некой неудовлетворенности браком. Поэтому важно понять, насколько каждый из супругов удовлетворен браком или же наоборот.
Первая группа супругов в целом удовлетворена браком (у мужчин 65%, у женщин 70%), чего нельзя сказать о второй группе супружеских пар - здесь выявлена значительная неудовлетворенность (у мужчин и женщин 65%) . Полученные результаты можно объяснить тем, что во второй группе респондентов женщина устает от постоянных дел по дому, она не получает достаточного внимания от супруга из-за его занятости на работе, а также не чувствует его поддержки. Мужчин, в свою очередь, не устраивает постоянное недовольство со стороны их супруг.
Можно предположить, что в этой группе семей конфликты очень частые и, скорее всего, всегда имеют деструктивный характер, что подтверждают результаты первой методики о характере взаимодействия супругов в конфликте.
Выводы. Проанализировав результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
- семейные пары, где оба супруга являются сотрудниками полиции, на статистически значимом уровне отличаются по характеру поведения в конфликте от семейных пар, где муж - сотрудник полиции, а жена -домохозяйка;
- характер поведения в конфликте у пар, где оба супруга работают в полиции, более пассивный, столкновения могут произойти в таких сферах, как «проявление ревности»,«проблемы отношений с родственниками и друзьями», «проявление доминирования одним из супругов»;
- у семейных пар, где муж является сотрудником полиции, а жена - домохозяйкой, супруги более активны в проявлении конфликта в таких сферах, как «проявление доминирования одним из супругов» и «расхождение в отношении к деньгам», «проявление ревности»;
- выявлены значимые различия между семейными парами, где оба супруга являются сотрудниками полиции, и парами, где муж является сотрудником полиции, а жена - домохозяйкой, по таким шкалам, как терминальные и инструментальные ценности, как у мужчин, так и у женщин; причем у женщин в обеих группах ценности схожи, в отличие от мужчин;
- выявлено, что семейные пары, где оба супруга являются сотрудниками полиции, в целом удовлетворены браком, в отличие от семейных пар, где муж является сотрудником полиции, а жена -домохозяйкой.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренингов, нацеленных на поддержку мужчин и женщин, находящихся на первом этапе становления семьи.
Литература:
1. Аргайл М. Психология счастья / Общ. ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 2015. - 164 с.
2. Ковалева, А.В. Интерпретация системы семейных ценностей и её компонентов в современном обществе / А.В. Ковалева // Ученые заметки. - Томск: ТОГУ, 2013. - Т. 2, № 1. - С. 28-36.
3. Методика «Характер взаимодействия в конфликте у супругов» / Энциклопедия методов психологической диагностики лиц с нарушениями речи: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / под ред. В.А. Калягина, Т.С. Овчинниковой. - СПб.: Каро, 2004. - С. 411-425.
4. Митина, М.А. Представления о семейных ценностях у супругов с различным стажем семейной жизни / М.А. Митина // Человеческий капитал. - СПБ.: Питер, 2016. - № 3 (87). - С. 29-31.
5. Разумихина, Г.П. Этика и психология семейной жизни / Г.П. Разумихина. - СПб.: Питер, 2016. - 326 с.
6. Хабибрахманова, Р.Р. Распределение ролей между супругами в зависимости от их гендерных характеристик / Р.Р. Хабибрахманова, С.А. Хасанова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. СПБ.: Питер,2014. - № 7. - С. 213-216.
7. Храмченко, Е. Психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной / Е. Храмченко // Прикладная психология и психоанализ. - М.: ЮНИТИ, 2014. - № 3. - С. 24-38.
8. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко // Ученые заметки. - СПб.:Прогресс, 2016. - 63 с.
