Научная статья на тему 'Психологические показатели адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе'

Психологические показатели адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL OPPORTUNITIES / УЧЕБНЫЙ РЕЖИМ / TRAINING MODE / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PERFORMANCE / УТОМЛЕНИЕ / FATIGUE / СТРЕСС / STRESS / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / MALADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асильдерова М.М., Агарагимова В.К., Гасангусейнова П.А., Гасанова Б.М.

В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе с позиции адаптации. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность свойств высшей нервной деятельности, особенностей темперамента и требований, как систему психологических средств уравновешивания типологической индивидуальности с условиями, обеспечивающими достижение цели. Психологическая неподготовленность к вузовским формам обучения может способствовать постепенному накоплению умственного, психического напряжения, что неизбежно ведёт к переутомлению, отрицательно сказывающимся на общем самочувствии студента. Комплекс методов, рассматриваемый авторами, обеспечивает раскрытие внутренних связей между различными позициями и возможностями их использования для решения проблемы адаптации студентов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асильдерова М.М., Агарагимова В.К., Гасангусейнова П.А., Гасанова Б.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO TRAINING CONDITIONS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article highlights some features of psychological and pedagogical training of specialists in a pedagogical university to the position of adaptation. The researchers observe the process of adaptation and interpret it as a set of properties of the higher nervous activity, as particular features of temperament and requirements, as a system of psychological tools trim typological personality with the conditions for achieving the goal. Psychological unpreparedness for higher forms of education can contribute to the gradual accumulation of mental, psychical tension, which inevitably leads to fatigue, negative impact on general health of the student, draws his attention, memory, thinking and will. A range of methods, considered by the authors, ensure the disclosure of internal relationships between various positions and possibilities of their use for the solution of the problem of adaptation of first-year students.

Текст научной работы на тему «Психологические показатели адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе»

7. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. Москва, 1993.

8. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1995.

9. Аникин В.П. К мудрости ступеньки: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке. Москва, 1982.

References

1. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. Formirovanie 'etnopedagogicheskoj kul'tury buduschih uchitelej nachal'nyh klassov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 157 - 160.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva: Prosveschenie, 2011.

3. Soldatenkov A.D. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'noj shkole - osnova dialoga kul'tur i stabilizacii obschestva. Psihologo-pedagogicheskijsbornik. Moskva, 2000; Vyp. I.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov srednih i vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Academia, 2000.

5. Yarychev N.U., Sarakaeva A.H. Teoretiko-metodologicheskie osnovy tradicionnoj sistemy vospitaniya u narodov Severnogo Kavkaza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 3: 318 - 321.

6. Bajmurzina V.I. 'Etnopedagogika bashkirskogo naroda: istoriya isovremennost'. Ufa, 1998.

7. Azarov Yu.P. Pedagogika lyubvi isvobody. Moskva, 1993.

8. Ahiyarov K.Sh. Bashkirskaya narodnaya pedagogika i vospitanie podrastayuschego pokoleniya. Ufa, 1995.

9. Anikin V.P. K mudrostistupen'ki: O russkih pesnyah, skazkah, poslovicah, zagadkah na rodnom yazyke. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию 09.05.16

УДК 378

Asildarova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Deputy Dean for Science of Faculty of Special Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru Gasanguseinova P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Gasanova B.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO TRAINING CONDITIONS IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article highlights some features of psychological and pedagogical training of specialists in a pedagogical university to the position of adaptation. The researchers observe the process of adaptation and interpret it as a set of properties of the higher nervous activity, as particular features of temperament and requirements, as a system of psychological tools trim typological personality with the conditions for achieving the goal. Psychological unpreparedness for higher forms of education can contribute to the gradual accumulation of mental, psychical tension, which inevitably leads to fatigue, negative impact on general health of the student, draws his attention, memory, thinking and will. A range of methods, considered by the authors, ensure the disclosure of internal relationships between various positions and possibilities of their use for the solution of the problem of adaptation of first-year students.

Key words: psychophysiological opportunities, training mode, performance, fatigue, stress, maladjustment.

М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц., декан факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, заместитель декана по науке факультета специального коррекционного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

П.А. Гасангусейнова, канд. пед. наук, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru Б.М. Гасанова, канд. психол. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе с позиции адаптации. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность свойств высшей нервной деятельности, особенностей темперамента и требований, как систему психологических средств уравновешивания типологической индивидуальности с условиями, обеспечивающими достижение цели. Психологическая неподготовленность к вузовским формам обучения может способствовать постепенному накоплению умственного, психического напряжения, что неизбежно ведёт к переутомлению, отрицательно сказывающимся на общем самочувствии студента. Комплекс методов, рассматриваемый авторами, обеспечивает раскрытие внутренних связей между различными позициями и возможностями их использования для решения проблемы адаптации студентов-первокурсников.

