Научная статья на тему 'Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом возрасте'

Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1939
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / THE INTERNET / CYBERSPACE / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / SOCIAL VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черная Анна Викторовна, Погорелова Елена Ивановна

Отражено исследование психологических особенностей взаимодействия в интернет-среде у подростков различных возрастных групп. Эмпирически доказано, что киберпространство имеет специфические особенности влияния на психологическое развитие подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF INTERACTION IN THE INTERNET BY TEENAGERS

Research of psychological peculiarities of interaction in the Internet by teenagers of different age groups is discussed. It is proved empirically that the cyberspace has specific influence on psychological development of a teenager.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом возрасте»

УДК 159.92 ББК Ч 426-268.4

ГСНТИ 15.31.31

Код ВАК 19.00.13

Черная Анна Викторовна,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии, Факультет педагогики и практической психологии, Южный федеральный университет; 344013, г. Ростов-на-Дону, п. Доломановский, д. 101, кв. 75; e-mail: [email protected]

Погорелова Елена Ивановна,

кандидат психологических наук, доцент, Факультет педагогики и практической психологии, Южный федеральный университет; 344034, г. Ростов-на-Дону, п. Оршанский, 4; e-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интернет-среда; киберпространство; психологическое благополучие; социальная виртуальная реальность.

АННОТАЦИЯ. Отражено исследование психологических особенностей взаимодействия в интернет-среде у подростков различных возрастных групп. Эмпирически доказано, что киберпространство имеет специфические особенности влияния на психологическое развитие подростка.

Chernaya Anna Viktorovna,

Doctor of Psychology, Professor, Head of the Chair of Psychology of Development and Age Psychology, Faculty of Pedagogy and Applied Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

Pogorelova Elena Ivanovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Faculty of Pedagogy and Applied Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF INTERACTION IN THE INTERNET BY TEENAGERS

KEY WORDS: the Internet; cyberspace; psychological well-being; social virtual reality.

ABSTRACT. Research of psychological peculiarities of interaction in the Internet by teenagers of different age groups is discussed. It is proved empirically that the cyberspace has specific influence on psychological development of a teenager.

В

ажность исследования киберпространства как виртуальной реальности, на наш взгляд, не вызывает сомнения, поскольку Интернет представляет собой современный механизм распространения информации, среду для сотрудничества и общения людей. В «киберпространстве» осуществляется конгломерат человеческой деятельности, основу которой составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Интернет-среда понимается как сложная семиотическая система, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредующие разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом (5).

Психологическим изучением опосредованной Интернетом деятельности до настоящего времени занимаются «буквально спонтанные группы психологов», в основном специалисты Великобритании, Германии, Канады, Нидерланлов, США (4). Первые монографии по определенным аспектам психологических исследований в Интернете появились в 1998-1999 г. (Wallace, 1999; Greenfield; 1999; Young, 1998), одновременно появляются первые сборники статей (Cyberpsychology, 1999; Psychological, 2000; Psychology, 1998) на ту же тему (4).

Ведущим специалистом, изучающим опосредованную Интернетом деятельность

в отечественной психологии, является А. Е. Войскунский, исследования которого проводятся с 1980-х годов в рамках деятельностного подхода. При этом он утверждает, что с психологической точки зрения Интернет представляет собой новый этап знаково-опосредованной деятельности. В соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского о развитии психики, «постоянно усложняющиеся знаки и семиотические системы способствуют развитию и трансформации высших психических функций» (4). А. Е. Войскунский является продолжателем А. Н. Леонтьева (1970) и O. ^ Тихомирова (1981; 1993), которые первыми подняли проблему развития и усложнения строения высших психических функций в результате освоения и применения человеком компьютеров и провели ряд эмпирических и экспериментальных исследований, посвященных особенностям этого процесса.

А. Е. Войскунский отмечает, что орудие деятельности само по себе нейтрально и допускает самые разнообразные способы применения, в том числе и неадекватные. Именно поэтому воздействие Интернета на психику имеет амбивалентный характер и в зависимости от специфики взаимодействия может способствовать как «позитивному», так и «негативному» развитию высших

© Черная А. В., Погорелова Е. И., 2013

психических функций (6).

В настоящее время в рамках данного направления проводились и проводятся исследования О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, М. Коула, А. В. Беляевой, Ю. Д. Бабаевой и др. М. Коул говорит о «социальной виртуальной реальности», простирающейся в «пятом измерении» и разделенной на относительно замкнутые субпространства, заполненные текстами. При этом каждый желающий способен строить свой фрагмент социальной виртуальной реальности (8).

