Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НЕВРИТОМ ЛИЦЕВОГО НЕРВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НЕВРИТОМ ЛИЦЕВОГО НЕРВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / положительная мотивация / неврит лицевого нерва / реабилитационные воздействия в форме игры / дети / psychology / positive motivation / neuritis of the facial nerve / rehabilitation effects in the form of games / children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Широглазова Анна Сергеевна, Шарова Людмила Васильевна, Кравцов Юрий Иванович

Статья позволяет: а) показать психологические подходы в восстановлении детей с невритом лицевого нерва; б) разработать комплекс игровых воздействий, направленных на повышение заинтересованности в выздоровлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Широглазова Анна Сергеевна, Шарова Людмила Васильевна, Кравцов Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO THE CORRECTION OF MOTIVATIONAL ACTIVITY OF CHILDREN WICH FACIAL NEURITIS

Аrticle allows a) Show psychological approaches to rehabilitation of children wich facial nerve palsy; b) develop a set of game effects aimed at increasing interest in recovery.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НЕВРИТОМ ЛИЦЕВОГО НЕРВА»

УДК 616.833-002:159.922.76-056.26 DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10219

Широглазова Анна Сергеевна

слушатель курса профессиональной переподготовки по современным технологиям в профессиональной деятельности, инструктор-методист по адаптивной и лечебной физической культуре, психолог, преподаватель психологии

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница им. П.И. Пичугина», Пермь, Россия 614007, г. Пермь, ул. 25 Октября, 42, (342) 212-57-30 e-mail: shiroglazic@mail.ru

Шарова Людмила Васильевна

доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, Сибирская 24, e-mail: sharovalv@bk.ru

Кравцов Юрий Иванович

доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера», Пермь, Россия, (912) 884-40-14

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НЕВРИТОМ

ЛИЦЕВОГО НЕРВА

Anna S. Shiroglazova

Course Listener Professional Retraining Modern Technologies in Professional Activities Instructor-Methodologist of the Adaptive and Medical Physical Culture,

Psyshologist, Teacher of Psychology

State Budgetary Institution of Health Care of the Perm Region «Children's Clinical

Hospital. P.I. Pichugina» 42, 25 October, 614007, Perm, Russia, e-mail: shiroglazic@mail.ru

Liudmila V. Sharova

Doctor of Biological Sciences, Professor, Professor of the Chair of Sports and

Adaptive Physical Education Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State

Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: sharovalv@bk.ru

© Широглазова А.С., Шарова Л.В., Кравцов Ю.И., 2019

Yuri I. Kravtsov

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Propaedeutics of

Childrenis Diseasesof

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education

«Perm State Medical University Named after Academician E.A. Wagner»

PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO THE CORRECTION OF MOTIVATIONAL ACTIVITY OF CHILDREN WICH FACIAL NEURITIS

Аннотация. Статья позволяет: а) показать психологические подходы в восстановлении детей с невритом лицевого нерва; б) разработать комплекс игровых воздействий, направленных на повышение заинтересованности в выздоровлении.

Ключевые слова: психология, положительная мотивация, неврит лицевого нерва, реабилитационные воздействия в форме игры, дети.

Abstract. Article allows a) Show psychological approaches to rehabilitation of children wich facial nerve palsy; b) develop a set of game effects aimed at increasing interest in recovery.

Key words: psychology, positive motivation, neuritis of the facial nerve, rehabilitation effects in the form of games, children.

К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа ясно требует наглядности» [3]. Это требование легко может быть удовлетворено творческим подходом в создании и проведении нестандартных и увлекательных упражнений в процессе восстановительного лечения неврита лицевого нерва у детей. Неврит лицевого нерва является распространенной патологией периферической нервной системы [2]. Трудности восстановительного лечения связаны с низкой мотивацией больных и их родителей.

В связи с актуальностью представленной проблемы целью исследования явилось усовершенствование психологических подходов для создания положительных мотиваций в процессе реабилитационных воздействий.

