Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА МЕТАПРОЦЕССОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Наталья Валентиновна, Яковлев Василий Васильевич

В статье представлены результаты исследования изменения структуры здоровьесберегающей деятельности личности в эпоху новой коронавирусной инфекции. Согласно авторской концепции, здоровьесберегающая деятельность рассматривается как психологическая система управления здоровьем. Сравниваются результаты опросника здоровьесберегающей деятельности в группах до пандемии, переболевших COVID-19 в легкой, средней и тяжелой форме и не переболевших данным заболеванием. Показано, что в структуре метапроцессов здоровьесбережения наиболее сопряженным с другими процессами является целеполагание в области здоровья. Выявлено, что в период пандемии изменяется структура метапроцессов здоровьесбережения за счет роста здоровьесберегающих поведенческих паттернов, снижения мотивации сохранения здоровья и представлений о самоэффективности. Здоровьесберегающая деятельность во время пандемии COVID-19 становится в большей мере социально регулируемой. В группе переболевших коронавирусной инфекцией в средней и тяжелой форме произошло значительное изменение структуры метапроцессов здоровьесбережения как в выраженности показателей, так и в характере их взаимосвязей. Структура здоровьесберегающей деятельности молодых людей, переболевших COVID-19, слабо интегрирована и уязвима для внешних влияний. Предполагается, что возможными причинами изменений системы здоровьесбережения в данной группе являются постковидный синдром, состояние хронической тревоги за состояние здоровья, депрессивные состояния. Результаты исследования могут быть использованы для разработки психологических программ реабилитации после COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Наталья Валентиновна, Яковлев Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HEALTH-SAVING ACTIVITIES OF THE INDIVIDUAL IN THE ERA OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

The article presents the results of the study of changes in the structure of health-saving activities of an individual in the era of a new coronavirus infection. According to the author's concept, health-saving activity is considered as a psychological system of health management. The results of the questionnaire on health-saving activities are compared in groups before the pandemic, who had mild, moderate and severe COVID-19 and those who did not have this disease. It is shown that in the structure of health-saving meta-processes, goal-setting in the field of health is associated with other processes most of all. It was revealed that during the pandemic, the structure of health-saving metaprocesses changes due to the growth of health-saving behavioral patterns, the decrease in the motivation for maintaining health and ideas about self-efficacy. Health-saving activities during the COVID-19 pandemic are becoming better socially regulated. In the group of moderate and severe cases of coronavirus infection, there was a significant change in the structure of health saving metaprocesses, both in the severity of indicators and in the nature of their relationships. The structure of health-saving activities of young people who have recovered from COVID-19 is poorly integrated and vulnerable to external influences. It is assumed that post-COVID syndrome, the state of chronic anxiety about health, depressive states are the possible causes of changes in the health-saving system in this group. The results of the study can be used to develop psychological programs for the rehabilitation after the COVID-19.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

DOI: 10.23888/humJ2022102145-155

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HEALTH-SAVING ACTIVITIES OF THE INDIVIDUAL IN THE ERA OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

Яковлева Н. В., Яковлев В. В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация

Yakovleva N. V., Yakovlev V. V.

Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования изменения структуры здоровьесберегающей деятельности личности в эпоху новой коронави-русной инфекции. Согласно авторской концепции, здоровьесберегающая деятельность рассматривается как психологическая система управления здоровьем. Сравниваются результаты опросника здоровьесберегающей деятельности в группах до пандемии, переболевших COVID-19 в легкой, средней и тяжелой форме и не переболевших данным заболеванием. Показано, что в структуре метапроцессов здоровьесбережения наиболее сопряженным с другими процессами является целеполагание в области здоровья. Выявлено, что в период пандемии изменяется структура метапроцессов здоровьесбережения за счет роста здоровьесберегающих поведенческих паттернов, снижения мотивации сохранения здоровья и представлений о самоэффективности. Здоровьесберегающая деятельность во время пандемии COVID-19 становится в большей мере социально регулируемой. В группе переболевших коронавирусной инфекцией в средней и тяжелой форме произошло значительное изменение структуры метапроцессов здоровьес-бережения как в выраженности показателей, так и в характере их взаимосвязей. Структура здоровь-

