Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ РИСКОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ РИСКОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / РИСКОВАННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ РИСКОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗУМНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина А.В., Абакумова И.В., Звездина Г.П., Смольянов И.Г.

Авторами было проведено исследование, направленное на изучение психологических предикторов рискованных стратегий информационного поведения студентов. В статье раскрыта актуальность изучаемой темы, проведен анализ исследований, касающихся девиантного поведения в интернет-пространстве. Актуализированы исследования, раскрывающие разные векторы информационного поведения: просоциальное-асоциальное, конструктивное-деструктивное, нормативное-рискованное. Дано понятие рискованному информационному поведению, охарактеризованы стратегии рискованного информационного поведения, представленные в авторской методике «Стратегии информационного поведения». В эмпирической части исследования изучена степень выраженности рискованных стратегий информационного поведения у студенческой молодежи. Выделены стратегии рискованного поведения в интернет-среде наименее и наиболее популярные в студенческой выборке. К наименее популярным относятся - «интернет для участия в сообществах», к более популярным - «интернет для подглядывания за другими в социальных сетях» и «интернет как доступ к альтернативной информации». Выявлены положительные и отрицательные связи рискованных стратегий информационного поведения с психологическими характеристиками личности респондентов. Установлено, что психологическими предикторами рискованного поведения в интернет-среде являются стратегии принятия решения, выявлено наличие положительных связей стратегии «интернет как доступ к альтернативной информации» с тремя шкалами принятия решения - бдительность, избегание, сверх-бдительность. Выявлены положительные корреляционные связи между стратегией «интернет для подглядывания за другими в социальных сетях» и шкалами психологической разумности - заинтересованность в сфере переживаний, польза от обсуждения переживаний и шкалами враждебности - цинизма, агрессивности, враждебности. Стратегии рискованного информационного поведения имеют отрицательные корреляционные с толерантностью к неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF RISKY INFORMATIONAL BEHAVIOR OF STUDENTS

The authors studied psychological predictors of risky strategies of students' informational behavior. The article reveals the relevance of the topic under study, analyzes studies related to deviant behavior in the Internet space. Updated studies revealing different vectors of information behavior: pro-social-asocial, constructive-destructive, normative-risk. The concept of risky informational behavior is given, the strategies of risky informational behavior presented in the author's methodology "Information Behavior Strategies" are characterized. In the empirical part of the study, the degree of manifestation of risky strategies of informational behavior among students was studied. The least and most popular strategies of risky behavior in the Internet environment in the student sample are highlighted. The least popular ones are "Internet for participation in communities", the more popular ones are "Internet for spying on others in social networks" and "Internet as access to alternative information". Positive and negative connections of risky strategies of informational behavior with the psychological characteristics of the personality of the respondents were revealed. It has been established that psychological predictors of risky behavior in the Internet environment are decision-making strategies, the presence of positive relationships between the strategy "Internet as access to alternative information" and three scales of decision-making - vigilance, avoidance, over-vigilance. Positive correlations were found between the strategy of "Internet for spying on others in social networks" and the scales of psychological intelligence - interest in the sphere of experiences, the benefit of discussing experiences and scales of hostility - cynicism, aggressiveness, hostility. Risk behavior strategies are negatively correlated with uncertainty tolerance. The obtained results indicate a greater variability of deviant informational behavior, both in pro-social orientation and in defense forms of behavior.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ РИСКОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №3, Том 10 / 2022, No 3, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-3-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Гришина, А. В. Психологические предикторы рискованного информационного поведения студенческой молодежи / А. В. Гришина, И. В. Абакумова, Г. П. Звездина, И. Г. Смольянов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN322.pdf

For citation:

Grishina A.V., Abakumova I.V., Zvezdina G.P., Smolyanov I.G. Psychological predictors of risky informational behavior of students. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(3): 15PSMN322. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Статья выполнена при поддержке РНФ (Проект 22-78-10107) «Трансформации конструктивных и деструктивных стратегий информационного поведения молодежи в условиях роста геополитических рисков: психологические, психофизиологические и психогенетические предикторы»

The research was supported by the Russian Science Foundation (Project No. 22-78-10107) (2022) «Transformation of constructive and destructive strategies of informational behavior of youth in the context of geopolitical risks growth: psychological, psychophysiological and psychogenetic predictors»