Проводятся исследования протекания психических процессов в детском возрасте, где акцент делается на описание психологических условий и закономерностей иллюзорного чувства реальности у человека, искусственно построенной реальности (Е. В. Суб-ботский, 1999; Носов, 2000). В рамках исследований коммуникаций в компьютерных сетях было установлено, что внешние факторы при взаимодействии с интернет-средой, такие как территориальная удаленность партнеров, несимультанность контакта, возможность групповой дискуссии часто маскируют ее внутренние, психологические особенности. Была установлена закономерность компенсации коммуникативных барьеров, к примеру, таких как застенчивость, дефекты внешности (1; 2; з; 4; 5; 6). Было также установлено, что коммуникативная компетентность и ориентировка расширяются при взаимодействии с интернет-средой, постоянно возникают новые опосредованные способы ориентировки в среде возможных и актуальных партнеров. Достаточно большое количество исследований посвящено негативным аспектам применения Интернета (особенно детьми и подростками) - это интернет-аддикция, хакерство, аутизация, «игровая наркомания», неадекватные эффекты в процессе социальной перцепции и т. д.

Н. В. Чудовой выявлена особенность Я-концепции людей, склонных к уходу в виртуальную реальность. Для этих людей характерна недостаточная вовлеченность в контакты с другими людьми, обнаружены проблемы в плане принятия своего физического «Я», эмоциональная сфера этих людей характеризуется неустойчивостью и депрессивными реакциями (11). Специалистами США уставлено, что интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний (Kraut, 1998).

В рамках нашего исследования мы изучили оценку факторов взаимодействия в интернет-среде у старшеклассников 9, 10 и 11 классов, а также их связь с компонентами психологического благополучия. Под пси-

хологическим благополучием мы понимаем «полноту самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение «творческого синтеза» между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной индивидуальности» (8), и рассматриваем его в рамках гуманистического направления (Дж. Бюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Г. Олпорт и др.). Таким образом, компоненты психологического благополучия характеризуют область переживаний и состояний, свойственных здоровой личности и основанных на ценностях и целях.

Проблема изучения феномена психологического благополучия личности оказалась в поле внимания зарубежных и отечественных исследователей благодаря исследованиям Н. Брэдбурна. Он впервые вводит понятие «психологическое благополучие», отделяя его от термина «психологическое здоровье», и отождествляет его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Автор понимает психологическое благополучие как «некий баланс между позитивным и негативным аффектами» (12). Разность между положительным и отрицательным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворенности жизнью. Впоследствии Э. Динер вводит понятие «субъективное благополучие», приравнивая данный феномен к переживанию счастья, при этом термин «субъективное благополучие» он считает одним из компонентов «психологического благополучия» (13).

В отечественной психологии термин «психологическое благополучие» получил широкое распространение благодаря работам А. В. Ворониной, Л. В. Куликова, А. А. Кро-ника, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленковой, Р. М. Шамионова. А. В. Воронина понимает под психологическим благополучием системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций (7). Л. В. Куликов раскрывает психологическое благополучие через слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности и внутреннего равновесия (9).

Психологическое благополучие определяется исследователями по-разному, однако можно выделить несколько общих позиций. Психологическое благополучие связано с эмоциональным равновесием и преобладанием положительно окрашенных эмоций, настроения; оно затрагивает отношение человека к себе и к социуму, включая в себя чувство собственного достоинст-

ва, непрекращающегося развития и самореализации.

Психологическое благополучие играет важную роль в становлении личности подростка и зависит от многих факторов, одним из которых является качество взаимодействия подростка с интернетом-средой. Исследуя данную закономерность, мы стремимся установить, какие факторы взаимодействия с интернет-средой для данной группы старшеклассников являются определяющими в пространстве психологического благополучия и развития.

Задачи, методы и организация исследования

Цель исследования - изучение особенностей взаимодействия в интернет-среде у старшеклассников различных возрастных групп и их связь с психологическим благополучием.

Мы выдвинули следующую гипотезу: взаимосвязь между компонентами психологического благополучия и оценкой предпочтений взаимодействия в интернет-среде у старшеклассников различных возрастных групп имеет свои особенности, обусловленные ситуацией развития.

Задачи: а) выявить статистически достоверные различия в оценочных предпочтениях взаимодействия в интернет-среде у старшеклассников 9, 10, 11 классов; б) выявить статистически достоверные различия в уровне психологического благополучия у старшеклассников 9, 10, 11 классов; с) выявить взаимосвязь между компонентами психологического благополучия и оценочными предпочтениями взаимодействия с интернет-средой у старшеклассников различных возрастных групп.

Выборка - 65 старшеклассников, обучающихся в МОУ СОШ № 54 Первомайского района г. Ростова-на-Дону. Среди них 25 учащихся 9 класса (12 мальчиков, 13 девочек) возраст 14-15 лет; 19 учащихся 10 класса (10 мальчиков, 9 девочек) возраст 15-16 лет; 21 учащийся 11 класса (7 мальчиков, 14 девочек)возраст 16-17 лет.

