ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Психологические предпосылки формирования транспрофессионализма у старших подростков*
ЗИННАТОВА Мария Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Аннотация
Статья посвящена исследованию психологических предпосылок формирования транспрофессионализма в условиях цифровизации на примере старших подростков. Приведены результаты исследования, основанного на авторской эвристической модели транспрофессионализма с применением психодиагностических средств. Исследование призвано стать первым в цикле изучения психологических предпосылок формирования транспрофессионализма личности с целью развития концепции транспрофессионализма
Ключевые слова:
транспрофессионализм, цифровизация, цифровая компетентность, интеллектуальная лабильность, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, профессиональное самоопределение
□01 10.24411/2307-4264-2019-10206
Современное российское общество вступило в эпоху цифровизации, когда активное развитие цифровых технологий и их внедрение во все сферы деятельности кардинально трансформирует общество, систему образования, экономику, труд, традиционные отношения.
В 2016 году цифровая экономика объявлена инновационным направлением научно-технического развития Российской Федерации. Отмечается, что исчерпаны возможности «экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сетевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления <...> стран, обладающих новыми производственными технологиями» [1], а экономика нуждается в новом витке развития. Таким образом, постулируется идея изменения социального уклада, цифровизации всей жизни человеческого общества и развития цифровой экономики.
Экспертами отмечается, что современная экономика испытывает острый дефицит кадров, которые бы могли стать опорой в процессе становления цифровой экономики в России. При этом речь идет не только о кадрах, владеющих цифровыми технологиями, но и об обычных пользователях. Циф-ровизация экономики идет рука об руку с цифровизацией пространства жизнедеятельности личности, что порождает острую необходимость в овладении населением страны цифровыми компетенциями. Кроме того, большинство современных профессий, с учетом ускоренного научно-технического развития страны, в ближайшем будущем переживет цифровую трансформацию (дополнение цифровыми составляющими), что потребует от кадров соответствующих умений, владений и способностей.
Цифровизация означает процесс внедрения/усвоения цифровых технологий населением, бизнесом и обществом [3]. Ее неотъемлемыми характеристиками являются неопределенность, высокая скорость внешних изменений, что требует достижения соответствующего уровня внутренних изменений. Основы успешности личности в этих условиях закладываются
* Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 18-013-01147а «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъектов социономических профессий».
Зиннатова М. В. Психологические предпосылки формирования транспрофессионализма у старших подростков // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 35-40.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
на этапах общеобразовательной и профессиональной подготовки, так как вышедший на рынок труда молодой специалист уже начинает ощущать недостаток профессиональных знаний, устаревание сформированных профессиональных умений и компетенций. С другой стороны, уже работающие специалисты оказываются в условиях перманентной «профессиональной гонки». В связи с этим важной характеристикой, которая должна быть сформирована в актуальных условиях цифровизации, становятся транспрофессионализм личности и, соответственно, транспрофессиональные компетенции.
Обращаясь к статье Л. В. Шмельковой и некоторым результатам деятельности рабочей группы по направлению «Кадры и образование» (по разработке проекта программы «Цифровая экономика»), можно отметить, что на этапе профессиональной подготовки у будущего работника должны быть сформированы не только профильные профессиональные компетенции, но и «необходимые компетенции 21 века, в том числе: критическое мышление, инициативность и ответственность, адаптивность, инновационность, предприимчивость, эмоциональный интеллект» [4], которые, по своей сути, входят в состав многомерных транспрофессиональных компетенций.
Транспрофессионализм — это одновременное сосуществование и сочетание нескольких видов профессиональных квалификаций, приобретаемых по индивидуальным образовательным траекториям в основном и дополнительном профессиональном образовании, а также на протяжении всей профессиональной жизни субъекта. Он не отрицает значимости начальной, базовой, профессии, а способствует выходу за ее пределы, обогащает ее знаниями, компетенциями и технологиями из других профессиональных видов деятельности.
Исследованию транспрофессионализма посвящены труды Э. Ф. Зее-ра. Терминологически к транспрофессионализму наиболее близки понятия профессиональной многомерности и многозадачности. Феномен профессиональной многомерности исследуется в работах А. В. Дорофеева, Р. Р. Зиганшиной, Е. М. Иванова, А. Ф. Латыповой, А. А. Остапенко, Ф. Г. Ялалова и ряда других ученых.
