Ю: 2016-05-35^-6931 Обзор
Петрова Ю.Ф., Пахомова С.А.
Психологические предикторы развития энуреза у детей
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме
В настоящей работе приводятся литературные данные, раскрывающие проблему энуреза. При этом делается акцент на психологическую составляющую (в частности на детско-родительские отношения), принимающую участие не только в формировании расстройства, но и определяющую клиническую картину заболевания.
Ключевые слова: энурез, стили воспитания, психотерапия
Согласно статистическим данным энурез является одним из распространенных патологических состояний среди детей и подростков (им страдает около 20% детей в возрасте от 5 до 14 лет) с неуклонным ростом пaтологического процесса в последние годы. Успех терапии энуреза во многом зaвисит от того, насколько четко установлена причина возникновения данного недуга и прослеживаются ли основные пaтогенетические мехaнизмы возникновения нaрушений в мочевыделительной сфере. Кроме этого, в настоящее время нет единого специaлиста, занимающегося этим вопросом. Это связано с полиэтиологичностью данного зaболевания, разнообразием его форм и вариантов.
Энурез у дeтeй и подростков - это нeспoсoбнoсть удeрживaть мoчу в oпрeдeлeнных ситуациях при уже сформирoванном умeнии зaдерживать мoчeиспускaниe. Подобный диaгноз прaвoмoчeн для рeбeнка 5 лет и старше, в том числe для пoдрoстков. Энурезом называют нe только недержания вo время нoчнoгo снa, не и в днeвнoe врeмя; причины этого состояния могут быть самые разнообразные. Лечение данного недуга также может быть разным - от психо- и диетотерапии до хирургического вмешательства.
На практике достаточно редко выделяется какая-либо определенная причина возникновения этого патологического процесса. Чаще всего патологические механизмы действуют в совокупности.
В современном научном мире ночной энурез считается не патологией, а скорее этапом в развитии, когда маленький человек только учится контролировать функции своего тела и вырабатывает определенные рефлексы. Считается, что при нормальном развитии ребенок должен научиться этому к 6 годам, но практика показывает, что 10% шестилетних малышей этому так и не научаются (1). С годами проблема отступает сама собой, когда контроль за своим телом становится тотальным. В 10 лет энурезом страдает 5 % детей, а в 18 только лишь 1% (2). Среди взрослых один из 200 человек периодически теряет контроль над мочевым пузырем во время сна. Таким образом, среди тех, кто страдает от этого досадного феномена почти 94% детей, 5% подростков и 1% взрослых людей (3).
Эта проблема среди юношей наблюдается в 2 раза чаще, чем у девочек. Но в преклонном возрасте ночное недержание больше встречается у женщин. У 2-3% больных детей, которые в раннем возрасте наблюдались по поводу ночного энуреза, в течение всей жизни отмечаются периодические непроизвольные ночные мочеиспускания (4).
Недержание мочи чаще встречается у низкорослых худых детей. Также огромную роль в появлении недуга играют инфекции почек и мочевого пузыря, аномалии в развитии мочевыводящей системы. Часто недержание у маленьких пациентов является способом психологического протеста. Энурез может быть результатом недостатка внимания или наоборот, реакцией на гиперопеку со стороны родителей и близких родственников. Недержание встречается у застенчивых и пугливых малышей. Чаще всего пациенты с этим отклонением являются детьми из неблагополучных, малообеспеченных или многодетных семей.
