Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / виды буллинга / роли участников буллинга / образовательная среда / bullying / types of bullying / roles of participants in bullying / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я В. Горлова

В статье рассматривается буллинг как серьезная социально-педагогическая проблема. Дается психологическое определение понятию, называются его разновидности. Анализируются психолого-педагогические аспекты предупреждения буллинга в учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SIGNS OF INTERPERSONAL BULLYING INTERACTION

The article examines bullying as a serious social and pedagogical problem. A psychological definition of the concept is given and its varieties are named. The psychological and pedagogical aspects of preventing bullying in vocational education institutions are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Я.В. Горлова, старший преподаватель Севастопольский государственный университет (Россия, г. Севастополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-2- 78-82

Аннотация. В статье рассматривается буллинг как серьезная социально-педагогическая проблема. Дается психологическое определение понятию, называются его разновидности. Анализируются психолого-педагогические аспекты предупреждения бул-линга в учреждениях профессионального образования.

Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, роли участников буллинга, образовательная среда.

Образовательный процесс в учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования в контексте формирования конкурентоспособных работников для нужд современного рынка труда должен проходить в психологически безопасной для соискателей образования среде. Неотъемлемая роль в этом процессе принадлежит преподавателю. Перед ними стоит одна из главных задач - быть не только профессионально компетентным, активным специалистом для передачи молодежи своих профессиональных знаний, умений и навыков, но и формировать в коллективе соискателей образования благоприятную психологическую атмосферу, которая необходима для полноценного развития личности.

Эта проблема актуальна в практическом аспекте. Важной задачей современных учебных заведений является признание существования проблемы буллинга и создание безопасной образовательной среды для профилактики и борьбы с негативными социальными и педагогическими последствиями этого явления.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что работа преподавателя не может рассматриваться как процесс обучения профессии, не обращая внимания на воспитательный аспект. Важно отметить, что правильно подобранные направления воспитательной работы решают проблему социальной адаптации выпускников заведений профессионального образования во взрослой жизни. Результатом этого явля-

ется не только желание получить профессию, но стать конкурентоспособным специалистом, открыть свое дело, найти свое место на современном рынке труда.

Цель работы: на основании анализа современной литературы исследовать основные направления воспитательной деятельности преподавателя в современных условиях.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы сущности понятия буллинг в образовательном процессе;

- охарактеризовать психологические признаки буллинга в межличностном взаимодействии;

- проанализировать психолого-педагогические аспекты предупреждения буллинга в учреждениях профессионального образования;

- осветить базы учета психических особенностей участников образовательного процесса как база профилактики буллинга;

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности воспитательной работы педагогов заведений профессионального образования в контексте предупреждения и противодействия буллингу среди соискателей образования в учреждениях профессионального образования.

1. Теоретические основы проблемы буллинга в образовательной среде.

Мотивацией к буллингу становятся зависть, месть, ощущение неприязни, стремление восстановить справедливость; борьба за власть; потребность подчинения лидеру, нейтрализации соперника, самоутверждения и т.п., вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных лиц.

Образовательный процесс в учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования для формирования конкурентоспособных работников для нужд современного рынка труда должен проходить в психологически безопасной для соискателей образования среде. Необходимость изучения явления буллин-га обусловлена увеличением случаев его проявления в образовательных учреждениях. Анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует, что в учебных заведениях значительно возрастают случаи сознательного жестокого отношения со стороны более сильных или старших учащихся к более слабым членам коллектива. Случаи буллинга часто умалчивают, не обсуждают, заботясь о собственной репутации и считая, что это явление само исчезнет, но в таких ситуациях все происходит наоборот - буллинг набирает обороты и становится более жестоким.

Ссора или конфликт имеет отличные признаки от буллинга (травли), которые нужно уметь различать для своевременного выявления следующих случаев:

- повторяемость действий (совершение физического, психологического, экономического, в том числе и в социальных сетях насилие, совершаемое два или более раза в отношении одного человека);

- травля всегда имеет злые намерения (целью булера является специальное причинение психического или физического вреда, унижение, провоцирование возникновения страха, тревоги, он всегда хочет, чтобы потерпевший подчинялся, а в случае отказа влечет за собой его социальную изоляцию);

- в ситуациях буллинга заметно неравенство сил между булером и пострадавшим (физическая разница, уровень социальной и психологической адаптированно-

сти, социальный статус, состояние здоровья, ментальное развитие и т.п.);

- обидчик не раскаивается в содеянном. Важно также знать, что буллинг (травля) сам по себе не может прекратиться, всегда нужно вмешательство посторонних лиц, которые окажут помощь и защиту всем участникам этого процесса.