Психология
УДК: 159.923
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Лучинкина Анжелика Ильинична
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); преподаватель кафедры психологии, аспирант Зекерьяев Руслан Ильвисович
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ
Аннотация. В статье говорится о различии в выраженности ценностей и смыслов у пользователей с разыми уровнями интернет-активности. Авторами показано, что пользователи с высоким уровнем интернет-активности менее конформны и меньше заботятся о личной безопасности, но при этом эмпатийны, стремятся к власти, самостоятельности и универсализму. Самостоятельности и достижению как ценностям. В статье описываются результаты исследования направленности на взаимодействие интернет-пользователей и особенности мотивационной сферы. Выявлено, что с ростом уровня интернет-активности личности также достоверно увеличивается агрессия, снижается значимость мотивов пагубных пристрастий, моды, карьеры и семейных неурядиц, остается практически неизменной значимость мотивов денег и человеческой глупости. Ключевые слова: ценности, смыслы, интернет-активность, личность, культура.
Annotation. The article talks about the difference in the severity of values and meanings among users with different levels of Internet activity. The authors showed that users with a high level of Internet activity are less conformal and less concerned about personal security, but at the same time empathetic, striving for power,
independence and universalism. Self-reliance and achievement as values. The article describes the results of a study focusing on the interaction of Internet users and features of the motivational sphere. It was revealed that with an increase in the level of Internet activity of a person, aggression also significantly increases, the importance of motives for addictions, fashion, career and family troubles decreases, the significance of money motives and human stupidity remains almost unchanged.
Keywords: values, meanings, internet activity, personality, culture.
Введение. Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией, внедрением информационных технологий во многие сферы жизни, что привело, в частности, и к изменению в процессе социализации, развития и становления личности. Процесс интернет-социализации предоставляет новые возможности для коммуникативного взаимодействия и формирует новую культурную реальность, в которой личность участвует в новых видах деятельности, обладая при этом широким спектром средств, которые опосредованно влияют на ее ценностно-смысловую сферу. Необходимо отметить, что, несмотря на ряд работ, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы личности и, в частности, ее ценностного аспекта, особенности влияния на нее уровня интернет-активности практически не становились предметом исследования.
Целью статьи является представление результатов исследования психологических особенностей ценностного компонента ценностно-смысловой сферы личности с различными уровнями интернет-активности.
Изложение основного материала статьи. Ценностно-смысловая сфера личности - это сложная структурированная система ее убеждений, которая конструируется на основе ее целей, мировоззрения, мотивов под влиянием социокультурной среды, в которой она функционирует. Ценности выступают в роли регулятора поведения человека, а также выступают как основа для принятия им решений.
Ценностно-смысловая сфера человека несет в себе двойственную функцию. С одной стороны, она выступает как регулятор и побудитель активности личности, а с другой - является детерминантой ее жизненных целей, выражая, что для нее является важным и обладает личностным смыслом.
С.С. Кладько, Т.В. Корнилова и Г.Л. Будинайте определяли ценностно-смысловую сферу как отношение человека к внешнему и внутреннему миру. По мнению исследователей переход от норм субъективных к объективным осуществляется на основе саморегуляции личности. Согласие или отказ принимать социально-значимых ценности считается элементом активности самосознания. Ученые считают, что личностными ценностями могут стать только те, по отношению к которым человек определился и дал оценку, а также внес их в конструкт своего «Я» [2, 5].
Некоторые исследователи в своих исследованиях подчеркивали, что ценностно-смысловая сфера личности может оказывать влияние на поведение человека только при условии своей ясности и непротиворечивости. Так, например, по мнению О.Н. Громовой и Г.Р. Латфуллина отсутствие четкой ценностной картины мира могут приводить к совершению противоречивых поступков, в то время как ее наличие наоборот способствует формированию активной жизненной позиции и готовности личности брать ответственность за себя и ситуацию, идти на рискованные поступки для достижения каких-либо целей в деятельности [6].