Abstract:

The article presents the results of the study of changes in the structure of health-saving activities of an individual in the era of a new coronavirus infection. According to the author's concept, health-saving activity is considered as a psychological system of health management. The results of the questionnaire on health-saving activities are compared in groups before the pandemic, who had mild, moderate and severe COVID-19 and those who did not have this disease. It is shown that in the structure of health-saving meta-processes, goalsetting in the field of health is associated with other processes most of all. It was revealed that during the pandemic, the structure of health-saving meta-processes changes due to the growth of health-saving behavioral patterns, the decrease in the motivation for maintaining health and ideas about self-efficacy. Health-saving activities during the COVID-19 pandemic are becoming better socially regulated. In the group of moderate and severe cases of coronavirus infection, there was a significant change in the structure of health saving metaprocesses, both in the severity of indicators and in the nature of their relationships. The structure of health-saving activities of young people who have recovered from COVID-19 is poorly integrated and vulnerable to external influences. It is assumed that

есберегающей деятельности молодых людей, post-COVID syndrome, the state of chronic anxiety

переболевших COVID-19, слабо интегрирована и about health, depressive states are the possible

уязвима для внешних влияний. Предполагается, causes of changes in the health-saving system in this

что возможными причинами изменений системы group. The results of the study can be used to

здоровьесбережения в данной группе являются develop psychological programs for the rehabilita-

постковидный синдром, состояние хронической tion after the COVID-19..

тревоги за состояние здоровья, депрессивные состояния. Результаты исследования могут быть использованы для разработки психологических программ реабилитации после COVID-19.

COVID-19; интегральные психологические системы саморегуляции; здоровьесберегающая деятельность; структура метапроцессов здоровьесбережения

Ключевые слова:

Keywords:

COVID-19; integral psychological systems of self-regulation; health-saving activity; structure of the meta-processes of health-saving

Актуальность

Пандемия COVГО-19 стала новым жестким вызовом нашему образу жизни: угроза заболевания, неопределенность в методах лечения, социальная изоляция, изменение привычного ритма жизни — идеальные условия для развития и усиления тревожных состояний, обострения психологических проблем, которые существовали у человека раньше [1].

Опыт пандемии новой коронавирусной инфекции позволил по-новому оценить роль медицинского психолога. Вопросы психологического сопровождения врачей в «красной зоне», реабилитационная работа с пациентами при постковидном синдроме, разработка профилактических мероприятий стали важной частью работы медицинского психолога в клинике. Пандемия COVID-19 стала вызовом не только для психологической практики, но и для психологической науки. Массовый отказ от прививок, игнорирование санитарных норм, использование методов самолечения при целенаправленной профилактической работе, которая была развернута во время пандемии, — попытки понять причины этого требуют ответа на многие психологические вопросы. Чтобы на них ответить, нужно исследовать механизмы и особенности здоровьесберегающего поведения и образа жизни в период тяжелой инфекционной эпидемии. Изучение образа жизни и проблемных жизненных ситуаций, связанных с COVID-19, позволяет перейти от анализа непосредственных действий людей, направленных на решение проблем, к обобщению способов их организации, выделению форм здоровьесберегающего поведения и типичных протективных и профилактических паттернов [2-6].

Здоровьесберегающее поведение человека — форма человеческой активности, включающая всю совокупность его действий и направленная на функциональное обеспечение необходимого и достаточного для данного индивида качества жизни [7]. В эпоху массовой инфекционной угрозы интерес вызывает анализ особой формы здоровьесберегающего поведения — здоровьесберегающей деятельности [8].

Здоровьесберегающая деятельность — форма осознанного и целенаправленного управления уровнем своего здоровья. Протективные и профилактические паттерны поведения, необходимые в пандемию, как правило, формируются заново и требуют мотивированности, осознанности и контроля. Согласно авторской концепции, структура здоровьесберегающей деятельности (далее — ЗСД) базируется на положениях теории психологического анализа деятельности В. Д. Шадрикова [9] и представляет собой шесть взаимосвязанных метапроцессов: мотивация здоровьесбережения, целеполагание в области здоровья, проектирование в области здоровья, самооценка уровня здоровья (оценочный компонент текущего состояния здоровья), исполнительский компонент (собственно реализация витальных компетенций) и самоэффективность в области здоровья (контроль и оценка результатов ЗСД).