Гришина Анастасия Васильевна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: avgrishina.donstu@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4005-8744 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=756187 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/N-6401-2016

Абакумова Ирина Владимировна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Декан факультета «Психология, педагогика и дефектология» Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования

E-mail: abakira@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2202-2588 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=252406 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/A-9720-2016 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57189598855

Звездина Галина Павловна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: galzvezdina@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3284-2221 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=326029 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57218105639

Смольянов Илья Геннадьевич

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Факультет «Психология, педагогика и дефектология» Аспирант кафедры «Общая и консультативная психология», руководитель центра развития компьютерного спорта E-mail: targaryenter@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7168-8207

Психологические предикторы рискованного информационного поведения студенческой молодежи

Аннотация. Авторами было проведено исследование, направленное на изучение психологических предикторов рискованных стратегий информационного поведения студентов. В статье раскрыта актуальность изучаемой темы, проведен анализ исследований, касающихся девиантного поведения в интернет-пространстве. Актуализированы исследования, раскрывающие разные векторы информационного поведения: просоциальное-асоциальное, конструктивное-деструктивное, нормативное-рискованное. Дано понятие рискованному информационному поведению, охарактеризованы стратегии рискованного информационного поведения, представленные в авторской методике «Стратегии информационного поведения». В эмпирической части исследования изучена степень выраженности рискованных стратегий информационного поведения у студенческой молодежи. Выделены стратегии рискованного поведения в интернет-среде наименее и наиболее популярные в студенческой выборке. К наименее популярным относятся — «интернет для участия в сообществах», к более популярным — «интернет для подглядывания за другими в социальных сетях» и «интернет как доступ к альтернативной информации». Выявлены положительные и отрицательные связи рискованных стратегий информационного поведения с психологическими характеристиками личности респондентов. Установлено, что психологическими предикторами рискованного поведения в интернет-среде являются стратегии принятия решения, выявлено наличие положительных связей стратегии «интернет как доступ к альтернативной информации» с тремя шкалами принятия решения — бдительность, избегание, сверх-бдительность. Выявлены положительные корреляционные связи между стратегией «интернет для подглядывания за другими в социальных сетях» и шкалами психологической разумности — заинтересованность в сфере переживаний, польза от обсуждения переживаний и шкалами враждебности — цинизма, агрессивности, враждебности. Стратегии рискованного информационного поведения имеют отрицательные корреляционные с толерантностью к неопределенности.

Ключевые слова: информационное поведение; интернет-зависимость; рискованное информационное поведение; стратегии рискованного информационного поведения; психологические предикторы; толерантность к неопределенности; психологическая разумность; стратегии принятия решения; враждебность

Введение

Проблема информационного поведения актуализируется в связи с бурным развитием всемирной сети Интернет. Процессы, протекающие во Всемирной паутине, исследуются с различных точек зрения.

Наиболее представлена в научном дискурсе проблема интернет-зависимого поведения (Войскунский А.Е., Дрепа М.И., Кочетков Н.В., Соколова Д.В.) [1-4]. Однако при все многообразии исследований на эту тему, до сих пор нет единого взгляда на феномен интернет-зависимости, ряд авторов указывают что интернет-зависимости вообще не существует, другие отмечают, что интернет-зависимость это не патологическое влечение к Интернету, а скорее отсутствие должного внимания «к юным пользователям сети со стороны российских педагогов, родителей и специалистов» [5].

Исследования негативного влияния интернет-среды нельзя сводить только к аддикции, так как можно выделить широкий спектр неоднозначного влияния интернета на поведение человека. Исследователи выделяют разные векторы изучения интернет-поведения: просоциальное и асоциальное цифровое поведение (Погожина И.Н., Подольский А.И.,

Идобаева О.А., Подольская Т.А.), нормативное и рискованное информационное поведение (Абакумова И.В., Звездина Г.П., Гришина А.В.), нормативная и девиантная активность в интернет-среде (А.А. Шаров, Черенков Д.А), конструктивные и деструктивные коммуникативные практики в интернет-пространстве (цит. по А.Г. Горбачева) [6-10].

Отечественные и зарубежные исследователи выделяют различные виды отклоняющегося поведения в виртуальной среде (астротурфинг, болтовня, зависание в сетях, сетевой заппинг, троллинг и т. д.) [10].

