Научная статья на тему 'Психологические особенности телесного опыта спортсменов, перенесших спортивные травмы'

Психологические особенности телесного опыта спортсменов, перенесших спортивные травмы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
476
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телесный опыт / адаптивные реакции личности / спортивная травма. / bodily experience / adaptive response of the individual / sports injury

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Николай Валерьевич

Целью работы явилась оценка психологических особенностей спортсменов, получивших спортивные травмы в тренировочный и соревновательный период, преломляемых через призму восприятия травмы как специфического телесного опыта, заключающегося в анализе сложившейся ситуации, ее последствий для настоящего момента и будущего, требующие устойчивости адаптивных реакций личности. В статье рассматриваются основные факторы, способствующие устойчивости адаптивных реакций личности спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CORPORAL EXPERIENCE OF ATHLETES WHO HAVE SUFFERED SPORTS INJURIES

the purpose of this work is to evaluate the psychological characteristics of athletes who received sports injuries in training and competition period through the perception of the trauma as a specific bodily experience, which consists of analysis of the situation, its consequences for the present and the future, which require stability of the individual’s adaptive responses. The article describes the main factors contributing to the sustainability of adaptive responses of the athlete’s personality.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности телесного опыта спортсменов, перенесших спортивные травмы»

4. Markovskaya. I. M. Oprosnik «Vzaimodeistvie roditel'-rebenok»// Olifirovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T. A., Velenta T. F. Psikhologiya semeinykh krizisov. SPb.: Rech'. 2006. S. 253-265.

5. X. Khekkhauzen. Motivatsiya i deyatel'nost'. 2 izd. SPb.: Piter; M.: Smysl, 2003. T.1.

6. Enright G. Enlightening Gestalt. Mill Valley. Pro Telos, 1980.

7. Ivanova O. N. Svyaz' roditel'skogo otnosheniya i sotsiometricheskogo statusa podrostka. Tyumen': TyumGU, 2013 (na pravakh rukopisi).

8. Wheeler G. Gestalt Reconsidered. A New Approach to Contact and Resistance. The Gestalt Institute of

Cleveland Press, 1998.

9. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti. M.: MGU, 1983.

10. Kon I. S. Psikhologiya rannei yunosti: Kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1989. Relationship between parental attitudes and deviant behavior of teenagers

SUMMARY. The article deals with the study of deviant behavior teenagers' perception of their parents' treatment and interaction in relation to them. The article illustrates the difference between paternal and maternal treatment of teenagers with deviant and decent behavior. The following measurements were used: self-exactingness, cooperation, emotional intimacy, parental authority as well as certain differences in teenagers' satisfaction with these relationships.

Key words: paternal and maternal treatment, differences, parental authority, satisfaction with relationships.

УДК: 159.9:796

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА СПОРТСМЕНОВ, ПЕРЕНЕСШИХ СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ

Н. В. Смирнов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России) Россия,

г. Курск, ул. Карла Маркса, 3

Для корреспонденции: Смирнов Николай Валерьевич кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: smirnov-nikv@yandex.ru Information about author:

Smirnov N. V. https://kurskmed.com/department/general_and_clinical_psychology/teacher/158 For correspondence:

Smirnov N. V. candidate of psychological Sciences, associate Professor, Department of General and clinical psychology of the Kursk state medical University of Ministry of healthcare of the Russian Federation

Резюме: Целью работы явилась оценка психологических особенностей спортсменов, получивших спортивные травмы в тренировочный и соревновательный период, преломляемых через призму восприятия травмы как специфического телесного опыта, заключающегося в анализе сложившейся ситуации, ее последствий для настоящего момента и будущего, требующие устойчивости адаптивных реакций личности. В статье рассматриваются основные факторы, способствующие устойчивости адаптивных реакций личности спортсмена.

Ключевые слова: телесный опыт, адаптивные реакции личности, спортивная травма.

