Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ, В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ, В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
беременность / психосексуальное развитие / кризис / объектные отношения / идентификация / интрапсихическая структура / половая идентичность / чувство Я / pregnancy / psychosexual development / crisis / object relations / identification / intrapsychic structure / sexual identity / sense of Me

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко А. И.

Беременность представляет собой уникальную и в то же время кризисную стадию в развитии личности женщины. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, связанные с изменениями в структуре личности, особенностями идентичности, объектными отношениями и концепцией «Я» в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF WOMEN DURING PREGNANCY AND AFTER CHILDBIRTH,WITHIN FRAMEWORK OF PSYCHOANALYTIC DIRECTION

Pregnancy is a unique and at the same time a crisis stage in the development of a woman's personality. This article examines the key aspects related to changes in personality structure, identity characteristics, object relations and the concept of "I" during this period.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ, В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 159

Прокопенко А.И.

студент магистратуры факультета педагогики и психологии Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ, В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: беременность представляет собой уникальную и в то же время кризисную стадию в развитии личности женщины.

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, связанные с изменениями в структуре личности, особенностями идентичности, объектными отношениями и концепцией «Я» в этот период.

Ключевые слова: беременность, психосексуальное развитие, кризис, объектные отношения, идентификация, интрапсихическая структура, половая идентичность, чувство Я.

Беременность является важным этапом в жизни женщины, сопровождающимся внутренними и внешними изменениями, требующими адаптивности и гибкости. Это критический период для эмоционального и личностного роста, который широко изучается в психологической литературе. Исследования показывают, что такие факторы, как фрустрация, неопределенность и конфликты между желаниями и возможностями, играют значительную роль в процессе развития личности.

Процесс беременности и родов в этом контексте рассматривается как важный период трансформации личности, учитывая серьезную перестройку структуры личности женщины.

Во время беременности усиливаются либидинальные и агрессивные импульсы, а структура Эго обогащается благодаря восприятию ребенка как Эго-идеала, при этом влияние Супер-Эго ослабевает. Также происходят изменения в гендерной идентичности, вызванные смешением гендерных идеалов и стереотипов. Теория объектных отношений выделяет различные стадии развития, включающие интернализацию объектов, их дифференциацию и интеграцию.

Филлис и Роберт Тайсон анализируют динамику стадий через призму теории систем. Современные исследования подчеркивают значимость гендерно-специфического онтогенеза и построения разнообразных личностных структур в зависимости от пола. Период материнства и отцовства является ключевым этапом изучения личности во взрослом возрасте. Подчеркивается значение переживания беременности как критического этапа в развитии личности, влияющего на готовность к материнству и эмоциональное состояние, которое, в свою очередь, влияет на развитие ребенка. Нормативное разрешение этого психологического кризиса помогает женщине интегрировать агрессивные и либидинальные тенденции, утвердить свою половую идентичность и создать систему жизненных ценностей.

Уровень либидинозного развития, ключевые конфликты и фиксации, а также опыт объектных отношений влияют на способность женщины справиться с психологическим кризисом в период беременности и родов. В статье рассматривается беременность как специфичная стадия личностного развития женщины, способствующая достижению определенного социального статуса как внутри семьи, так и вне ее. Эта стадия связана с внутренними преобразованиями и охватывает психофизиологические процессы и соматическое функционирование. Формирование внутренней картины беременности представляется как психологическое новообразование данного этапа.

Структурные элементы личности во время беременности.

Беременность можно рассматривать как сочетание агрессивных и либидинозных компонентов, взаимодействующих между Ид, Эго и Супер-Эго. На протяжении всей беременности все три структурных элемента находятся в иерархически связанном единстве. Концепция аффекта О. Кернберга позволяет трактовать беременность как этап, в котором психофизиологические изменения в организме активизируют новые аффективные состояния, требующие интеграции агрессивных и либидинальных импульсов.