Методики - опросник психологического благополучия К. Рифф в адаптации П. Фесенко (Шевеленкова, Фесенко, 2005). Методика содержит 84 пункта и включает 6 шкал: самопринятие, автономия, управление средой, личностный рост, позитивные отношения с окружающими и цели в жизни. Также вычисляется общий показатель психологического благополучия личности.

Также использован метод семантического дифференциала «Ситуация взаимодействия в Интернете и в реальной жизни» И. Л. Балымова (2007). Методика является

комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Оцениваются типичные ситуации взаимодействия в реальной жизни и интернет-среде по биполярным градуальным семибалльным шкалам, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов: дружественное -враждебное, конкурентное - кооперативное, равноправное - неравноправное, сложное -простое, сильное - слабое, формальное -неформальное, глубокое - поверхностное, ориентированное на задачу - ориентированное на процесс, ясное - неопределенное, ограничивающее - способствующее.

Результаты и обсуждение

Нами были выявлены значимые различия по критерию и Манна-Уитни в оценке предпочтений ситуаций взаимодействия в реальной жизни и в интернет-среде у старшеклассников 9, 10 и 11 классов. Обнаружены различия по следующим парам предъявляемых признаков: конкурентные -кооперативные, глубокие - поверхностные, формальные - неформальные, сложные -простые, сильные - слабые (рис. 1).

У учащихся 9 класса также были выявлены значимые различия по критерию и Манна-Уитни в оценке ситуации взаимодействия в реальной жизни и в интернет-среде по предъявляемой паре признаков «ограничивающие - способствующие», у старшеклассников 10 класса - «ориентированные на процесс - ориентированные на задачу».

Анализируя оценку ситуации взаимодействия старшеклассниками в реальной жизни, мы установили, что для всех старшеклассников ситуация является конкурентной, где каждый участник взаимодействия отстаивает свои цели, намерения. Данное взаимодействие характеризуется серьезностью и вдумчивостью, при этом оно сопряжено с трудностями в использовании норм и правил общения, принятых в обществе. Также взаимодействие в реальной жизни связано с трудностями удовлетворения собственных потребностей, с реализацией целей.

Анализируя оценку ситуации взаимодействия старшеклассников в интернет-среде, мы можем отметить следующие результаты. Для всех учащихся взаимодействие в интернет-среде является кооперативным, направленным на взаимодействие, несерьезным, поверхностным, неформальным, с использованием бытовой речи. Взаимодействие в интернет-среде не предъявляет к поведению подростка большого количества социальных требований и ограничений, соответственно, не вызывает у него затруднений.

Рисунок 1. Средние значения оценки предпочтений взаимодействия в интернет-среде и в реальной ситуации

Сравнивая результаты оценочных суждений в интернет-среде между группами различного возраста (9, 10, 11 классы) мы можем предположить, что старшеклассники 9 и 10 классов в киберпространстве удовлетворяют свои потребности и реализуют задуманное в отличие от старшеклассников 11 класса, которые в меньшей степени используют интернет-среду для реализации задуманного. Об этом говорят выявленные значимые различия по критерию и Манна-Уитни по паре предъявляемых признаков «ясная - неопределенная» (р < 0.05).

Далее мы выявили взаимосвязь между компонентами психологического благополучия у старшеклассников и компонентами оценки взаимодействия в интернет-среде, что позволило нам представить более точную качественную оценку степени согласованности компонентов исследуемых признаков. Степень согласованности компонентов характеризует теснота связей. Нами был проведен корреляционный анализ взаимосвязи (метод Спирмена) у старшеклассников 9, 10 и 11 классов по всем факторам исследуемого признака.

Нами была выявлена отрицательная значимая связь у старшеклассников 9 класса между фактором «личностный рост» и оценкой ситуации как «глубокой» (г = -0,49); между фактором «самопринятие» и оценкой ситуации как «неопределенной» (г = 0,48), а также оценкой видов деятельности «поиск друзей» (г = 0,50) и «игры и

отдых» (г = 0,43). Была выявлена взаимосвязь между фактором «личностная автономия» и оценкой видов деятельности «поиск друзей» (г = 0,44) и «игры и отдых» (г = 0,47).

Можно предположить, что для старшеклассников 9 класса, ориентированных на развитие и реализацию своего потенциала, стремящихся к совершенствованию себя и своего поведения, характерна глубина в отношениях при взаимодействии с интернет-средой. Таким образом, глубокие отношения способствуют самопознанию, стремлению осознать свою жизнь, способствуют преодолению эгоизма. Однако исследования показывают, что наиболее предпочтительными для взаимодействия в киберпространстве для старшеклассников 9 класса являются поверхностные отношения. Учитывая это, можно предположить, что данный вид взаимодействия не способствует на этапе подростничества развитию и самосовершенствованию собственного потенциала подростка.

