Научная статья на тему 'Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость'

Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прекарная занятость / индекс прекарности / психологическое благополучие / профессиональная идентичность / гибкость личности / качество занятости

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дёмин Андрей Николаевич

Введение. Исследование выполнено на пересечении двух актуальных направлений: психологии прекарной (неустойчивой, неопределённой) занятости и изучении способности к занятости. Цель исследования – выявить психологические характеристики личности, связанные с вовлечением в прекарную занятость. Методы. Объём выборки 748 человек, средний возраст 31,03 года (min – 20, max – 45), 48,13% мужчин, высшее образование имели 63,5%. Использовались методики: «Индекс прекарности», шкала «Вынужденность занятости», шкала «Восприятие барьеров карьерного развития», опросник «Отношение к скорости социальных процессов», опросник «Вовлечённость в информационно-коммуникационные технологии в трудовой деятельности», шкала «Гибкость личности в трудовой сфере», шкала «Профессиональная идентичность». Результаты. Все психологические предпосылки, включённые в исследование (отношение к скорости социальных процессов, вовлечённость в информационно-коммуникационные технологии, гибкость личности, профессиональная идентичность), тесно связаны с уровнем прекарности занятости и психологическим благополучием в профессиональнотрудовой сфере. Использование метода корреляционных плеяд позволило вычленить наиболее значимые психологические характеристики, сочетающиеся с прекарностью и психологическим благополучием. Это – профессиональная идентичность и гибкость личности. Чем ниже их показатели, тем сильнее человек переживает вынужденность своей занятости и барьеры карьерного развития, тем выше для него вероятность приобретения прекарного статуса на рынке труда. Сравнение работников, вовлечённых и не вовлечённых в прекарную занятость, показало, что у представителей первой группы ниже осознание социального ускорения и выше его неприятие, они существенно меньше вовлечены в информационно-коммуникационные технологии, имеют значительно более низкие показатели гибкости в трудовой сфере и профессиональной идентичности. Группы работников различаются по показателям материального положения, образования и опыта безработицы. Обсуждение результатов. Полученные результаты имеют теоретическое и практическое значение. Расширен диапазон психологических характеристик личности, которые могут помочь ей преодолевать неопределённость на рынке труда и тем самым улучшать качество своей занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.14

Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость

Андрей Н. Дёмин

Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация andreydemin2014@yandex.ru

Аннотация

Введение. Исследование выполнено на пересечении двух актуальных направлений: психологии прекарной (неустойчивой, неопределённой) занятости и изучении способности к занятости. Цель исследования - выявить психологические характеристики личности, связанные с вовлечением в прекарную занятость. Методы. Объём выборки 748 человек, средний возраст 31,03 года (min - 20, max - 45), 48,13% мужчин, высшее образование имели 63,5%. Использовались методики: «Индекс прекарности», шкала «Вынужденность занятости», шкала «Восприятие барьеров карьерного развития», опросник «Отношение к скорости социальных процессов», опросник «Вовлечённость в информационно-коммуникационные технологии в трудовой деятельности», шкала «Гибкость личности в трудовой сфере», шкала «Профессиональная идентичность». Результаты. Все психологические предпосылки, включённые в исследование (отношение к скорости социальных процессов, вовлечённость в информационно-коммуникационные технологии, гибкость личности, профессиональная идентичность), тесно связаны с уровнем прекарности занятости и психологическим благополучием в профессионально-трудовой сфере. Использование метода корреляционных плеяд позволило вычленить наиболее значимые психологические характеристики, сочетающиеся с прекарностью и психологическим благополучием. Это - профессиональная идентичность и гибкость личности. Чем ниже их показатели, тем сильнее человек переживает вынужденность своей занятости и барьеры карьерного развития, тем выше для него вероятность приобретения прекарного статуса на рынке труда. Сравнение работников, вовлечённых и не вовлечённых в прекарную занятость, показало, что у представителей первой группы ниже осознание социального ускорения и выше его неприятие, они существенно меньше вовлечены в

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

информационно-коммуникационные технологии, имеют значительно более низкие показатели гибкости в трудовой сфере и профессиональной идентичности. Группы работников различаются по показателям материального положения, образования и опыта безработицы. Обсуждение результатов. Полученные результаты имеют теоретическое и практическое значение. Расширен диапазон психологических характеристик личности, которые могут помочь ей преодолевать неопределённость на рынке труда и тем самым улучшать качество своей занятости.

Ключевые слова

прекарная занятость, индекс прекарности, психологическое благополучие, профессиональная идентичность, гибкость личности, качество занятости

Финансирование

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект №2228-00885.