В рамках данного исследования было изучено информационное поведение рискованной направленности и его психологических предикторов. Мы основываемся на понимании риска как опасной неопределенности, с акцентом на вероятности негативных последствий, несмотря на равную вероятность наступления успеха или положительного исхода [11].

В качестве рискованных стратегий информационного поведения мы выделяем следующие:

Интернет как доступ к альтернативной информации. Основной мотив данной стратегии заключается в использовании интернета для получения информации по разным вопросам, отражающим альтернативные точки зрения, включая те, которые не совпадают с официально признанными.

Интернет для участия в сообществах. Основной мотив — чувство принадлежности к обществу единомышленников, к тем, кто разделяет те же интересы и переживает те же проблемы.

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях. Основной мотив данной стратегии — приобщиться к жизни других людей путем просмотра какой-то интимной информации, присутствующей в сети-интернет, которая создает иллюзию эксклюзивности.

Интернет для реализации сексуальных потребностей. Основной мотив: удовлетворение сексуальных потребностей без вступления в реальный контакт, в том числе со случайными, незнакомыми партнерами, без последствий и обязательств.

Интернет для высказывания религиозных идей. Основной мотив: делиться религиозными идеями различной степени радикальности.

Целью проведенного исследования выступило изучение психологических предикторов информационного поведения рискованной направленности.

На основании цели исследования была выдвинуто предположение о том, что рискованные стратегии информационного поведения студентов могут быть связаны с враждебностью и ее составляющими (цинизм, агрессивность, враждебность) и психологической разумностью.

Выбирая объект исследования, мы исходили из того, что студенты являются активными пользователями интернет-контента и на их примере можно проследить разнообразные рискованные стратегии информационного поведения. Современная интернет-среда предоставляет пользователю большое количество ресурсов просоциальной направленности, однако эта среда является и рискогенной, несущей непроверенную, порой оскорбительную и провакационную информацию, призывы к противоправной и деструктивной деятельности. Учитывая эту ситуацию в авторской методике, направленной на изучение стратегий информационного поведения, нами были выделены векторы поведения на основе нормативности (просоциальности) и девиантности (рискогенности).

Методы

Эмпирическое исследование проводилось на базе Донского государственного технического университета со студентами гуманитарного факультета очного и очно-заочного отделения. В исследовании приняли участие 217 студентов, в возрасте от 18 до 29 лет, средний возраст составил 20 лет.

В качестве методик исследования были использованы:

• «Стратегии информационного поведения» СИП (Абакумова И.В., Ромек В.Г., Коленова А.С., Гришина А.В., Звездина Г.П.).

• Шкала толерантности к неопределенности Д. МакЛейна.

• Мельбурнский опросник принятия решений.

• Шкала «Психологической разумности» (сокр. ШПР, англ. Psychological mindedness).

Результаты

На первом этапе эмпирического исследования были изучены и систематизированы рискованные стратегии информационного поведения (рис. 1).

Рискованные модели информационного поведения

Интернет для высказывания религиозных идей

Интернет для реализации сексуальных потребностей

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях

10,46

11, 1

16,27

Интернет для участия в сообществах

7,04

Интернет как доступ к альтернативной информации

15,1

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18

Рисунок 1. Выраженность рискованных стратегий информационного поведения у студентов (составлено авторами)

Анализ репертуара информационных стратегий поведения, нестандартных с точки зрения социальных норм, представленный на рисунке 1, показал, что меньше всего представлена модель поведения, отражающая участие пользователей в сетевых сообществах рискованного контента. Возможно это отражает потребность в безопасности личности и нежелание выглядеть в социально неодобряемом свете.

Стратегии «использование интернета для реализации сексуальных потребностей» и «возможность высказывать религиозные идеи» получили средние значения, что говорит о том, что данные стратегии поведения есть в арсенале информационного поведения студентов и периодически они к ним прибегают.

Стратегии «интернет как доступ к альтернативной информации» и «интернет как возможность подглядывания за другими» получили большее распространение среди пользователей интернета. Виртуальное участие в жизни другого дает возможность удовлетворять потребность личности в принадлежности к другому, в сопричастности к его жизни.

Изучение взаимосвязи между личностными характеристиками и мотивационными стратегиями информационного поведения студентов позволило выявить специфику проявлений рискованного информационного поведения.

