Научная статья на тему 'Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек'

Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
339
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ведерникова Ю. Н.

В статье рассматриваются некоторые психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек на основе целостно-функционального подхода А.И. Крупнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of diligence at young men and girls

In article are considered some psychological features of diligence at young men and girls on the basis of A.I. Krupnov's is complete-functional approach.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОЛЮБИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Ю.Н. Ведерникова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются некоторые психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек на основе целостно-функционального подхода А.И. Крупнова.

В деятельности человека почти всегда присутствует некоторая определяющая черта, устойчивое ядро, вокруг которого концентрируются многочисленные частные проявления его поступков. Этой чертой с давних времен являлось трудолюбие. Именно оно считается одной из главных характеристик поведения человека в процессе деятельности.

Трудолюбие — это свойство личности, которое характеризуется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Оно проявляется в активности, инициативности, добросовестности, старании, увлеченности и удовлетворенности процессом труда и др., совмещает в себе волевые качества (проявляемые в желании и умении быть полезным обществу), творчество, инициативность, организованность и ответственность перед коллективом за свои действия и поведение. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться.

В работе изучались сходства и индивидуальные различия в проявлениях трудолюбия у юношей и девушек с количественной и качественной стороны.

В ходе исследования была использована методика «Бланковый тест — трудолюбие», разработанная А.И. Крупновым. На основе системно-функциональной модели изучения свойств личности А.И. Крупнова была определена психологическая структура трудолюбия, которая состоит из мотивационно-смыслового блока (установочно-целевые, когнитивные, мотивационные, продуктивные компоненты) и регуляторно-динамического блока (динамические, эмоциональные, регуляторные и рефлексивно-оценочные характеристики).

В проведенном эмпирическом исследовании приняли участие 32 юноши и 78 девушек в возрасте от 13 до 18 лет.

Полученные результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью пакета компьютерных программ Statistica for Windows 6.0 (табл. 1).

В результате нашего исследования можно выявить сходства в проявлении трудолюбия юношей и девушек: так, и юноши, и девушки имеют ориентацию на лич-ностно значимые цели в реализации трудолюбия и социоцентрическую ориентацию, что связано с глубиной и точностью знаний о трудолюбии (осмысленность); обладают и предметной, и субъектной направленностью трудолюбия, что, в свою очередь, сочетается с положительными эмоциональными переживаниями (стенич-ность) и с активной саморегуляцией трудолюбия (интернальность).

Таблица 1

Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных трудолюбия у юношей и девушек

Переменные Юноши Девушки Г-критерий Р

Общественно значимые цели 32,0 31,5 0,337 0,737

Личностно значимые цели 35,9 35,4 0,437 0,663

Социоцентричность 29,4 30,5 -0,737 0,463

Эгоцентричность 34,9 29,6 3,482 0,001

Осмысленность 38,2 37,2 0,842 0,402

Осведомленность 22,4 17,7 2,037 0,044

Предметность 34,2 33,5 0,459 0,647

Субъектность 34,4 33,7 0,396 0,693

Энергичность 28,3 23,1 2,312 0,023

Аэнергичность 18,0 15,1 1,407 0,162

Стеничность 30,0 29,2 0,430 0,668

Астеничность 21,8 24,2 -1,099 0,274

Интернальность 30,1 29,5 0,444 0,658

Экстернальность 21,8 17,7 2,097 0,038

Операциональные трудности 20,8 18,1 1,244 0,216

Личностные трудности 19,5 20,3 -0,349 0,727

Примечание: значимые показатели выделены.

Остановимся на некоторых различиях в проявлениях трудолюбия у юношей и девушек. Юноши характеризуются высокой выраженностью эгоцентрической мотивации, повышенной осведомленностью, однотипностью приемов и способов осуществления трудолюбия (аэнергичность) и доминированием внешнего локуса регуляции трудолюбия (экстернальность). У девушек указанные выше переменные выражены незначительно.

С качественной стороны можно определить, что юноши отмечают: трудолюбие чаще всего побуждается стремлением реализовать свои личные планы в жизни, внести свой вклад в достижение общей цели, получить возможную выгоду, достигнуть собственного благополучия, улучшить свое материальное положение, получить какие-то преимущества в жизни. Трудолюбие юноши понимают как черту характера, которую нельзя изменить, считают, что она зависит от их темперамента, как свойство личности, которое задается с рождения, а также как врожденную особенность личности и генетически обусловленную черту характера. Для юношей характерны следующие энергические признаки: работа с полной отдачей сил, быстрое и умелое выполнение любых заданий, постоянная занятость какой-нибудь работой, ощущение потребности что-то делать. Однако при этом юноши считают, что трудолюбие часто сдерживается тем, что оно не всегда оценивается людьми по достоинству, неудачи в делах обычно бывают, оттого что подводят другие люди, они легко отвлекаются от начатого дела на посторонние занятия.

Девушки, как и юноши, отмечают, что трудолюбие чаще всего побуждается стремлением реализовать свои личные планы в жизни и намерением улучшить

свое материальное положение, но у девушек эти характеристики выражены в меньшей степени. И, наоборот, у девушек намерение получить в жизни какие-то преимущества выражено в большей степени, чем у юношей. Для девушек наиболее важными являются личные интересы и потребности, для юношей же они не столь важны. Трудолюбие девушки понимают так же, как и юноши, но его характеристики проявляются в меньшей степени. Для девушек характерны следующие энергические признаки: в ситуациях вынужденного ожидания они всегда находят себе какие-нибудь занятия, без промедлений приступают к намеченной работе, работают активно, хотя и с меньшей отдачей сил. Девушки, также как и юноши, считают, что проявление трудолюбия часто сдерживается тем, что оно не всегда оценивается людьми по достоинству, легко отвлекаются от начатого дела на посторонние занятия, также девушки делают что-либо только в благоприятных для этого условиях и считают, что им нужен толчок для выполнения различных видов деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, которые еще раз подтверждают, что в проявлениях трудолюбия есть как сходства, так и индивидуально-психологические различия у юношей и девушек. Проведенный нами анализ трудолюбия юношей и девушек показал определенную специфику, которая проявляется как в своеобразии набора признаков в кругу различных составляющих трудолюбия, так и в степени предпочтения и доминирования тех или иных признаков в реализации трудолюбия.

Основные различия между юношами и девушками обнаруживаются, во-первых, в степени выраженности эгоцентрической мотивации трудолюбия (у юношей выше, чем у девушек); во-вторых, в степени осведомленности (у юношей выше, чем у девушек); в-третьих, в степени выраженности энергичности трудолюбия (у юношей выше, чем у девушек); в-четвертых, в степени выраженности экстер-нальных признаков трудолюбия (у юношей выше, чем у девушек).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Каменева Г.Н., Ведерникова Ю.Н. Психологические особенности мотивационносмысловых составляющих трудолюбия старших школьников // Саморегуляция личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 3 т. — Тольятти: ТГУ, Гуманитарный институт, 2007. — Т. III: Возрастные аспекты самореализации личности. — С. 67—69.

[2] Каменева Г.Н., Ведерникова Ю.Н. Трудолюбие как свойство личности // Взаимодействие НИУ и социума в решении задач АПК. — М.: Современные тетради, 2007.

[3] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: РУДН, 2007.

[4] Каменева Г.Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005.

[5] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3). — С. 63—73.

[6] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. — М., 1995.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DILIGENCE AT YOUNG MEN AND GIRLS

Yu.N. Vedernikova

The Department of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In article are considered some psychological features of diligence at young men and girls on the basis of A.I. Krupnov’s is complete-functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.