Более 90% всех случаев ночного энуреза относятся к первичному энурезу (особенно у мальчиков), когда контроль за мочеиспусканием во время сна не был сформирован изначально (ребенок мочится ночью всегда, с рождения). Уникальность данной патологии заключается в том, что практически у всех таких детей отсутствуют какие-либо нарушения со стороны мочевыделительной и других систем организма. При вторичном энурезе навык контроля мочеиспускания во время ночного и дневного сна был устойчиво развит в течение 3-6 месяцев, но затем, по различным причинам, пропал. Для вторичного энуреза типичны внешние стрессовые факторы и другие причины, а также более длительное время и большие усилия для восстановления ночного самоконтроля. При нормальном развитии ребенка считается, что подавляющее большинство детей старше 5 лет успешно контролируют и удерживают мочу во время ночного сна. Зрелый, наполненный мочевой пузырь сигнализирует об этом в специальные центры центральной нервной системы и тогда ребенок пробуждается и направляется в туалет. Родителям же важно помнить, что ночной энурез по-настоящему «заслуживает» внимание докторов только у детей старше 5 лет, при этом частота «мокрых ночей» должна составлять более 2-4 раз в месяц, в течение 2-3х месяцев без перерывов. Первичный энурез основной причиной своего развития имеет наследственную природу, и обусловлен несколькими факторами. В норме антидиуретический гормон дает почкам команду уменьшить содержание воды в моче в ночное время суток, тем самым уменьшая производство мочи. Данный механизм обеспечивает возможность не мочиться в течение продолжительного времени сна. Исключение составляют единичные случаи, когда ребенок перед сном выпивает избыточное количество жидкости, например, в жару или избыточной физической нагрузке. В таком случае даже здоровый ребенок может описаться ночью. В отличие от здоровых детей, у страдающих энурезом относительный недостаток антидиуретического гормона в ночное время приводит к заметному увеличению объема вырабатываемой ночной мочи. С другой стороны, при одинаковом объеме мочевого пузыря, у большинства детей с энурезом, количество мочи, свободно удерживаемой без мочеиспускания, гораздо меньше, чем у здоровых детей, в связи с относительно меньшим функциональным объемом мочевого пузыря, и днем такие детки посещают туалет чаще обычного, и иногда даже упуская мочу в бодрствовании. Кроме того, очевидным является тот факт, что одна из основных причин энуреза, -незрелость определенных корковых и спинальных нервных центров, осуществляющих контроль мочеиспускания. Так же, как снохождения и ночные страхи, ночной энурез, как правило, проявляется в период глубокого (медленного) сна в первую треть
ночи. У ребенка с энурезом полисомнографическое исследование выявляет относительное увеличение длительности периода глубокого сна. Вероятнее всего, именно в это время, контроль удержания мочи со стороны головного и спинного мозга может ослабевать до такой степени, что мочевой пузырь начинает самостоятельно «распоряжаться» имеющейся в нем мочой и посылать команду на ее выброс. Практически все родители имеют субъективное, ошибочное мнение, что у детей с ночным недержанием мочи очень крепкий, глубокий сон, и их крайне трудно разбудить, однако, большинство специалистов так не считают. Намного реже случается мочеиспускание в период поверхностного (быстрого) сна, при этом малыш так или иначе припоминает, что ему снился сон, как он писает.
Вне всяких сомнений, персистирующий ночной энурез чаще всего в своей основе имеет наследственный характер. Таким образом примерно у 80% детей, страдающих энурезом оба родителя также упоминали об энурезе; приблизительно у 50% всех детей с энурезом у одного из родителей была такая же проблема. К большому сожалению, ночной энурез не такая безобидная патология, как его представляют некоторые родители и даже доктора. Опасность заключается не в самом энурезе, а в изначально скрытых, но частых психологических реакциях, сопровождающих энурез:
• реакции родителей и родственников (огорчение, обида, раздражение, наказание)
• отношение со сверстниками (унижение, обзывание, дразнение, исключение из групповых игр)
• ущемление в социальных группах (трудности в гостях, лагере, санатории и других поездках)
• осознание собственных особенностей, и нарушение самооценки (я не такой, как все, мне стыдно, я виноват, развитие страхов, тревоги и других невротических реакций).
Дневной энурез встречается намного реже. По статистике 10 % случаев дневного энуреза приходится на возрастную группу от 6 до 18 лет, другие специалисты утверждают, что 3 - 4 % случаев составляют дети в возрасте от 4 до 12 лет (1). Чаще всего он является следствием перенесенной сильной психологической травмы, которая и вызвала сбой в работе нервной системы.
Выделяют следующие формы энуреза:
1. В зависимости от наличия или отсутствия в прошлом «сухого» периода без мокрых ночей.
Для персистирующего энуреза характерным является ночное недержание у ребенка старше 5 лет, если в прошлом отсутствует хотя бы один «сухой» период продолжительностью более 6 месяцев.
Для рецидивирующего энуреза характерно состояние, при котором ребенок начинает мочиться в постель после сухого периода продолжительностью от нескольких месяцев до нескольких лет. При таких случаях рецидивирующего энуреза чаще всего можно провести параллель между непроизвольным мочеиспусканием и урологическими, эндокринологическими, неврологическими или психическими заболеваниями.