Ключевые слова: психофизиологические возможности, учебный режим, работоспособность, утомление, стресс, дезадаптация.

В современных исследованиях особо подчёркивается необходимость развития научных исследований в вузах, определяются пути совершенствования работы в высшей школе, указывается на необходимость повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Решение этой задачи во многом зависит от успешного приобщения выпускников школ к новым формам работы в непривычных для них условиях вуза, от оптимизации учебного процесса, рационализации умственного труда, начиная с первых дней обучения.

Трудности перехода от школьных форм обучения к вузовским связаны как со спецификой учебного процесса в высшей школе, так и с индивидуальными психофизическими возможностями молодого человека. Большое значение в изучении этого процесса имеет психология, знание психологической структуры познавательной деятельности и законов усвоения информации в студенческом возрасте дают возможность научно организовать процесс обучения в вузе [1; 2].

В свою очередь, оптимизация обучения возможна лишь в случае учёта его психофизиологических закономерностей, так как способность студента к восприятию и усвоению учебной информации в определённый момент зависит от состояния познавательных психических процессов, обусловленных уровнем функциональных возможностей коры головного мозга в этот момент. Отклонения от учебного режима, перегрузка учебным материалом студента в условиях дефицита времени и другие нежелательные моменты, которые имеются в педагогической практике, вызывают перенапряжение нервной системы, проявляющееся в отрицательных психических реакциях различного характера, и, в частности, в изменениях психологических показателей умственной работоспособности и появлении признаков психического утомления и переутомления.

Понятно, как важен психофизиологический анализ учебного процесса, позволяющий установить факторы, определяющие величины тяжести умственного труда, которая зависит от затрат психической энергии, т. е. напряжения памяти, внимания, мышления, а также сложности учебного задания. Аудиторная и самостоятельная учебная работа студентов должна планироваться так, чтобы они работали с достаточным умственным напряжением, но допускаемым психофизиологическими нормами и не вызывающим явлений переутомления. Можно указать на ряд обстоятельных работ, где данная тема рассматривалась в исследованиях тридцатых годов. Так, например, В.М. Белоус, проводя экспериментально-психологические исследования динамики умственной работоспособности и утомления студентов, ищет метод, при помощи которого можно было бы в любой момент регистрировать психическую утомлённость человека в каждый отдельно взятый момент его деятельности; при этом указывается, что каждый педагог должен опасаться доводить своих учеников до переутомления. В своих работах учёный ставил задачу систематического изучения каждым вузом психофизиологического состояния своих студентов и отмечал, что общий профиль первого курса по обобщённым данным психофизиологических, нервных и физических особенностей ниже средних нормальных цифр, характерных для молодых людей этого возраста [3].

А.А. Крогиус считал, что одной из существенных проблем для педагога является его умение распознавать утомляемость своих учащихся. Изучая различные стороны учебной деятельности студентов, он отметил, что при исследовании явлений утомления как результата напряденной умственной работы, желательно пользоваться несколькими психологическими методами, сопоставляя их друг с другом [4].

В работах К.Х. Кекчеева широко представлено изучение бюджета времени студентов для изыскания возможностей повышения их умственной работоспособности и рационализации учебного процесса [5].

В последние годы повышение требований, предъявляемых к высшей школе по улучшению качества подготовки специалистов, вновь активизировало научные исследования по различным проблемам студенческой молодежи, в том числе и психологическим. Из ряда проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения, который обозначается как проблема первокурсника. Обращается внимание на аспект психологического приспособления к специфике обучения в вузе. Необходима определённая психологическая подготовка к переходу от школьных методов обучения к вузовским, так как сам переход является не просто сменой одного вида деятельности другим, а качественно новым процессом, связанным с формированием нового, динамического стереотипа, что даёт большую нагрузку на нервную систему, изменяет характер психических процессов молодого человека.

Психологическая неподготовленность к вузовским формам обучения может способствовать постепенному накоплению умственного, психического напряжения, что неизбежно ведет к переутомлению, отрицательно сказывающимся на общем самочувствии студента, ослабляя его внимание, память, мышление, волю, без оптимального состояния которых невозможна успешная учебная деятельность. Мы предполагаем, что переутомление мешает формированию приспособительных механизмов, затягивает процесс психологической адаптации. Переутомление, вызывающее дезаптационное состояние, отрицательно влияет не только на результаты учебы, но и, снижая защитно-приспособительные возможности организма, является угрозой для соматического и психического здоровья студентов [6].