Задачи исследования:

- исследовать нейропсихологический статус пациента при невритах лицевого нерва;

- разработать комплекс игровых воздействий, направленных на повышение заинтересованности в выздоровлении.

Гипотеза исследования:

Создание положительной мотивации с помощью эмпирических методов -необходимая часть восстановительного лечения.

Говоря о том, что пациент должен отвечать за свои поступки и руководствоваться выбором, следует отметить важную роль при этом психолога и инструктора-методиста адаптивной физической культуры (АФК)

и лечебной физической культуры (ЛФК). Грамотно изложенная информация психологом, мотивирующая пациента на положительный результат, и успешно проведенные занятия инструктором-методистом являются залогом успешного восстановления.

Признанный специалист должен реализовывать принципы медицинской этики. На сегодняшний день это огромная проблема, так как халатность специалиста иногда снижает мотивацию пациента. Необходимо на протяжении всей жизни самосовершенствоваться, стараться быть компетентным не только в рамках своего профиля. Присутствие неподдельной искренности и сочувствия по отношению к пациенту - основные аспекты, являющиеся ключом доверия, открывающие двери между психологом и пациентом. Анализируя возможности создания положительной мотивации, можно с точностью указать на необходимость присутствия доверия. Первоочередной методикой является беседа, которая в последующем и покажет на присутствие взаимопонимания между психологом и пациентом. Через беседу удается выйти на первую ступень положительной мотивации пациента.

Выделяют несколько видов мотиваций: бывает внутренняя (удовлетворение от самого процесса действия) и внешняя (достижение результата, выполнение поставленной цели). Так как целью является создание положительной мотивации, могут использоваться оба вида. Поскольку речь идет о детях, необходима аккуратность в выборе подходов к созданию положительной мотивации. С психологической точки зрения внутренняя мотивация взращивается человеком, а внешняя мотивация подкрепляется факторами извне (для детей это может быть похвала или покупка новой игрушки). Тем самым внешняя мотивация может подрывать внутреннюю. Влияние внутренней мотивации неоспоримо, она должна быть внутренней, а не внешней. Поощрять необходимо за усилия, а не за ум, только тогда получим результат.

Материал и методы. Под наблюдением находились дети пубертатного периода, возраст - 12-15 лет с клиническим диагнозом острая нейропатия лицевого нерва, периферический прозопарез средней степени тяжести. Отличие было в локализации пареза (правосторонний или левосторонний). Девушек 4, юношей - 6. Все пациенты поступили в ГБУЗ ПК ДКБ им. П.И. Пичугина на скорой помощи. Доставлены в стационар по экстренным показаниям. Пациенты находились на лечении в стационаре неврологического отделения. Вместе с медикаментозным лечением пациентам проводились физиотерапевтические процедуры. Изучены истории каждого пациента: клинический диагноз, лист назначений, температурный лист, результаты анализов, рекомендации узких специалистов, динамика лечения. Осмотр лечащий врач делал ежедневно на всем протяжении стационарного лечения, фиксировал в карте больного. Перинатальный анамнез: без осложнений. Наследственность: не отягощена.

Аллергологический анамнез: спокоен. К возможным этиологическим факторам отнесены вирусы простого герпеса, энтеровирусная инфекция, грипп. Неврологический статус: общемозговых и менингеальных симптомов нет. Движение глаз в полном объеме. Асимметрия лица, сглаженность носогубной складки, снижена подвижность брови, симптомы «ресниц», «ракетки», «симптом паруса». Точки выхода тройничного нерва с обеих сторон безболезненные. На стороне пареза снижен надбровный рефлекс. Тонус мышц физиологический. СХР живые S = D. Патологических рефлексов нет. Координаторные пробы выполняет. Походка не изменена.

