личностью, способной к оптимальному построению своего настоящего, с учетом опыта прошлого.
Список использованных источников:
1. Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. №8. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2012/12099.htm.
2. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.
3. Липунова О.В. Особенности временной перспективы девиантных подростков // Наука и мир. 2016. № 3 (31).
4. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис. ... канд. психол. наук. Моск. гор. психол.- пед. университет, М. 2008.
5. Таусинова О.К., Дьячук А. А. Особенности временной перспективы подростков, переживших насилие в семье // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35).
6. Boniwell I., Osin E., Linley P.A., Ivanchenko G.V. A Question of Balance: Time Perspective and Well-being in British and Russian Samples // The Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. No. 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Ромащенко А. Р.,
студент 3 курса факультета математики, информатики и физики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград.
Научный руководитель: Лазарева Е. Г.,
Старший преподаватель кафедры психологии профессиональной
деятельности,
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград.
Аннотация: Автор рассматривает причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, а также сопоставляет их с особенностями развития подростков.
Summary: The author examines the causes of aggression in adolescence, and maps them to features of adolescent development.
Keywords: Adolescence, aggression, causes of aggression, deviant behavior.
Одной из актуальных проблем в психологической науке является подростковая агрессия. Порождают агрессию кризисные процессы,
происходящие в мире, влияющие на психику людей. Враждебность, асоциальность подростков волнует общество, поэтому психологи и педагоги проводят исследования и выявляют всё новые причины, вызывающие агрессию. Каждый родитель переживает, когда дети начинают вести себя агрессивно и поддаются таким порокам, как наркомания и алкоголизм, а их проступки поражают жестокостью и безжалостностью.
Возрастная специфика подростков характеризуется изменениями в развитии: появляется чувство взрослости; происходят физиологические преобразования; смена социальной роли; стремление к свободе, самостоятельности; желание выделиться среди сверстников.
Возникает двоякая ситуация, когда подросток дисгармоничен в своем поведении, выражает протесты и теряет интерес к прежним увлечениями, но в то же время начинает проявлять самостоятельность, его деятельность становится более разнообразной, он ответственнее относится к себе и другим людям и т.д. На данном этапе ребенок осознает новую социальную позицию, которая отражает сознательное отношение к себе как члену общества.[1]
Важная особенность рассматриваемого периода в том, что у подростков возникают вопросы по поводу сексуальной сферы. Половое развитие как раз приходится на подростковый возраст, и происходит рост влечения к противоположному полу. Прежде всего, подросток заново оценивает свою половую идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности. Благодаря агрессии дети стремятся завоевать внимание противоположного пола. [2]
Индивидуальные особенности играют значительную роль в подростковом возрасте. Меняется эмоциональная сфера подростков, которая становится хаотичной, быстро изменяющейся. Перепады настроения зависят от оценки другими своей внешности; зависти; недостаточной свободы; совершения удачного поступка (плохого или хорошего) для выделения из группы одноклассников. Эмоции аффективны, что приводит к слабому самоконтролю, то есть ребенок проявляет импульсивность, несдержанность. Напрямую зависит эмоциональная сфера и от самооценки подростка, которая достигает крайней отрицательной или положительной отметки. От этого ребенок испытывает повышенную тревожность, включает защитные механизмы или ведет себя вызывающе, проявляет гиперактивность. [3]
Одна из причин возникновение агрессии - это желание подростка общаться с ровесниками, а не с родителями. Подросток стремится занять определенную социальную позицию в классе, чтобы удовлетворить потребность получения авторитета для привлечения внимания. Но класс быстро сменяется группой «более крутой». Для этого ребенок должен соответствовать новой группе, которая, зачастую, является неформальной
и ее члены характеризуются девиантным поведением. Для поддержания нового статуса подросток ведет себя агрессивно, доказывая свою принадлежность к неформальному объединению других ребят. Срабатывает «стадное чувство» и желание выделиться благодаря новому социальному положению, которое основано на девиантности. [4]
Внутрисемейное взаимодействие и социально-экономические возможности семьи - одна из главных причин возникновения агрессии. Именно в подростковом возрасте ребенок оценивает материальное положение семьи, осознает невозможность удовлетворения потребностей, вызванных, например, появлением новых моделей телефонов у одноклассников. Из-за этого рождается агрессия, чувство отсталости, обособленности от класса, друзей, что нарушает общение между детьми и родителями. Насмешки, издевательства сверстников по поводу бедности окончательно приводят ребенка к депрессии, сильной агрессии и таким тяжким последствиям, как суицид.
Подробнее остановимся на причине, возникшей относительно недавно - компьютерные игры. Каждый знает, что зачастую компьютер покупают не для практической пользы, а для видеоигр, но мало кто задумывается об их пользе. Американские ученые из Мичиганского государственного университета совместно с немецкими коллегами провели исследования, результаты которого позволяют утверждать, что видеоигры могут оказывать влияние на работу головного мозга человека, вызывая у него агрессивные побуждения (из комментариев одного из разработчиков исследования Рене Вебера). Также считается, что стоит с особым вниманием относиться к выбору детских компьютерных игр: игры типа «пугалки» и «стрелялки» - провокаторы агрессивного поведения подростка. Но часто родители не замечают возрастные ограничения на видеоиграх и сами дарят их детям, не подозревая о запретном содержании. Компьютер сужает поле интересов ребёнка, общение сокращается, возникает собственный мир, ограждающий детей от реальности.
А постоянные сцены насилия в компьютерных играх тренируют реакцию молодого поколения на определенные жизненные ситуации, не проявляя при этом эмоций. В виртуальных играх подросток ощущает дозволенность, осуществляет действия, которых бы он не совершил в реальности, чувствует причастность к другим игрокам. Но все это - лишь виртуальный мир, способный в один миг исчезнуть. [6]
Таким образом, исследование причин подростковой агрессии является сложным социально-психологическим явлением, для изучения которого применяется множество различных подходов. На основе обобщения российского и зарубежного опыта по изучению причин подростковой агрессивности можно выявить, что агрессивность рассматривается не только как личностное свойство, основу которого составляет направленность личности, определяющее систему отношений личности к себе, другим, труду и обществу в целом, но и как результат
влияния окружающего мира, наполненного современными технологиями и быстрорастущим количеством новых потребностей.
Список использованных источников:
1. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 31-41
2. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. С.207.
3. Психология человека: от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.
4. Собкин В.С. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации // Труды по социологии образования. Том Х. Выпуск XYII. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.
5. Пилипенко В., Волянская Е. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. №4. С. 5-23.
6. Днепров А.Г. «Защита детей от компьютерных опасностей», С-Петербург, «Питер Пресс», 2008 г.