Развитие Эго, представляющее собой ядро, вокруг которого выстраиваются другие личностные образования, тесно связано с формированием чувства собственного Я и когнитивных структур. Оно включает в себя аффективную интеграцию, моральные установки, копинг-механизмы и стабильность Я-системы. По словам Патриции Спейер, такие характеристики Эго, как реализм и структурированность, имеют прямую связь с возможностью планирования беременности и готовностью к материнству.

Ребенок в этом контексте может рассматриваться как результат сублимации и, следовательно, как часть Эго. Принятие значимости ребенка как объекта является важным этапом для достижения целостности структурных элементов личности. Процесс сублимации может нарушаться двумя факторами: во-первых, ребенок может отождествляться с Супер-Эго, а во-вторых, восприниматься как независимый объект внешнего мира.

Беременность также может символизировать принятие ребенка вместо пениса, что служит компенсацией недостаточности Супер-Эго и связанным с этим кастрационным страхом. Развитие Супер-Эго у женщин, согласно Эрнесту Джонсу, связано с боязнью отделения и отвержения, что может приводить к гипертрофии мужских идеалов.

Во время беременности активизируются как сознательные, так и бессознательные компоненты психической деятельности. Это создает условия для сгущения либидинальных и агрессивных тенденций Ид, обогащения

структуры Эго за счет принятия ребенка как Эго-идеала и снижения давления со стороны Супер-Эго.

Полоролевая идентичность и беременность.

Беременность рассматривается многими исследователями как важный этап формирования зрелой женской идентичности. Девять месяцев беременности активизируют фантазии раннего детства и пубертата, которые интегрируются с текущими представлениями и позициями взрослого. Этот процесс включает новые телесные и эмоциональные ощущения, сопутствующие прогрессивным изменениям в организме.

Беременность затрагивает ядро половой идентичности и восприятия собственного тела, что, в свою очередь, влияет на идентификацию с беременностью и психосоматическими феноменами. Важнейшими задачами являются открытие нового органа и отказ от маскулинности, что ведет к развитию как ядерной, так и полоролевой идентичности.

В течение беременности женщина возвращается к опыту своего дородового периода и взаимоотношений с матерью, что дает шанс «переосмыслить» ранние чувства и эмоции через идентификацию с матерью.

Объектные отношения и беременность.

В ходе беременности выделяются два направления развития объектных отношений: взаимодействие с близким окружением и внутрипсихические образования, связанные с будущим ребенком. Осмысление объектных отношений требует учета эмоционального опыта общения женщины с матерью и близкими людьми. Беременность выступает не только как акт психологического объединения с объектом любви, но и как стимулятор сепарационных процессов. В первом триместре возникает актуализация амбивалентного конфликта, где женщина сосредотачивается на телесных ощущениях и чувстве собственной ценности, что способствует установлению связей с другими женщинами. Во втором триместре проявляется сексуальность и признание беременности, что может ассоциироваться с ощущением выхода за рамки обыденного. В третьем триместре отношение к ребенку становится более

реалистичным, и женщина начинает ждать его рождения. Этот период также сопряжен с трансформацией отношений с партнером и установлением новых связей, что подчеркивает реальность пополнения семьи новым членом.

Концепция «Я» и беременность.

Формирование устойчивого чувства собственного Я представляет собой продолжительный процесс, отражающий тенденции к ассимиляции и интеграции функций Эго. Чувство собственного Я во время беременности может изменяться, особенно при аномальном течении, что ведет к регрессивным проявлениям и разобщению составляющих Я. Факторы, влияющие на чувство собственного Я, могут включать эмоциональные и смысловые аспекты беременности, опыт материнства и наличие отклонений. Значимой является и реакция на пол ребенка, что отражается на самоощущении женщины. Процессы интеграции межличностных и внутриличностных установок в период беременности связаны с идентификацией как с ролью ребенка, так и с матерью. Развитие чувства собственного Я осуществляется параллельно в двух направлениях: как будущего родителя, берущего на себя ответственность за себя и ребенка, и как беременной женщины с особыми потребностями и эмоциями.