Рассмотрим более детально личностные предикторы рискованного информационного поведения. Изучение связей между рискованными мотивационными стратегиями информационного поведения и личностными характеристиками показало наличие положительных и отрицательных связей (табл. 1).

Наибольшее количество связей выявлено между рискованной стратегией «интернет как доступ к альтернативной информации» и показателями толерантности к неопределенности, показателями принятия решения, шкалами психологической разумности и шкалами враждебности.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа между

рискованными мотивационными стратегиями информационного поведения

и личностными характеристиками

Переменные Кол-во человек Коэффициент корреляции (Rs) Значимость (p-value)

Интернет как доступ к альтернативной информации & толерантность к неопределенности 217 -0,34 0,01

Интернет как доступ к альтернативной информации & бдительность 217 0,25 0,02

Интернет как доступ к альтернативной информации& избегание 217 0,21 0,05

Интернет как доступ к альтернативной информации & сверх-бдительность 217 0,23 0,04

Интернет как доступ к альтернативной информации & заинтересованность в сфере переживаний 217 0,32 0,01

Интернет как доступ к альтернативной информации & польза от обсуждения переживаний 217 0,22 0,05

Интернет как доступ к альтернативной информации & шкала цинизма 217 0,28 0,01

Интернет как доступ к альтернативной информации & шкала враждебности 217 0,37 0,01

Интернет для участия в сообществах & избегание 217 0,26 0,02

Интернет для участия в сообществах & шкала цинизма 217 0,24 0,04

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях & предпочтение неопределенности 217 0,22 0,05

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях & шкала психологической разумности 217 0,22 0,05

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях & заинтересованность в сфере переживаний 217 0,35 0,01

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях& польза от обсуждения переживаний 217 0,29 0,01

Переменные Кол-во человек Коэффициент корреляции (Rs) Значимость (p-value)

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях & шкала цинизма 217 0,33 0,01

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях & шкала агрессивности 217 0,21 0,05

Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях & шкала враждебности 217 0,34 0,01

Интернет для реализации сексуальных потребностей & толерантность к неопределенности 217 -0,21 0,05

Интернет для реализации сексуальных потребностей & избегание 217 0,31 0,01

Интернет для реализации сексуальных потребностей & прокрастинация 217 0,35 0,01

Интернет для реализации сексуальных потребностей & свех-бдительность 217 0,21 0,05

Интернет для реализации сексуальных потребностей & шкала враждебности 217 0,22 0,05

Составлена авторами

Выявлена отрицательная связь между стратегией «интернет как доступ к альтернативной информации» и толерантностью к неопределенности (г = -0.34, приp < 0.01). У респондентов с выраженной стратегией, направленной на поиск альтернативной информации, наблюдается сниженный уровень толерантности к неопределенности, они больше предпочитают ясность и предсказуемость.

Мотивационная стратегия «интернет как доступ к альтернативной информации» продемонстрировала наличие положительных связей с тремя шкалами принятия решения — бдительность (г = 0.35, при p < 0.01), избегание (г = 0.21, при p < 0.05) и сверх-бдительность (г = 0.23, приp < .04).

При поиске альтернативной информации студентами происходит уточнение целей и задач решения, рассмотрение альтернатив, связанных с поиском информации, ассимиляцией ее «без предрассудков» и оценки перед выбором. Проявление бдительности является копингом, который позволяет принимать рациональные решения и более критично относиться к разной информации.

Корреляционные связи со шкалами «избегание», «сверх-бдительность» говорят о том, что в зависимости от ситуации респонденты, занимающиеся поиском альтернативной информации в интернете в процессе принятия решения либо избегают возможности сделать выбор, либо импульсивно принимают решения, что обещает возможность избегания проблемы, а в экстремальных ситуациях реализуется как «паника» в выборе между альтернативами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия «интернет как доступ к альтернативной информации связана с заинтересованностью в сфере переживаний (г = 0.32, при p < 0.01) и пользой от обсуждения переживаний (г = 0.22, при p < 0.05). Выявленные связи могут говорить о том, что для респондентов используемая альтернативная информация важна для обсуждения и понимания, вызывает интерес и положительные переживания. Наличие альтернативной информации дает возможность пользователю интернет-контента сопоставлять, анализировать, обсуждать с другими участниками информацию, что способствует лучшему пониманию себя.

