychological climate in departments, managers should first pay attention to the fair distribution of loads between subordinates, increase psychological competence in working with personnel, improve personnel selection, systematic study of the socio-psychological climate, taking into account the psychological compatibility of employees in the formation of teams, monitoring the conduct of training sessions on team cohesion, training of employees to skills of constructive behavior in the conflict.

Keywords: manager, conflict prevention, service team.

Аннотация. В статье проведен анализ психологических проблем деятельности руководителя по профилактике конфликтов и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах. Сделан вывод о том, что целях поддержания благоприятного социально-психологического климата в подразделениях руководителям необходимо в первую очередь обратить внимание на справедливое распределение нагрузок между подчиненными, повышение психологической компетентности в работе с персоналом, совершенствование кадрового отбора, систематическое изучение социально-психологического климата, учет психологической совместимости сотрудников при формировании коллективов, осуществление контроля за проведением тренинговых занятий по сплоченности коллективов, обучение сотрудников навыкам конструктивного поведения в конфликте.

Ключевые слова: руководитель, профилактика конфликтов, служебный коллектив.

Выполняя свои профессиональные обязанности, сотрудники ОВД могут вступать в конфликтное взаимодействие, как с гражданами, нарушающими закон, так и с коллегами, что требует от них высокого уровня профессионально-психологической подготовленности, включающей: своевременное вы-

явление назревающих противоречий, применение оптимальных стратегий поведения в конфликте, регулирование эмоционального состояния оппонента, профилактику и управление конфликтами, профессионально грамотное поведение с провоцирующими на конфликт субъектами и т.д.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конструктивные способы разрешения различных конфликтных ситуаций, которые возникают в служебных организационных отношениях сотрудников ОВД, способствуют росту инициативности, исполнительности личного состава, и в целом являются основой эффективного разрешения оперативно-служебных задач. В связи с этим, каждый сотрудник полиции должен соблюдать нормы служебной этики и поддерживать в своем коллективе атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-психологический климат определятся качественной характеристикой межличностных взаимоотношений, которые проявляются в виде совокупности нравственных и психологических условий, способствующих или препятствующих конструктивному взаимодействию и всестороннему развитию личности сотрудника в коллективе.

По характеру взаимоотношений участников конфликты в служебных коллективах могут быть «вертикальными» (между начальником подразделения и подчиненным сотрудником) и «горизонтальными» (между сотрудниками подразделения, равными по рангу). Полагаем, что в служебных коллективах очень важно минимизировать проявление так называемых «позиционных» конфликтов - противостояний между сотрудниками, занимающими разное положение в структуре организационных отношений.

В территориальных органах МВД России функционируют свыше 26 подразделений полиции. Недопонимания между начальниками управлений, руководителями подразделений, начальниками отделов и рядовыми сотрудниками приводят к рассогласованию действий и искажению информации, что сказывается в целом на результатах служебной деятельности.

Формирование благоприятного социально-психологического климата в подразделениях МВД России официально возложено на психологические службы. В сферу обязанностей психологов входит ежегодный мониторинг состояния социально-психологического климата в коллективах, а также разработка рекомендаций по его оптимизации, также они имеют право вносить предложения руководителю по совершенствованию методов работы и стиля управления личным составом.

Вместе с тем, не мене важную роль в профилактике конфликтов в полицейских коллективах играют руководители, которые должны обладать конфликт логической компетентностью, а именно: самооценкой, перцептивными возможностями, навыками владения техниками регулирования кон-

фликтов и опытом осуществления конструктивного поведения.

Значимым показателем зрелого подхода руководителя к управлению социальными процессами является эффективная профилактика конфликтов в коллективе, требующая от сотрудников гораздо меньших затрат энергии, средств и времени, чем конструктивное разрешение часто возникающих в процессе жизнедеятельности межличностных противоречий.

Профилактика конфликтов предусматривает активную совместную работу психолога и руководителя на основе анализа социально-психологических процессов, происходящих в коллективе, а также совокупности факторов, влияющих на конфликтность личности сотрудников, по прогнозированию и предупреждению причин межличностных противоречий.

Работа в данном направлении включает комплекс мероприятий, основывающихся на своевременном предупреждении объективных и организационно-управленческих предпосылок возникновения конфликтов.

Среди основных объективных причин конфликтов в служебных коллективах могут быть: несовершенная система оценки деятельности сотрудников, недостаточное материально-техническое обеспечение, ненормированный рабочий день, нерациональное распределение служебных обязанностей, жилищно-бытовые проблемы, высокий уровень физических и нервных нагрузок.

Так как особое внимание сотрудниками ОВД уделяется ситуативно-управленческим предпосылкам конфликтов в коллективах, обусловленным деятельностью руководителя, его ошибками в принятии управленческих решений, то на первый план выдвигается необходимость совершенствования руководителем стиля и методов управления социальными процессами. Действия руководителя должны быть обоснованными, гласными, и актуализировать у подчиненных позитивную мотивацию к выполнению своих профессиональных обязанностей.

В целях поддержания благоприятного социально-психологического климата в подразделениях руководителям необходимо в первую очередь обратить внимание на справедливое распределение нагрузок между подчиненными, повышение психологической компетентности в работе с персоналом, совершенствование кадрового отбора, систематическое изучение социально-психологического климата, учет психологической совместимости сотрудников при формировании коллективов, осуществление контроля за проведением тре-

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

нинговых занятий по сплоченности коллективов, обучение сотрудников навыкам конструктивного поведения в конфликте.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник. - СПб., 2014. 512 с.

2. Гайнуллина А.В. Профилактика конфликтов в коллективах ОВД как условие поддержания благоприятного социально-психологического климата // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 5. - С 282-285.

3. Касперович Ю.Г., Костина Л.Н., Марьин М.И. О формировании профессиональных навыков и ка-

честв у сотрудников Госавтоинспекции для противодействия провокационному поведению участников дорожного движения // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 4 (71). -С.106-110.

4. Петров В.Е., Просвирин А.В. Сплочение служебных коллективов органов внутренних дел Российской Федерации: психологический тренинг : учеб.-метод. пособие / В.Е. Петров, А.В. Просвирин. - Домодедово : ВИПК МВД России, 2012. - 73 с.

5. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике : учеб. пособие / В.Л. Цветков. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 183 с.

три сигмы спортивного

менеджмента

Как -г млиипнр

Вгтдор »илл-нс

Алтухов, С.В., Воробьев, А.И. Три сигмы спортивного менеджмента. Как не заблудиться в лабиринтах профессии : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-дАнА, 2020. 239 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

i W

» ■ l

Как становятся спортивными руководителями, в чем заключается сущность спортивного менеджмента, какими императивами и максимами пользуются спортивные менеджеры в своей работе? Авторы учебного пособия предлагают всем, кто хочет стать менеджером в спорте, примерить на себя пиджак руководителя и попытаться ощутить себя человеком, принимающим решения.

Впервые в отечественной учебной литературе появилась книга для тех, кто хочет получить дорожную карту карьерного роста в данной области человеческой деятельности. Авторы описывают ряд непростых механизмов адаптации в профессии, требующих определенных компетенций и навыков. Примеры из собственной практики и опыт ведущих отечественных и зарубежных специалистов делают эту книгу понятной и полезной широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.