Имея достаточно большую базу данных о здоровьесберегающей деятельности студентов до пандемии, в данном исследовании мы рассматривали, как изменилась осознанная и целенаправленная активность по сохранению здоровья в условиях коронавирусной угрозы.

Цель

Проследить изменения здоровьесберегающей деятельности студентов вуза с разным опытом столкновения с новой коронавирусной инфекцией.

Задачи

1. Провести диагностику психологических особенностей здоровьесберегающей деятельности студентов в период пандемии COVID-19.

2. Сравнить результаты диагностики особенностей здоровьесберегающей деятельности студентов, полученные в ретро-исследовании (до начала пандемии), с результатами студентов с разным опытом столкновения с COVID-19.

3. Выявить возможные причины изменений структуры особенностей здоровье-сберегающей деятельности и наметить мишени коррекционной и реабилитационной работы по ее оптимизации.

Материалы и методы

Основным эмпирическим инструментом исследования являлся авторский тест-опросник «Исследование здоровьесберегающей деятельности» (ИЗД) [10]. В качестве методов обработки данных использовались методы параметрической статистики: вычисление коэффициента корреляции Пирсона между шкалами опросника, определение t-критерия различий между выборочными средними Стьюдента. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета SPSS Statst^ 20.

В исследовании принял участие 241 студент медицинского вуза в возрасте от 17 до 24 лет. Средний возраст — 20,7 ± 1,2 года. Среди участников — 65,4% женщин и 34,6% мужчин.

Дизайн исследования предполагал проведение двух этапов:

1. изучение особенностей здоровьесберегающей деятельности студентов до пандемии COVID-19 (группа А: 105 студентов, сентябрь-октябрь 2019 года);

2. исследование образа жизни и особенностей здоровьесберегающей деятельности студентов, имеющих разный опыт столкновения с COVID-19. Этап проводился в сентябре-декабре 2021 года. В исследовании принимали участие три группы студентов:

• группа В — 59 студентов без опыта заболевания;

• группа С — 45 студентов с опытом легкого течения заболевания;

• группа D — 32 студента с опытом среднего и тяжелого течения заболевания и периодом восстановления и реабилитации до 6 месяцев.

Результаты и их обсуждение

Исследование ЗСД студентов, проведенное за полгода до пандемии, позволило определить особенности здоровьесберегающего поведения студентов вуза и специфику взаимосвязей метапроцессов здоровьесбережения, лежащих в его основе, в сравнении с нормативными показателями по шкалам методики для данной возрастной группы. В сравнении группы А с нормативными показателями по шкалам ИЗД не было выявлено достоверных отличий. Студенты медицинского вуза отличаются от сверстников по трем шкалам: у них больше мотивация здоровьесберегающего поведения, выше самооценка в области собственного здоровья, но ниже самоэффективность. Различия не достигают статистической достоверных значений и являются скорее трендом, чем отличительной чертой (рис. 1).

1,

II

Mow ащш Целеполаганп е Проектирован не Самооценка Поведенчески е паттерны Самозффекпш ностъ

■ Ряд 1 м М D. J и 12,7 V

■ Ряд 1 ь Ь.2 М 12.5 12,7 5 J

Рис. 1. Особенности выраженности метапроцессов здоровьесбережения студентов медицинского вуза и возрастной выборки. Ряд 1 - группа А, ряд 2 - нормативные показатели по ИЗД для данной возрастной группы.

Особый интерес представляло изучение сопряженности метапроцессов здоровьесбережения в структуре здоровьесберегающей деятельности. Для этого был рассчитан коэффициент корреляции между всеми шкалами опросника ИЗД. Корреляционный анализ показал ведущую роль метапроцесса целеполагания в структуре здоровьесбережения, что свидетельствует об активном и осознанном управлении студентами своим здоровьем (табл. 1)..