2. В зависимости от времени непроизвольного мочеиспускания выделяют ночной, дневной и смешанный энурез. Дневной и смешанный энурез чаще свидетельствует о том, что у ребенка имеются проблемы неврологического или эмоционального плана.
3. В зависимости от наличия или отсутствия сопутствующей патологии. Неосложненным считают энурез, развивающийся при отсутствии инфекции или патологических процессов в мочевыделительной системе. При наличии патологических процессов диагностируется осложненный энурез.
Вышеизложенная классификация не может отобразить все причины развития и течения энуреза. Ряд исследователей выделяет невротический и неврозоподобный энурез. Невротический энурез чаще развивается у пугливых, застенчивых детей и сопровождается тяжелыми переживаниями ребенка. Пациенты, страдающие неврозоподобным энурезом, в отличие от предыдущей группы, до подросткового возраста относятся к своему состоянию безразлично.
Причины возникновения энуреза
Причин для проявления признаков энуреза в детском и подростковом возрасте может быть множество. Наиболее часто встречающейся причиной энуреза, являются психологические трудности в жизни ребенка, которые могут быть связаны с разного рода факторами - трудные, не всегда гладкие отношения между родителями ребенка, трудности в общении с ровесниками, начало обучения в школе или поступление в детский сад, излишняя свобода или излишняя строгость в воспитании, и другие ситуации, которые расцениваются как стрессовые. Зачастую неврозоподобный энурез приводит к тому, что дети становятся боязливыми, подозрительными, пугливыми, неуверенными в себе или, наоборот, раздражительными и вспыльчивыми. Психогения также может проявиться нарушениями речи в виде заиканий или тиками.
Исследователи-специалисты считают, что для проявления энуреза у маленьких пациентов необходим комплекс разнообразных причин характерных для его становления. В настоящее время исследователи пришли к выводу, что данная болезнь может носить и наследственный характер. Если в кругу близких родственников кто-то уже страдал недержанием, а также были случаи неврозов, психопатии, алкоголизма или эпилепсии, то риск возникновения энуреза у ребенка возрастает в несколько раз (6).
Причиной энуреза может быть и задержка темпов физического развития. Если ребенок отстает от ровесников в психическом развитии или по весоростовым показателям, соответственно, происходит отставание и в развитие его центральной нервной системы, контролирующей мочеиспускание. Высока вероятность развития данной патологии, если беременность и родоразрешение у матери протекали с осложнениями, и как следствие привело к раннему органическому поражению ЦНС. Как правило, такие малыши чрезмерно возбудимы, быстро устают и отличаются повышенной плаксивостью. Провоцирующим недержание мочи фактором, у такого ребенка может стать даже самое банальное ОРЗ или кишечная инфекция. Поэтому таких детей нужно всячески отгораживать от ситуаций, травмирующих психику с самого его рождения.
Другим фактором, способствующим развитию энуреза, по мнению ряда исследователей, стало распространенное использование одноразовых подгузников. Связанно это с тем, что мочеиспускание у грудничков происходит автоматически, но уже к полугоду малыш проявляет беспокойство перед мочеиспусканием, и дискомфорт после того, как мочевой пузырь уже опорожнен. В более старшем возрасте дети начинают пользоваться горшком. Эксплуатация «памперсов» значительно облегчает жизнь родителям, и они не утруждают себя тем, чтобы приучить ребенка к горшку. Да и сам кроха уже не чувствует неудобства от
мокрых штанишек. Данный факт приводит к тому, что формирование условного рефлекса у таких детей затормаживается и приводит к увеличению количества детей, страдающих недержанием, в последнее время.
Нередко у детей с недержанием встречаются нарушения сна. В одном случае это проблемы засыпания, с беспокойным поверхностным сном, а в другом - излишне глубокий сон с нарушениями пробуждения.
Общие факторы проявления энуреза:
Психотравма, дистресс, сверхсильные эмоции.
Довольно часто дети и подростки находятся в состояние постоянного стресса - чрезмерные нагрузки у детей обучающихся в спец-школах, школах с углубленным изучением одного из предметов, посещение помимо школы множества разнообразных кружков и секций. В настоящее время общеобразовательная программа в школах очень насыщена, а уровень преподавания материала и методики преподавания не способствуют лучшему усвоению знаний. Чаще всего ребенок даже не осознает своего переутомления. В связи с этим родителям необходимо обращать внимание, насколько загружен их ребенок и справляется ли он с поставленными перед ним задачами (1).
