Научная статья на тему 'Психологические причины агрессивного поведения подростков'

Психологические причины агрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1934
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Adolescence / aggression / causes of aggression / deviant behavior.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ромащенко А. Р.

Автор рассматривает причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, а также сопоставляет их с особенностями развития подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the causes of aggression in adolescence, and maps them to features of adolescent development

Текст научной работы на тему «Психологические причины агрессивного поведения подростков»

личностью, способной к оптимальному построению своего настоящего, с учетом опыта прошлого.

Список использованных источников:

1. Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. №8. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2012/12099.htm.

2. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.

3. Липунова О.В. Особенности временной перспективы девиантных подростков // Наука и мир. 2016. № 3 (31).

4. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис. ... канд. психол. наук. Моск. гор. психол.- пед. университет, М. 2008.

5. Таусинова О.К., Дьячук А. А. Особенности временной перспективы подростков, переживших насилие в семье // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35).

6. Boniwell I., Osin E., Linley P.A., Ivanchenko G.V. A Question of Balance: Time Perspective and Well-being in British and Russian Samples // The Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. No. 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Ромащенко А. Р.,

студент 3 курса факультета математики, информатики и физики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград.

Научный руководитель: Лазарева Е. Г.,

Старший преподаватель кафедры психологии профессиональной

деятельности,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград.

Аннотация: Автор рассматривает причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, а также сопоставляет их с особенностями развития подростков.

Summary: The author examines the causes of aggression in adolescence, and maps them to features of adolescent development.

Keywords: Adolescence, aggression, causes of aggression, deviant behavior.

Одной из актуальных проблем в психологической науке является подростковая агрессия. Порождают агрессию кризисные процессы,

происходящие в мире, влияющие на психику людей. Враждебность, асоциальность подростков волнует общество, поэтому психологи и педагоги проводят исследования и выявляют всё новые причины, вызывающие агрессию. Каждый родитель переживает, когда дети начинают вести себя агрессивно и поддаются таким порокам, как наркомания и алкоголизм, а их проступки поражают жестокостью и безжалостностью.

Возрастная специфика подростков характеризуется изменениями в развитии: появляется чувство взрослости; происходят физиологические преобразования; смена социальной роли; стремление к свободе, самостоятельности; желание выделиться среди сверстников.

Возникает двоякая ситуация, когда подросток дисгармоничен в своем поведении, выражает протесты и теряет интерес к прежним увлечениями, но в то же время начинает проявлять самостоятельность, его деятельность становится более разнообразной, он ответственнее относится к себе и другим людям и т.д. На данном этапе ребенок осознает новую социальную позицию, которая отражает сознательное отношение к себе как члену общества.[1]

Важная особенность рассматриваемого периода в том, что у подростков возникают вопросы по поводу сексуальной сферы. Половое развитие как раз приходится на подростковый возраст, и происходит рост влечения к противоположному полу. Прежде всего, подросток заново оценивает свою половую идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности. Благодаря агрессии дети стремятся завоевать внимание противоположного пола. [2]

Индивидуальные особенности играют значительную роль в подростковом возрасте. Меняется эмоциональная сфера подростков, которая становится хаотичной, быстро изменяющейся. Перепады настроения зависят от оценки другими своей внешности; зависти; недостаточной свободы; совершения удачного поступка (плохого или хорошего) для выделения из группы одноклассников. Эмоции аффективны, что приводит к слабому самоконтролю, то есть ребенок проявляет импульсивность, несдержанность. Напрямую зависит эмоциональная сфера и от самооценки подростка, которая достигает крайней отрицательной или положительной отметки. От этого ребенок испытывает повышенную тревожность, включает защитные механизмы или ведет себя вызывающе, проявляет гиперактивность. [3]

Одна из причин возникновение агрессии - это желание подростка общаться с ровесниками, а не с родителями. Подросток стремится занять определенную социальную позицию в классе, чтобы удовлетворить потребность получения авторитета для привлечения внимания. Но класс быстро сменяется группой «более крутой». Для этого ребенок должен соответствовать новой группе, которая, зачастую, является неформальной

и ее члены характеризуются девиантным поведением. Для поддержания нового статуса подросток ведет себя агрессивно, доказывая свою принадлежность к неформальному объединению других ребят. Срабатывает «стадное чувство» и желание выделиться благодаря новому социальному положению, которое основано на девиантности. [4]

Внутрисемейное взаимодействие и социально-экономические возможности семьи - одна из главных причин возникновения агрессии. Именно в подростковом возрасте ребенок оценивает материальное положение семьи, осознает невозможность удовлетворения потребностей, вызванных, например, появлением новых моделей телефонов у одноклассников. Из-за этого рождается агрессия, чувство отсталости, обособленности от класса, друзей, что нарушает общение между детьми и родителями. Насмешки, издевательства сверстников по поводу бедности окончательно приводят ребенка к депрессии, сильной агрессии и таким тяжким последствиям, как суицид.

Подробнее остановимся на причине, возникшей относительно недавно - компьютерные игры. Каждый знает, что зачастую компьютер покупают не для практической пользы, а для видеоигр, но мало кто задумывается об их пользе. Американские ученые из Мичиганского государственного университета совместно с немецкими коллегами провели исследования, результаты которого позволяют утверждать, что видеоигры могут оказывать влияние на работу головного мозга человека, вызывая у него агрессивные побуждения (из комментариев одного из разработчиков исследования Рене Вебера). Также считается, что стоит с особым вниманием относиться к выбору детских компьютерных игр: игры типа «пугалки» и «стрелялки» - провокаторы агрессивного поведения подростка. Но часто родители не замечают возрастные ограничения на видеоиграх и сами дарят их детям, не подозревая о запретном содержании. Компьютер сужает поле интересов ребёнка, общение сокращается, возникает собственный мир, ограждающий детей от реальности.

А постоянные сцены насилия в компьютерных играх тренируют реакцию молодого поколения на определенные жизненные ситуации, не проявляя при этом эмоций. В виртуальных играх подросток ощущает дозволенность, осуществляет действия, которых бы он не совершил в реальности, чувствует причастность к другим игрокам. Но все это - лишь виртуальный мир, способный в один миг исчезнуть. [6]

Таким образом, исследование причин подростковой агрессии является сложным социально-психологическим явлением, для изучения которого применяется множество различных подходов. На основе обобщения российского и зарубежного опыта по изучению причин подростковой агрессивности можно выявить, что агрессивность рассматривается не только как личностное свойство, основу которого составляет направленность личности, определяющее систему отношений личности к себе, другим, труду и обществу в целом, но и как результат

влияния окружающего мира, наполненного современными технологиями и быстрорастущим количеством новых потребностей.

Список использованных источников:

1. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 31-41

2. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. С.207.

3. Психология человека: от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

4. Собкин В.С. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации // Труды по социологии образования. Том Х. Выпуск XYII. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.

5. Пилипенко В., Волянская Е. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. №4. С. 5-23.

6. Днепров А.Г. «Защита детей от компьютерных опасностей», С-Петербург, «Питер Пресс», 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.