Интерес респондентов к потреблению альтернативной информации положительно коррелирует со шкалами «цинизм» (г = 0.28, при p < 0.01) и «враждебность» (г = 0.37, при p < 0.01). Выявленные связи показывают, что потребители альтернативной информации склонны к пренебрежительному отношению к морально-этическим ценностям общества,

выражают недоверие к способности других людей совершать нравственные и альтруистические поступки.

Корреляция с враждебностью может говорить о том, что взаимодействие в сети интернет с людьми, имеющими альтернативное мнение, дает возможность таким респондентам выражать негативные эмоции по отношению к окружающим с другим мнением, высказывать отрицательные оценки и неприязнь в отношении своих оппонентов.

Также выявлены положительные связи между стратегией «интернет для участия в сообществах» и шкалами «избегание» (r = 0.26, при p < 0.02) при принятии решений и «цинизм» (r = 0.24, приp < 0.04).

Участие в интернет-сообществах позволяет пользователям проявлять негативную позицию по отношению к своим оппонентам, высказывать сомнение относительно их компетенции по тем или иным вопросам, проявлять пренебрежение к их мнению и занимаемой позиции.

Интересные результаты получены по корреляционным связям между мотивационной стратегии «Интернет для подглядывания за другими в социальных сетях» и личностными характеристиками. Выявлены положительные слабые и умеренные связи с показателем «толерантность к неопределенности» (r = 0.22, при p < 0.05) и шкалами психологической разумности — «заинтересованность в сфере переживаний» (r = 0.35, приp < 0.01) и «польза от обсуждения переживаний» (r = 0.29, при p < 0.01). Респонденты, ориентированные на подглядывание за другими позитивно относятся к новизне и непредсказуемости, неопределенность их привлекает и показывает вариативность поведения и действий. Такие респонденты проявляют интерес не только к жизни других, им также важен свой внутренний мир и переживания, связанные с построением своего образа Я. Подглядывание за жизнью других способствует обогащению их ролевого репертуара и служит средством самопринятия, они заинтересованы в обсуждении своих переживаний и чувств с другими и видят в этом пользу.

Также выявлены положительные корреляционные связи между стратегией «подглядывание за жизнью других» и шкалами враждебности. С одной стороны респонденты с выраженной стратегией подглядывания за другими в интернет пространстве проявляют повышенный интерес к своему внутреннему миру и своим переживаниям, а с другой стороны они выстраивают по отношению к другим мощную психологическую защиту в виде проявлений цинизма (r = 0.33, при p < 0.01), агрессивности (r = 0.21, при p < 0.05) и враждебности (r = 0.34, при p < 0.01).

Возможно это проявляется в отрицательных комментариях, нападках, кибербуллинге по отношению к другим. Такая противоречивость может объясняться как отсутствием уверенности в собственной состоятельности, так и желанием ее обрести за счет унижения и циничного отношения к другому.

И наконец, рискованная стратегия информационного поведения «интернет для реализации сексуальных потребностей» имеет наибольшее количество корреляционных связей со шкалами принятия решения — «избегание» (r = 0.31, при p < 0.01), «прокрастинация» (r = 0.35, при p < 0.01) и «сверх = бдительность» (r = 0.21, при p < 0.01). Полученные результаты говорят о том, что посетители сексуальных сайтов не всегда умеют принимать решения в ситуации выбора, скорее они выбирают избегание или откладывают принятие решения, они боятся брать на себя ответственность. Им также свойственно неоправданное «метание» между разными альтернативами, импульсивное принятие решения, обещающее избавление от ситуации, в критических ситуациях они испытывают трудности в выборе между альтернативами.

Стратегия «интернет для реализации сексуальных потребностей» отрицательно связана с толерантностью к неопределенности (г = -0.21, при p < 0.05) и положительно со шкалой «враждебности» (г = 0.22, при p < 0.05). Неясность и непредсказуемость настораживают потребителей сексуального контента, в качестве защитного поведения они демонстрируют негативные оценки и враждебность по отношению к другим, предвзятость и раздражение.