В современном футболе периодические физические нагрузки, систематические тренировки и соревнования могут оказывать влияние на функциональное, физическое состо-

яние спортсмена которое сопровождается повышенным мышечным напряжением, сужением поля зрения, потерей концентрации, является причинами повышенного травматизма и как результат повышенный уровень тревожности, который в свою очередь может стать причиной избыточного стресса организма. Полученные ранее травмы приводят к возникновению определенных особенностей телесного опыта, что делает данную проблему актуальной в современной спортивной психологии.

Область исследования в данной статье: телесность, образ тела, телесный опыт и его особенности у футболистов перенесших спортивные травмы. Поскольку «рефлексия телесного потенциала» рассматривается нами как процесс осознания личностью собственного телесного опыта, телесность здесь понимается как качественная определенность физического бытия личности [3, 4].

Основной причиной спортивных травм, являются физические факторы, существенную роль играют также и психологические факторы. Поэтому специалистам в области физической культуры необходимо знать и понимать психические реакции на травмы, а также знать, какие психологические методы использовать, чтобы обеспечить ускорение процесса реабилитации. [10]

Физические факторы, такие, как мышечный дисбаланс, столкновения на высокой скорости, перетренированность и физическое утомление, являются основными причинами травм. Вместе с тем определенную роль могут играть и

психологические факторы. Психологическими предпосылками спортивных травм могут быть особенности личности, уровни стресса [11].

Понимание того, почему спортсмены, подвергающиеся значительным стрессам в повседневной жизни, более подвержены травмам, очень важно с точки зрения создания специальных профилактических программ. На сегодняшний день взаимосвязь между стрессом и травмами объясняют две теории.[9]

Согласно одной из теорий, стресс нарушает концентрацию внимания, снижая периферическое внимание [9]. На значимых соревнованиях, нападающий футбольной команды испытывает сильный стресс и может получить травму, из-за того что не замечает защитника соперника, бегущего на него сбоку. При оптимальном уровне стресса у нападающего было бы более широкое поле периферического зрения, следовательно, он бы во время увидел приближающегося защитника, что помогло бы избежать столкновения и травмы.

Повышенное состояние тревожности также приводит к нарушению концентрации внимания и нерелевантным мыслям. Например, служащий, бегущий трусцой во время обеденного перерыва, после ссоры с коллегой, может оказаться невнимательным к своему маршруту, не заметить ямки и подвернуть ногу.[9]

Анализируя исследования образа физического «Я», в работах таких психологов как П. Федерна, Дж. Чанлипа, Д. Беннета, Р. Шонса, Г. Хэда, С. Фишера, в которых прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние аффективных и когнитивных процессов, их роль в становлении личности, Е. Т. Соколова выделяет три направления исследований образа телесного «Я».

Согласно ее подходу образ тела интерпретируется в контексте анализа активности определенных нейронных систем (Г. Хэд), и в данном направлении такие понятия, как «схема тела» и «образ тела», тождественны друг другу, либо имеют самостоятельное значение (П. Федерн).

В работах Дж. Чанлипа, Д. Беннета «образ тела» является результатом психического отражения. Они различают «абстрактное тело», то есть тело концептуальное, и «собственное тело», построенное на восприятии своего тела.

Сторонники третьего направления, в частности Р. Шонс и С. Фишер, «образ тела» рассматривают как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной формой и функциями. [6]

«Телесность - это феноменальный опыт телесного самобытия, это всегда живой телесный опыт, это опыт сознания своего тела». [7]

Осознание субъектом телесных форм носит эмоциональную выраженную окраску в результате чего, оценка осуществляется как на интрасубъективном, так и на интерсубъективном уровне. На первом - переживание удовлетворенности от восприятия формы и качества своей телесной самости, отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью. На втором оценки связаны со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей. [5]

Спортивная травма - это повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. [3].