Для цитирования

Дёмин, А. Н. (2024). Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость. Российский психологический журнал, 21(1), 267-282. ИИрБ:// doi.Org/10.21702/rpj.2024.1.14

Введение

Исследование лежит на пересечении двух относительно недавно оформившихся междисциплинарных направлений. Одно из них сосредоточено на изучении прекарной занятости. Данное понятие фиксирует текущую и ожидаемую неустойчивость различных аспектов трудовых отношений. Признаки прекарности: случайный или временный характер работы, низкий или нестабильный доход, непредсказуемый график работы, вынужденная неполная занятость, ограниченные трудовые и социальные права, отсутствие возможности обучения на работе и др.; такая занятость может создавать угрозы для социальной интеграции и психологического благополучия человека (Тощенко, 2018, 2021; Сизова, Леонова, Хензе, 2017; Benach et al., 2014; Lewchuk, 2017).

Проведённый ранее обзор психологических исследований прекарной занятости (Дёмин, 2021) позволяет сделать несколько обобщений. Во-первых, неопределённость на рынке труда рассматривается как фон и фактор трудовой активности человека, будучи проекцией глобальной нестабильности. Во-вторых, в большинстве исследований фиксируется факт снижения психологического

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

благополучия в условиях прекарной занятости, и это можно интерпретировать как наличие проблем с адаптацией к новым явлениям в сфере занятости. В-третьих, несмотря на то, что количество людей, включённых в прекарную занятость, растёт, до сих пор недостаточно изучены психологические предпосылки и механизмы адаптации к нестабильным формам занятости.

Другое направление сосредоточено на изучении способности к трудоустройству и последующей занятости (employability). Понятие не имеет однозначного определения, его содержание менялось на протяжении последних десятилетий; многое зависит от контекста его использования и теоретических позиций учёных (Thijssen, Van der Heijden & Rocco, 2008). В 2000-е и 2010-е гг. было предложено несколько моделей способности к занятости.

В рамках диспозиционного подхода одна из первых и широко обсуждаемых моделей включает комбинацию карьерной идентичности, адаптивности, человеческого (образование) и социального капитала (Fúgate, Kinicki & Ashforth, 2004). По мнению авторов, способность к занятости - это форма активной трудовой адаптации, которая позволяет работникам определять и реализовывать карьерные возможности; она облегчает перемещение между рабочими местами как внутри организации, так и между организациями. Хотя способность к занятости не гарантирует фактического трудоустройства, она повышает вероятность получения работы, а также качество занятости (Fúgate, Kinicki & Ashforth, 2004).

В следующей работе Fúgate & Kinicki (2008) более отчётливо обозначили свою приверженность диспозиционному подходу, считая его оптимальным в условиях неопределённости и частых изменений на рынке труда. Выделены пять компонентов диспозиционной структуры способности к занятости: к идентичности и адаптивности (её переименовали в открытость изменениям) добавили психологическую устойчивость (оптимизм), карьерную мотивацию, проактивность в работе и карьере (по содержанию соответствующей шкалы - это заинтересованная погружённость в работу и карьеру) (Fúgate & Kinicki, 2008).

В рамках ресурсного подхода реализуются несколько моделей способности к занятости. КомпетентностнаямодельVan der Heijde&Van der Heijden (2006) базируется на том, что компетенции - это ценный ресурс организации, они обеспечивают производительность и конкурентоспособность. В структуру способности к занятости помимо профессиональных знаний (опыт, компетентность) входят: предвидение и оптимизация (нацеленность на профессиональное саморазвитие и повышение своей конкурентноспособности), личностная гибкость, корпоративное чувство, соблюдение баланса (нахождение компромисса между своей карьерой и личной жизнью, между интересами работодателя и собственными интересами) (Van der Heijde & Van der Heijden, 2006).

Forrier et al. (2015) предложили процессуальную модель, согласно которой смена мест работы увеличивает капитал перемещения, или мобильности (movement capital) - аналог диспозиционной модели Fúgate et al., представляет из себя набор

Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость

Андрей Н. Д£ми

Российский психологический журнал, 21(1), 2024 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

сильных сторон человека, помогающий ему решать карьерные задачи. Капитал мобильности усиливает воспринимаемую возможность занятости, а та, в свою очередь, поощряет дальнейшие переходы с работы на работу. В итоге формируется динамическая цепочка, связывающая основные аспекты способности к занятости (Forrier, Verbruggen & De Cuyper, 2015). А. Forrier обращается к теории консервации ресурсов Л. Хоббфол и указывает на то, что люди, менее способные к занятости, с большей вероятностью займут рабочие места на вторичном рынке труда и это может негативно сказаться на их будущих возможностях трудоустройства, так как неблагоприятные работы оказывают негативное социальное и психологическое воздействие на человека (Forrier, De Cuyper & Akkermans, 2018).

При изучении способности к занятости выпускников активно оперируют понятием идентичности (Tomlinson, 2012). М. Tomlinson предложил соединить идентичность и капитал личности и выделил пять капиталов (человеческий, социальный, культурный, капитал идентичности, психологический капитал) (Tomlinson, 2017). Идея оказалась продуктивной и позволила, в частности, описать структуру карьерной готовности выпускников (Wallis, 2021).