Достаточно часто проблема недержания мочи проявляется после рождения второго и последующих детей в семье, переезда на новое место жительства, смерти кого-либо из близких людей, перевода в новое образовательное учреждение, развода родителей, а также сильный испуг. В этом случае энурез является типом психологической защиты или попыткой вернуться в то время, когда ребенок был окружен заботой, и ему было уютно и комфортно.
Гиперопека и дефицит внимания.
От ночного недержания чаще страдают дети, которые растут в семьях без одного из родителей. Нередко в этом случае оставшийся с ребенком родитель излишне опекает ребенка. Как ни странно это звучит, но это касается не только малышей, но и подростков, родители которых никак не могут осознать "что их малыш вырос и может сам о себе позаботиться". Обратная ситуация развивается у детей, которые ощущают недостаток родительской опеки. И этим неестественным способом пытаются привлечь к себе интерес близких родственников и «выпрашивают» заботу и ласку, именно поэтому во сне ведут себя, как маленькие.
Излишне крепкий сон.
В момент крепкого сна ребенок не чувствует, что пришло время опорожнить мочевой пузырь. Это может быть врожденной особенностью нервной системы или как следствие сильного переутомления. В последнем случае случаи недержания бывают не часто, а после насыщенных событиями дней.
Излишнее количество жидкости во второй половине дня.
Наследственность.
В 75% случаев в том, что у ребенка женского пола возник данный недуг, причастны родительские гены. Если же родители имели в детстве похожую проблему, то вероятность, что юноша скопирует их судьбу в 40% случаев.
Новообразования.
Это достаточно редкое явление у детей и подростков, но все же его никак нельзя исключать.
Психология энуреза
У значительного количества маленьких пациентов, вне зависимости от возраста, энурез, как и всякий продолжительный по времени недуг, влечет за собой чувство собственной неполноценности. Даже очень маленькие пациенты достаточно мучительно переживают эту свою досадную особенность. Такие дети стесняются своих здоровых ровесников, стараются меньше общаться с ними и очень часто проводят время в одиночестве, замыкаются в себе, чтобы избежать насмешек и пренебрежительного отношения окружающих. Чувство не уверенности в себе чаще всего возникает и усиливается в детском коллективе и ведет к формированию заниженной самооценки, неприятия себя таким, какой есть, вплоть до полного отказа от обучения и реализации себя в разнообразных областях социальной жизни. Продолжительное течение данной патологии, те переживания, которые испытывает ребенок страдающий энурезом, приводят к тому, что у детей меняется характер. Одни демонстрируют агрессивное поведение, у других культивируется трусость, нерешительность, нелюдимость, обособленность. Но встречаются и те, которые на первый взгляд, никак не страдают от своей досадной особенности, но при этом у таких пациентов изменения характера чаще становятся заметными при вступлении ими в пубертатный период своего развития. По своей сути энурез - это своеобразный способ человеческого тела оставаться расслабленным, и при этом становится невозможным сдерживание естественные потребностей, и все происходит само собой, без малейших помех (8).
Главным при рассмотрении энуреза является взгляд в глубину проблемы и контекст данной патологии. Сопровождающей эмоцией энуреза чаще всего является страх. Мочиться в кровать неловко, недопустимо, порицаемо - стыдно. А стыд толкает человека зажиматься и скрывать стыдное, прятаться, то есть отделяет от других людей. Любое психосоматическое проявление означает лишь то, что психика пытается вытеснить в область тела.
Опираясь на все вышеизложенное, история возникновения энуреза становится ясной. Можно решительно предположить, что в семье, в которой есть ребенок страдающего ночным недержанием мочи, скорее всего, не принято поверять свой «тяжелые» чувства, эмоции, и находить поддержку у друзей и близких, расслабляться. Вряд ли члены такой семьи будут достаточно открыты к общению и искренни между собой, маловероятно, что смогут разрешить себе быть слабыми и осознавать это.