Ощущение изменений в морфологическом функциональном потенциале спортсмена (болезненность, ограниченная подвижность, сниженная выносливость), индивидуально-личностные особенности (повышение уровня тревожности и снижение самооценки в связи с невозможностью участвовать в тренировочном процессе на прежнем уровне, опасением подвести команду, тренера, неуверенность в перспективе), переживание телесного опыта (анализ сложившейся ситуации, ее последствий для настоящего момента и будущего) требуют устойчивости адаптивных реакций личности.

Факторы, способствующие устойчивости адаптивных реакций личности, выявленные на примере больных соматическими заболеваниями разной степени тяжести, также при нормальном и патологическим протекании беременности, как факторы адаптивного реагирования на телесный опыт, приобретенный личностью [1, 2], включают в себя: идентичность как упорядоченную жизненной ситуацией иерархию ролей, средний уровень рефлексивности, высокие показатели жизнестойкости, внутренние жизненные стремления, высокие показатели удовлетворенности жизненных потребностей, а также установку на оптимизм при оценке жизненных обстоятельств. Любая ситуация приобретения уникального телесного опыта, делающая тело «непрозрачным» [8] значимым для личности, может быть рассмотрена как особая жизненная ситуация, запускающая процессы осмысления этого телесного опыта, исходом которых могут быть как адаптивные, так и дезадаптивные реакции

Дезадаптивные реакции личности могут проявляться в психоэмоциональной сфере (сниженное настроение, апатия, агрессивные проявления, тревожность, стресс), социальной сфере (нарушение межличностного взаимодействия, контактов, склонность к одиночеству, конфликтность), психосоматической сфере (напряженность сердечно-сосудистой системы, ухудшение гемодинамики, нарушение вегетативной регуляции мышечной деятельности, дезорганизация психомоторной деятельности, психосоматические расстройства, состояние утомления), смысловой сфере (сужение будущего, смысловая опустошенность субъективной картины жизненного пути, отрицательная оценка настоящего, несбалансированная временная перспектива). Такой тип реакций, становится препятствием для эффективного тренировочного процесса, обеспечивающего устойчивые результаты в период соревнований.

Исходя из выше сказанного, мы предполагаем, что наличие спортивной травмы у футболиста, полученной в соревновательном и тренировочном периоде, способствует появлению специфического телесного опыта.

1. спортсмены, перенесшие спортивную травму имеют более высокий уровень тревожности по сравнению со спортсменами, не имевшими ранее спортивных травм;

2. компоненты принятия телесного опыта отличаются у спортсменов, перенесших спортивную травму;

3. футболисты имеющие в анамнезе спортивную травму имеют уровень самооценки отличающийся от уровня самооценки спортсменов не имеющих опыта спортивной травмы.

Цель исследования: оценить особенности и различия телесного опыта, саморефлексии телесного потенциала, смысловой сферы, индивидуальных особенностей, уровень саморегуляции футболистов, не имевших ранее спортивных травм и футболистов, перенесших спортивных травм.

Основная задача исследования: выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между различными изучаемыми компонентами и характеристиками личности футболистов, не имевших ранее спортивных травм и у футболистов, имевших ранее спортивных травм.

Разработать рекомендации для клинико-психологического сопровожденияфутболи-стов перенесших спортивную травму.

Исследование проводилось с привлечением спортсменов - футболистов футбольного клуба «Энергетик» г. Курчатов в возрасте от 16 лет до 21 года, мужского пола. Участники экспериментальной группы имеют в анамнезе спортивные травмы следующих видов: растяжение, ушиб голеностопа, растяжение и ушиб задней поверхности бедра, легкие повреждения коленного и локтевого суставов, перелом пальца руки, у контрольной группы травм в анамнезе нет. В исследовании принимали участие футболисты с тренировочным и соревновательным стажем от четырех до десяти лет.