Обсуждение

Многие зарубежные исследователи затрагивали проблему деструктивного использования интернета и влияния его на личность. Так, в исследовании Perugini M. & Solano A.C. были изучены мотивы использования социальных сетей и определены черты личности (нормальные и неадекватные), связанные с этими мотивами. Результаты показали, что наиболее частыми мотивами использования социальных сетей были поддержание личных отношений/поиск информации, времяпрепровождение/эксгибиционизм и поиск общения. Предикторы начала отношений и мотивы времяпрепровождения/эксгибиционизма были связаны с более негативными чертами (например, антагонизмом и расторможенностью), чем предикторы поддержания личных отношений/поиска информации. Наконец, поддержание личных отношений/поиск информации были положительно связаны со всеми компонентами благополучия, в то время как другие мотивы использования социальных сетей были связаны с благополучием отрицательно [12].

В исследовании Ioannidis K., Treder M.S., Chamberlain S.R., и др. были выделены специфические формы проблемного интернет-поведения: бесцельный серфинг, интернет-игры, онлайн- шоппинг, участие в интернет-аукционах, использование социальных сетей и посещение порносайтов. Было показано, что многие типы онлайн-поведения (например, онлайн-шопинг, серфинг, просмотр порнографии) имеют более сильную связь с деструктивным использованием интернета, чем увлечение онлайн-играми [13].

Анализ зарубежных исследований, приведенный в работе Gioia F., Rega V. & Boursier V., показал, что проблемное использование интернета подростками может выступать копинг стратегией для компенсации дефицитов в эмоциональной регуляции. Нехватка социальной поддержки и хороших отношений между подростками и родителями негативно влияет на способности к эмоциональной саморегуляции, что, в свою очередь, еще больше повышает риск развития проблемного использования интернета [14].

В работе Pettorruso M., Valle S. и др., к проблемному использованию интернета относят всю чрезмерную онлайн-активность (например, онлайн-игры, использование социальных сетей, онлайн-шоппинг, стриминговое вещание, просмотр порнографии). Авторы изучали личностные особенности, а также особенности эмоциональной сферы, которые повышают риск развития проблемного интернет-поведения. Было выявлено, что сложности в эмоциональной регуляции, а также тревожность и импульсивность повышают риск развития проблемных форм поведения в интернете, что, по предположению авторов, указывает на использование интернета в качестве способа «сбежать» от реальности [15].

Проанализированные исследования могут быть дополнены следующими выводами проведенного нами эмпирического исследования:

• установлено, что рискованные мотивационные стратегии информационного поведения имеют положительные и отрицательные связи с личностными характеристиками (толерантность к неопределенности, стратегии принятия решения, психологическая разумность, шкалы враждебности), что свидетельствует о большей вариативности девиантного поведения, как просоциальной направленности, так и защитных формах поведения;

• установлено, что мотивационная стратегия «интернет, как доступ к альтернативной информации» имеет позитивные корреляционные связи со шкалами принятия решения, психологической разумности и шкалами враждебности, что говорит о том, что для студентов используемая альтернативная информация важна для обсуждения и понимания, вызывает интерес и положительные переживания. Также интерес к альтернативной информации связан с проявлением цинизма и враждебности, что может свидетельствовать о деструктивной направленности информационного поведения, либо может быть следствием защитного механизма идентификации с агрессором, который используется «то против внутренней, то против внешней силы», либо наоборот может провоцировать на агрессию других людей подбрасывая «острые» темы и неоднозначные мнения. Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу и служат основанием для дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 1. — С. 90100. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17695337 (дата обращения: 10.04.2022).

2. Акутина, С.П. Интернет-зависимость как социальный стереотип аддиктивного поведения современной молодежи / С.П. Акутина, Е.С. Хрустова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 63-66. URL: https://moluch.ru/archive/80/13778/ (дата обращения: 11.04.2022).

3. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 2. — С. 189-193. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/2/Drepa/ (дата обращения: 13.04.2022).

4. Соколова, Д.В. Агрессия в Интернете: распространение кибербуллинга среди российских подростков / Д.В. Соколова // Медиаскоп. — 2017. — Вып. 2. — URL: http://www.mediascope.ru/2315 (дата обращения: 24.12.2021).

5. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34. № 4. — С. 79-88. https://istina.msu.ru/media/publications/article/f2e/4c0/4786316/Soldatova-Rasskazova Psihologicheskij zhurnal Chrezmernoe ispolzovanie.pdf (дата обращения: 13.04.2022).

6. Погожина И.Н., Подольский А.И., Идобаева О.А., Подольская Т.А. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей // Вопросы образования. — 2020. — 3. — C. 60-94. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-60-94.