И когда сухость в общении, недостаток доверия и ласки, способствуют ухудшению климата в семье, тогда чадо за всех, так сказать «удачно сливает» все это в ночные не приятности. При этом семейное напряжение аккумулируется и ребенок «принимает» все семейные претензии по поводу кричащей несдержанности, которую не дозволяют себе взрослые.
В связи с этим работа с пациентом дошкольного возраста, страдающим энурезом, явно должна вестись с привлечением в процесс заинтересованных взрослых, готовых к здоровым изменениям. Под «школьным» возрастом, предполагается возраст выхода в социум. В России это возраст поступления в школу, то есть 6-8 лет. До этого возрастного периода психологическая работа только с одним ребенком, особенно в случае ночного энуреза, может быть крайне не эффективной.
Если у ребенка отсутствуют физические или психические изменения в здоровье, а с ним внезапно стали происходить неприятности по ночам, то основным фактом является ощущение им психологического дискомфорта, порождаемого
недовольством родителями, потребности человека в любви, эмоциональной близости, полном принятии его личности и неверно выбранной тактики воспитания (8).
Психологическое обследование детей, страдающих энурезом, демонстрирует, категорийность маленьких пациентов, нуждающихся в психологической помощи:
• Дети, испытывающие дефицит внимания, отсутствие эмоциональной близости с родителями, особенно с матерью, так сказать недоласканные дети (у девочек, начиная с 4-х летнего возраста, причина может быть в дисгармоничных взаимоотношениях с отцом). Пациенты, относящиеся к данной группе, бессознательно используют недержание как метод контролирования родителей, и демонстрацию им, недостаток дневной заботы. Если ребенок молчаливый, стеснительный и робкий, то дальше энуреза дело обычно не идет. Но если ребенок агрессивный, то он заявляет о неудовлетворении своих нужд в более безапелляционной форме, например ночном недержании кала.
• Дети, болезненно переживающие конфликт между родителями, или их развод, недостаток тепла и уюта родительского дома. Пациенты данной категории своей патологией стараются примирить родителей, сплотить их хотя бы у своей постели. Отсутствие родительской реакции на сигналы, исходящие из бессознательных структур психики ребенка, может привести к более серьезному заболеванию. Встречается и несоответствие особенностей темперамента мамы не с особенностями ребенка, и ее принципы воспитания не совпадают с его сущностью, то вместо того, чтобы помогать, ребенку найти себя, она будет "вкладывать" в него свои представления об окружающем мире и реализовываться за его счет.
• Дети, испытывающие сильный прессинг родителей, предъявляющих к ним чрезмерно завышенные требования. Ночное недержание мочи у детей, относящихся к этой группе, чаще является бессознательным избавлением от докучливого давления родителей.
Утоление жизненно важных потребностей ребенка, согласованность отношений между близкими родственниками, расположение к ребенку и признание его права быть самим собой вот лучшее лекарство от ночных неприятностей.
Проблема энуреза в современных исследованиях
Поиск причин, способствующих развитию энуреза у детей и подростков, интересует как отечественных, так и зарубежных исследователей. Так коллектив авторов в составе В.А. Филина, Н.И. Кузнецовой, И.Г. Михеевой , В.В. Николаевой , А.Б. Моисеева , О.Б. Кольбе, С.А. Бадяевой, К.Б. Паршиной из МГУ имени Ломоносова провел исследование качества детско-родительских отношений в семьях девочек, страдающих энурезом. При исследовании определено воздействие стилей воспитания на клиническое течение энуреза и установление психологических особенностей. Распространенность патологии, которая воздействует на формирование характера ребенка, отношения в семье и понижает качество жизни всей семьи. Энурез не останавливает психическое развитие ребенка, но, как правило, искажает, отягощает и тормозит его ход. Установлено наличие «психосоматической» семьи, как структурной единицы, в которой происходит развитие и становление личности ребенка, страдающего психосоматической патологией, и где болезнь выполняет определенную миссию по сохранению семейного равновесия. Симптом, вторгаясь в систему «мать — ребенок», становится относительно необходимым для решения жизненных ситуаций и семейных драм. Исследования приобщены к изучению психологических особенностей детей с энурезом и микросоциального климата в их семьях.
Исследование особенностей детско-родительских отношений и характеристик поведения испытуемых проведено с помощью теста Рене Жиля, а определение стилей родительского воспитания — по методике А.Я. Варги и В.В. Столина (3).