Исследования проводились при помощи методик: тест «СЖО» Д. А. Леонтьева, цветовой тест Люшера, «диагностика рефлексии» А. В. Карпова, опросник «стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, «выбор дескрипторов интрацептивных ощущений», опросник саморефлексии телесного потенциала Г. В. Ложкин, А. Ю. Рождественский, «исследование тревожности» опросник Спилбергера-Ханина, исследование самооценки тест Дембо-Рубинштейн.

Спортсмены, относительно полученных травм дифференцировались следующим образом: футболист, отстраненный от занятий спортом по медицинским показаниям (медицинские обследования, лечение), футболист, приступивший к тренировкам после лечения по индивидуальной программе, футболист, восстановившийся после травмы и принимающий участие в тренировочном процессе и соревнованиях и те, у кого не было спортивной травмы. Учитывалась экспертная оценка тренером успешности игрока во время тренировочного процесса и соревнований: неуспешный (футболист после травмы не вышел на прежний уровень своей игры), успешный (футболист вышел на прежний уровень своей игры), сверхуспешный (уровень игры качественно повысился) и те, кто не подлежит оценке, поскольку отстранен от процесса. Также при исследовании было учтено, что футбол в зависимости от вида имеет свои особенности, такие как: правила игры, количество игроков на площадке, характеристики площадки (длина и ширина поля, длина и высота ворот, травяное покрытие поля или синтетическое, манеж или открытая площадка), экипировка. Все вышеперечисленные характеристики оказывают влияние на процессподготовки, темп игры и на характер получаемых травм.

Результаты экспериментально исследования были обнаружены статистически значимые различия по следующим переменным.

В результате сравнения исследуемых групп по методике «Тест смысложизненных ори-ентаций» были обнаружены статистически значимые различия по параметру осмысленность (р-0,022). На основание анализа полученных данных, можно сделать следующий вывод: Перед спортсменами, имеющими спортивную травму, часто стоит вопрос дальнейшего продолжения спортивной карьеры. Следует ли двигаться по пути спортивной карьеры, активнее участвовать в просмотрах, усиление тренироваться, чтобы пройти отбор в команду более высокого уровня учитывая перенесенную травму, ориентироваться на другую цель, а футболом продолжить заниматься на любительском уровне для поддержания спортивной формы и получения позитивных эмоций. А также осмысленность возрастает в связи с перенесенными травмами как следствие того, что человеку в процессе реабилитации после травмы на пути к достижению желаемых целей приходится преодолевать обстоятельства не актуальные для нетравмированных спортсменов, конкретно планировать свою жизнь и деятельность на более продолжительный срок.

Обнаружены статистически значимые различия по методике «Тхостова» по показателю «внутренние ощущения» (р-0,002). Это свидетельствует о том, что у футболистов, имеющих в анамнезе спортивную травму больший словарь, определяющий внутренние ощущения, чем у не травмированных ранее футболистов. Это может быть связано с тем, что в период непосредственного лечения травмы и в процессе реабилитации и даже после полного восстановления человек уделяет больше внимания своим внутренним ощущениям и их анализу. Привыкает постоянно их контролировать и фиксировать возможные изменения или же нао-боротстабильность. Это происходит в результате того, что при получении травмы, а впоследствии во время лечения, реабилитации и тренировок и соревнований спортсмен испытывает болезненные ощущения, которые не могут испытывать спортсмены, не перенесшие травму.

Обнаружены статистически значимые различия по методике «Тхостова» по показателю «болезненные ощущения» (р-0,001). Это объясняется тем, что при получении травмы спортсмен испытывает болезненные ощущения, часто новые для него, не испытанные ранее или прежние ощущения от привычных действий начинают давать болезненную реакцию. В последствии во время лечения, реабилитации и тренировок и соревнований спортсмен испытывает болезненные ощущения от производимых им действий, например, при разработке поврежденного сустава во время реабилитационных занятий или при получении определенных нагрузок в процессе тренировки на поврежденную мышцу, которые не могут испытывать спортсмены, не перенесшие травму.

