Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / студенческий возраст / формирование и развитие личности / проблемы взрослости. / personality / student age / formation and development of personality / problems of adulthood.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданова Наталья Владимировна

цель статьи – в теоретическом описании особенностей психологии студенческого возраста. Раскрыто понятие студенческого возраста, как переходного этапа ко взрослой жизни. Также в статье затронута проблема взрослости и связанные с ней внутренние противоречия, касающиеся особенностей развития личности. Проведен анализ личности студента как субъекта учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENT AGE

the purpose of the article is a theoretical description of the features of psychology of student age. The concept of student age as a transitional stage to adulthood is revealed. The article also touches upon the problem of adulthood and related internal contradictions concerning the peculiarities of personality development. The analysis of the student's personality as a subject of educational activity is carried out.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Богданова Н.В.

Богданова Наталья Владимировна - студент магистратуры, магистерская программа «Педагогическая психология» факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Аннотация: цель статьи - в теоретическом описании особенностей психологии студенческого возраста. Раскрыто понятие студенческого возраста, как переходного этапа ко взрослой жизни. Также в статье затронута проблема взрослости и связанные с ней внутренние противоречия, касающиеся особенностей развития личности. Проведен анализ личности студента как субъекта учебной деятельности. Ключевые слова: личность, студенческий возраст, формирование и развитие личности, проблемы взрослости.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENT AGE Bogdanova N.V.

Bogdanova Natalia Vladimirovna - Master's student, MASTER'S PROGRAM "PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY" OF FACULTY OF PSYCHOLOGY, NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, NOVOSIBIRSK

Abstract: the purpose of the article is a theoretical description of the features ofpsychology of student age. The concept of student age as a transitional stage to adulthood is revealed. The article also touches upon the problem of adulthood and related internal contradictions concerning the peculiarities of personality development. The analysis of the student's personality as a subject of educational activity is carried out.

Keywords: personality, student age, formation and development ofpersonality, problems of adulthood.

В теории зарубежных авторов, таких как: З. Гинзберга, Д. Сьюпера, В. Врум, Л. Тайлера, Д. Миллера, Дж. Холланда, В. Гинсбурга, С. Аксельрода имеется тенденция о том, что личность является многогранной, сложной, непрерывно саморазвивающейся системой. Ключевой основой в формировании и развитии личности, является ее профессиональное развитие.

В отечественной литературе широко представлена психология личностно-профессионального развития студентов. Еще в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, чьи труды базировались на возрастной психологии, была впервые затронута проблема взрослости. Студенческий возраст является неким переходным звеном от юности к взрослости.

Исследуя возрастной период от 18 до 25 лет, Л.С. Выготский, впервые не включил его в юношеский возраст. Ранее существовавшие концепции о том, что юность — это период детства, Л.С. Выготский рассматривал как, начальное звено взрослости, и назвал этот период «началом зрелой жизни» [1].

Юность можно отнести к сложному периоду, при котором происходит формирование нравственности, идеологии, идентичности, развитие социальных качеств личности. Возрастные границы юношества определяются авторами по-разному. В научных трудах Б. Г. Ананьева, А. В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, З.Ф. Есаревой юность делится на две составляющие: ранняя (15-18 лет) и поздняя юность (18-23 года). По мнению Слободчикова В.И., Исаева Е. И. юностью считается возрастной период с 13,5 до 18 лет. Для того, чтобы рассматривать особенности психологии студентов, периодизация взята на основании исследований В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева. Эти ученые говорят о ряде факторов, относящихся к юношескому возрасту, к ним относится саморефлексия, осознание индивидуальности, активное формирование планов на жизнь, а также готовность к самоопределению и установка на сознательность с точки зрения собственной жизни, при этом в разные сферы врастание осуществляется постепенно. Именно к студенческому возрасту также относится кризис юношества, речь идет о 17-21 годе. Индивидуализация является в данным случае особым этапом в духовной жизни каждого человека. При этом вырабатывается естественное собственное мировоззрение, которое имеет некую самобытность, уникальность. В качестве основной проблемы в данном ключе воспринимается возможность нахождения собственного индивидуального подхода к реальности с учетом социума, культуры, конкретного времени. Важно, что индивидуализация непосредственно связана с собственными способностями. На практике это означает, что студент должен иметь определенные способности, актуализировать их, а также быть для собственных способностей субъектом. Именно с точки зрения индивидуальности раскрываются вопросы авторства в процессе становления способностей, это этап саморазвития сознательного, с конкретной фиксированной целью. В юношеском возрасте наблюдается кризис, связанный с авторством в процессе определения и реализации индивидуальной жизнедеятельности, а также взглядов, принадлежащих определенной личности. В данном процессе происходит обособление от собственного социального образа для ближнего окружения, при этом необходимо преодолевать детерминации, которые касаются профессионализма и политики. Достаточно большое количество качеств при этом становятся объективными, а не субъективными, это вызывает повышение ответственность за собственную личность. С точки зрения мотива рассматривается раскрытие самости, а также