Самые распространенные виды буллин-

га:

- физический (толкание, подножки, зацепки, драки, пинки, оплеухи, нанесение телесных повреждений);

- психологический (унизительные взгляды, жесты, оскорбительные телодвижения, мимика лица, распространение оскорбительных слухов, изоляция, игнорирование, угрозы, шутки, манипуляции, шантаж);

- экономичный (кража, повреждение или уничтожение одежды и других личных вещей, вымогание денег);

- сексуальный (унизительные взгляды, жесты, оскорбительные телодвижения, прозвища и образы сексуального характера, съемки в переодеваниях, распространение оскорбительных слухов, сексуальные угрозы, шутки);

- кибербуллинг (унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, других электронных устройств).

2. Психологические признаки буллинга в межличностном содействии.

Типичными психологическими признаками буллинга (травли) являются: действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика, и/или причинение социальной изоляции потерпевшего. Сюда входят: унизительные взгляды, жесты, оскорбительные телодвижения, мимики лица, распространение оскорбительных слухов, изоляция, игнорирование, угрозы, шутки, манипуляции, шантаж и т.д.

Булинг не предусматривает уголовных действий, которые начинались и развились как конфликт, то есть серьезное физическое насилие, угрозы его осуществить, вооруженные нападения, вандализм и прочее не буллинг.

Среди всех участников буллинга наиболее негативные последствия испытывает жертва. Ребенок, над которым постоянно издеваются, теряет чувство безопасности, постоянно находится в состоянии страха и стресса, теряет интерес к обучению и уважению к себе.

Выделяют таких участников буллинга:

1) булер (обидчик) - травящий, преследующий, наносит вред на физическом или психологическом уровнях;

2) жертва - ребенок, который преследуют и постоянно наносят вред;

3) наблюдатели, они могут быть активны (те, кто поддерживают булера и помогают ему совершать вредные действия) и пассивные (не вмешиваются в процесс травли, а отстраненно наблюдают).

Выделяют несколько типов жертв в зависимости от реакции на буллинг.

- Первое - это пассивная жертва: реагирует на травлю или издевательство плачем, волнуется, чувствует себя незащищенной, отступает, становится «тихой», больше всего радует обидчика и провоцирует на новые издевательства. Подавляющее большинство жертв принадлежит к этому типу.

- Второй тип - жертва, провоцирующая булера: начинает специально раздражать, привлекать внимание сверстников, в том числе и обидчика, может реагировать как агрессивно, так и озабоченно, взволнованно; в определенной степени контролирует ситуацию и более подвержена противостоянию буллинга, тогда как жертва первого типа избегает или соглашается с булерами. Этим двум типам жертв свойственна меньшая контролируемость собственных эмоций, что показывает обидчику то, что над ними можно совершать издевательства.

- Третий тип - хронические жертвы буллинга. Над ними издеваются в среднем по несколько раз в неделю. Особенностью этого типа является то, что они склонны возвращаться к булеру, а это провоцирует новые циклы насилия. Даже если жертвы сменяют место обучения, проживания, ситуация может не измениться. Это может привести к самоубийству, поскольку они

не видят другого выхода из сложившейся ситуации.

3. Психолого-педагогические аспекты предупреждения буллинга.

Одной из главных проблем подготовки специалистов строительного профиля является «односторонность» в организации учебного процесса. Основное внимание уделяется вооружению студентов профессиональными знаниями и умениями и явно недостаточно осуществляется психологическое обеспечение профессиональной самоидентификации будущего специалиста: формирование необходимых личностных качеств, отношение к будущей профессии как жизненно значимой деятельности, чувство уверенности в своих способностях и удовлетворении.

Именно от того, в какой атмосфере находятся ученики, зависит их настроение, их здоровье, их желание учиться, приходить в учебное заведение. Безопасная, доброжелательная атмосфера, основанная на доверии и уважении, является наилучшей основой, чтобы предотвратить бул-линг (травлю) в учебном заведении и становление профессиональной личности будущих специалистов.

Для предупреждения и преодоления буллинга должен быть комплексный подход. Если коллектив учебного заведения нет четкой общей коллективной позиции по проблеме буллинга, существует риск, что каждый участник образовательного процесса будет поступать в соответствии со своими представлениями и убеждениями. Ведь очень часто, когда встречается буллинг (травля) среди детей, педагоги или сами родители выбирают позицию «невмешательства». Иногда конфликты среди детей в коллективе считают нормальным явлением, необходимым для самоутверждения.

Необходимо подчеркнуть, что к работе по профилактике и преодолению такого негативного явления, как буллинг, должны быть привлечены все участники учебно-воспитательного процесса - родители, администрация образовательного учреждения, учащиеся, педагоги. Беседы по предотвращению буллинга можно проводить во время воспитания или на переры-

вах. Воздействие будет устойчивым, если обсуждение темы станет постоянным продолжением учебной жизни. Однако четкий график бесед тоже необходим потому, что систематичность обсуждения автоматически гарантирует, что тема насилия среди учащихся не останется без внимания. Короткие, но частые разговоры гораздо эффективнее редких и долговременных.