При исследовании тревожности с помощью теста «Спилбергера-Ханина» были обнаружены различия между группами испытуемых футболистов имевших и не имевших ранее спортивные травмы. Различия были обнаружены по параметру «Личностная тревожность» (р-0,026). Полученные данные свидетельствуют о том что, среди нетравмированных футболистов гораздо более высокий процент респондентов с оптимальным уровнем личностной

тревожности (более 50 %), а вот среди травмированных ранее футболистов в большинстве своем (80 %) преобладают спортсмены с высоким уровнем личностной тревожности и совсем нет людей с низким уровнем, тогда как среди не травмированных футболистов таковых 10 %. Поскольку собственно личностная тревожность предполагает довольно большой диапазон ситуаций, которые личность может внутренне воспринимать как угрожающие. Это свидетельствует о том, что футболисты, перенесшие ранее спортивные травмы, чаще воспринимают события или ситуации как тревожные, задумываются к каким нежелательным последствиям могут привести их действия или действия окружающих.

При исследовании самооценки с помощью методики «Дэмбо-Рубинштейн» были обнаружены статистически значимые различия по шкале здоровье (р-0,043). В группе футболистов, не имеющих спортивной травмы было обнаружено преобладание адекватной самооценки (70 %). Низкая и высокая самооценка выражены в меньшей степени, в то время как в группе футболистов получивших спортивную травму все градации самооценки находятся приблизительно на равном уровне. Это объясняется тем, что, не имея негативного телесного опыта, связанного со спортивными травмами футболисты оценивают свое здоровье в свете приносимого занятиями спортом в целом и футболом в частности положительного влияния на различные жизненные функции, а футболисты, имевшие ранее травмы опасаются возникновения отрицательных последствий или ощущают таковые в настоящее время. Примерное равенство градаций в самооценке здоровья среди травмированных футболистов свидетельствует о том, что часть из них оценивала свое состояние в целом, а часть - через призму перенесенной ранее травмы.

Исследование самоэффективности по методике Р. Шварцера и М. Ерусалема статистически значимых различий не выявило, однако, показало высокий уровень самоэффективности у испытуемых, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, что свидетельствует о том, что спортсмены способны ставить перед собой цели и стремиться к их достижению независимо от перенесенных травм, наличие травмы в анамнезе не является фактором оказывающим сколь-нибудь существенное влияние на самоэффективность спортсмена.

На основании анализа результатов полученных в ходе исследования были предложены ряд методических рекомендаций по психологической реабилитации спортсменов (футболистов), перенесших спортивную травму, которые включают в себя аутогенные тренировки и индивидуальное консультирование в рамках клинико-психологическое сопровождение спортсменов.

Литература:

1. Василенко Т.Д. Время человеческого бытия как содержание жизненного пути личности / /Российский научный журнал. № 6 (25), 2011. С. 119-124

2. Василенко Т.Д. Роль характеристик ситуации хронического соматического заболевания в трансформации ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». Вып. 14, № 29 (246), 2011. С. 76-81

3. Карпман В. Л.- Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры.- М. Физическая Культура, 2005.- 544 с

4. Ложкин Г. В., Рождественский А. Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // Психол. журн.2004.- Т. 25, № 3.- С. 27-33.

5. Никитин В. Н. Психология телесного сознания М:. Алетейа 1999-478 с

6. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216 с

7. Трунов, Д. Г. Феноменальные модусы телесного бытия/ / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1(1). С. 20-24

8. Тхостов А. Ш. Психология телесности.- М.: Смысл, 2002.- 287 с.

9. Уэйнберг Р., Гоулд Д., Основы психологии спорта и физической культуры - Киев: Олимпийская литература, 2001-336 с

10. Rotella, R.J., & Heyrnan, S.R. (1986). Stress, injury, and the psychological rehabilitation of athletes. In J. Williams (Ed.), Applied sportpsychology @p. 343-364.

