УДК 159.9
Алибулатова А. М-А. Alibulatova A. M-A.
студентка 3rd year student 3 курс, факультет иностранных языков Дагестанский государственный университет
Россия, г. Махачкала Dagestan State University Russia, Makhachkala
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТРАШИХ КЛАССОВ
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Аннотация, в данной статье рассматривается ряд психологических особенностей возраста старшеклассников, формирование у них профессионального и личностного самоопределения.
Ключевые слова: психология, коммуникативная компетенция, самоопределение, старшие классы.
Abstract: This article deals with the number of psychological features of the age of high school students, the formation of their professional and personal self-determination.
Keywords: psychology, communicative competence, self-determination, senior classes.
Сложно представить современную личность, не владеющую хотя бы минимальными навыками общения на иностранном языке. Умение применить язык на практике - очень важный критерий характеристики качеств выпускника [Плешакова 2015: 12].
Возраст старшеклассников (16-17 лет) относится к периоду юности, который имеет целый ряд психологических особенностей. Наблюдается значительное изменение в отношении к учебе, к определённым дисциплинам. Если у учащихся 9-
х классов отмечается падение интереса к изучению иностранного языка, то старшеклассники напротив относятся с большей ответственностью [Подъяков 2000: 47].
Формирование психологической готовности учащегося к профессиональному и личностному самоопределению - основная задача для ученика и учителя в этом возрасте. А именно: формирование системы мировоззрений и ценностных ориентаций, профессиональная ориентация, овладение методами научного познания, самовоспитание. В период юности в жизни каждого человека расширяются горизонты познания реального мира, себя самого, других людей, ко всему вырабатывается своё отношение, происходят попытки найти своё место в обществе и определить жизненные цели. Старшая школа является завершающим этапом созревания и формирования личности. В этом возрасте происходит формирование структуры самосознания, жизненных планов, ценностных ориентиров.
Развитие интеллекта старшеклассников претерпевает качественные изменения, перемены в структуре мыслительных процессов. В них сочетаются характеристики подростка и проявление активного взросления. Сформировываются определённые принципы поведения, система мировоззрения, ценностные ориентиры, по которым отражается избирательное отношение к определённым дисциплинам.
Данный возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, направленностью на будущее, попытками осознать и переосмыслить свое настоящее. В особенности ярко выражено увлечение общественными проблемами, а также разнообразной практической деятельностью, творчеством, спортом. Разнообразность увлечений и развитие профориентации обуславливают индивидуализацию обучения. Обострение чувства ответственности у старшеклассников и сознательного отношения к планированию собственного
времени открывает новые перспективы организации самостоятельной учебной деятельности и стимулирования потребности в самообразовании.
Такие педагоги как Л. И. Божович, Я. А. Коменский отмечают рост интеллектуальных возможностей в данный период. На уровне мыслительной деятельности учащихся происходит развитие умения абстрагирования и обобщения, полное понимание причинно-следственных связей, а также умение аргументированно обосновывать свою точку зрения, делать выводы, формировать систему из изученных явлений и фактов.
Характерной чертой данного возрастного периода является стремление к самоанализу и самокритике. Этот факт способствует лучшей организации индивидуальной работы по заполнению пробелов в знаниях. Индивидуальная, парная и групповая формы работы, где учитель участвует в роли партнера или режиссера, являются актуальными [Сыманюк, Зеер 2005: 11].
Следовательно, в процессе обучения старшеклассников иностранному языку, учителю необходимо стать их единомышленником и партнером. Ему следует руководствоваться их сознательностью, самостоятельностью, их профессионально-ориентированными интересами, всесторонне развивать их личность. В случае, когда человек увлечен, ему требуется углубление и творческое применение его знаний, это и является стойким познавательным интересом. Если учащийся имеет такой интерес, то его процесс обучения строится не ради похвалы и хороших оценок, а потому что он устремлен к совершенствованию собственной личности.
Чешский педагог Я. А. Коменский писал: «Какое бы занятие не начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета; его пользу, приятность, и что только можно».
Такого же мнения придерживался К. Д. Ушинский, который говорил, что учителю не следует забывать о том, что ученье, к которому отсутствует всякий интерес и к которому ученика принуждают, убивает в нем всякую охоту к учению.
К. Б. Есипович указывает на то, успех занятия полностью зависит от способности учителя разбудить интерес к своей дисциплине. Чем глубже у учащихся интерес к знаниям, тем разносторонне проявляется их стремление к самообразованию. Учитель должен, одновременно с побуждением интереса к своему предмету, не просто передавать свой опыт и помогать овладеть какими-либо умениями и навыками, но и в то же время укреплять веру в свои возможности. Учитель должен раскрывать творческий потенциал более слабых учащихся и не давать останавливаться в своем развитии более сильным учащимся, воспитывать силу воли и целеустремленность учащихся при выполнении сложных задач.
Подводя итоги, из всего выше сказанного можно выделить несколько особенностей старших школьников, влияющие на организацию процесса обучения:
- учащиеся стремятся к самостоятельности во всех аспектах учебной деятельности;
- они отличаются активностью в процессе обучения;
- они способны и настроены на проявление себя с творческой стороны, поиск нестандартных решений учебных задач;
- они осознают необходимость определенных знаний и умений для будущей учебной и деятельности, обучение для них имеет жизненный смысл.
Библиографический список:
1. Подъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2000.
2. Плешакова Т.В. Роль письменной речи в свете современных требований к формированию коммуникативных компетенций // Социосфера. 2015. № 4. С. 12-13.
3. Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации высшего образования / Зеер Э.Ф //Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 28-33.