7. Abakumova I., Zvezdina G., Grishina A. (2022) Features of Coping Behavior of Students in Connection with Models of Informational Behavior. Lecture Notes in Networks and Systems, 247, 725-737. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80946-1 66.

8. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Взаимосвязь социально-психологических качеств и базовых потребностей, процессов, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2013. — 6. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Kozlova Sushkov Publicity-Self-Presentation (дата обращения: 20.04.2022).

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Шаров А.А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2019. — № 3(51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-deviantnoy-aktivnosti-molodezhi-v-internet-srede (дата обращения: 20.04.2022).

Горбачева А.Г. Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики людей в сети Интернет // Идеи и идеалы. — 2013. — № 3(17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnye-i-destruktivnye-kommunikativnye-praktiki-lyudey-v-seti-internet (дата обращения: 21.04.2022).

Шаболтас А.Р. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. — 2014. — № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-i-riskovannoe-povedenie-kak-predmet-psihologicheskih-issledovaniy (дата обращения: 21.04.2022).

Perugini, M., Solano, A.C. Normal and Maladaptive Personality Traits as Predictors of Motives for Social Media Use and Its Effects on Well-Being // Psychological reports.

— 2021. — 124(3). — pp. 1070-1092. https://doi.org/10.1177/0033294120922495.

Ioannidis, K., Treder, M.S., Chamberlain, S.R., Kiraly, F., Redden, S.A., Stein, D.J., Lochner, C., Grant, J.E. Problematic internet use as an age-related multifaceted problem: Evidence from a two-site survey // Addictive behaviors. — 2018. — 81. — pp. 157-166. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2018.02.017.

Gioia, F., Rega, V., Boursier, V. Problematic Internet Use and Emotional Dysregulation Among Young People: A Literature Review // Clinical neuropsychiatry.

— 2021. — 18(1). — pp. 41-54. https://doi .org/10.36131/cnfioriti editore20210104.

Pettorruso, M., Valle, S., Cavic, E., Martinotti, G., di Giannantonio, M., Grant, J.E. Problematic Internet use (PIU), personality profiles and emotion dysregulation in a cohort of young adults: trajectories from risky behaviors to addiction // Psychiatry research. — 2020. — 289. — pp 113036. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113 036.

Grishina Anastasia Vasil'evna

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: avgrishina.donstu@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4005-8744 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=756187 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/N-6401-2016

Abakumova Irina Vladimirovna

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: abakira@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2202-2588 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=252406 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/A-9720-2016 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57189598855

Zvezdina Galina Pavlovna

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: galzvezdina@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3284-2221 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=326029 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57218105639

Smolyanov Ilya Gennad'evich

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: targaryenter@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7168-8207

Psychological predictors of risky informational behavior of students

Abstract. The authors studied psychological predictors of risky strategies of students' informational behavior. The article reveals the relevance of the topic under study, analyzes studies related to deviant behavior in the Internet space. Updated studies revealing different vectors of information behavior: pro-social-asocial, constructive-destructive, normative-risk. The concept of risky informational behavior is given, the strategies of risky informational behavior presented in the author's methodology "Information Behavior Strategies" are characterized. In the empirical part of the study, the degree of manifestation of risky strategies of informational behavior among students was studied. The least and most popular strategies of risky behavior in the Internet environment in the student sample are highlighted. The least popular ones are "Internet for participation in communities", the more popular ones are "Internet for spying on others in social networks" and "Internet as access to alternative information". Positive and negative connections of risky strategies of informational behavior with the psychological characteristics of the personality of the respondents were revealed. It has been established that psychological predictors of risky behavior in the Internet environment are decision-making strategies, the presence of positive relationships between the strategy "Internet as access to alternative information" and three scales of decision-making — vigilance, avoidance, over-vigilance. Positive correlations were found between the strategy of "Internet for spying on others in social networks" and the scales of psychological intelligence — interest in the sphere of experiences, the benefit of discussing experiences and scales of hostility — cynicism, aggressiveness, hostility. Risk behavior strategies are negatively correlated with uncertainty tolerance. The obtained results indicate a greater variability of deviant informational behavior, both in pro-social orientation and in defense forms of behavior.

Keywords: informational behavior; Internet addiction; risky informational behavior; risky informational behavior strategies; psychological predictors; tolerance for uncertainty; psychological intelligence; decision-making strategies; hostility

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.