Научная статья на тему 'Психологические причины возникновения профессионального стресса'

Психологические причины возникновения профессионального стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1298
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ТРАВМЫ / НАПРЯЖЕНИЕ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / STRESS / STRESS RESISTANCE / ADAPTATION / PROBLEMS / INJURIES / EXPERIENCE / STATE / EMOTIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Албакова Зара Абдул-Мажитовна

В статье представлены данные теоретических исследований «стресса», проведенные зарубежными и отечественными психологами. Рассматривается профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. В исследовании выявлены факторы, влияющие на повышение стрессоустойчивости, и препятствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания медицинских работников. Приведены результаты диагностики стрессоустойчивости медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Албакова Зара Абдул-Мажитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological causes of professional stress emerging

The article presents the data of theoretical studies of «stress» conducted by foreign and national psychologists. Professional stress is considered as a multidimensional phenomenon, expressed in physiological and psychological reactions to a complex working situation. The study identified factors affecting the increase of stress resistance, and preventing the emergence of emotional burnout syndrome of health care workers. The results of diagnostics of stress resistance of medical workers are given.

Текст научной работы на тему «Психологические причины возникновения профессионального стресса»

психология личности

Албакова Э.А-М.

психологические причины возникновения профессионального стресса

Под стрессом принято понимать неспецифическую реакцию организма на ситуацию, требующую функциональной перестройки организма. В широком смысле, любая новая жизненная ситуация считается стрессогенной, однако, критические состояния вызывает дистресс, переживаемый как горе, несчастье и сопровождающийся нарушением адаптации и контроля.

В повседневной жизни для обозначения трудностей и вызываемых ими переживаний используется слово «стресс». В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающего у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях [5].

психический стресс возникает в результате несоответствия между нагрузкой и имеющимися у человека ресурсами, сопровождается выраженными отрицательными эмоциями (страх, гнев, удрученность и т.д.) [6].

Существуют различные определения стресса: через рассмотрение стрессовых событий (Т. Холмс) или физиологической мобилизации (Г. Селье), в терминах когнитивного «срыва» (М. Хоровитц), взаимодействия «организм - среда» (Р. Лазарус) и интеракции «личность - ситуация» (Н. Эндлер).

В структуре стресса (Р. Лазарусом) выделены два интерактивных процесса: 1) оценка (когнитивный процесс выявления значения события); 2) совлада-ние (coping) - процесс управления внутренними и внешними требованиями или конфликтом требований. В рамках данного подхода угроза является результатом интеграции личностных переменных и переменных ситуации.

М.Ш. Магомед-Эминов описывает четыре основных варианта использования термина «стресс». под стрессом понимаются: 1) стрессовые события (или стрессоры); 2) внутренние состояния индивида; 3) реакции, вызванные внешними событиями или внутренними состояниями; 4) переживания, возникающие при взаимодействии индивида и среды, вызванные оценкой события [3].

ISSN 1029-3388

возникающее под влиянием стрессов психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей. Однако, если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсов человека может оказаться недостаточно для преодоления стресса, что ведет к деструктивным воздействиям до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности. Та или иная степень переживания стресса характерна для любых критических ситуаций в жизни человека, потому все они зачастую определяются как стрессы.

Различают стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями, и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами. Типичными жизненными ситуациями такого рода являются конфликты и кризисы.

Диалектическое понимание стресса предполагает учет положительного и отрицательного характера переживаний. Создатель теории стресса г. Селье отмечал, что «сама жизнь есть стресс, и полная свобода от стресса означает смерть» [1; 7]. Исключительно положительные эмоции далеко не всегда являются стени-зирующими средствами организма. Разноокрашенные переживания, вызванные стрессовым фактором, могут создать высокий эмоциональный тонус, стимулирующий жизненную активность человека.

Селье г. выделяет три основные стадии стресса: стадию тревоги, когда происходит мобилизация ресурсов человека; стадию резистентности (сопротивления), когда осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей; стадию истощения, когда энергия сопротивления исчерпана, механизмы психологической и физиологической защиты сломлены. Третья стадия представляет собой призыв о помощи, которая может прийти либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора [7].

Не каждое событие может вызвать стресс. психологическая травма возможна, если происшедшее событие сознаваемо, если наблюдается ухудшение психического состояния, пережитое разрушает привычный образ жизни. Травматический стресс предполагает нормальную реакцию на ненормальные обстоятельства.

в международной классификации психических нарушений травматический стресс определяется как комплекс специфических реакций и характеризуется следующими особенностями:

- травматическое событие переживается неоднократно (повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, повторяющиеся сны о событии, действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы, интенсивные негативные переживания при столкновении с тем, что напоминает травмирующее событие, физиологическая реактивность при воспоминании о травмирующем событии);

- избегание всего, что связано с травмой (мысли, действия, разговоры, места, люди и др.);

- неспособность вспомнить важные эпизоды травмы;

- появление равнодушия к тому, что раньше увлекало;

- чувство отстраненности и отчуждения от других, чувство одиночества;

- притупленность эмоций, неспособность переживать сильные чувства;

- чувство укороченного будущего, планирование жизни на очень небольшое время.

Также стрессовое состояние характеризует раздражительность или вспышки гнева, нарушения памяти и концентрации внимания, сверхбдительность, преувеличенное реагирование и др. Наибольшее количество научных исследований ситуаций посвящено критическим или трудным, кризисным ситуациям.

Негативные состояния проявляются в виде страха и апатии, влияют на волевые процессы, вызывают общее состояние неудовлетворенности. С позитивными переживаниями связаны волевая активность и свобода переживаний, повышение активности воображения и т.д. Длительные отрицательные состояния активизируют рефлексивные процессы, направленные на принятие решений в трудных ситуациях, в результате чего субъект приобретает новые знания и смыслы [4].