Так как работа носит опытно-экспериментальный характер, за основу взяли игровую форму выполнения упражнений. Детей необходимо было заинтересовать упражнениями через игру. При этом необходимо было сохранить дисциплину и правильность выполняемых упражнений. За основу игры выбраны театральная деятельность, «театр эмоций». Рабочим материалом стали фотографии людей с разными эмоциями. Задача детей, болеющих невритом лицевого нерва, заключалась в том, чтобы повторить эмоцию, изображенную на фотографии, а также изобразить эмоцию, предложенную в виде фразы. Эти ситуации описаны ниже. В конце курса занятий был проведено анкетирование детей и их родителей, которое показало, какова заинтересованность в выполнении упражнений в новом формате.

Важно учесть, у ребенка с невритом лицевого нерва повреждено физиологическое, эмоциональное, психическое состояние, за основу выбрана театральная деятельность. Так можно найти контакт с детьми. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка. Через театрализованную деятельность необходимо создать положительный эмоциональный фон. А вместе с тем создать положительную мотивацию. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, близка и понятна ребенку, глубоко лежит в природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы, действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что заинтересовало. Получает глубокое эмоциональное наслаждение. Было проведено изучение мотивационного поведения, которое свидетельствовало об уровне мотивации до занятий и после. Необходимо было оценить готовность к выполнению упражнений и нацеленность на положительный результат.

Упражнения при неврите лицевого нерва были следующие.

Условие: рот при этом открыт, нижняя челюсть расслаблена:

- сопим носом;

- «Мое выражение лица, когда я строю глазки» (быстро моргаю глазами);

- «Мое выражение лица, когда я подозреваю кого-то, в чем-то» (щурюсь, щурю глаза);

- «Мое выражение лица, когда я на кого-то злюсь» (хмурюсь; хмурюсь, чтобы между бровями появлялась складка);

- «Мое выражение лица, когда я учусь задерживать дыхание» (надуваю щеки правую, левую);

- «Мое выражение лица, когда я набираю воздух под верхнюю губу, под нижнюю губу (губы при этом прячем во рту, зубами не сжимаем, так мы проверяем, есть ли щель между губами при надувании и выходит ли воздух при смыкании губ, смотрим, появляются ли ямочки под нижней губой);

- играем воздухом, перегоняем воздух из щеки в щеку (гоняем его по кругу);

- подмигиваем сначала одним глазом, затем вторым;

- упражнение «Пьеро»;

- упражнение «Улыбка до ушей» (зубы при этом прячем, не показываем);

- оттопыриваем нижнюю губу, тянем вниз;

- упражнение «Поцелуйчики» (выравниваем полоски над верхней губой);

- втягиваем воздух в себя (губы трубочкой);

- подмигиваем, брови при этом вверх;

- «Глазки до упора» (вправо - влево, по кругу в одну сторону, в другую);

- «Языком белим потолок» (напрягаем язык, делаем его «острым» и водим по небу, прижимаем сильно (вправо - влево, по кругу в одну сторону, в другую);

- упражнение «Глаза двигаются по диагонали» (вверх - на висок, вниз -на плечо, «на погон»).

Результаты исследования и их обсуждение. Продолжительность исследования составила 21 день, время стационарного лечения. За это время проведен эмпирический метод исследования в виде интервью - беседы с группой испытуемых, посещаемых стандартные упражнения лечебной физической культуры (ЛФК), изменена подача проведения упражнений, как выше описано - в игровой форме. После знакомства с группой испытуемых, установки доверительных отношений вначале исследования и по его окончании была проведена методика изучения мотивации поведения «Потребность в достижении» [1, 5].

Тест направлен на выявление степени выраженности человека в достижении успеха в любой деятельности. Потребность становится установкой.

Оценочная шкала от 0 до 23 баллов

Пол испытуемого Кол-во баллов до исследования Кол-во баллов после исследования

м 11 13

м 12 15

м 16 18

м 19 20

м 13 17

м 13 15

ж 10 12

ж 12 13

ж 10 16

ж 11 15

Как видно, потребность в достижении успеха в большей степени выражена у юношей, у девушек в меньшей (таблица).