Одна из главных нерешённых проблем при изучении способности к занятости связана с адаптацией людей к нестабильной, прекарной занятости (Forrier, De Cuyper & Akkermans, 2018; Green et al., 2013). Согласно последним публикациям, важно обратить внимание на социально и психологически уязвимые группы населения, на психологическое благополучие людей с разным уровнем и структурой способности к занятости. Пока доминируют исследования среди хорошо образованных групп из развитых экономик (Akkermans & Kubasch, 2017; Forrier, De Cuyper & Akkermans, 2018).

Таким образом, в исследованиях прекарной занятости наблюдается дефицит знаний о психологических факторах и механизмах включения в неё, а в исследованиях способности к занятости - дефицит изучения данного типа занятости.

Цель исследования

С учётом проведённого анализа сформулирована цель исследования - выявить психологические характеристики личности, связанные с вовлечением в прекарную занятость. Мы исходим из того, что состав этих характеристик, с одной стороны, должен учитывать наработки при изучении способности к занятости и включать, например, профессиональную идентичность, с другой - корреспондировать с характеристиками института трудовой занятости в текущей социально-исторической ситуации, такими, как изменчивость рынка труда (этой характеристике соответствует гибкость личности), скоротечность процессов занятости (Rosa, 2003; Ulferts, Korunka & Kubicek, 2013; соответствует отношение к скорости социальных процессов), насыщенность труда информационно-коммуникационными технологиями (соответствует вовлечённость в эти технологии). В концептуальную схему исследования мы также включили показатели психологического благополучия

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

в профессионально-трудовой сфере, полагая, что это важно не только для выявления особенностей включения личности в прекарную занятость, но также для понимания и оценки качества занятости на рынке труда (Кученкова, 2019, 2022; Сизова, Леонова, Хензе, 2017; Benach et al., 2014).

Гипотезы исследования

Во-первых, предполагается, что прекарность занятости и психологическое благополучие личности в профессионально-трудовой сфере тесно связаны с отношением к скорости социальных процессов, вовлечённостью в информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), гибкостью личности, профессиональной идентичностью.

Во-вторых, можно ожидать, что работники, вовлечённые и не вовлечённые в прекарную занятость, будут отличаться друг от друга по выраженности этих характеристик.

Методы Выборка

Выборка состояла из 748 человек, средний возраст 31,03 года (min - 20, max - 45), из них 48,13% мужчин, 51,87% женщин. Высшее образование имели 63,5%. Работали на постоянной основе полный рабочий день 37,3%; у 20,86% контракт (договор) имел фиксированную дату окончания через 1-3 года; 20,72% имели временную (менее одного года) работу; у 21,12% занятость носила случайный, краткосрочный характер. Медианное значение материального статуса семей опрошенных составило 4 балла по 6-балльной шкале.

Методики

Прекарность занятости оценивалась с помощью Индекса прекарности - шкалы, включающей 13 вопросов и измеряющей комплекс текущих и прогнозируемых характеристик занятости человека, к которым относятся:

• длительность трудовых отношений (варьирование от постоянной занятости до случайной, краткосрочной);

• нестабильная оплата труда;

• непредсказуемость рабочего графика;

• вынужденная неполная занятость;

• затруднённое использование своих трудовых и социальных прав;

• дисбаланс властных межличностных отношений;

• отсутствие возможности обучения на работе.

Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость

Андрей Н. дёми

Российский психологический журнал, 21(1), 2024 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Для получения общего показателя прекарности баллы по всем вопросам суммируются. Шкала прошла психометрическое обоснование (Дёмин, 2022). Чем выше показатель по шкале, тем выше уровень прекарности.

Вынужденность занятости - один из аспектов психологического благополучия человека в профессионально-трудовой сфере. Использовалась шкала вынужденности из опросника «Психологическая структура занятости» (А. Н. Дёмин, Д. Ю. Пивкин, 2014), включающая четыре пункта, каждый из которых предполагает ответ от 1 до 7 баллов. Пункты имеют два полюса (например: «Эта работа совпадает с моими мечтами» - «Эта работа сильно отличается от того, о чём я мечтал»). Находится средний балл по шкале.

Восприятие барьеров карьерного развития - ещё один аспект психологического благополучия человека в профессионально-трудовой сфере. Д. Холланд, Д. Дайжер, П. Пауэр рассматривали его в методике «My vocational situation» как важное дополнение профессиональной идентичности. Соответствующая шкала адаптирована на русский язык (Дёмин, Седых, Седых, 2017). Она включает шесть пунктов, каждый из которых предполагает ответ от 1 до 4 баллов; вычисляется средний балл по шкале.

Опросник «Отношение к скорости социальных процессов» включает две шкалы: осознание социального ускорения (когнитивный компонент - 3 пункта) и неприятие социального ускорения (аффективный компонент - 6 пунктов). Ответы варьируют от 1 (совершенно не согласен) до 5 (полностью согласен). Вычисляется средний балл по каждой шкале (Дёмин, Степанова, 2023).