Источники стресса окружают нас со всех сторон. Интенсивность жизни за последние несколько столетий и даже десятилетий многократно увеличилась, от человека требуется совершенно другая скорость принятия решений и действий.

Стресс, как вид эмоционального состояния, характеризуется повышенной физической и психической активностью. Профессиональный стресс - многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Он возникает при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, которое связано непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью.

причинами профессионального стресса могут быть различные факторы, как реально существующие, так и предполагаемые.

В своем исследовании мы будем рассматривать организацию труда медицинских работников. Работа медработников связанна с интенсивным межличностным общением, напряженным графиком работы, ответственностью за жизнь и здоровье пациентов, не всегда удовлетворительными условиями труда. все эти факторы влияют на результат труда, психическое и физическое здоровье медработников. Медработники испытывают стресс, источники которого находятся в самом содержании профессиональной деятельности.

Исследования свидетельствуют, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Рабата медработников протекает в напряженных, экстремальных, критических, не редко стрессогенных условиях.

Стрессоры - это факторы окружающей среды, выводящие из равновесия физиологические и психические функции человека и определяющие основные причины возникновения стресса. Однотипные факторы могут влиять на работ-

ШК 1029-3388

ников по-разному, в зависимости от того, в какой мере они воспринимаются человеком. Трудности в адаптации, неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки, слабая рефлексия, профессиональная среда являются основными причинами возникновения профессиональных стрессов [6].

профессиональный стресс без проведения профилактических мероприятий приводит к депрессии и разрушению личностной целостности, а длительный профессиональный стресс ведет к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Как показывают исследования, содержание и условия реализации профессиональной деятельности влияют на уровень стрессоустойчивости профессиональной ситуации и приводят к нарастанию напряженности труда, ухудшению психического здоровья, дезорганизации поведения, профессионально-личностным деформациям и психосоматическим расстройствам [2].

Степень выраженности и феноменология проявлений стресса у отдельного человека зависят от особенностей эмоционально-личностной сферы, индивидуального опыта личности, роли работника в организации, взаимоотношений на работе, организационной структуры и психологического климата и многих других факторов.

профессиональные причины стрессов медработников обусловлены беспомощностью перед лицом смерти, ощущением несоответствия профессии. Они нарушают целостность личности субъекта труда, снижают удовлетворенность самореализацией.

В ходе профессиональной деятельности медработников, многие личностные качества меняются. Это способствует с одной стороны развитию стрес-соустойчивости, повышению продуктивности, а с другой к наступлению профессиональной стагнации личности. Стрессовые состояния снижают качество выполнения работы и ведут к изменению личностных качеств специалиста.

Особенно средний медицинский персонал испытывает пороговый уровень стресса. Это связано с низкой заработной платой относительно врачебного персонала, обезличенностью персонала, накоплением большого количества неразрешённых конфликтов. Одной из главных причин возникновения профессионального стресса у медработников, наряду с социальными, является низкая стрессоустойчивость.

Результаты диагностики стрессоустойчивости среди медицинских работников Ингушской республиканской клинической больницы показали, что у среднего медицинского персонала более низкий уровень стрессоустойчивости, чем у врачебного персонала, а также с опытом работы стрессоустойчивость в обеих группах испытуемых повышается.

У среднего медицинского персонала:

со стажем работы до 10 лет - уровень стрессоустойчивости низкий и ниже среднего;

со стажем работы от 10 лет и выше - чуть ниже среднего и средний.

У врачебного персонала:

со стажем работы до 10 лет - средний и чуть выше среднего;

со стажем работы от 10 лет и выше - выше среднего и высокий.

Как видно, наиболее подвержены стрессу молодые специалисты со стажем работы до 10 лет, в независимости от категории специалистов. Это обусловлено началом трудовой деятельности, незнанием специфики и тяжести работы, адаптацией к режиму работы клинической больницы.

Исследования так же показывают, что работники определенных отделений больше подвержены стрессам относительно других. Например, работники центра планирования и репродукции, отделения патологии беременных, приемного отделения испытывают меньшие стрессовые нагрузки, чем работники отделения реанимации, травматологии и родильного отделения.

подтверждается наличие у испытуемых психосоматических заболеваний, синдромов выгорания, хронической усталости и профессиональной деформации.

медицинскую деятельность, независимо от того, является ли она деятельностью врача, фельдшера, акушерки или медицинской сестры, следует отнести к разряду одной из наиболее напряженных в профессиональном ряду. Это обусловлено в первую очередь высокой ответственностью за результаты своего труда -помощь человеку в сохранении его здоровья, а нередко и жизни. Медицинский работник постоянно находится в роли субъекта, на который пациент возлагает надежду, обязанного вернуть пациенту утраченной по разным причинам физической, психологической или социальной свободы.

высокая интенсивность труда, его эмоциональная напряженность, невысокая материальная обеспеченность работников здравоохранения, недостаточная юридическая защищенность и целый ряд других моментов дают основание говорить о необходимости организации психопрофилактической работы по отношению к самому медицинскому персоналу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. - М.: Магистр, 1998. - 436 с.

2. Кузнецова Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пос. для студ. факультета психологии. / Е,В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96 с.

3. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М., 1998. - 496 с.

4. Прохоров А.О. Психология состояний. - М.: Когито-Центр, 2011. — 624

с.

5. Психология. Учебник. \ Под ред. А.А.Крылова. - М., Проспект, 2011. -

784 с.

6. Психотерапевтическая энциклопедия. 3-е дополненное и переработанное / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 2006. - 944 с.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 127с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.