Выводы.

Таким образом, беременность можно интерпретировать как специфическую критическую стадию развития личности женщины, в ходе которой происходят процессы регрессии, трансформации, интеграции и перестройки внутриличностных структур. Беременность представляет собой многогранный процесс, в котором концентрируются либидозные и агрессивные тенденции, обогащается структура Эго и ослабляется давление Супер-Эго, а также перестраивается гендерная идентичность и интегрируются разные аспекты чувства собственного Я.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 319 с;

2. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 7. С. 38—47;

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с;

4. Егорова М.А., Миронова С.И. О психологической готовности к материнству девушек-сирот // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 69—80;

5. Ильхамова Д.И. Из истории формирования перинатальной психологии как науки // История российской психологии в лицах: дайджест. 2016. № 6. С. 38— 43;

6. Кернберг О. Отношения любви. Норма и патология: пер. с англ. М.: Класс, 2000. 256 с;

7. Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения РФ, 2009. URL: http://topmedicina.ru/health/koncepciya;

8. Котова А.В. Особенности онтогенеза материнства и психологической готовности к материнству у беременных женщин с различными соматическими заболеваниями // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. С. 264—267;

9. Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 2 Counseling Psychology and Psychotherapy. 2018. Vol. 26, no. 2;

10. Лагоша Р.Ю., Дворянский С.А., Яговкина Н.В. Социально-бытовые факторы риска осложнений беременности и родов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. 2017. № 2. С. 67—73;

11. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с;

12. Леонтьев Д.А. Теория личности А.Н. Леонтьева [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Psychology OnLine.Net. URL: http: //w. psychologyonline. net/articles/doc-961. html;

13. Менегетти А. Психосоматика с точки зрения онтопсихологии: пер. с итал. 3-е изд. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2009. 352 с;

14. Меньшикова А.А. Взаимосвязь психологической готовности к материнству и совладающего поведения беременных женщин с онкологическими заболеваниями: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 185 с;

15. Мордас Е.С. Беременность и обретение женственности // Психолог. 2013. № 3. С. 164—185. doi:10.7256/2306-0425.2013.3.646;

16. Мордас Е.С. Психологический кризис беременности // Академическая психология. 2017. № 1. С. 39—48;

17. Мордас Е.С. Развитие репродуктивной функции и переживания женщины в период беременности // Психология и психотехника. 2012. № 10. С. 154—161. doi: 10.7256/2454-0722.2012.10.6635;

18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 655 с;

19. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с;

20. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной (психоаналитический подход): пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. 193 с;

21. Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин к состоянию беременности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2003. 198с;

22. Русалов В.М., Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6. С. 16—26;

23. Скрынник Н.Е. Психологические особенности отношения к детям на этапе планирования материнства и во время беременности: дисс. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2012. 191 с;

24. Соколова О.А., Сергиенко Е.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 69—81;

25. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2013. 407 с;

26. Уэллдон Э.В. Игры с динамитом. Индивидуальный подход к психоаналитическому пониманию перверсий, насилия и преступности: пер. с англ. М.: Перо, 2017. 382 с.

Prokopenko A.I.

Buryat State University named after Dorji Banzarov (Ulan-Ude, Russia)

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF WOMEN DURING PREGNANCY AND AFTER CHILDBIRTH, WITHIN FRAMEWORK OF PSYCHOANALYTIC DIRECTION

Abstract: pregnancy is a unique and at the same time a crisis stage in the development of a woman's personality.

This article examines the key aspects related to changes in personality structure, identity characteristics, object relations and the concept of "I" during this period.

Keywords: pregnancy, psychosexual development, crisis, object relations, identification, intrapsychic structure, sexual identity, sense of Me.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.