Опросник «Вовлеченность в информационно-коммуникационные технологии в трудовой деятельности» включает 16 пунктов, которые образуют аффективно-мотивационный компонент вовлечённости (переживание положительных эмоций, интереса, удовольствия при использовании ИКТ), операционный компонент (постоянство, активность использования ИКТ в профессиональной деятельности), поглощённость (сосредоточенность на технологической среде, погружение в неё при использовании ИКТ). Каждый пункт опросника нужно оценить от 1 (совершенно не согласен) до 5 (полностью согласен). Общий показатель вовлечённости вычисляется как среднее от суммы всех баллов (Дёмин, Зыкова, 2023).

Гибкость личности в трудовой сфере измерялась с помощью шкалы «Personal Flexibility» (Van der Heijde, Van der Heijden, 2006), адаптированной на русский язык (Дёмин, Киреева, 2022). Шкала включает шесть пунктов, которые оцениваются от 1 (совершенно не согласен) до 5 (полностью согласен), вычисляется средний балл по шкале.

Профессиональная идентичность измерялась с помощью модифицированной шкалы из упомянутой методики «My Vocational Situation», адаптированной на русский язык. Согласно Д. Холланду, профессиональная идентичность относится к ясности и стабильности целей и самовосприятия человека в области карьеры.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Пункты оцениваются от 1 до 4 баллов, находится средний балл по шкале.

Также использовался вопрос: «Были ли у Вас периоды (месяц и более) без работы? (1 - нет, не были; 2 - да, были (напишите, сколько таких периодов было)). Ответ свидетельствует об опыте безработицы, который коррелирует с опытом прекарной занятости и может оказывать неблагоприятное пролонгированное воздействие на человека (Дёмин, 2022; Сизова, Леонова, Хензе, 2017; Giudici & Morselli, 2019).

Статистические методы

При анализе данных использовались: корреляционный анализ (р-Спирмена; метод корреляционных плеяд); U-критерий Манна-Уитни и ф-критерий Фишера для сравнительного анализа данных.

Результаты

В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа психологических и социальных характеристик опрошенных работников. Все психологические характеристики, включённые в исследование (отношение к скорости социальных процессов, вовлечённость в информационно-коммуникационные технологии, гибкость личности, профессиональная идентичность), тесно связаны с уровнем прекарности занятости и психологическим благополучием в профессионально-трудовой сфере.

В психологии используются разные способы анализа корреляционных матриц: метод корреляционных плеяд (Суходольский, 1972), определение индексов структурной организации (Карпов, Карпов, 2018), суммирование показателей коррелируемых переменных (Толочек, 2023) и др., в которых важное значение придаётся количеству выявленных тесных связей.

Этот показатель логично рассматривать как признак структурообразующего статуса той или иной переменной и как пролог для более глубокой интерпретации полученных результатов.

В таблицу не включены возраст, пол, семейное положение - у них всего 1-3 значимые связи с другими переменными. А вот наибольшим количеством связей обладают: индекс прекарности, вынужденность занятости, восприятие барьеров развития, материальное положение, вовлечённость в ИКТ, профессиональная идентичность, уровень образования (значимых связей от 11 до 9 при среднем значении 9). Поскольку в матрице представлены корреляции разного уровня погрешности (от p = 0,05 до p = 0,0000), мы, следуя методу отслаивания корреляционных плеяд (Суходольский, 1972), выделили переменные с наиболее тесными для данного объёма выборки связями (р > 0,362). На рисунке 1 представлена соответствующая корреляционная плеяда.

N1

■и

Таблица 1

Корреляционные связи психологических и социальных характеристик работников

О

сп

Е

о §

о

—i

^

о о

—i

л

О О

©

О о

о ©

о о

—i

№ п/п

Характеристики работников

10

11

12

Индекс прекарности

1,0 0,60** 0,25** 0,40** 0,31*

-0,10* 0,12*

-0,17*

-0,19*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-0,30*

-0,23*

-0,35*

2 Тип контракта 1,0 0,15** 0,14** 0,12** -0,04 -0,03 -0,09* -0,05 -0,06 -0,10** -0,15**

3 Опыт безработицы 1,0 0,18** 0,10** 0,05 0,01 -0,01 -0,03 -0,13** -0,13** -0,11**

4 Вынужденность 1,0 0,41** -0,13** 0,13** -0,26** -0,26** -0,46** -0,18** -0,37**

5 Восприятие барьеров развития 1,0 -0,10* 0,22** -0,16** -0,36** -0,67** -0,14** -0,32**