Основная активность старшеклассников 9 класса в пространстве Интернета направлена на поиск друзей, игры и развлечения. Форма взаимодействия не обладает ясностью и определенностью целей. Такое взаимодействие формирует самопринятие подростка, способствует к принятию и пониманию себя таким, как он есть. У подростка формируется позитивное отношение к себе и своему прошлому, осознание разных

сторон своего «Я», включая как положительные, так и отрицательные качества. Такая форма взаимодействия способствует также развитию чувства автономии, способности противостоять социальному давлению, развивает независимость в действиях и мыслях подростка.

Нами были выявлены значимые связи у старшеклассников 10 класса между компонентами исследуемого признака. Было установлено, что фактор «положительное отношение к другим людям» положительно и значимо коррелирует с фактором «равноправное взаимодействие» (г = 0,49), а также с фактором «сотрудничество во взаимоотношениях» (г = 0,58). Фактор «личностный рост» имеет положительную значимую связь с «ориентацией на процесс» (г = 0,58), с простотой во взаимоотношениях (г = 0,58) и отрицательную значимую связь с «самореализацией» (г = 0,58).

Можно предположить, что старшеклассники 10 класса ориентированы на равноправные отношения и сотрудничество. Благодаря взаимодействию с киберпространством они развивают в себе такие качества позитивного отношения к другим, как доверительность в отношениях с другими, забота о благополучии других, понимание необходимости идти на уступки во взаимоотношениях, что способствует развитию эмпатии.

Развитие личности старшеклассника этого возраста обуславливается ориентацией на процесс, на безыскусственность, искренность в отношениях; отсутствие лицемерия. Можно предположить, что дружеские отношения, поддержка и преданность в отношениях являются ценными на данном этапе, и интернет-среда этому способствует. Развитие личности подростка не определяется глобальными целями, направленными на раскрытие своих возможностей с самореализацией.

Нами были выявлены значимые связи у старшеклассников 11 класса между компонентами исследуемого признака. Было

установлено, что существует значимая отрицательная связь между фактором «личностный рост» и факторами «игры и отдых» (г = -0,66), «общение и переписка» (г = -0,46), а также положительная значимая связь с фактором «поиск информации»

(г = 0,53).

Можно предположить, что развитие и реализация собственного потенциала, самосовершенствование и познание себя на этом возрастном этапе при взаимодействии с интернет-средой обуславливается в первую очередь поиском неструктурированной информации, удовлетворяющей информационным потребностям подростка. Это, по всей видимости, обуславливается ростом интереса к новой информации, потребностью расширить знаниевую и практическую базу, которую можно использовать в пространстве самореализации, в том числе и профессиональной.

Таким образом, эмпирически было установлено, что:

1) старшеклассники 9 и 10 классов взаимоотношения со сверстниками в интернет-среде оценивают как равноправные, неформальные, ориентированные на сотрудничество, простые и поверхностные; взаимоотношения эти отличаются низким уровнем социальных требований и ограничений, ориентированы на процесс, отличается искренностью и непосредственностью;

2) взаимодействие старшеклассников 9 и 10 классов с интернет-средой способствует развитию самопринятия, развитию чувства автономии и позитивного отношения к другим людям;

3) старшеклассники 11 класса предпочитают в интеренет-среде осуществлять поиск информации, удовлетворяющий их потребности, в том числе и в учебной деятельности;

4) развитие и реализация собственного потенциала у старшеклассников 11 класса в пространстве интернет-среды обуславливается ростом интереса к информации, потребность расширить знаниевую базу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н, Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Моск. ун-та. l996. Сер. l4. Психология. № 4.

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М. : Сканрус, 2003.

3. Войскунский А. Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопросы психологии. ї99ї. № 6.

4. Войскунский А. Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. URL: http://www.psiheya-rsvpu.ru/?razdel=4&podrazdels=59&id=277

5. Войскунский А. Е. Исследование интернета в психологии // Интернет и российское общество. М. : Гендальф, 2002.

6. Войскунский А. Е. Научная информация в психологии: электронные ресурсы. М. : Российское психологическое общество, l997.

7. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002.

8. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М. : Когито-Центр, l998.

9. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПБ., 2004.

10. Роджерс К. Становление личности: взгляд на психотерапию. М. : ЭКСМО-пресс, 2001.

11. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий : мат-лы междунар. интернет-конф. / Под общ. ред. А. Е. Войскунского. М. : МОНФ, 2001.

12. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969.

13. Diener E. Factors Predicting the Subjective Well-being of Nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995- V. 69.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. А. К. Белоусова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.