процесс переживания из-за смены ценностей, интересов и представлений, часто сопровождающийся переживаниями, в итоге формируется кризис юности.

Этот возрастной период является переходным этапом ко взрослой жизни, в результате для него вполне естественными являются внутренние противоречия, касающиеся особенностей развития личности. Молодой человек начинает самостоятельную жизнь, но при этом совершенно не имеет для этого необходимого опыта. Актуальные для данного этапа социальные роли осваиваются личностью постепенно, при этом естественным является подчеркивание собственной самостоятельности. Одним из факторов является чрезмерная импульсивность выбора, значительное влияние обстоятельств, при это болезненность, если появляется ощущение критики или же ограничений в принятии решений.

С точки зрения психологии каждый критический период имеет две стороны, это положительная и отрицательная. В качестве негативных моментов стоит представить потерю установленной связи с социумом, а также смена формы учебы и определенных привычных естественных условий. С точки зрения позитивных факторов необходимо рассматривать новые возможности для того, чтобы развивать индивидуальность и личность человека, при этом дополнительно появляется гражданская ответственность. С точки зрения обучения самообразование становится целенаправленным и сознательным процессом. Стоит учитывать, что этот период регулируется не только возрастом, но и индивидуальными особенностями становления. С точки зрения психологии в качестве основы представлена необходимость сравнения с идеалом реальной собственной личности, это отражается также на профессиональной сфере. При этом сами идеалы могут быть установлены импульсивно, случайно, а также нередко основные характеристики ошибочны, при этом есть также нарушения, которые касаются оценивания реальной собственной личности. Подобные противоречия можно снять с помощью творческой преобразующей деятельности, она позволяет воздействовать на свою личность, а также на социальную окружающую сферу. В процессе юношеского кризисного периода перестройки могут происходит без конфликтов, но для этого важно подготовиться к значительным переменам в жизни. Речь идет о том, что еще до вступления в возраст следует научиться намечать жизненные перспективы на разных этапах, а также развиваться с точки зрения принятия и реализации решений. Итогом становится тот факт, что идеальный образ перестает быть чрезмерно иллюзорным и превращается фактически в практический ориентир. Постепенно в течение прохождения кризиса появляется необходимый опыт для достижения успеха в соответствии с собственными идеалами. Необходимо учитывать, что самоопределение включает в себя множество разнообразных факторов, они касаются прогнозирования жизненного пути и планирования, на основании существующего прогноза. При этом стоит учитывать особенности конкретного индивида, благодаря чему развивается личность. Необходимо учитывать, что важность конкретного места в социуме неоспорима как для юношей, так и для девушек. Неудовлетворенность формируется на основании существующих форматов взаимодействия, которая может с течением времени скапливаться. Нередко это выражается в активном творческом процессе, проявляется интерес к музыке, изобразительному искусству. Самостоятельное творчество или же созерцание чужих работ является способом познания себя и выражения личности. В этом возрастном периода актуален экзистенциональный кризис, связанный со смыслом жизни. При этом обязательно привязывается поиск места в жизни именно для своей личности. На основании умозаключения И.С. Кона можно говорить о том, что юноша рассматривает смысл жизни с точки зрения, как конкретной цели для его личности, так и с точки зрения развития общества [2]. При этом раскрывается несколько взаимосвязанных смыслов, основывающихся на определенной индивидуальности. Важно учитывать, что для успешного прохождения подобного кризиса необходимо иметь запас внутренних средств, в противном случае молодые люди нередко склоняются к зависимостям, а также многие не могут самостоятельно справиться с кризисным этапом и стремятся к суицидным наклонностям. Для людей в этом возрастном периоде актуально огромное количество разнообразных течений и субкультур. Вопросы развития в профессиональном поприще актуальны, при этом рассматривается сущность специальности, ее значимость для общества, а также особенности каждой конкретной профессии. Для каждого студента неизбежен этап столкновения с разочарованиями, которые касаются его жизненного пути, нередко они касаются именно профессиональной деятельности или же образования. Стоит учитывать, что кризис развивается на фоне самостоятельной жизни, когда человек может самостоятельно реализовывать собственные планы. Для тех людей, которые отказались от поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, актуально негативное восприятие, фактически это разрушение определенного сценария жизни, что в этом возрасте воспринимается тяжело и требует внушительной работы с точки зрения самоопределения. Стоит учитывать, что некоторые остаются тверды в едином решении и откладывают свое обучение на год, другие же меняют выбор под окружающие условия, но при этом ни одна из вероятностей не может гарантированно защитить от разочарования от неудачи. Ряд неотъемлемых трудностей является частью жизни каждого студента, даже при достижении одной из основных целей. Связано это может быть с проблемой принятия ответственного осознанного решения с точки зрения процесса выбора профессии. При этом есть сложности, которые касаются разочарования в деятельности в целом, а также которые касаются трудностей в процессе учебы или же правильности выбора в рамках определенного учебного заведения. Профессия выбирается в этом возрастном периоде как одно из наиболее важных решений. Это означает не только лишь выбор деятельности, но и определение с конкретной социальной группой, стилистикой жизни, окружающими людьми, дополнительно это связано с типом, местом работы, определенными обязанностями. Фактически подобное решение способно внести изменения во всю жизнь.

