Научная статья на тему 'Психологические показатели умственной и физической работоспособности'

Психологические показатели умственной и физической работоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Заркешев Э. Г., Бабейко Р. В., Купеева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические показатели умственной и физической работоспособности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Э.Г. Заркешев, Р.В. Бабейко, Г.В. Купеева Санкт-Петербургский медицинский университет им, И.П. Павлова **Северо-Казахстанский Государственный университет им. М. Козыбаева

Структура педагогического процесса в школах с нетрадиционными формами обучения во многом отличается от общепринятой, что позволяет образовательным учреждениям самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, внедрять новые методы и технологии обучения. При отсутствии должного физио-лого-гигиенического анализа подобные эксперименты могут привести к перегрузке и частым срывам умственной и физической работоспособности. Учебный процесс должен рассматриваться как повреждающий фактор по отношению к организму ребенка, который создает предпосылки для развития различных заболеваний.

Дифференцированный подход к образовательному процессу позволяет изменить ситуацию в состоянии здоровья школьников, если он построен с учетом биологических особенностей формирования организма. Разноплановые исследования физиологических и психофизиологических параметров дают возможность лимитировать успешность адаптации школьников к инновационным условиям учебного процесса.

В нашем исследовании приняли участие 61 девятиклассник (20 юношей и 41 девушка) и 60 одиннадцатикласников (23 юноши и 37 девушек) в возрасте 16-17 лет, обучающиеся в педагогическом лицее, входящем в состав Северо-Ка-захстанского государственного университета и в общеобразовательной школе №2.

Загруженность учебными занятиями в лицее составляла 8-10 часов в день при пятидневном обучении. Занятия проходили парами по 80 минут в первую смену. На выполнение домашнего задания уходило 4-5 часов. 87% предметов составляли трудные и очень трудные. Физической культуры не было.

Занятия в общеобразовательной школе продолжались максимум 7 часов, 5 дней в неделю в первую смену. Уроки проходили традиционно по 45 минут. На выполнение домашнего задания уходило 2-3 часа. На трудные и очень трудные предметы приходилось не более 71%. В

расписании присутствовала физическая культура.

Отбирались морфологические и функциональные показатели, наиболее полно отражающие возрастные закономерности развития организма. Исследования проводились дважды -зимой и весной 2001 года, до и после учебных занятий, с понедельника по пятницу ежедневно.

Оценка физического развития проводилась методом «сигмальныхотклонений» с использованием регрессионного анализа, морфофункци-ональное состояние оценивали по трехбалльной системе, степень развития половых признаков определяли с учетом рекомендаций СВ. Соловьевой (2000). Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) определяли с помощью сухого спирометра; рассчитывали должную ЖЕЛ, жизненный индекс (ЖИ). Систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление измеряли по методу Короткова с помощью электронного измерителя артериального давления со звуковым сигналом, рассчитывали пульсовое давление (ПД), определяли должные величины АДС, АДД, АДср. Ударный объем (УО) и частоту сердечных сокращений (ЧСС) измеряли с помощью реогра-фа Р4-02. В рамках центральной гемодинамики определялся ударный объем и минутный объем кровотока (МОК). Расчетным методом определяли систолический объем (СО) и должный минутный объем крови. Состояние регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы исследовалось по типу саморегуляции кровообращения (ТСК). Для изучения физической работоспособности рассчитывали PWC170 по формуле В.Л. Карпмана (1974). Наряду с нативными измерениями нами был определен ряд расчетных индексов: периферическое сопротивление сосудов (ПСС), удельное периферическое сопротивление сосудов (УПСС), сердечный индекс (СИ), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс кровообращения (ИК), «двойное произведение».

Весь цифровой материал анализировался с помощью вариационной статистики. Был проведен двухфакторный корреляционный анализ,

где каждый показатель был в роли аргумента. Корреляционная связь определялась между зависимой переменной и ее аргументом. Оценка коэффициента корреляции проводилась следующим образом: 1-0,85 - тесная, 0,84-0,7 -сильная, 0,69-0,55 - средняя, от 0,54 - слабая.

Недельная учебная нагрузка для 9-х классов общеобразовательной средней школы составляла 35 часов, для 11-х - 32 часа.

В лицее для 9-го класса гуманитариев недельная нагрузка составляла 36 часов, для естественников - 38 часов. Для 11 класса эти циф-

Процентное соотносив!

ры составили соответственно 38 и 38. Процентное соотношение сложности предметов представлено в таблице 1.