При проведении исследователями анализа анамнеза жизни детей с энурезом, акушерская патология была выявлена у их матерей. Отягощение акушерского анамнеза, патология перинатального периода и периода раннего детства в подгруппе детей с энурезом встречались значительно чаще, чем у детей из контрольной группы, независимо от возраста.
В результате исследования было доказано, что семья играет огромную роль не только на становление психологических особенностей пациента, но и является фактором риска для развития психосоматического расстройства, и способствует хронизации возникшей патологи. С первыми проявлениями соматического заболевания у ребенка, начинается осмысление, принятие и оценка семейным окружением, в результате психологической обработки взрослыми устанавливается определенное отношение к патологии, которое передается ребенку. В итоге симптоматика наделяется смыслом и становится значимой для всей семьи. При обработке результатов опросника родительского отношения высокий тестовый балл по шкалам «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация и «маленький неудачник» интерпретируется соответственно как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация). Наиболее дисгармоничными для психического развития ребенка становятся такие стили родительского воспитания, как гиперопека и отвержение ребенка в различных своих проявлениях. К гармоничным стилям родительского воспитания относятся принятие и кооперация. Выявленно, что в семьях детей, страдающих энурезом, стиль родительского отношения не зависит от возраста детей. Достаточно часто диагностировались следующие стили родительского отношения: симбиотический, авторитарный и инфантилизирующий. Следовательно, матери девочек с энурезом стремятся к излишней опеке (гиперопеке) и сохранению близкой межличностной дистанции в общении с детьми, чрезмерно контролируют их поведение, а также подавляют самостоятельность и индивидуальность своих чад. При этом, пациенты с энурезом в качестве самого близкого родственника называли мать, или сиблинга (тест Рене Жиля),тем самым доказывая теорию об эмоциональной зависимости внутри материнско-детской диады.
Пациенты 7-9 лет страдающие энурезом, более зависимы от матери, чем их сверстники из контрольной группы. В подгруппе детей с недержанием мочи выявлена положительная корреляционная связь между симбиотическим стилем воспитания и отношением к родителям как к семейной паре. Также, в группе пациентов с энурезом были выявлены возрастные различия в материнской привязанности. У детей 10-12 лет потребность в эмоциональной близости с матерью значительно ослабевает в связи с присущим данной возрастной категории детей стремлением к независимости, но при этом усиливается значимость отношений с сиблингами. Дети преимущественно общаются с родными братьями или сестрами, а не с ровесниками, что не характерно для обычных подростков. Были установлены межгрупповые различия по шкале «маленький неудачник».
Матери пациентов с недержанием мочи доподлинно чаще реализуют инфантилизирующий стиль воспитания по сравнению с матерями их ровесников из контрольной группы. Кроме этого, по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» выявлены возрастные различия в подгруппах детей с энурезом и без него.
Таким образом, для матерей наиболее характерным, является симбиотический стиль воспитания. Возможно, это связано с хронизацией психосоматической симптоматики. В данной ситуации матери испытывают тревогу за здоровье ребенка и как следствие стараются излишне заботится, и опекать свое чадо. Матери пациентов, страдающих недержанием мочи, значительно чаще реализуют инфантилизирующий стиль воспитания в отличие от матерей их ровесников из группы сравнения. По всей вероятности, это связано со специфической особенностью данной патологии, но нельзя исключать тот факт, что энурез является «условно желательным», и его течение благоприятствует установившимся детско-родительским взаимоотношениям. Выявлено, что у детей наличествовало значительное число случаев недержания мочи как при инфантилизирующем, так и при симбиотическом стиле родительского воспитания. Связь между стилями родительского отношения и психологических особенностей детей (тест Рене Жиля) исследователями определялась с помощью анализа коэффициентов ранговой корреляции Спирмена между характеристиками детей и родителей. У пациентов 10-12 лет с энурезом, оценка матери по шкале «принятие — отвержение» прямо связана со стремлением к одиночеству, отгороженностью ребенка. Следовательно, при преимуществе отвергающей составляющей в материнском отношении к ребенку степень социальной адекватности пациента снижается. Группой исследователей установлено, что отношение к сиблингам детей подросткового возраста с недержанием мочи тоже зависит от выраженности отвергающего компонента в материнском отношении. То есть взаимодействие с родными братьями (сестрами) складывается благоприятно. В группе детей с энурезом выявлена положительная корреляционная связь между инфантилизирующим стилем родительского воспитания и стремлением ребенка к одиночеству.