На втором занятии был использован метод написания аффирмаций (специальные небольшие тексты или выражения, оказывающие на человека влияние преимущественно на психологическом уровне). Каждому испытуемому выдан бланк и ручка. Слева - отрицательная аффирмация, справа - положительная. Задача написания аффирмации - мотивировать пациента на положительный результат лечения. Необходимо подчеркнуть появление дезадаптационного поведения таких детей.

Еще одной задачей было исследовать нейропсихологический статус. Результаты показали положительную динамику в течение лечения. Изначально у 6 из 10 испытуемых наблюдалась эмоциональная лабильность, которая характеризовалась в начале занятия готовностью упражнений, а через 10 минут интерес угасал из-за нерешительности, боязни своих ощущений. При индивидуальном интервью 4 испытуемых, 3 из которых девушки, они указывали на странные ощущения в зоне поражения. Изначальное непослушание мимических мышц лица вызывало слезы и недовольство собой. Юноши в данной группе испытуемых оказались коммуникабельнее, потребность в достижении успеха у них оказалась выше. На первых занятиях наблюдалась стойкая заторможенность такой когнитивной функции, как внимание. Заболевание и действие на них препаратов ослабляли когнитивную функцию.

Новизна заключается в проведении упражнений в игровой форме.

м1 м2 м3 м4 м5 м6 ж1 ж2 ж3 ж4

Рис. 1. Динамика результатов испытуемых после занятий, %

Также была проведено анкетирование для детей и их родителей, направленное на выявление субъективного отношения респондентов к нововведениям, которое включало следующие вопросы:

1) Вам понравились занятия, проведенные в игровой форме?

A) да

Б) нет

B) мне все равно

2) Было ли у вас желание приходить на занятия в форме игры?

A) да

Б) нет

B) мне все равно

3) Как вы считаете, необходимы ли изменения с такой формой подачи?

A) да

Б) нет

B) мне все равно

Обратим внимание, что общепринятые принципы медицинской этики, включающие в себя автономию пациента, благодеяние, непричинение вреда, справедливость, могут быть перенесены в процессы нейрореабилитации. Автономия больного означает его право делать выбор, принимать решение и отвечать за свои поступки по отношению к собственному здоровью. Врач должен уважать право больного человека на его размышления и действия, связанные с болезнью, и представлять ему честную информацию о нем [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соблюдение этого принципа особенно важно в подростковом и детском возрасте из-за низкой мотивации пациентов. То же следует относить по отношению к их родителям. Больные и их родители имеют право на справедливое к ним отношение. И никакой дискриминации в процессе восстановительного лечения не должно быть. Необходимо тесное сотрудничество, невзирая на различия в социальном и экономическом

положении. Соблюдение принципов этики имеет первостепенное значение для создания и укрепления мотивации больных к предлагаемому комплексу реабилитационных воздействий, которые у большинства больных в значительной степени снижены.

Рис. 2. Результаты анкетирования детей и их родителей

Динамика после проведения аффирмаций была положительной (рис. 1, 2), хорошие результаты убеждают в необходимости дальнейшей коррекции и введения в стандартные упражнения новых программ подачи со стороны методиста-инструктора.

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - (Серия «Мастера психологии») - С. 155.

2. Гринштейн А.Б. Неврит лицевого нерва (патогенез и ультразвуковые методы лечения). - Новосибирск: Наука, 1980. - С. 3.

3. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении детей [Электронный ресурс]. - URL: studbooks.net>1938001/pedagogika/ ushinsky...detey (дата обращения: 03.10.2018).

4. Лихтерман Л.Б. Черепно-мозговая травма. Диагностика и лечение. -М.: ГОТАР - Медиа, 2014. - С. 473.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 2002. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.