Значительный вклад в разработку феноменологии и методологии профессиональной многомерности внес Ф. Г. Ялалов. Ученый определил сущность профессиональной многомерности как способность специалиста сочетать (комбинировать, интегрировать) несколько направлений (подходов) и/или выполнять одновременно несколько видов деятельности [5]. Для того чтобы вырабатывать у себя профессиональную многомерность, человек должен обладать следующими многомерными компетенциями: многофункциональностью, многозадачностью, синер-гичностью, виртуальной мобильностью.
Феномен «многозадачность» изучается в зарубежной психологии уже более 20 лет (Д. Левитин, К. Лох, Г. Уилсон и др.) и понимается как способность эффективно решать несколько задач одновременно. При этом учеными отмечается, что многозадачность наносит ущерб личности, так как приводит к ухудшению запоминания, трудностям в обработке информации, снижению интеллекта и креативности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Психологические исследования процесса цифровизации личности и общества начались с введением термина «цифровая экономика». Т. А. Нестик, анализируя последствия цифровой революции, отмечает, что некоторые из этих последствий пока остаются незамеченными в российском психологическом сообществе [2].
Проблема исследования психологических предпосылок формирования транспрофессионализма детерминирована следующими противоречиями:
- в современном профессиональном мире востребованы транспрофессиональные кадры, способные гибко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности и эффективно работать в условиях профессиональной многозадачности. При этом отсутствуют научные разработки, направленные на исследование методов и технологий формирования транспрофессионализма субъектов;
- курс, взятый Россией на цифровую экономику, определяет актуальность подготовки кадров, способных свободно обращаться с цифровыми технологиями и быть успешными в условиях цифровизации пространства. При этом современное образование не учитывает данные тенденции, вследствие чего внедряемая цифровая экономика испытывает острую необходимость в модернизации образовательной подготовки в соответствии с цифровыми вызовами времени.
В связи с обозначенными противоречиями проблема исследования заключается в определении психологических предпосылок формирования транспрофессионализма личности в условиях образовательной деятельности для становления цифровой экономики в России.
Для разрешения проблемы формирования транспрофессионализма личности на основе многомерного, системного и процессного подходов была разработана эвристическая модель формирования транспрофессионализма кадров цифровой экономики, включающая базовые основания и средовые дескрипторы транспрофессионализма (рис.).
Базовые элементы находятся в непрерывном взаимодействии и взаимовлиянии. Средовые дескрипторы демонстрируют разнообразные внешние проявления транспрофессионализма кадров. Модель включает множество элементов, которые связаны друг с другом в горизонтальном и вертикальном плане. Эвристическая модель предусматривает возможность проведения вероятностных расчетов (на основании диагностических показателей), несколько вариантов допущений в связи с множеством элементов, что позволяет прогнозировать, исследовать и разрабатывать технологии формирования транспрофессионализма кадров в условиях перехода к цифровой экономике. В своей взаимодействующей коррелирующей совокупности элементы базового основания определяют формирование транспрофессионализма личности, который проявляется в средовых дескрипторах. Условия, диктуемые цифровой экономикой и цифровизацией жизнедеятельности личности, учитываются в базовых основаниях транспрофессионализма и включены в каждый элемент (например, формирование индивидуально-личностных особенностей проходит под влиянием используемых в процессе развития личности цифровых технологий; социальная среда подразумевает
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
опосредование взаимодействия, общения, в том числе в семье, цифровыми технологиями; образовательная и профессиональная подготовка происходит с использованием в этих процессах цифровых технологий; самостоятельная профессиональная деятельность подразумевает активное освоение как включенных в нее цифровых элементов, так и адаптацию к изменяющимся требованиям к работникам в условиях цифрови-зации) [6].
Представленная эвристическая модель может применяться для определения уровня сформированности транспрофессионализма субъектов образовательной и профессиональной деятельности.
С целью исследования психологических предпосылок формирования транспрофессионализма у старших подростков были отобраны следующие базовые основания: интеллектуальные способности, цифровая компетентность, жизнестойкость личности, которые в будущем станут основой для профессиональной надстройки.
Объект исследования: транспрофессионализм.
Предмет: психологические предпосылки формирования транспрофессионализма у старших подростков: интеллектуальные способности, цифровая компетентность, жизнестойкость личности.
Цель: исследовать психологические предпосылки формирования транспрофессионализма у старших подростков: интеллектуальные способности, цифровую компетентность, жизнестойкость личности.
Методы исследования: эмпирические (опрос, тестирование), методы математической обработки данных (описательный анализ), метод интерпретации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Методики исследования:
1. Тест жизнестойкости личности С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой).