11. Wiese DM, Weiss MR (1987). Psychological rehabilitation and physical injury: implications for the sports medicine team. Sport Psychol 1:318-30

References

1. Vasilenko T. D. Vremya chelovecheskogo bytiya kak soderzhanie zhiznennogo puti lichnosti //Rossiiskii nauchnyi zhurnal. № 6 (25), 2011. S.119-124

2. Vasilenko T. D. Rol' kharakteristik situatsii khronicheskogo somaticheskogo zabolevaniya v transformatsii tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psikhologiya». Vyp. 14, № 29 (246), 2011. S. 76-81

3. Karpman V. L.- Sportivnaya meditsina. Uchebnik dlya institutov fizicheskoi kul>tury.- M. Fizicheskaya Kul>tura, 2005.- 544 s

4. Lozhkin G. V., Rozhdestvenskii A. Yu. Fenomen telesnosti v Ya-strukture starsheklassnikov i soderzhanii ikh zhiznennykh proektov // Psikhol. zhurn.2004.- T. 25, № 3.- S. 27-33.

5. Nikitin V. N. Psikhologiya telesnogo soznaniya M:. Aleteia 1999-478 s

6. Sokolova E. T. Samosoznanie i samootsenka pri anomaliyakh lichnosti.- M.: Izd-vo MGU, 1989.- 216 s

7. Trunov, D. G. Fenomenal'nye modusy telesnogo bytiya// Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2010. № 1(1). S. 20-24

8. Tkhostov A. Sh. Psikhologiya telesnosti.- M.: Smysl, 2002.- 287 s.

9. Ueinberg R., Gould D., Osnovy psikhologii sporta i fizicheskoi kul'tury - Kiev: Olimpiiskaya literatura, 2001-336 s

10. Rotella, R.J., & Heyrnan, S.R. (1986). Stress, injury, and the psychological rehabilitation of athletes. In J. Williams (Ed.), Applied sportpsychology @p. 343-364.

11. Wiese DM, Weiss MR (1987). Psychological rehabilitation and physical injury: implications for the sports medicine team. Sport Psychol 1:318-30

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CORPORAL EXPERIENCE OF ATHLETES WHO HAVE SUFFERED SPORTS INJURIES

N. V. Smirnov

Summary: the purpose of this work is to evaluate the psychological characteristics of athletes who received sports injuries in training and competition period through the perception of the trauma as a specific bodily experience, which consists of analysis of the situation, its consequences for the present and the future, which require stability of the individual's adaptive responses. The article describes the main factors contributing to the sustainability of adaptive responses of the athlete's personality.

Key words: bodily experience, adaptive response of the individual, sports injury.

«СВЕТЯ ДРУГИМ СГОРАЮ САМ»: МЕДИЦИНСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Черкасова В. Г., Муравьев С. В., Желнин А. И., Миков Д. Р., Сарапулов А. Н., Чайников П. Н., Кулеш А. М., Соломатина Н. В.

«SHINING THE OTHER BURNS ITSELF OUT»: MEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND BIOETHICAL ASPECTS OF THE BURNOUT-SYNDROME IN MEDICAL WORKERS»

Cherkasova V. G, Muravyev S. V., Zhelnin A. I., Mikov D. R., Sarapulov A. N., Chainikov P. N, Kulesh A. M., Solomatina N. V.

Черкасова Вера Георгиевна - д. м.н., профессор, заведующая кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера» Минздрава России, директор научно-образовательного центра спортивной медицины и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера» Минздрава России, главный внештатный специалист по спортивной медицине министерства здравоохранения Пермского края, директор центра когнитивных нарушений Пермского края, директор учебно-методического центра нейрогериатрии и дементологии, президент Пермского регионального общественного объединения «Ассоциация врачей спортивной и восстановительной медицины» г. Пермь.

Муравьев Сергей Владимирович - к. м.н., ассистент кафедры медицинской реабилитации и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера» Минздрава России, методист научно-образовательного центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.