Научная статья на тему 'Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов'

Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОЛЮБИЕ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОЛЮБИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК / DILIGENCE AS PROPERTY OF THE PERSON / COMPLETE-FUNCTIONAL MODEL OF THE PERSON / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DILIGENCE OF YOUNG MEN AND GIRLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Юлия Николаевна, Каменева Галина Николаевна

В статье рассматриваются некоторые психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов в русле целостно-функционального подхода А.И. Крупнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of diligence at young men and girls of teenage and youthful age

In this article some psychological features of diligence at young men and girls of teenage and youthful age in the tideway of A.I. Krupnov's is complete-functional approach are considered.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОЛЮБИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТОВ

Ю.Н. Анисимова, Г.Н. Каменева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются некоторые психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов в русле целостно-функционального подхода А.И. Крупнова.

Ключевые слова: трудолюбие как свойство личности, целостно-функциональная модель, психологические особенности трудолюбия юношей и девушек.

В деятельности человека почти всегда присутствует некоторая определяющая черта, устойчивое ядро, вокруг которого концентрируются многочисленные частные проявления его поступков. Этой чертой с давних времен является трудолюбие.

Трудолюбие — это свойство личности, которое характеризуется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Оно является одной из главных характеристик поведения человека в процессе его деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, старании, увлеченности и удовлетворенности процессом труда и др. Совмещает в себе волевые качества, проявляемые в желании и умении быть полезным обществу, творчество, организованность и ответственность перед другими людьми за свои действия и поведение. В психологическом плане трудолюбие означает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [1].

В данной статье рассматриваются психологические особенности в проявлении трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов с количественной и качественной стороны с помощью методики «Бланковый тест „Трудолюбие“», разработанной А.И. Крупновым [2].

В проведенном эмпирическом исследовании приняли участие 32 юноши и 78 девушек подросткового возраста (школьники) и 78 юношей и 169 девушек юношеского возраста (студенты). Полученные результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью пакета компьютерных программ «Statistica for Windows 6.0».

В ходе нашего исследования были выявлены сходства и индивидуальные различия в проявлениях трудолюбия юношей и девушек как у школьников, так и у студентов.

Рассмотрим сходства в проявлении трудолюбия школьников — юношей и девушек (табл. 1). И юноши, и девушки имеют сходную ориентацию как на общественно значимые, так и на личностно значимые цели в реализации трудолюбия, социоцентрическую мотивацию, осмысленность, т.е. глубину и точность знаний

о трудолюбии. Они в равной степени обладают и предметной, и субъектной направленностью трудолюбия, что, в свою очередь, сочетается с положительными эмоциональными переживаниями (стеничность) и с активной саморегуляцией трудолюбия (интернальность), при этом испытывают личностные трудности в реализации трудолюбия.

Таблица 1

Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных трудолюбия у юношей и девушек подросткового возраста (школьники)

Переменные Юноши Девушки Г-критерий Р

Общественно значимые цели 32,0 31,5 0,337 0,737

Личностно значимые цели 35,9 35,4 0,437 0,663

Социоцентричность 29,4 30,5 -0,737 0,463

Эгоцентричность 34,9 29,6 3,482 0,001

Осмысленность 38,2 37,2 0,842 0,402

Осведомленность 22,4 17,7 2,037 0,044

Предметность 34,2 33,5 0,459 0,647

Субъектность 34,4 33,7 0,396 0,693

Энергичность 28,3 23,1 2,312 0,023

Аэнергичность 18,0 15,1 1,407 0,162

Стеничность 30,0 29,2 0,430 0,668

Астеничность 21,8 24,2 -1,099 0,274

Интернальность 30,1 29,5 0,444 0,658

Экстернальность 21,8 17,7 2,097 0,038

Операциональные трудности 20,8 18,1 1,244 0,216

Личностные трудности 19,5 20,3 -0,349 0,727

Примечание. Значимые показатели выделены.

Остановимся на значимых различиях в проявлениях трудолюбия у юношей и девушек подросткового возраста.

Юноши-подростки характеризуется высокой выраженностью эгоцентрической мотивации, повышенной осведомленностью, интенсивностью и вариативностью приемов и способов осуществления трудолюбия (энергичность) и доминированием внешнего локуса регуляции трудолюбия (экстернальность). У девушек подросткового возраста указанные выше переменные выражены незначительно.

Рассмотрим также сходства и индивидуальные различия студентов — юношей и девушек (табл. 2).

Таблица 2

Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных трудолюбия у юношей и девушек юношеского возраста (студенты)

Переменные Юноши Девушки Г-критерий Р

Общественно значимые цели 30,9 29,8 -0,893 0,373

Личностно значимые цели 37,1 36,3 -0,851 0,395

Социоцентричность 30,5 28,0 -2,198 0,027

Эгоцентричность 36,0 35,7 -0,249 0,804

Осмысленность 33,9 33,5 -0,300 0,764

Осведомленность 15,9 13,3 -1,758 0,080

Предметность 32,8 31,9 -0,744 0,457

Субъектность 33,4 34,4 0,877 0,380

Энергичность 28,3 27,6 -0,618 0,537

Аэнергичность 20,6 16,4 -3,144 0,002

Стеничность 31,4 32,1 0,707 0,480

Окончание

Переменные Юноши Девушки Г-критерий Р

Астеничность 20,9 23,2 1,632 0,104

Интернальность 30,7 28,9 -1,922 0,056

Экстернальность 19,5 18,4 -0,839 0,402

Операциональные трудности 17,6 16,3 -0,971 0,333

Личностные трудности 16,4 17,9 1,116 0,266

Примечание. Значимые показатели выделены.