Я.С. Сунцова в ходе исследований так же доказала, что люди, у которых все элементы ценностно-смысловой сферы согласованы, демонстрируют конформность по отношению к ценностям, отличным от их собственных. В то же время, личности с хаотичной структурой ценностной сферы склонны к неприятию значимых и социально-приемлемых черт [10].
Д.А. Леонтьев утверждал, что ценностно-смысловая сфера не только является фактором, образующим потребности, мотивы и интересы, но и детерминирует их направленность и содержание. По мнению исследователя система ценностей человека формирует его внутренний стержень и играет важную роль в конструировании социального поведения и поступков. Ученый утверждал, что ценностная сфера проявляется в сознании через смысловые диспозиции и в деятельности - через установки и смыслы [7]. М.С. Яницкий определял ценностно-смысловую сферу личности как детерминанту вектора развития личности, её механизм, который консолидирует личность и социум, а также регулирует поведенческую деятельность. По мнению ученого, ценности являются установками, которые формируются в процессе ее вхождения в социум. При этом нормы, принятые в обществе, интериоризируются личностью и входят в ее ценностную картину мира [11].
Ежевская Т.И. определяла ценностно-смысловую сферу личности как константные установки предпочитаемых моделей поведения и экзистенциальных целей. По мнению исследователя, ценности дают человеку возможность осознано выбирать средства и способы в достижении целейи самовыражении. Ученый также полагал, что ценностная сфера определяет жизненные ориентиры и перспективы личности [3].
Ценностный аспект в структуре ценностно-смысловой сферы личности является отражением в ее сознании общепринятых норм и ценностей. Личностными эти ценности считаются только в том случае, когда они являются элементом в структуре личности, детерминирующим ее поведение.
Развитие информационной среды, безусловно влечет за собой и трансформацию ценностно-смысловой сферы личности. Особенно эти изменения заметны в интернет-пространстве, когда привычный вещный мир заменяется миром идей, исчезает ощущение невозможного (человек может одновременно находиться в разных местах благодаря виртуальной представленности, манипулировать временем и событиями в виртуальном пространстве), что не может не привести к трансформации, казалось бы, незыблемых ценностей [8]. Картина мира личности перестает быть жестко фиксированной и чаще находится в состоянии неопределённости. Большое количество информации, находящейся в свободном доступе, легкость пользования такой информацией, с одной стороны и неготовность к ее усвоению с другой стороны, создают трудности определения границы между использованием чужого и созданием собственного, перекладывают ответственность за выбор информации на пользователя, снимая ее с автора. В Сети трудно что-то скрыть, но тот, кто размещает информацию может остаться анонимом. По сути Интернет формирует новый тип культуры личности с неопределенным мышлением, которому свойственны свои смыслы и ценности. Приобретает новые формы и взаимодействие с другими людьми за счет возможности находиться в режиме онлайн и офф-лайн, коллективного существования вообще.
Человек, который впервые попадает в новую культурную среду Интернета, проходит инкультурацию, адаптируется к новой культурной ситуации, перестраивает свою картину мира согласно новым языковым требованиям. Например, фразы «бросай на мыло» или «хакни разок», «лайкни», «перепости» непонятны для посторонних. Кроме того, существуют понятные только пользователям сокращения, использование транслитерации и транскрипции, например 1МНО (по моему скромному мнению) - пример сокращения; погуглить реферат - транскрипция и др.
По мнению А.И. Лучинкиной, существует несколько типов пользователей сети Интернет в зависимости от уровня их интернет-активности [8].
Пассивные пользователи проводят в сети Интернет менее одного часа и заходят туда не более двух раз в неделю. Эти люди редко общаются в виртуальной среде, не проявляют самостоятельную поисковую активности и не склонны к взаимодействию с другими пользователями. Реальный мир для них является более приоритетным, чем виртуальное пространство.
Ситуативные пользователи посещают сеть Интернет каждый день в течение 1-2 часов. Они общаются в виртуальной среде только когда у них есть свободное время и проявляют активность только по необходимости, хотя и могут осуществлять несколько разнонаправленных видов деятельности.