Мы провели исследование со студентами первого курса Дагестанского государственного педагогического университета в четыре этапа. Первый этап приходился на начало первого семестра (сентябрь-октябрь), а второй - на конец первого семестра (декабрь); третий этап приходился на середину второго семестра (апрель), а четвертый этап - на конец второго семестра (июнь). Показатели снимались в определённый день недели, до и после обычной учебной работы обычной учебной работы с примерно одинаковой умственной нагрузкой. Для решения поставленных задач нами выделен специальный комплекс методов изучения некоторых показателей основных психических состояний и процессов (внимания и кратковременной памяти), которые, участвуя в учебно-познавательной деятельности, могут характеризовать особенности адаптации, просматриваемой через призму динамических изменений умственной работоспособности студента.

Как отмечалось, одним из психических состояний как показателя психологической адаптации является внимание. Одним из основных свойств внимания является его устойчивость, как важнейшая сторона психической деятельности, необходимая предпосылка для успешного приобретения знаний высокого качества и продуктивности учебной работы. Состояние оптимальной умственной работоспособности невозможно без устойчивого внимания. Суть методики в том, что аудитории предъявлялась информация в виде двадцати пяти изображенных чёрной тушью на белом фоне геометрических фигур. Испытуемым предлагалось запомнить, а затем как можно точнее воспроизвести контуры фигур и их точное расположение в клетках специальной шахматки. Фигуры и их месторасположение при каждом новом исследовании меняются. Длительность три минуты: первая минута отводится на предъявление информации, вторая - на активное её сохранение и третья минута - на воспроизведение геометрических фигур. При воспроизведении фигур строго соблюдается принцип индивидуальности в работе.

Для изучения общего самочувствия используется анкета наблюдения студентов за своим самочувствием в процессе учебной деятельности. В ней выделены тринадцать основных психофизиологических признаков, составляющих комплекс самочувствия студента-первокурсника. Каждый из этих признаков имеет пять степеней выраженности, описание которых расположено в порядке нарастания отрицательных качеств. Оценка симптома проводится по пятибалльной системе в зависимости от его выраженности, а общее самочувствие - по общей сумме полученных баллов.

Следует отметить, что между изучаемыми психологическими показателями, характеризующими напряжённость умственной деятельности, общим самочувствием, количеством затраченного времени и качеством учебной деятельности отмечаются различные коррелятивные связи. Тем не менее, несмотря на всю важность изучения основного направления изменений психологических показателей в процессе адаптации, следует отметить, что эти общие тенденции не могут отразить всю глубину и разнообразие психологических реакций организма на непривычные условия вузовской среды. По направленности изменений изучаемых показателей при формировании приспособительных механизмов нами выделены четыре типа адаптации: первый тип - активации, второй тип - компенсации, третий тип - угнетения. Для первого типа характерна активация основных свойств изучаемых психических процессов и общего самочувствия от этапа к этапу по сравнению с исходными данными. У студентов, относящихся ко второму типу, происходят изменения компенсаторного характера: повышение одних показателей происходит на фоне снижения других. Реакции компенсаторного характера выражают общую направленность организма к такому типу саморегулирования системы, при котором изменение внешних условий вызывает изменение внешних условий вызывает действие системы, направленное на поддержание какого-то её параметра на одном уровне, с небольшими отклонениями. Для третьего типа адаптации характерно снижение всех психологических показателей умственной работоспособности от этапа к этапу. Характерные для третьего типа снижение и разброс всех психологических показателей умственной работоспособности от этапа к этапу является результатом накапливаемого утомления у плохо адаптирующихся студентов.

Изучая общие и индивидуальные тенденции изменений психологических показателей в процессе адаптации, мы пришли к выводу, что формирование приспособительных механизмов у первокурсников происходит не одновременно и дискретно, минуя несколько фаз в своем развитии. Для начальной фазы ха-

рактерна активация психических процессов, когда даже после значительной учебной нагрузки показатели обычно повышаются. Эту фазу следует рассматривать как ответную психологическую реакцию организма на новые условия вуза. Начальная фаза у различных индивидуумов длится разные сроки, но в основном заканчивается к середине первого семестра (первый этап - начало второго этапа).