6 Осознание ускорения 1,0 -0,05 0,19** 0,23** 0,04 0,04 0,14**

7 Неприятие ускорения 1,0 -0,15** -0,21** -0,23** -0,07* -0,07*

8 Вовлечённость в ИКТ 1,0 0,17** 0,12** 0,16** 0,15**

9 Гибкость в трудовой сфере 1,0 0,32** 0,04 0,18**

10 Профессиональная идентичность 1,0 0,17** 0,30**

11 Образование 1,0 0,27**

Материальное

12 положение семьи 1,0

Примечание: * - 0,05; ** - 0,01.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок 1

Корреляционная плеяда, полученная методом отслаивания (содержит наиболее тесные связи между переменными)

Примечание: 1 - Индекс прекарности; 2 - тип контракта (длительность трудовых отношений, в которых случайная занятость имеет максимальный балл); 3 -вынужденность занятости; 4 - барьеры развития; 5 - профессиональная идентичность; 6 - гибкость личности в трудовой сфере; 7 - материальное положение семьи. Сплошная линия - положительная зависимость, прерывистая линия - отрицательная зависимость.

Состав плеяды воспроизводит основные блоки переменных: характеристики трудовых отношений (общая прекарность, тип контракта); психологическое благополучие в профессионально-трудовой сфере; предпосылки включения в прекарную/непрекарную занятость (профессиональная идентичность, гибкость личности в трудовой сфере, материальное положение).

На следующем этапе анализа были выделены полярные группы по признакам прекарности и психологического благополучия. Для этого сначала проведена стандартизация сырых баллов и присвоение им z-оценок, что позволило выделить диапазоны значений: «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий». Учитывая количественный состав полученных групп, было решено объединить диапазоны «низкий» и «ниже среднего», «выше среднего» и «высокий».

В итоге сформировано две пары «идеальных» полярных групп. В первую вошли те, кто имел высокий уровень прекарности и одновременно высокий уровень вынужденности занятости (42 чел.); им противопоставлена группа с низким уровнем прекарности и низким уровнем вынужденности (19 чел.). Во вторую пару вошли те, кто имел высокий уровень прекарности и высокий уровень восприятия

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

барьеров развития (54 чел.); им противопоставлена группа с низким уровнем прекарности и низким уровнем восприятия барьеров развития (21 чел.). Мы сознательно формировали две пары групп, поскольку использовали два показателя психологического благополучия личности. Их объединение делало анализ избыточно громоздким.

В таблицах 2 и 3 представлены результаты сравнения полярных групп с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Таблица 2

Сравнение группы с высоким уровнем прекарности, высоким уровнем вынужденности занятости и группы с низким уровнем прекарности, низким уровнем вынужденности занятости (Me)

Высокий уровень Низкий уровень

Характеристики работников прекарности, высокий уровень прекарности, низкий уровень U р-value

вынужденности занятости (42 чел.) вынужденности занятости (19 чел.)

Осознание

социального 3,33 4,33 258,5 0,028

ускорения

Неприятие

социального 3,33 2,67 210,0 0,003

ускорения

Гибкость

личности в 3,25 4,0 146,5 0,000

трудовой сфере

Профессио-

нальная 2,5 3,64 58,0 0,000

идентичность

Вовлечённость

в ИКТ (общий 2,73 4,01 140,5 0,000

показатель)

Материальное положение 4,0 5,0 107,0 0,000

Дополнительно установлено, что обе группы сильно отличаются по доле лиц, имеющих высшее образование: 43% у лиц с высоким уровнем прекарности против

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

89% у лиц с низким уровнем прекарности (использовался ф-критерий Фишера, р = 0,001), а также по доле лиц, имеющих опыт безработицы (71% против 21%; использовался ф-критерий Фишера, р = 0,0001).

Таблица 3

Сравнение группы с высоким уровнем прекарности, высоким уровнем восприятия барьеров развития и группы с низким уровнем прекарности, низким уровнем восприятия барьеров развития (Me)

Характеристики работников Высокий уровень прекарности, высокий уровень восприятия барьеров развития (п =54) Низкий уровень прекарности, низкий уровень восприятия барьеров развития (п =21) и р-уа1ые

Осознание

социального 3,67 4,33 327,0 0,004

ускорения

Неприятие

социального 3,33 2,33 244,0 0,000

ускорения

Гибкость

личности в 3,5 4,33 249,0 0,000

трудовой сфере

Профессио-

нальная 2,21 3,71 10,0 0,000

идентичность

Вовлечённость

в ИКТ (общий 2,84 4,0 303,5 0,002

показатель)

Материальное 4,0 5,0 135,5 0,000

положение

Обе группы сильно отличаются по доле лиц, имеющих высшее образование: 37% у лиц с высоким уровнем прекарности против 76% у лиц с низким уровнем прекарности (использовался ф-критерий Фишера, р = 0,002), а также по доле лиц, имеющих опыт безработицы (74% против 19%; использовался ф-критерий Фишера, р = 0,0001).

Работники, вовлечённые и не вовлечённые в прекарную занятость, различаются по всем психологическим характеристикам, а также по показателям материального положения, образования и опыта безработицы.

Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость

Андрей Н. дёми

Российский психологический журнал, 21(1), 2024 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Обсуждение результатов

Результаты, представленные в таблицах 1-3 и на рисунке 1, свидетельствуют о подтверждении гипотезы. Прекарность занятости, психологическое благополучие личности и психологические характеристики, включённые в анализ в качестве предпосылок занятости, образуют комплекс тесно связанных между собой явлений; прекарные и непрекарные работники существенно отличаются друг от друга по психологическим характеристикам.

Рассмотрим отдельные аспекты полученных результатов. Попадание в число структурообразующих переменных вовлечённости в ИКТ и профессиональной идентичности весьма примечательно. В первом случае это обусловлено распространением на рынке труда соответствующих технологий, которые облегчают и ускоряют решение многих профессиональных задач, являются фактором конкурентоспособности, расширения перспектив профессионального развития, что может снижать неопределённость на рынке труда, повышать уровень адаптации к нему и увеличивать капитал трудовой мобильности (Forrier, Verbruggen & De Cuyper, 2015). В этом контексте закономерно, что вовлёченность в ИКТ отрицательно коррелирует с Индексом прекарности, восприятием барьеров развития и переживанием вынужденности занятости.

Структурообразующий статус идентичности соответствует её роли в регуляции поведения в разных сферах жизни, в том числе на рынке труда. Профессиональная идентичность - одна из двух психологических предпосылок прекарной/непрекарной занятости, вошедших в корреляционную плеяду. Она имеет более тесные связи с показателями психологического благополучия, чем с Индексом прекарности. Данный факт согласуется с результатом ранее проведённого исследования, согласно которому профессиональная идентичность обладает прогностической валидностью в большей степени в отношении психологического благополучия, чем в отношении статуса занятости и поведенческих характеристик (Дёмин, Седых, Седых, 2017).

Reardon & Lenz, обсуждая научное наследие Д. Холланда, указывали на то, что профессиональная идентичность помогает принимать правильные решения в ситуациях неопределенности (Reardon & Lenz, 1999). Результаты проведённого исследования позволяют дополнить данный вывод. Обратная зависимость между профессиональной идентичностью и неопределённостью занятости реализуется с учётом текущего психологического благополучия в профессионально-трудовой сфере. Не случайно обе переменные (вынужденность занятости и восприятие барьеров развития) имеют статус ядер в корреляционной плеяде.

Сделанное дополнение поддерживает позицию авторов, которые считают важным учитывать психологическое благополучие человека при исследовании прекарной занятости (Кученкова, 2019, 2022; Сизова, Леонова, Хензе, 2017; Тощенко, 2021, 2022; Benach et al., 2014).

Присутствие в базовой корреляционной плеяде не только профессиональной идентичности, но и гибкости личности подтверждает содержание модели

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

способности к занятости (Fúgate, Kinicki & Ashforth, 2004; Fúgate & Kinicki, 2008), а также соображения об эффективности сочетания идентичности с готовностью реагировать на изменения в работе, профессии (Wallis, 2021).

По-видимому, связка «идентичность - гибкость» является сильной диспозиционной конструкцией (её компоненты достаточно тесно связаны между собой, р = 0,316), способной оказывать прямое или косвенное влияние на активность человека в сфере занятости.

Результаты сравнительного анализа полярных групп подтвердили результаты корреляционного анализа, они отчётливо продемонстрировали различия между работниками, вовлечёнными и не вовлечёнными в прекарную занятость. Эти различия относятся не только к профессиональной идентичности и гибкости в трудовой сфере, они также включают скоростной разрыв (приятие - неприятие социального ускорения) и цифровой разрыв (разный уровень вовлечённости в ИКТ).

По итогам проведённого исследования мы считаем целесообразным оперировать более ёмким пониманием качества занятости. Изначально многие авторы рассматривали его через призму наличия/отсутствия статусно-поведенческих признаков прекарной занятости (Holman & McClelland, 2011; Van Aerden, Moors, Levecque & Vanroelen, 2015). Более сложная структура предполагает совмещение статусно-поведенческих признаков и их когнитивных оценок, которые реализуются в прогнозировании занятости на ближайшие месяцы или год (Дёмин, 2022; Lewchuk, 2017). Первый и второй компоненты симметричны, тесно связаны между собой и воплощены, в частности, в шкале «Индекс прекарности». С учётом корреляционных зависимостей к двум названным компонентам качества занятости можно добавить ещё один - аффективные оценки занятости (психологическое благополучие в профессионально-трудовой сфере). Этот компонент более подвижен и автономен, но при этом выполняет важную функцию дополнения, конкретизации двух первых компонентов. Такое понимание качества занятости увеличивает значимость диспозиционной конструкции «профессиональная идентичность - гибкость в трудовой сфере» в регулировании поведения личности на рынке труда.