Таблица 1. Матрица интеркорреляций метапроцессов здоровья в здоровьесберегающей деятельности

Мотивация Целеполагание Проектирование Самооценка Поведенческие паттерны Самоэффективность

Мотивация 1

Целеполагание 0,157 1

Проектирование 0,071 0,144 1

Самооценка 0,075 0,340 0,112 1

Поведенческие паттерны 0,329 0,401 0,095 0,336 1

Самоэффективность 0,119 0,378 0,101 0,352 0,403 1

Примечание: Здесь и далее полужирным шрифтом выделены значения коэффициентов корреляции, превышающие критическое значение для p < 0,01, курсивом выделены значения коэффициентов корреляции, превышающие критическое значение для p < 0,05

Связи целеполагания в области здоровья с другими метапроцессами оказались наиболее выраженными (рис. 2).

Проектирование

Рис. 2. Структура взаимосвязей метапроцессов здоровья в здоровьесберегающей деятельности до пандемии.

Особое место в структуре здоровьесбережения занимает проектирование (выстраивание эталонов здорового человека). Проектирование оказалось несколько обособленным процессом. Оно достоверно связано практически со всеми метапроцессами, но его связи слабее. На наш взгляд, это определяется социально-психологической природой данного метапроцесса. В основе эталонов здоровья лежат социально-одобряемые ценности, а их связь с личностной саморегуляцией опосредована социально-психологическими механизмами: социальным статусом и степенью адаптированности.

149

На следующем этапе исследования было проведено сравнение здоровье-сберегающей деятельности в доковидный период с данными трех групп студентов, имеющих разный опыт столкновения с новой коронавирусной инфекцией. Особенности здоровьесберегающей деятельности студентов, не переболевших новой коронавирусной инфекцией в пандемию, в сравнении с доковидной эпохой отличаются приобретением здоровьесберегающих паттернов (оставшихся, впрочем, в зоне средних значений), низким целеполаганием и самоэффективностью (табл. 2, 3).

Таблица 2. Сравнение средних показателей шкал опросника ИЗД у студентов в период до и во время протекания пандемии

Шкала теста ИЗД Группа А Группа В Уровень значимости различий по ^критерию

Мотивация здоровьесбережения 6,35 6,05 Нет значимых различий

Целеполагание в области здоровья 6,41 4,32 р < 0,05

Эталоны здоровья 5,32 5,31 Нет значимых различий

Самооценка уровня здоровья 12,95 12, 11 Нет значимых различий

Здоровьесберегающие паттерны 12,74 15,8 р < 0,01

Самоэффективность в области здоровья 5,42 3,24 р < 0,01

Таблица 3. Матрица интеркорреляций метапроцессов здоровья в здоровьесберегающей деятельности в период пандемии

Мотивация Целеполагание Проектирование Самооценка Поведенческие паттерны Самоэффективность

Мотивация 1

Целеполагание 0,078 1

Проектирование 0,218 0,434 1

Самооценка 0,055 0,365 0,169 1

Поведенческие паттерны 0,295 0,387 0,401 0,331 1

Самоэффективность 0,154 0,389 0,457 0,457 0,549 1

Уровень целеполагания снизился, оно потеряло связь с мотивацией, но сохранило позицию ядерного процесса. Цели здоровьесберегающего поведения стали меньше определяться внутренними личностными побуждениями. Социально-психологический контекст пандемии отразился и на сопряженности метапроцесса проектирования в структуре здоровьесбережения. Выстраивание эталонов здоровья существенно включилось в структуру метапроцессов и практически подменило мотивацию, связь которой с остальными метапроцессами почти исчезла. Так, если в доковидную эпоху самоэффективность коррелировала с мотивацией, то теперь возникла устойчивая связь самоэффективности и выстраивания эталонов здоровья. Ослабла сопряженность в системе здоровьесбережения и собственной оценки состояния здоровья (рис. 3).

Результаты исследования легко переболевших студентов (группа С) не показали отличий от группы В. Не было обнаружено изменений как в уровне развития

150

метапроцессов, так и в структуре их связей. Полученные тенденции ослабления значения мотивации и самооценки здоровья в осознанном управлении здоровьем, повышение роли проектирования в структуре метапроцессов здоровьесбережения нашли подтверждение и в этой группе.

Рис. 3. Структура взаимосвязей метапроцессов здоровья в здоровьесберегающей деятельности в период пандемии.