Активные пользователи находятся в сети Интернет ежедневно по 3-7 часов, занимаются там какой-либо разноплановой деятельностью, посещают поисковые ресурсы с целью найти новую интересующую их информацию. Зачастую у них открыто по несколько вкладок одновременно, а в социальные сети они заходят одновременно с выходом в сеть Интернет.
Чрезмерно активные пользователи проводят в сети Интернет более 7 часов в день, общаются одновременно с большим количеством пользователей в различных социальных сетях и группах, посещают поисковые ресурсы, знают, где найти необходимую им информацию и могут заниматься одновременно несколькими видами деятельности. При этом интернет-пространство является для них более приоритетным, чем реальны мир [8].
Эмпирическую базу пилотного исследования составили 200 человек, с разными уровнями интернет-активности. Возрастное и гендерное распределение респондентов: 100 мужчин и 100 женщин; в возрасте от 17 до 23 лет. Респонденты привлекались благодаря рассылке приглашений к участию в исследовании и были выбраны методом случайных чисел.
В ходе исследования использовался ряд методик:
1. Опросник «Личность в интернет-пространстве» А.И. Лучинкиной для определения уровня интернет-активности личности.
2. Методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца для диагностики структуры ценностных ориентаций личности.
В ходе математической обработки результатов исследования было обнаружено, что в выборе присутствовали интернет-пользователи с разными уровнями интернет-активности: пассивные, ситуативные, активные и чрезмерно активные (рис. 1).
На следующем этапе проводился анализ выраженности каждой из потребностей по Ш. Шварцу в группах респондентов с разным уровнем интернет-активности.
Конформность как ценность проявляется в сдерживании и недопущении поступков, которые не соответствуют социально-приемлемому поведению или могут навредить другим людям. Эта ценность возникает как результат необходимости сдерживания склонностей, которые могут привести к негативным социальным последствиям, и проявление таких качеств как послушание, тактичность, дисциплина и т.д.).
Доброта является просоциальной ценностью, которая выражается в доброжелательности и стремлении к конструктивному общению с людьми. Цель данной ценности - сохранение благополучия людей, с которыми личность поддерживает социальное взаимодействие, которое может выражаться в честности, лояльности, дружбе, снисходительности и т.д.
Традиции как ценность представляют собой стремление личности соответствовать нормам и правилам, вырабатываемым и закрепляемым группами, в которых она строит социальное взаимодействие. Традиционное поведение выступает в качестве жеста групповой солидарности, становится выражением
■ Пассивные
Активные
Рисунок 1. Распределение респондентов по уровню интернет-активности
общих ценностей. Проявления традиций как ценности может выражаться как принятие идей и обычаев в социуме, соучастие, регулирование поведения в соответствии с принятыми нормами и т.д.
Универсализм заключает в себе такие цели как стремление к терпимости и защите всего живого. Буду ценностью, он включает в себя также реализацию потребностей группы, в которой взаимодействует человек, в процессе ее расширения и увеличения в ней количества новых людей.
Безопасность как ценность заключает в себе обеспечение безопасности других людей, стабильность общества и взаимоотношений людей, в нем функционирующих. Она может проявляться как стремление к взаимопомощи, чувство принадлежности к группе, желание соблюдать социальный порядок и т.д.
Власть включает в себя стремление достигнуть какого-либо социального статуса. Будучи ценностью, она сосредотачивает внимание человека на социальном уважении, общественном признании, создании своего имиджа, поддерживании своего авторитета в рамках социальной группы и т.д.).
Достижение как ценность проявляется в желании достигнуть успеха с помощью проявления компетентности, симметричной установленным социальным стандартам. Как следствие, поведение человека признается социально одобряемым, что позволяет личности гармонично взаимодействовать в социальной группе с другими людьми.