Главное правило - действовать системно, совместно и слаженно. Даже наиболее равнодушный преподаватель не сможет преодолеть проблему буллинга (травли) самостоятельно. Это задача для командной работы, в которой каждый может внести свой вклад, чтобы его учебное заведение стало пространством безопасности и уважения как для учащихся, так и для преподавателей.

Закон определяет буллинг как насильственные действия, происходящие в учебном заведении, но это может происходить не только там. В учебном заведении чаще всего это явление происходит в местах, где отсутствует контроль и надзор взрослых. Это может быть в коридорах, туалетах, столовой, лестнице, дворе и т.д. Вне территории учебного заведения дети/учащиеся могут подвергаться буллингу во дворе дома, дома, по дороге домой. Даже, казалось бы, в самом безопасном месте - дома - также может происходить травля, которая переходит в форму кибербуллинга через сообщения по телефону, социальные сети, мессенджеры и т.д.

Чтобы предупредить буллинг нужно быть терпеливым и деликатным. Нужно выяснить все, что возможно, однако не повторять те же вопросы по несколько раз, допрашивая. Предложить подумать, какие действия помогут ученику чувствовать себя в большей безопасности сейчас (например, быть определенное время ближе к взрослым, не оставаться после занятий и т.д.).

Во всех общеобразовательных, профессиональных и внешкольных учреждениях должен быть план мероприятий, направленный на предотвращение и противодействие буллингу (травке). Планируемые мероприятия должны быть направлены на достижение конкретных результатов. То

есть, при планировании каждого мероприятия важно решить, какую проблему оно должно решить и определить четкий критерий его эффективности. Целью проведения мероприятий должно стать не их количество, а уровень уменьшения буллинга и улучшения общей психологической атмосферы в заведении.

В план мероприятий можно включить: тренинги, тематические встречи и занятия, круглые столы, беседы, консультации, совместные просмотры и обсуждение тематических видеосюжетов всеми участниками образовательного процесса, по ненасильственным методам поведения и воспитания, разрешению конфликтов, управлению собственными эмоциями и преодолению стресса, игры, театральные постановки и т.п.

Выводы

Цель работы достигнута - определено, что воспитательная деятельность педагогического коллектива в учреждениях профессионального образования по предупреждению и преодолению проявлений буллинга в межличностном взаимодействии между соискателями образования требует системы соответствующих, все-обоснованных и правильно организованных мероприятий.

Преподавателю нужно знать и уметь определять все компоненты буллинга. Важно понимать также то, что нужно не только работать уже с имеющимися случаями, но и грамотно внедрять профилактику буллинга. Нужно уметь доступно объяснить подросткам какие именно угрозы несет в себе данное явление и как нужно вести себя, если с ним столкнулись. Необходимо не просто донести информацию до соискателей образования, но и побуждать их быть не безразличными к судьбе одно-группников. Ведь, в наше время большинство подростков не вовлекаются в активные действия именно из-за своего безразличия к окружающим людям.

Результаты анализа и систематизации информации, полученной из обработанных литературных источников, позволили установить, что только комплексная систематическая слаженная работа педагогического коллектива, психолога (в случае

необходимости) может дать положитель- такие нравственные феномены, как: долг, ный результат в предупреждении и пре- совесть, уважение достоинства другого одолении проявлений буллинга в межлич- человека, трудолюбие, только тогда можно ностной среде соискателей образования. рассчитывать на улучшение психологиче-Необходимо налаживать воспитательную ской ситуации в учащейся среде. работу так, чтобы пробудить у молодежи

Библиографический список

1. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. -№ 3 (33) - С. 138-143.

2. Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение. - 2016. - № 2. - С. 99-115.

3. Истомина А. А., Морнов К. А. Методы профилактики буллинга в современной школе // Труды Братского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018 - № 1 (12). - С. 15-20.

4. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С. 240-274.

5. Собакин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста // Социальная психология и общество. - 2014. - Т. 5, № 2. - С. 71-86.

6. Требина Е.А. Основные направления психолого-педагогической профилактики бул-линга в начальной школе // Мир детства в современном образовательном пространстве. -2017. - С. 152-154.

7. Olweus D. Bullying at School: What We Know what We Can Do. - N.Y.: Blackwell, 1993. - 140 p.

PSYCHOLOGICAL SIGNS OF INTERPERSONAL BULLYING INTERACTION

Ya.V. Gorlova, Senior Lecturer Sevastopol State University (Russia, Sevastopol)

Abstract. The article examines bullying as a serious social and pedagogical problem. A psychological definition of the concept is given and its varieties are named. The psychological and pedagogical aspects of preventing bullying in vocational education institutions are analyzed.

Keywords: bullying, types of bullying, roles of participants in bullying, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.