Наиболее интересными оказались результаты группы D. Она включала студентов, переболевших новой коронавирусной инфекцией в средней или тяжелой форме. Болезнь вынуждала респондентов из этой группы заниматься целенаправленным амбулаторным или стационарным лечением и дальнейшей реабилитацией, прерывать учебный процесс. Сравнение этой группы с группой непереболевших показало основные направления изменений в здоровьесберегающей деятельности.

Таблица 4. Сравнение средних показателей непереболевших и переболевших в средней и тяжелой форме

Шкала теста ИЗД Группа В Группа D Уровень значимости различий по ^критерию

Мотивация здоровьесбережения 6,05 7,34 Нет значимых различий

Целеполагание в области здоровья 4,32 8,45 р < 0,01

Эталоны здоровья 5,31 9,16 р <0,01

Самооценка уровня здоровья 12, 11 7,32 р <0,01

Здоровьесберегающие паттерны 15,8 16,11 Нет значимых различий

Самоэффективность в области здоровья 3,24 5,12 р <0,05

151

Значительному изменению подверглась самооценка уровня своего здоровья. Она существенно снизилась, что достоверно отличает эту группу от всех других исследованных групп. Статистически достоверный рост мотивации и целеполагания в области здоровьесбережения, тенденция к росту самоэффективности, которая достигает зоны средних значений, не меняет картину значительного снижения самооценки. На наш взгляд, причиной таких изменений могут быть депрессивные состояния, которые по данным многих авторов являются проявлением нейротоксического характера коронавирусной инфекции, а также проявлений постковидного синдрома [11-14].

Таблица 5. Матрица интеркорреляций метапроцессов здоровья в здоровьесберегающей деятельности в период пандемии

Мотивация Целеполагание Проектирование Самооценка Поведенческие паттерны Самоэффективность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивация 1

Целеполагание 0,062 1

Проектирование 0,168 0,205 1

Самооценка 0,023 0,218 0,169 1

Поведенческие паттерны 0,113 0,306 0,276 0,317 1

Самоэффективность 0,071 0,295 0,351 0,181 0,412 1

Рис. 4. Структура взаимосвязей метапроцессов здоровья в здоровьесберегающей деятельности средне и тяжело переболевших коронавирусной инфекцией в эпоху пандемии.

Ядерными процессами становятся самоэффективность и реализация здоровьесберегающих паттернов, которые имеют отдельные слабые связи с другими метапроцессами здоровьесбережения: целеполаганием, проектированием и самооценкой уровня здоровья. Мотивация здоровьесберегающей деятельности практически не связана с другими метапроцессами. Слабо интегрирована в структуру здоровьесберегающей деятельности и самооценка уровня здоровья. Таким образом, в

здоровьесберегающей деятельности переболевших COVID-19 на первый план выходят исполнительский и контролирующий компоненты здоровьесберегающей деятельности, в то время как мотивационный компонент и информационная основа деятельности более вариативны и менее сопряжены с целостной системой.

Выводы

1. Здоровьесберегающая деятельность представляет собой систему метапроцессов здоровьесбережения. Ядерным образованием этой системы является целеполагание. Постановка личностно-значимых целей в области здоровья, планирование здоровьесберегающей деятельности взаимосвязаны с активацией всех метапроцессов здоровьесбережения.

2. Пандемия новой коронавирусной инфекции создала особую социально-психологическую среду, изменила образ жизни, привнесла новые риски для здоровья, что существенно повлияло на уровень и структуру здоровьесберегающей деятельности. Уровень целеполагания и представления о самоэффективности в управлении здоровьем снизились в сравнении с «доковидной» эпохой. Однако в структуре здоровьесбережения целеполагание сохранило позицию ядерного процесса. Распалась связь здоровьесберегающей деятельности с личностной мотивацией. Мы можем предполагать некоторое снижение самостоятельности в организации здоровьесберегающей деятельности и нарастание социальных влияний. Социально-психологический контур регуляции здоровья усиливается в том числе через активизацию метапроцесса формирования эталонов здоровья (проектирования). Данный процесс в большей степени включен в структуру здоровьесбережения: стала более отчетливо выражена связь с целеполаганием и другими метапроцессами. Мотивация доровьесбережения подменяется средовым стимулированием.