По физическому развитию и степени полового созревания учащиеся лицея имели более высокие показатели. У большинства учащихся наблюдался мезоморфный тип телосложения. У юношей 9Е и НЕ классов наблюдалась умеренная брахиморфия. Избыток массы тела имели 17,3% и18,9% юношей и девушек 17-летнего возраста. Степень полового созревания представлена в таблице 2.

Таблица 1

? сложности предметов

Сложность предметов Лицей Средняя школа

9Е 9Г Тш ИГ 9А ПА

Недельная учебная нагрузка 36 36 38 38 35 32

Очень трудные 57,9% 44,4% 60,5% 51,3% 45,7% 53,1%

Трудные 28,9% 22,2% 21,1% 23,7% 25,7% 15,6%

Средней трудности 13,2% 33,3% 18,4% 25,0% 17,1% 25%

Легкие 0% 0% 0% 0% 11,4% 6,3%

Таблица 2

Степень полового созревания

Степень полового созревания, балл

16 лет 17 лет

Юноши Девушки Юноши Девушки

10,45±0,26; о=1,68 10,34±0,26; о=1д68 12,39±0,43; с=2,08 10,92±0,26; о=1,57

Показатели ЖЕЛ боле высокие у 17-летних учащихся. Причем у юношей естественного направления этот показатель был выше, чем у юношей гуманитарного, в то время как у девушек наблюдалась обратная картина.

Наибольшая величина ЖИ 65,35±2,45 мл/кг - наблюдалась у юношей 11А класса, наименьшая - 45,19±1,95 - у девушек 9Е класса. Этот показатель был выше у учащихся общеобразовательной школы.

ЧСС в покое колебалась от 69±5,88 уд/мин у юношей 9А класса до 79,88±2,65 уд/мин у де-

вушек 9Г класса среди 16-летних и от 70,44±2,4 уд/мин у юношей ПА класса до 78,8±2,68 уд/мин у девушек НЕ класса. У девушек этот показатель во всех группах выше, чем у юношей.

АДС у 16-летних было достоверно ниже, чем у 17-летних, у девушек ниже, чем у юношей, у гуманитариев ниже, чем у естественников и учащихся школы. У юношей 9Е класса АДС было выше нормы у 37,5% учащихся.

Уровень АДД у 16-летних юношей и девушек-лицеистов был выше, чем у школьников, у 17-летних картина была обратной.

64

ВЕСТНИК КГУ, №1, 2004

Среднее артериальное давление во всех группах было выше нормы.

Уровень ПД у юношей 16-ти и 17-ти летнего возраста был достоверно выше, чем у девушек соответствующего возраста.

Показатель МОК у юношей лицеистов естественного направления был выше, чем у девушек. Среди гуманитариев и учащихся школ МОК был выше у девушек.

Анализ показателя PWC170 во всех группах выше у юношей. Также отмечено преобладание этого показателя у 17-летних по сравнению с 16-летними. Среди юношей PWC170 выше у лицеистов, а среди девушек - у школьниц.

Расчет показателя МПК показал достоверно более высокое значение у юношей. Физическая работоспособность во всех группах была выше у юношей. У 16-летних юношей этот показатель выше, чем у 17-летних, у девушек же наоборот. Работоспособность юношей-лицеистов выше, чем школьников, а среди девушек работоспособность выше у школьниц.

Наиболее высокий балл умственной работоспособности наблюдался у лицеистов-гуманитариев - 529,37±9,51 у 9-классников и 582,78±9,82 у 11-классников. Недельная учебная нагрузка составляла у них 128 и 142 балла

соответственно. У естественников 9-го и 11-го класса учебная нагрузка составляла по 153 балла, а работоспособность у них была соответственно 490,86±8,88 и 555,46±9,69.

В средней школе недельная нагрузка составляла 123 балла у 9-класников и 118 у 11-класников. Однако работоспособность у них, так же как и у гуманитариев, была ниже, чем у естественников.

После занятий работоспособность снижается на 1,8% у 9-классников и на 0,97% у 11-классников. В 9Т классе в понедельник и в пятницу умственная работоспособность к концу дня увеличивалась. В течение недели этот показатель постепенно повышался.

Таким образом, нами установлено, что на морфологические и функциональные показатели школьников юношеского возраста условия обучения в общеобразовательной школе существенного влияния не оказывают. В инновационном учебном заведении интенсивная учебная нагрузка и значительные нарушения в режиме дня ведут к напряжению сердечно-сосудистой системы, нарастанию утомления и снижению умственной работоспособности в конце учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.