Юноши и девушки имеют сходную ориентацию на личностно значимые цели в реализации трудолюбия, эгоцентрическую мотивацию, обладают повышенной степенью осмысленности и высокой результативностью в предметных и субъектных видах деятельности. Сходства проявляются также и в энергичности, стенич-ности, экстернальности их трудолюбия.

Различия в проявлениях трудолюбия у студентов — юношей и девушек в следующем: юноши по сравнению с девушками характеризуются высокой выраженностью социоцентрических мотиваций и однотипностью приемов и способов осуществления трудолюбия (аэнергичность).

С качественной стороны можно определить, что трудолюбие юношей подросткового возраста прежде всего побуждается стремлениями реализовать и свои личные планы в жизни, внести свой вклад в достижение общей цели, возможной выгодой и собственным благополучием, получением в жизни каких-то преимуществ. Юноши подросткового возраста понимают трудолюбие как стремление находить различные пути выполнения задания; главное в трудолюбии, по их мнению, — умение мобилизовать свои силы. Их трудолюбие чаще всего способствует успеху в изучении учебных предметов, улучшению психологического климата в группе, а также укреплению самоуважения, уверенности в себе, развитию любознательности, организованности и настойчивости, формированию самостоятельности. Юноши испытывают чувство гордости от хорошо выполненного дела и от возможности получить положительную оценку за работу, чувство спокойствия при неудачах. Они считают, что проявление трудолюбия зависит только от самого человека и неблагоприятные условия не могут помешать проявлению этого свойства.

Девушки подросткового возраста, как и юноши, отмечают, что трудолюбие чаще всего побуждается стремлением реализовать свои личные планы в жизни и намерением получить в жизни какие-то преимущества. Для девушек наиболее важным является заинтересованность процессом учебной деятельности, забота о благе окружающих людей. Девушки подросткового возраста понимают трудолюбие так же, как и юноши, т.е. трудолюбие для них — это прежде всего необходимое условие самоутверждения, что проявляется в аккуратности, активности деятельности. Они определяют приоритетную зону приложения трудолюбия в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в предметнодеятельностной или субъектной сферах.

Для юношей-студентов личностно значимые цели направлены прежде всего на поддержание активной деятельности, обретение самостоятельности и незави-

симости, удовлетворение своих планов и желаний. В то же время юноши-студенты стремятся обрести хороших и верных друзей и достичь у них признания. Так, они в большей степени намереваются получить в жизни какие-то преимущества, реализовать свои личные планы в жизни, зарекомендовать себя с лучшей стороны, чем помочь другим людям и проявить заботу о благе окружающих и близких людей. С точки зрения юношей, жизненные обстоятельства не могут помешать реализации трудолюбия. Они также полагают, что самые хорошие намерения могут остаться нереализованными от неумения лишь мобилизовать себя. Их трудолюбие способствует успеху в освоении и осуществлении различных видов деятельности и укрепляет их самоуважение, уверенность, самостоятельность. Такие студенты испытывают чувство гордости, положительные эмоции от хорошо выполненной работы. Юноши считают, что проявление трудолюбия зависит только от них самих, от ответственности человека.

Для девушек юношеского возраста характерны прежде всего личностно значимые цели, эгоцентрическая мотивация, что проявляется в стремлении получить в жизни какие-то преимущества, достижении некоторого превосходства над другими людьми. Девушки-студентки, как и юноши этой группы, осмысленно, глубоко и точно подходят к проявлению своего трудолюбия Их трудолюбие способствует развитию творческого отношения к выполняемому делу, улучшению психологического климата в группе, а также развитию задатков и способностей, улучшению личного благополучия. Это вызывает у них положительные эмоции, радостное настроение.

Таким образом, в проявлениях трудолюбия у юношей и девушек различных возрастных групп есть как сходства, так и индивидуально-психологические различия, которые необходимо учитывать при разработке технологий и осуществлении практической работы развития и коррекции изучаемого свойства. Различий в переменных трудолюбия школьников — юношей и девушек больше, чем у студентов.

Основные различия между школьниками — юношами и девушками обнаруживаются, во-первых, в степени выраженности эгоцентрической мотивации трудолюбия, во-вторых, в проявлениях осведомленности, в-третьих, в индивидуально-психологических особенностях проявлениях энергичности в трудолюбии, в-четвертых, в степени выраженности экстернальности трудолюбия.

У студентов — юношей и девушек мы наблюдаем уже значимые различия в степени выраженности социоцентрической мотивации трудолюбия и в степени выраженности аэнергичности трудолюбия.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Каменева Г.Н., Ведерникова Ю.Н. Трудолюбие как свойство личности // Взаимодействие НИУ и социума в решении задач АПК. — М.: Современные тетради, 2007. — С. 212—215.

[2] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2007.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DILIGENCE AT YOUNG MEN AND GIRLS OF TEENAGE AND YOUTHFUL AGE

Ju.N. Anisimova, G.N. Kameneva

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In this article some psychological features of diligence at young men and girls of teenage and youthful age in the tideway of A.I. Krupnov’s is complete-functional approach are considered.

Key words: diligence as property of the person, complete-functional model of the person, psychological features of diligence of young men and girls.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.