3. Специфические изменения в структуре здоровьесберегающей деятельности наблюдаются у испытуемых, перенесших COVID-19 в средней и тяжелой формах. Снижается самооценка здоровья. Структура взаимосвязей разных процессов здоровьесбережения распадается. Целеполагание растет, но теряет свою консолидирующую роль в структуре здоровьесбережения. Центральное место в структуре здоровьесберегающей деятельности занимает поведенческая реализация (здоровьесберегающие паттерны). Такая структура свидетельствует о кризисе в управлении здоровьем и переходе с активного и осознанного здоровьесберегащего поведения на реактивную реализацию паттернов.

4. Особенности здоровьесберегающего поведения респондентов, перенесших COVID-19 в средней и тяжелой формах, требуют дальнейшего изучения. Возможными причинами распада действующей системы здоровьесбережения в данной группе являются постковидный синдром, состояние хронической тревоги за состояние здоровья, депрессивные состояния. Полученные данные могут быть использованы для разработки психологических программ реабилитации после COVID-19.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Коронавирусная инфекция (COVID-19). Доступно по: https://github.com/CSSEGISand Data/COVID-19. Ссылка активна на 30.03.2022.

2. Байрамова Ю.В., Рагимова А.Г. Индивидуальные установки взрослого населения к протектив-ному поведению в ситуации пандемии COVID-2019 // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 2. C. 78-93. doi: 10.17759/sps.2021120205

3. Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Опыт жизнедеятельности и ресурсы преодоления трудностей социальной изоляции в первый период пандемии COVID-19 у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 10-25. doi: 10.17759/sps.2021120102

4. Крушельницкая О.Б., Маринова Т.Ю., Погодина А.В., и др. Нормативное поведение в ситуации пандемии COVID-19: как добиться его соблюдения у студентов? // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 198-221. doi: 10.17759/sps.2021120113

5. Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Янчук В.А. Оценка ситуации пандемии COVID-19 жителями России и Беларуси // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 2. С. 56-77. doi: 10.17759/sps.2021120204

6. Устинов А.Л., Набойченко Е.С., Чупракова С.В. Человек в условиях мировых пандемий: историко-психологический обзор // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 1 (32). С. 7-17. Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=465. Ссылка активна на 30.03.2022. doi: 10.23888/humT202117-17

7. Никифоров Г. С., ред. Психология здоровья. СПб.: Питер; 2006.

8. Яковлева Н.В. Здоровьесберегающее поведение человека: социально-психологический дискурс // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 3. С. 70-79. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art?id=50. Ссылка активна на 30.03.2022.

9. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН; 2013.

10. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Методология и методы исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта. Рязань: РязГМУ; 2014.

11. Белопасов В.В., Яшу Я., Самойлова Е.М., и др. Поражение нервной системы при СOVID-19 // Клиническая практика. 2020. Т. 11, № 2. С. 60-80. doi: 10.17816/clinpract34851

REFERENCES:

1. Coronavirus infection (COVID-19). Available at: https://github.com/CSSEGISandData/COVID-19. Accessed: 2022 March 30. (In Russ).

2. Bayramova YV, Individual Attitude towards Protective Behavior during COVID-2019 Pandemic in Adult Population. Social Psychology and Society. 2021;12(2):78-93. (In Russ). doi: 10.17759/sps. 2021120205

3._Baranova VA, Dubovskaya EM, Savina OO. Life Experience and Resources for Overcoming the Difficulties of Social Isolation in the First Period of the COVID-19 Pandemic among Students. Social Psychology and Society. 2021;12(1):10-25. (In Russ). doi: 10.17759/sps.2021120102

4. Krushelnitskaya OB, Marinova TY, Pogodina AV, et al. Regulatory Behavior in the COVID-19 Pandemic: How to Get Students to Comply with It? Social Psychology and Society. 2021;12(1): 198-221. (In Russ). doi: 10.17759/sps.2021120113