Важным моментом становится процесс адаптации к новой системе после поступления в высшее учебное заведение. В большинстве случаев естественным сопровождением будут негативные переживания. Это актуально

на основании перехода в новый коллектив, в другую атмосферу, а также с недостаточным уровнем подготовки [5]. В рамках психологии большое значение имеет уровень самостоятельного регулирования в процессе деятельности и поведения, при его отсутствии на фоне снятия контроля педагогов, возможны негативные последствия. Дополнительно процесс осложняется поиском оптимального режима жизнедеятельности с точки зрения режима сна, обустройства быта, самостоятельного обслуживания, ведь часто начало обучения в институте совпадает с переездом в другое место жительства. Процесс обучения дает возможность сформировать основу, необходимую для трудовой деятельности в рамках профессии. Удается освоить базовые составляющие в течение длительного поэтапного процесса. При этом период необходимо рассматривать как достаточно специфический. Изначально на первом этапе большое значение имеет именно адаптация к обучению в профессиональной сфере. В этой ситуации молодой человек примеряет на себя социальные роли, актуальные для взрослой личности, важно убедится в верном выборе направления и адаптировать образ жизни, а также выстроить заново иные социальные связи. Для младших курсов актуально осмысление профессии, а значит и своей личности в рамках определенной специализации. Стоит ориентироваться на тот факт, что у студентов есть ряд особенностей с точки зрения их деятельности. Цели и результаты являются достаточно своеобразными, при этом происходит непрерывный процесс развития личности и профессиональных качеств, который сопровождается новыми знаниями, умениями, а также приобретением навыков [3]. Объект изучения имеет свой особенный характер, при этом деятельность в целом идет о запланированным выстроенным условиям. Используются конкретные средства в рамках получения высшего образования.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, анализируя личность студента непосредственно как субъекта учебной деятельности, следует обратить внимание на его способность выполнять все возможные виды и формы учебной деятельности. Преподаватель при этом имеет определенную психолого-педагогическую задачу, которая представлена как необходимость формирования у студента планирования, организации в рамках восприятия его как субъекта учебной деятельности. С помощью фиксирования подобной цели есть возможность выделить конкретные определенные действия, которые в дальнейшем приводят к достижению успеха в образовании, освоению учебной программы, а также к организации формирования необходимых навыков для обучения и дальнейшего развития, которое касается профессиональной сферы. При этом важно, чтобы преподаватель был для студентов примером и поддержкой, особенно актуально это непосредственно для студентов первого курса, которые находятся в процессе адаптации. В таком случае преподаватель имеет большое влияние с точки зрения изменения ценностные ориентаций, а также формирования и развития мотивационной сферы для молодых людей [4].

Список литературы /References

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. -367 с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учителя / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. -255 с.

3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.

4. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коломинского. - СПб.: Речь, 2007. — 240с.

5. Психолого-педагогическая поддержка студента-первокурсника в процессе обучения в педагогическом вузе: Дневник профессионального становления будущего психолога: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Е.В. Дёкина. — Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. — 40 с.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ipi1.ru/homepage/arkhiv-zhurnala.html (дата обращения: 25.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.