Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТРАШИХ КЛАССОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТРАШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

7380
1262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШИЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алибулатова А. М-А.

В данной статье рассматривается ряд психологических особенностей возраста старшеклассников, формирование у них профессионального и личностного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

This article deals with the number of psychological features of the age of high school students, the formation of their professional and personal self-determination.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТРАШИХ КЛАССОВ»

УДК 159.9

Алибулатова А. М-А. Alibulatova A. M-A.

студентка 3rd year student 3 курс, факультет иностранных языков Дагестанский государственный университет

Россия, г. Махачкала Dagestan State University Russia, Makhachkala

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТРАШИХ КЛАССОВ

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация, в данной статье рассматривается ряд психологических особенностей возраста старшеклассников, формирование у них профессионального и личностного самоопределения.

Ключевые слова: психология, коммуникативная компетенция, самоопределение, старшие классы.

Abstract: This article deals with the number of psychological features of the age of high school students, the formation of their professional and personal self-determination.

Keywords: psychology, communicative competence, self-determination, senior classes.

Сложно представить современную личность, не владеющую хотя бы минимальными навыками общения на иностранном языке. Умение применить язык на практике - очень важный критерий характеристики качеств выпускника [Плешакова 2015: 12].

Возраст старшеклассников (16-17 лет) относится к периоду юности, который имеет целый ряд психологических особенностей. Наблюдается значительное изменение в отношении к учебе, к определённым дисциплинам. Если у учащихся 9-

х классов отмечается падение интереса к изучению иностранного языка, то старшеклассники напротив относятся с большей ответственностью [Подъяков 2000: 47].

Формирование психологической готовности учащегося к профессиональному и личностному самоопределению - основная задача для ученика и учителя в этом возрасте. А именно: формирование системы мировоззрений и ценностных ориентаций, профессиональная ориентация, овладение методами научного познания, самовоспитание. В период юности в жизни каждого человека расширяются горизонты познания реального мира, себя самого, других людей, ко всему вырабатывается своё отношение, происходят попытки найти своё место в обществе и определить жизненные цели. Старшая школа является завершающим этапом созревания и формирования личности. В этом возрасте происходит формирование структуры самосознания, жизненных планов, ценностных ориентиров.

Развитие интеллекта старшеклассников претерпевает качественные изменения, перемены в структуре мыслительных процессов. В них сочетаются характеристики подростка и проявление активного взросления. Сформировываются определённые принципы поведения, система мировоззрения, ценностные ориентиры, по которым отражается избирательное отношение к определённым дисциплинам.

Данный возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, направленностью на будущее, попытками осознать и переосмыслить свое настоящее. В особенности ярко выражено увлечение общественными проблемами, а также разнообразной практической деятельностью, творчеством, спортом. Разнообразность увлечений и развитие профориентации обуславливают индивидуализацию обучения. Обострение чувства ответственности у старшеклассников и сознательного отношения к планированию собственного

времени открывает новые перспективы организации самостоятельной учебной деятельности и стимулирования потребности в самообразовании.

Такие педагоги как Л. И. Божович, Я. А. Коменский отмечают рост интеллектуальных возможностей в данный период. На уровне мыслительной деятельности учащихся происходит развитие умения абстрагирования и обобщения, полное понимание причинно-следственных связей, а также умение аргументированно обосновывать свою точку зрения, делать выводы, формировать систему из изученных явлений и фактов.

Характерной чертой данного возрастного периода является стремление к самоанализу и самокритике. Этот факт способствует лучшей организации индивидуальной работы по заполнению пробелов в знаниях. Индивидуальная, парная и групповая формы работы, где учитель участвует в роли партнера или режиссера, являются актуальными [Сыманюк, Зеер 2005: 11].

Следовательно, в процессе обучения старшеклассников иностранному языку, учителю необходимо стать их единомышленником и партнером. Ему следует руководствоваться их сознательностью, самостоятельностью, их профессионально-ориентированными интересами, всесторонне развивать их личность. В случае, когда человек увлечен, ему требуется углубление и творческое применение его знаний, это и является стойким познавательным интересом. Если учащийся имеет такой интерес, то его процесс обучения строится не ради похвалы и хороших оценок, а потому что он устремлен к совершенствованию собственной личности.

Чешский педагог Я. А. Коменский писал: «Какое бы занятие не начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета; его пользу, приятность, и что только можно».

Такого же мнения придерживался К. Д. Ушинский, который говорил, что учителю не следует забывать о том, что ученье, к которому отсутствует всякий интерес и к которому ученика принуждают, убивает в нем всякую охоту к учению.

К. Б. Есипович указывает на то, успех занятия полностью зависит от способности учителя разбудить интерес к своей дисциплине. Чем глубже у учащихся интерес к знаниям, тем разносторонне проявляется их стремление к самообразованию. Учитель должен, одновременно с побуждением интереса к своему предмету, не просто передавать свой опыт и помогать овладеть какими-либо умениями и навыками, но и в то же время укреплять веру в свои возможности. Учитель должен раскрывать творческий потенциал более слабых учащихся и не давать останавливаться в своем развитии более сильным учащимся, воспитывать силу воли и целеустремленность учащихся при выполнении сложных задач.

Подводя итоги, из всего выше сказанного можно выделить несколько особенностей старших школьников, влияющие на организацию процесса обучения:

- учащиеся стремятся к самостоятельности во всех аспектах учебной деятельности;

- они отличаются активностью в процессе обучения;

- они способны и настроены на проявление себя с творческой стороны, поиск нестандартных решений учебных задач;

- они осознают необходимость определенных знаний и умений для будущей учебной и деятельности, обучение для них имеет жизненный смысл.

Библиографический список:

1. Подъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2000.

2. Плешакова Т.В. Роль письменной речи в свете современных требований к формированию коммуникативных компетенций // Социосфера. 2015. № 4. С. 12-13.

3. Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации высшего образования / Зеер Э.Ф //Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.