5. Odintsova MA, Radchikova NP, Yanchuk VA. Assessment of the COVID-19 Pandemic Situation by Residents of Russia and Belarus. Social Psychology and Society. 2021;12(2):56-77. (In Russ). doi: 10.17759/sps.2021120204

6. Ustinov AL, Naboichenko ES, Chuprakova SV. Human in the face of global pandemics: historical and psychological review. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(1): 7-17. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=465. Accessed: 2022 March 30. (In Russ). doi: 10.23888/humT202117-17

7. Nikiforov GS, editor. Psikhologiya zdorov'ya. Saint-Petersburg: Piter; 2006. (In Russ).

8. Yakovleva NV. Health-human behavior: socio-psychological discourse. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2013;(3): 70-9. (In Russ). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art?id=50. Accessed: 2022 March 30. (In Russ).

9. Shadrikov VD. Psikhologiya deyatel'nosti cheloveka. Moscow: Institut Psikhologii RAS; 2013. (In Russ).

10. Yakovleva NV, Yakovlev VV. Metodologiya i metody issledovaniya zdorov'yesberegayushchey deyatel'nosti sub'yekta. Ryazan': RyazGMU; 2014. (In Russ).

11. Belopasov VV, Yachou Ya, Samoilova EM, et al. The nervous system damage in COVID-19. Journal of Clinical Practice. 2020;11(2):60-80. (In Russ). doi: 10.17816/clinpract34851

154

12. Медведев В.Э., Доготарь О.А. COVID-19 и психическое здоровье: вызовы и первые выводы // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2020. № 12 (6). С. 4-10. doi: 10.14412/2074-27112020-6-4-10

13 Murray B. Stein Coronavirus disease 2019 (COVID-19): Psychiatric illness. Доступно по: https://www.uptodate.com/contents/covid-19-psychiatric-illness. Ссылка активна на 30.03.2022. 14. Schwartz B.J. New Poll: COVID-19 Impacting Mental Well-Being: Americans Feeling Anxious, Especially for Loved Ones. Доступно по: https://www.psychiatry.org/newsroom/news-releases/new-poll-covid-19-impactingmental-well-being-americans-feeling-anxiousespeciallyfor-loved-ones-older-adults-are-lessanxious. Ссылка активна на 30.03.2022.

12. Medvedev VE, Dogotar OA. COVID-19 and mental health: challenges and first conclusions. Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 2020;12(6):4-10. (In Russ). doi: 10.14412/2074-27112020-6-4-10

13. Murray B. Stein Coronavirus disease 2019 (COVID-19): Psychiatric illness. Available at: https://www.uptodate.com/contents/covid-19-psychiatric-illness. Accessed: 2022 March 30.

14. Schwartz BJ. New Poll: COVID-19 Impacting Mental Well-Being: Americans Feeling Anxious, Especially for Loved Ones. Available at: https://www.psychiatry.org/newsroom/news-releases/new-poll-covid-19-impactingmental-well-being-americans-feeling-anxiousespeciallyfor-loved-ones-older-adults-are-lessanxious. Accessed: 2022 March 30.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Яковлева Наталья Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5560-3982. E-mail: yakovleva.nata2@gmail.com

Яковлев Василий Васильевич — кандидат психологических наук, начальник центра практической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1560-0656. E-mail: vasvasyak@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Natal'ya V. Yakovleva — Cand. Sci. (Psych.), Associate Professor, Dean of the Faculty of Clinical Psychology. ORCID: https://orcid.org/0 000-0001-5560-3982. E-mail: yakovleva.nata2@gmail.com

Vasiliy V. Yakovlev — Cand. Sci. (Psych.), Head of the Center for Practical Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1560-0656. E-mail: vasvasyak@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 30.03.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 30.05.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.06.2022.

PAPER RECEIVED: 30.03.2022. PAPER REVISED: 30.05.2022. PAPER ACCEPTED: 01.06.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Психологические особенности здоровьесберегающей деятельности личности в эпоху новой коронавирусной инфекции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 2 (37). С. 145-155. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=527. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022102145-155

FOR CITATION:

Yakovleva NV, Yakovlev VV. Psychological features of health-saving activities of the individual in the era of a new coronavirus infection. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 20 22; 1 0 (2): 145-1 5 5 . Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=527. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022102145-155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.