В результате исследования были получены данные позволяющие сделать вывод о том, что существенное влияние на формирование психологических особенностей детей с энурезом и течение данной патологии, оказывает стиль родительского отношения. Чем младше ребенок, тем более значительно это влияние. Исследователями выявлена взаимосвязь реализуемого стиля родительского воспитания и течения энуреза у детей. Для больного ребенка очень важен психологический климат в семье. Это способствует дополнительной эмоциональной нагрузке, и провоцирует стрессовые ситуации в семье. Следственно важным является то, чтобы психологическая помощь оказывалась не только ребенку, но и всей семье, в первую очередь — матери, так как качество жизни больного ребенка зависит от адаптации родителей к ситуации болезни.
Важные аспекты помощи при энурезе
При проявлении признаков энуреза у детей неэффективным является рассмотрение одного ребенка как пациента, в данном случае к работе необходимо подключать хотя бы одного взрослого, чаще того, кого больше беспокоит данная патология. Под семьей обычно понимают тех, кто постоянно проживает с ребенком или близко с ним общается, имея влияние на семейную систему (например, отдельно живущая властная бабушка или деспотичный отец матери). Поэтому для положительного результата необходимо сотрудничество с родственниками ребенка. Когда специалист и родители совместно борются за здоровье ребенка, и за гармонию в семье, это увеличивает ресурсы и влияет на результат работы (7).
Стоит отметить, что работа с одним подростком может быть эффективной, и без привлечения его семьи. Хотя сплоченность родных по-прежнему имеет значение, но подросток уже сам способен достаточно точно выражать свои мысли, понимать специалиста и заключать с ним единый союз для достижения желаемого результата. И все же в работе следует ориентироваться на индивидуальность ребенка и особенности его развития, а не на год его рождения.
При энурезе, помимо лекарственной терапии не следует пренебрегать и психотерапией. В борьбе с недержанием мочи применяются самые различные её методики. Благотворно влияет на психику ребенка рисование. Многие дети любят ваять картины кончиками пальцев или всей ладонью, это раскрепощает мышление пациента и расслабляет его тело, при этом дети наиболее полно отражают свое эмоциональное состояние.
Аутогенная тренировка, направлена на снятие мышечного и нервного напряжения ребенка, и на создание атмосферы спокойствия и расслабленности, позволяет настроить ребенка на снятие проблемы энуреза.
Заключение
В целом можно отметить, что эффективность психотерапевтического подхода при работе с больными энурезом достаточно высока, если исключены медицинские причины. И даже в последнем случае бесценность психологической поддержки семьи нельзя недооценивать.
Большинство считают, что лучше не заострять внимание ребенка на его проблеме, чтобы не травмировать психику. Это не верная позиция. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, но объяснить, что его проблему родители готовы решать с ним вместе, обязательно нужно. Он должен знать, что родители не осуждают его. Ведь если ребенок не понимает, почему он утром просыпается мокрый, появляется сначала страх, потом стыд, а там уже недалеко до серьезной психологической патологии.
Родителям необходимо помнить, что навык самостоятельно контролировать мочеиспускание формируется у детей в разном возраст.
Литература
1. Арина Г.А. Психосоматический онтогенез: закономерности становления и аномалий. 1-я Всерос. научн. конф. по психологии «Психология
сегодня». Ежегодник Рос. психол. общества. М., 1996; 2 (4): 32-35.
2. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Рук-во для врачей и логопедов. М.: Рос. об-во медиков-
литераторов, 1995: 51-60.
3. Варга А.Я. Структура и тип родительского отношения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.,1987.
4. Джавад-Заде М.Д., Державин В.М., Вишневский Е.Л. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. Под ред. М.Д. Джавад-Заде, В.М. Державина.
М.: Медицина. 1989.
5. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей. СПб.: Питер. 2000.
6. Квашнер К., Маттеят Ф. Энурез и энкопрез. В кн.: Психотерапия у детей и подростков. Под ред. Х.Ремшмидта. Пер. с англ. М.: Мир, 2000: 408428.
7. Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1995. — 560 с.
8. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 1992.
9. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. Пер. с англ., нем. М.: Смысл, 1993.