В следующий период адаптации (второй, третий и отчасти четвёртый этапы) происходит формирование нового динамического стереотипа и психологических процессов на новом качественном уровне. Однако приспособительные механизмы в этот период недостаточно устойчивы и различные затрудненные условия (большая учебная загрузка, эмоциональное напряжение и т. д.) вызывают значительные колебания пси-

Библиографический список

хических процессов даже у студентов с лучшим типом адаптации. Это вторая фаза - фаза перестройки приспособительных механизмов - завершается примерно в середине второго семестра.

Третью фазу можно рассматривать как наступление периода устойчивой адаптации, когда формирование приспособительных механизмов и нового динамического стереотипа в основном завершено. У большинства студентов этот процесс завершается к концу года.

Таким образом, изучение некоторых общих и индивидуальных особенностей приспособительного процесса в конкретной обстановке учебной деятельности первокурсника позволит научно обосновать комплекс эффективных мероприятий, направленных на управление процессом адаптации.

1. Aгарагимова ВХ. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 3: i0i - i06.

2. Aгарагимова ВХ. K проблеме антропокультурной компетентности социального работника. Мир науки, культуры, образования. 20i5; 5 (54): 5 - 6.

3. Белоус В.М. Психофизиологическое исследование студентов i курса. Известия Крымского пединститута. Симферополь, i930; Т 3.

4. ^огиус A.A. Методы исследования умственного утомления. Учёные записки Саратовского гос. университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, i930; Т. 8; Вып. i.

5. ^кчеев K.X. Бюджет времени студентов. Научный работник. i926; i0.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, i998.

References

1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 3: i0i - i06.

2. Agaragimova V.K. K probleme antropokul'turnoj kompetentnosti social'nogo rabotnika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 20i5; 5 (54): 5 - 6.

3. Belous V.M. Psihofiziologicheskoe issledovanie studentov i kursa. Izvestiya Krymskogo pedinstituta. Simferopol', i930; T 3.

4. Krogius A.A. Metody issledovaniya umstvennogo utomleniya. Uchenye zapiski Saratovskogo gos. universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. Saratov, i930; T. 8; Vyp. i.

5. Kekcheev K.H. Byudzhet vremeni studentov. Nauchnyj rabotnik. i926; i0.

6. Berezin F.B. Psihicheskaya ipsihofiziologicheskaya adaptaciya cheloveka. Leningrad, i998.

Статья поступила в редакцию 11.05.16

УДК 376.2

Artyomenkova L.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: n1705@yandex.ru

REHABILITATION MEASURES IN THE SYSTEM OF WORK WITH YOUNG CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY. In the

article a topical problem of complex rehabilitation of young children is studied. The rehabilitation combines medical, psychological, pedagogical activities of specialists and allows obtaining the most positive effect on the process of rehabilitation, contributing to the elimination of the existing pathological phenotype. The authors present a phased system of working with young children with a diagnosis of cerebral palsy, through the study of history of treatment of the child, the development of individual rehabilitation route lines, carrying out diagnostic and rehabilitative training with specialists, reveal the psychological features of teaching and education for parents. The article concludes that the favorable combination of compensatory possibilities of an organism at an early age with a well-chosen program of early rehabilitation assistance and effective forms of organization can greatly and sometimes fully neutralize the primary defect in the course of mental development of the child, and are a powerful factor of prevention of disabilities.

Key words: infants, cerebral palsy, individual route line, advisory work with parents, early diagnosis and its development.

Л.Ф. Артеменкова, канд. пед. наук, доц. каф. специальной педагогики и предметных методик», ФГБОУ ВО

«Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: n1705@yandex.ru

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ДЦП

В статье рассмотрена актуальная проблема проведения комплексной реабилитации с детьми раннего возраста, которая объединяет медицинское, психологическое, педагогическое направления деятельности специалистов и даёт возможность получения максимально положительного эффекта от проведённой реабилитации, способствующей устранению имеющегося патологического фенотипа. Автор представляет поэтапную систему работы с детьми раннего возраста с диагнозом детский церебральный паралич, через изучение анамнеза ребёнка, разработку индивидуальных реабилитационных маршрутных линий, проведение диагностических и коррекционных занятий со специалистами, раскрывают особенности психологического просвещения и образования родителей. В статье делается вывод о том, что благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней реабилитационной помощи и эффективными видами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход нервно-психического развития ребёнка, являются мощным фактором профилактики и предупреждения инвалидности.

Ключевые слова: дети раннего возраста, детский церебральный паралич, индивидуальная маршрутная линия, консультативная работа с родителями, ранняя диагностика и коррекция развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.