Гедонизм является ценностью, смысл которой заключается в получении чувственных удовольствий и наслаждении жизнью. При этом он не диктует человеку какие-либо определенные поведенческие особенности и не является законченной системой норм, а выступает лишь базисом, на основе которой они могут выстраиваться.
Стимуляция как ценность проявляется в желании человека чувствовать глубокие разнообразные переживания для поддержания постоянно уровня активности. Она также включает в себя потребность личности переживать новые ситуации.
Самостоятельность включает к себя желание человека самостоятельно выбирать способы мышления и действия не только в повседневной жизни, но и в творчестве и исследовательской деятельности. Она также определяет стремление человека к самоуправлению, автономности, самоконтролю и независимости [4].
В ходе исследования было обнаружено, что с ростом уровня интернет-активности значимость конформности, стимуляции, гедонизма и безопасностей как ценностей снижается (рис. 2).
Ковфорнвость Стимуляция Гедонизм Бениисноеть
■Пккивиыг Ситуативные I Активные Чрезмерно-активные
Рисунок 2. Выраженность потребностей в конформности, стимуляции, гедонизме и безопасности с
ростом уровня интернет-активности
В ходе исследования также было выявлено, что с ростом уровня интернет-активности также растет значимость доброты, традиции и власти как ценностей (рис. 3).
Доброта Традиции Влаль
■Пассивные Ситуативные I Активные Чрезмерно-активные
Рисунок 3. Выраженность потребностей в доброте, традиции и власти с ростом уровня интернет-
активности
В ходе исследования также было определено, что от роста уровня интернет-активности не зависит стремление к универсализму, самостоятельности и достижению как ценностям (рис. 4).
Ъ ниверсапизм Самостоятельность Достижения
■ Пассивные ■ Ситуативны; Активные ■ Чрезмерно-активные
Рисунок 4. Выраженность потребностей в универсализме, самостоятельности и достижении с ростом уровня интернет-активности
Однако, как видно на рисунке 1, стремление к самостоятельности, у пользователей всех групп значительно выше, чем к универсализму и достижениям. При этом значимых различий внтури каждого фактора не наблюдается.
Выводы:
1. Ценностная сфера личности является связующим звеном между внутренним миром личности и окружающей его реальностью, социумом и жизненным пространством.
2. Система ценностных ориентаций непосредственно влияет на рост личности, ее развитие и выбор способа достижения ею своих целей в деятельности.
3. С ростом уровня интернет-активности значимость конформности, стимуляции, гедонизма и безопасностей как ценностей снижается. При этом растет значимость доброты, традиции и власти и остается неизменным стремление к универсализму, самостоятельности и достижению как ценностям.
Литература:
1. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
2. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С. 101-106.
3. Ежевская Т.И. Ценности как важный психологический ресурс личности / Т.И. Ежевская // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - №2(22). - С. 55-59.
4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
5. Кладько, С.С. К концепции культуры как системы интеграции нормативноценностных пространств / С.С. Кладько // Мир психологии. - 2000. - №3. - С. 49-59.
6. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение / Г.Р. Латфуллин, О.Н. Громова. - СПб.: Питер, 2004. - 432 с.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 488 с.
8. Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации / А.И. Лучинкина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2019. - №1. - С. 59-69.
9. Реан А.А. Психология подростка: Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / А.А. Реан. - М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 124 с.
10. Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности (на материале исследования удмуртского этноса): дисс... канд. психол. наук : спец. 19.00.01 «Общая психология» / Сунцова Яна Сергеевна. - Ижевск, 2005. - 182 с.
11. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
Психология
УДК: 316.6
старший преподаватель Макарова Оксана Александровна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
АДАПТИВНОСТЬ И АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРА ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА
Аннотация. В статье рассматриваются такие понятия, как адаптивность, адаптивные способности. Раскрывается характеристика некоторых особенностей адаптивного потенциала в операторском труде. Приводятся результаты исследования особенностей поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, моральной нормативности, которые составляют собой личностный адаптационный потенциал у операторов получения непрерывного стекловолокна с разными квалификационными разрядами.