Сопоставление таблиц 2 и 3 и содержание корреляционной плеяды позволяют сделать методический вывод о том, что два использованных показателя психологического благополучия в профессионально-трудовой сфере (вынужденность занятости и восприятие барьеров развития) взаимозаменяемы и могут использоваться по отдельности. Это зависит от решаемых задач.

В целом результаты проведённого исследования указывают на конкретные психологические характеристики, изменение которых с высокой вероятностью сопровождается изменениями в качестве трудовой занятости человека.

Оперируя психологическими переменными, мы не должны забывать о социальных характеристиках работников, способных влиять на их занятость. Речь идёт прежде всего о материальном статусе семьи и уровне образования (обе переменные - структурообразующие, материальное положение входит также в

Психологические предпосылки включения личности в прекарную занятость

Андрей Н. дёми

Российский психологический журнал, 21(1), 2024 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

состав базовой корреляционной плеяды). Заключение

Гипотезы исследования подтвердились. Все психологические характеристики (отношение к скорости социальных процессов, вовлечённость в информационно-коммуникационные технологии, гибкость личности, профессиональная идентичность) тесно связаны с: а) уровнем прекарности занятости; б) психологическим благополучием в профессионально-трудовой сфере.

Использование метода корреляционных плеяд позволило выявить наиболее значимые психологические характеристики, сочетающиеся с психологическим благополучием личности и прекарностью занятости. Это профессиональная идентичность и гибкость личности в трудовой сфере. Чем ниже их показатели, тем сильнее человек переживает вынужденность своей занятости и барьеры карьерного развития, тем выше прекарность его статуса на рынке труда.

Использование метода полярных групп позволило сравнить психологические характеристики работников, вовлечённых и не вовлечённых в прекарную занятость. У первых ниже осознание социального ускорения и выше его неприятие, они существенно меньше вовлечены в информационно-коммуникационные технологии, имеют более низкую гибкость в трудовой сфере и более размытую профессиональную идентичность.

Полученные результаты являются новыми, имеют теоретическое и практическое значение. Во-первых, развиваются представления о психологических предпосылках прекарной занятости (в дополнение к её эффектам). Во-вторых, расширяется диапазон психологических характеристик личности, которые могут помочь ей преодолевать неопределённость на рынке труда и тем самым улучшать качество своей занятости. Это важно для политики найма, развития персонала, консультирования людей, ищущих или меняющих работу.

Литература

Дёмин, А. Н. (2022). Индекс прекарности для психологического изучения российского рынка труда. Организационная психология, 2022, 12(4), 103-122. https://doi. org/10.17323/2312-5942-2022-12-4-103-122

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дёмин, А. Н. (2021). Психология прекарной занятости: становление предметной области, основные проблемы и подходы к их изучению. Организационная психология, 11(2), 103-122.

Дёмин, А. Н., Зыкова, Е. И. (2023). Использование информационно-коммуникационных технологий, вовлечённость в них и качество занятости выпускников, Перспективы науки и образования, 5(65).

Дёмин, А. Н., Киреева, О. В. (2022). Экспресс-диагностика гибкости личности в трудовой сфере. Мир науки. Педагогика и психология, 10(5).

Дёмин, А. Н., Седых, А. Б., Седых. Б. Р. (2017). Стандартизация методики измерения карьерного самоопределения. Российский психологический журнал, 14(2), 151-170.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Дёмин, А. Н., Степанова, А. В. (2023). Отношение к скорости социальных процессов: разработка новой методики и оценка её валидности. Российский психологический журнал, 20(2), 41-57. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.3 Карпов, А. В., Карпов, А. А. (2018). Методологические основы психологии образовательной

деятельности. Т. 2. Когнитивное обеспечение. Изд. дом РАО. Кученкова, А. В. (2022). Прекаризация занятости и субъективное благополучие работников разных возрастных групп. Социологический журнал, 28(1), 101-120. https://doi. org/10.19181/socjour.2022.28.1.8840. Кученкова, А. В. (2019). Прекаризация занятости: к методологии и методам измерения. Вестник РУДН. Серия: Социология, 19(1), 134-143.- https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-134-143 Сизова, И. Л., Леонова, Л. А., Хензе, А. (2017). Прекаритет занятости и доходов в России и Германии: самовосприятие наёмными работниками. Экономическая социология, 18(4), 14-59. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2017-4-14-59 Суходольский, Г. В. (1972). Основы математической статистики для психологов.

Издательство Ленинградского университета. Толочек, В. А. (2023). Условия социальной среды как факторы социальной успешности субъекта. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(1), 129-150. https://doi. org/10.17323/1813-8918-2023-1-129-150 Тощенко, Ж. Т. (2018). Прекариат: от протокласса к новому классу. Монография. Наука. Тощенко, Ж. Т. (ред.). (2021). Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности.