2. Анкета на определение цифровой компетентности подростков (Г. У. Солдатова).
3. Методика «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Ко-строминой).
Исследование проходило в феврале-марте 2019 года на базе средних общеобразовательных школ Свердловской области. В нем приняли участие 215 обучающихся 11 классов в возрасте от 16 до 18 лет.
Теоретико-методологические основания исследования: принцип системности, принцип единства сознания и деятельности, концепция транспрофессионализма (Э. Ф. Зеер, В. П. Малиновский, О. Регкт), эвристическая модель формирования транспрофессионализма кадров цифровой экономики (М. В. Зиннатова).
Анализ эмпирических результатов показал, что у большинства старшеклассников наблюдается высокий уровень выраженности общего индекса цифровой компетентности (Ме = 69,3): они свободно владеют навыками поиска информации в интернете, знают основы безопасного цифрового поведения, могут обеспечить себе (с помощью гаджетов и других устройств) доступ к интернету в школах, в том числе к широкому кругу образовательных ресурсов, видеохостингов, поисковых систем, интернет-энциклопедий, но при этом используют инструменты безопасного поиска и безопасного доступа в интернет. Согласно полученным результатам можно рекомендовать поддерживать высокий уровень цифровой компетентности у старших подростков, поскольку возрастающая интенсивность использования интернета и цифровых устройств показывает, что их значимость для цифрового поколения продолжает расти, они становятся основными источниками информации и инструментами коммуникации в повседневной жизни, превращаются в важный фактор социализации.
У большинства старшеклассников наблюдается средний уровень выраженности жизнестойкости (Ме = 76,2), а значит, для них характерна нормативная система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, они способны самостоятельно принимать жизненно важные решения и нести за них ответственность, обладают способностью препятствовать возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, продуктивно, без сильного внутреннего напряжения справляться с возникающими стрессовыми ситуациями. При этом повышение жизнестойкости до высокого уровня может стать хорошим подспорьем в условиях нарастающей скорости информационных потоков и неопределенности будущего, что позволит современным подросткам проектировать и реализо-вывать индивидуальные траектории развития транспрофессионализма в процессе профессиональной подготовки, выполнения самостоятельной профессиональной деятельности, в соответствии с цифровизацион-ными вызовами реальности и будущего.
Также у старших подростков наблюдается низкий уровень выраженности интеллектуальной лабильности (Ме = 5). Следует отметить, что
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
отмечаемые затруднения при переключении с одного дела на другое, сниженная обучаемость могут стать серьезным препятствием на пути успешной профессиональной самореализации в условиях цифровиза-ции. Поэтому требуется усилить образовательную подготовку старших подростков в направлении развития их интеллектуальных способностей и обучаемости.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Современные старшие подростки характеризуются высоким уровнем цифровой компетентности (владеют навыками безопасного цифрового поведения и ориентации в интернет-пространстве).
Условия, порождаемые цифровизацией всех сфер жизнедеятельности человека, требуют более высокого уровня жизнестойкости и интеллектуальной лабильности, чем отмечается у участников исследования. В связи с этим желательно усилить общеобразовательную подготовку старшеклассников в направлении формирования данных базовых оснований транспрофессионализма личности с целью обеспечения формирования транспрофессиональных компетенций.
Исследование призвано стать первым в цикле изучения психологических предпосылок формирования транспрофессионализма личности с целью развития концепции транспрофессионализма.
Благодарность
Автор выражает благодарность М. Ю. Черноскутовой за помощь в организации и проведении эмпирического исследования.
Литература
1. Указ Президента РФ № 642 от 01.12.2016 «О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения — 04.06.2019).
2. Нестик Т. А. Развитие цифровых технологий и будущее психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Психологические науки». — 2017. — № 3. — С. 6-14.
3. Розмирович С. Цифровая реальность [Электронный ресурс] // STI-мул: Журнал об инновациях в России. URL: https://stimul.online/articles/ analytics/tsifrovaya-realnost/#2 (дата обращения — 05.06.2019).
4. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2016. — № 8 (30). — С. 1-4.
5. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность — многомерные компетенции // Филология и культура. — 2015. — № 2 (40). — С. 326-330.
6. Zeer E. F., Zinnatova M. V., Tretyakova V. S., Scherbina E. Yu., Bukovey T. D. Staff for digital economy: transprofessionalism formation // International Scientific Conference «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development». — 2018. — Vol. LVII. — Рр. 13-19. Available from: doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.2.