Ключевые слова: адаптивные способности, адаптивность, оператор, операторский труд, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность, личностный адаптационный потенциал.
Annоtation. The article deals with such concepts as adaptability, adaptive abilities. The characteristic of some features of adaptive potential in operator work is revealed. The results of the study of the features of behavioral regulation, communicative potential, moral normativity, which constitute a personal adaptive potential of the operators of continuous glass fiber with different qualification categories.
Keywords: adaptive abilities, adaptability, operator, operator work, behavioral regulation, communicative potential, moral normativity, personal adaptive potential.
Введение. Операторский труд на современном этапе развития науки и практики, по прежнему остается, к сожалению недостаточно изученным с точки зрения человеческого фактора, или личности субъекта. Тем не менее, операторский труд не просто актуален сегодня, но еще является и быстро изменяющейся сферой деятельности.
Сразу заметим также, что явление адаптивности первоначально возникает в экологических теориях, затем в социологических, и только потом - в психологических. Так адаптивные способности в психологии -это те личностные особенности, которые отвечают за успешность человека в различных видах деятельности, приспособляемость к новым условиям труда и жизни и, в конечном итоге, влекут за собой изменения в поведении человека, его отношении к социальной среде.
Изложение основного материала статьи. Одно из первых упоминаний об адаптивных способностях человека приводится В.Н. Дружининым и В.Д. Шадриковым, в сборнике научных трудов «Развитие и диагностика способностей» было дано достаточно широкое определение этого понятия, как проявления взаимодействия сложных многоуровневых структур [7]. С тех пор понятие несколько конкретизировалось и сегодня его можно определить как рефлексивно-мотивационные свойства личности, которые проявляются в успешности деятельности и своеобразии приспособительного поведения личности [6]. Адаптивность же согласно Национальной психологической энциклопедии - это уровень способности личности осуществлять адаптационные перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и характером жизнедеятельности. К признакам адаптивности можно отнести стойкость к невзгодам, выносливость, высокую работоспособность, устойчивость к болезням [5].
Операторский труд это труд, который отличается большой ответственностью за процесс создания продукта, вредными условиями производства и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Выше перечисленное говорит о необходимости высокого уровня адаптивности личности и хороших адаптивных способностей (прежде всего), как обязательном условии успешности в профессиональной деятельности. Изучение адаптивности в операторском труде является принципиальным, поскольку производительность труда напрямую зависит от адаптивных способностей сотрудников предприятия, от того насколько быстро он может реагировать как в стандартных ситуациях производственного труда, так и в экстремальных ситуациях (поломок на производстве и др.) [3].
Согласно утверждению А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина высокий уровень адаптивности предполагает наиболее легкую и адекватную ориентировку в любых производственных ситуациях. Адаптация, как постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды и следствие адаптивности, затрагивает такие уровни функционирования человека, как профессиональная деятельность. Интересно, что к нарушению адаптации может приводить искажение или недостаточное развитие представлений сотрудника о себе, вследствие чего, можно будет наблюдать повышение уровня конфликтности в трудовом коллективе, непонимание своей социальной роли и позиции в нем, ухудшение состояния здоровья. Соискателю -оператору необходимо уметь быстро вырабатывать стратегию своего поведения, в случае поломки или обрыва нити (в случае, например, производства стекловолокна), устранять ошибки самостоятельно или мгновенно обращаясь за помощью к более квалифицированным специалистам, т.е. уметь подстраиваться под изменяющиеся условия [4].
Динамичный процесс адаптации зависит от множества объективных и субъективных условий, функционального состояния индивида, его социального опыта, жизненных целей, интересов, установок и др. Все сотрудники по-разному реагируют на одни и те же ситуации, и могут давать сильно отличающиеся друг