Издательство «Весь Мир». Тощенко, Ж. Т. (ред.). (2022). От прекарной занятости к прекаризации жизни. Коллективная

монография. Издательство «Весь мир». Akkermans, J., & Kubasch, S. (2017). #Trending Topics in Careers: A Review and Future Research Agenda. Career Development International, 22(6), 586-627. https://doi.org/10.1108/ CDI -08-2017-0143

Benach, J., Vives, A., Amable, M., Vanroelen, C., Tarafa, G., & Muntaner, C. (2014). Precarious employment: understanding an emerging social determinant of health. Annual Review of Public Health, 35, 229-253. https://doi.org/10.1146/annurev-publhealth-032013-182500 Forrier, A., De Cuyper, N., & Akkermans, J. (2018). The winner takes it all, the loser has to fall: Provoking the agency perspective in employability research. Human Resource Management Journal, 28(4), 511-523. https://doi.org/10.1111/1748-8583.12206 Forrier, A., Verbruggen, M., & De Cuyper, N. (2015). Integrating different notions of employability in a dynamic chain: The relationship between job transitions, movement capital and perceived employability. Journal of Vocational behavior, 89, 56-64. https://doi.org/ 10.1016/j.jvb.2015.04.007 Fugate, M. & Kinicki, A. J. (2008). A dispositional approach to employability: Development of a measure and test of implications for employee reactions to organizational change. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 81(3), 503-527. https://doi. org/10.1348/096317907X241579 Fugate M., Kinicki A. J., & Ashford B. E. (2004). Employability: A psycho-social construct, its dimensions, and applications. Journal of Vocational Behavior, 65(1), 14-38. https://doi. org/ 10.1016/j.jvb.2003.10.005 Giudici, F., & Morselli, D. (2019). 20 Years in the world of work: A study of (nonstandard) occupational trajectories and health. Social Science and Medicine, 224, 138-148. https:// doi.org/10.1016/j.socscimed.2019.02.002 Green, A.E., De Hoyos, M., Barnes, S.-A., Owen, D., Baldauf, B. & Behle, H. (2013). Literature review on employability, inclusion and ICT, report 1: The concept of employability, with a specific focus on young people, older workers and migrants. Institute for Prospective Technological Studies.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Holman D., & McClelland, C. (2011). Job quality in growing and declining economic sectors of

the EU. Manchester Business School, University of Manchester. Lewchuk,W. (2017). Precariousjobs: Where arethey, and howdotheyaffectwell-being?Economic and Labour Relations Review, 28(3), 402-419. https://doi.org/10.1177/1035304617722943 Reardon, R. C., & Lenz, J. G. (1999). Holland's Theory and Career Assesment. Journal of

Vocational Behavior, 55, 102-113. https://doi.org/10.1006/jvbe.1999.1700 Rosa, H. (2003). Social Acceleration: Ethical and Political Consequences of a Desynchronized High-speed Society. Constellations, 10(1), 3-33. https://doi.org/10.1111/1467-8675.00309 Thijssen, j. G. L., Van der Heijden, B., & Rocco, T. S. (2008). Toward the Employability-Link Model: Current Employment Transition to Future Employment Perspectives. Human Resource Development Review, 7(2), 165-183. https://doi.org/10.1177/1534484308314955 Tomlinson, M. (2012). Graduate Employability: A Review of Conceptual and Empirical Themes. Higher Education Policy, 25, 407-431. https://doi.org/10.1057/hep.2011.26 Tomlinson, M. (2017). Forms of Graduate Capital and Their Relationship to Graduate Employability. Education and Training, 59(4), 338-352. https://doi.org/10.1108/ET-05-2016-0090

Ulferts, H., Korunka, C., & Kubicek, B. (2013). Acceleration in working life: An-empirical test of a sociological framework. Time & Society, 22(2), 161-185. https://doi. org/10.1177/0961463X12471006 Van Aerden, K., Moors, G., Levecque, K., & Vanroelen, C. (2015). The relationship between employment quality and work-related well-being in the European Labor Force. Journal of Vocational Behavior, 86, 66-76. Van der Heijde, C. M., & Van der Heijden, B. I. J. M. (2006). A competence-based and multidimensional operationalization and measurement of employability. Human Resource Management, 45(3), 449-476. https://doi.org/10.1002/hrm.20119 Wallis, R. (2021). Career readiness: developing graduate employability capitals in aspiring media workers. Journal of Education and Work, 34(4), 533-543. https://doi.org/10.1080/13639 080.2021.1931666

Поступила в редакцию: 07.09.2023 Поступила после рецензирования: 01.11.2023 Принята к публикации: 23.01.2024

Информация об авторе

Дёмин Андрей Николаевич - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии и социологии управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет», Краснодар, Российская Федерация; WOS Researcher ID: A-4681-2017, Scopus Author ID: 6506001878, SPIN-код РИНЦ: 3487-4098, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1420-1212; e-mail: andreydemin2014@yandex.ru

Информация о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.