УДК 618.177
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ1
© Елена Станиславовна ДЬЯЧКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, e-mail: [email protected]
Цель исследования - выявить психологические особенности семей с нарушениями репродуктивного здоровья в связи с задачей оптимизации лечения и улучшения качества их жизни. Обсуждается проблема определения понятий семьи, репродуктивного здоровья, его комплексной оценки и нарушений репродуктивной сферы. Дается обзор современных зарубежных и российских исследований по обозначенной проблеме; приведены психологические характеристики мужчин, женщин и семей с нарушениями репродуктивного здоровья. Указаны психологические особенности семьи благополучной / неблагополучной в плане рождения и воспитания здоровых детей.
Ключевые слова: семья; брак; репродуктивное здоровье; репродуктивный потенциал; бесплодие; родительство.
Введение в проблематику, цели, задачи и методы исследования. Жизнеспособность нации определяется, прежде всего, здоровьем молодых людей, их способностью к деторождению и качеством потомства, что является обязательным условием развития любого общества. Поэтому семьям с нарушениями репродуктивного здоровья уделяется особое внимание со стороны государства (Концепция демографической политики России до 2025 г.) и, соответственно, медицины, социологии, а в последнее время все больше психологии репродуктивной сферы (новым направлением перинатальной психологии и психологии родительства). В последние десятилетия катастрофически увеличилось число и разнообразие нарушений репродуктивного здоровья у женщин и мужчин, что привело к появлению новых исследований и активному прогрессу в медицине новых репродуктивных технологий. Так как увеличиваются и психологические проблемы, связанные с нарушениями репродуктивного здоровья, они в последнее десятилетие активно изучаются в психологии и психотерапии, что позволило выявить не только психологические последствия нарушений репродуктивного здоровья у женщин и мужчин, но и психологические причины возникновения этих нарушений. Кроме того, оказалось, что психологические аспекты репро-
1 Работа выполнена при поддержке проекта 6.8309.2013, выполняемого в рамках государственного задания Минобрнауки РФ.
дуктивного здоровья имеют свою специфику, отличную от тех соотношений психических и соматических систем человека, которые сформулированы в общей психосоматике и психологии телесности [1].
Отметим, что в научной психологической литературе встречается большое количество публикаций, посвященных психологическим особенностям женщин с нарушениями репродуктивного здоровья, в частности с бесплодием [2-6]. Отдельные работы уделяют внимание психологии мужского бесплодия [6-10]. Отдельные авторы рассматривают психологические аспекты бесплодия и у женщин, и у мужчин [11; 12]. Однако недостаточно проработана проблематика психологических особенностей семей с нарушениями репродуктивного здоровья.
Настоящая работа призвана на основе анализа научных источников определить степень разработанности проблемы семей с нарушениями репродуктивного здоровья в современной отечественной и зарубежной психологической литературе. Целью данного исследования явилось выявление психологических особенностей семей с нарушениями репродуктивного здоровья в связи с задачей оптимизации лечения и улучшения качества жизни. Нами применены общенаучные методы исследования - анализ и синтез данных научной литературы, их обобщение и конкретизация.
Семья: междисциплинарная проблема определения понятия, функции, тенден-
ции современной семьи. Однозначно определить понятие «семья» в настоящее время трудно - существует проблема определения понятия семьи [13]. В психологическом словаре для родителей представлено определение семьи как основанной на браке или кровном родстве малой группе, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственнопсихологических отношений [14]. Л.Д. Сто-ляренко, С.И. Самыгин дают определение семьи как социально-педагогической группы людей, предназначенной для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена [15]. В социологии семья рассматривается как:
- первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;
- основной фактор в социализации;
- социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;
- социальная система, все члены которой имеют определенные статус и роли;
- общность, для которой характерна особая система межличностных отношений [16].
Семейные отношения отличаются от брачных наличием в семье детей [17].
А.И. Антонов вводит понятие потребности в детях, понимая под ней социальнопсихологическое свойство индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей индивид испытывает затруднения как личность. Потребность личности в детях является духовной потребностью и выходит за рамки изучения ее только в связи с рождаемостью. В научной классификации потребностей человека она должна занять свое место взамен мифологической «потребности размножения». Потребность в детях - также одна из форм проявления потребности в другом человеке, она характеризует степень нравственного развития личности [18].
Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов, что определяется функциями: репродуктивной,
первичной социализации и экзистенциального содержания детей [19, с. 29].
Стоит отметить, что исследователи, характеризующие современную семью, выявляют главные тенденции, связанные с изменением системы ценностей, с ростом индивидуализации и рационализма, что проявляется, по их мнению, в снижении рождаемости, преобладании малодетных семей и распространению добровольной бездетности [19, с. 29].
Репродуктивное здоровье: понятие,
проблема комплексной оценки, критерии, виды нарушений, статистические данные.
Понятие репродуктивного здоровья Всемирная организация здравоохранения (далее -ВОЗ) определяет как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию в психосексуальных отношениях семьи. Таким образом, репродуктивное здоровье - это важнейшая составляющая общего здоровья каждого конкретного человека, каждой семьи и общества в целом.
В идеале уровень репродуктивного здоровья оценивается по результатам функционирования репродуктивной системы - количеству состоявшихся зачатий и количеству своевременно рожденных детей при отсутствии искусственных ограничений (противозачаточные приемы, аборты). Эти же два показателя следует использовать для оценки индивидуального репродуктивного здоровья женщины (для мужчины - только первый) [20]. Но поскольку ограничение деторождения стало неизбежным атрибутом жизни современного человека, истинные показатели уровня репродуктивного здоровья в настоящее время являются потенциальной, абстрактной, практически не учитываемой величиной, а реально оценивается результат осознанной регуляции человеком своей детородной функции.
М.Ю. Сурмач указывает, что обобщенные индексы, характеризующие репродуктивное здоровье, пока не разработаны, поэтому большинство авторов экстраполируют методологию исследований общественного здоровья на область репродуктивного здоровья и рассматривают лишь отдельные его составляющие. Анализируя литературные
данные, он выделяет три группы факторов, по которым можно произвести оценку репродуктивного здоровья:
1) демографические показатели данного региона (общие и специальные коэффициенты естественного движения населения, младенческая и перинатальная смертность, материнская смертность);
2) некоторые показатели, характеризующие состояние здоровья населения исследуемого региона (частота экстрагениталь-ной патологии беременных, характер геста-ционных осложнений и осложнений родового акта, частота бесплодия в браке, распространенность генитальной и экстрагениталь-ной патологии, частота нарушений сексуального здоровья, распространенность инфекций, передающихся половым путем);
3) санитарно-статистические данные о распространенности использования тех или иных методов контрацепции и частота искусственных прерываний беременности [21].
Ряд российских авторов [22] предлагает использовать в комплексной оценке репродуктивного здоровья семьи наличие факторов риска формирования патологии репродуктивной системы, а именно: наследственный фактор, экологические вредности, стрессовое воздействие, вредные привычки, характер питания, уровень санитарно-гигиенических знаний, соматическую патологию.
М.Ю. Сурмач также дает определение другого термина - репродуктивный потенциал - это уровень физического и психического состояния отдельного человека (комплексный индивидуальный показатель, отражающий единство биологического и социального состояния индивидуума), который в оптимальном случае позволяет воспроизводить здоровое потомство и обеспечивать баланс репродуктивного здоровья[21].
К нарушениям репродуктивного здоровья относят, прежде всего, нарушение способности к зачатию как у женщин, так и у мужчин; нарушение способности женщин к вынашиванию плода; нарушение развития нового организма от момента зачатия до периода его полового созревания; нарушение лактационной функции у кормящих женщин; нарушения менструальной функции у женщин; новообразования как у мужчин, так и у женщин и др.
Основным проявлением функциональной целостности репродуктивной системы семейной пары является наступление беременности в желаемый срок, ее нормальное физическое течение и рождение здорового ребенка.
По данным ВОЗ, 30 % женщин и 10 % мужчин имеют различные нарушения функции репродуктивной системы, от 60 до 80 млн пар в мире страдают бесплодием [23]. От 2 до 10 % пар не могут зачать ребенка естественным путем, еще 10-25 % не могут иметь больше одного ребенка. Среди пар, обращающихся за специализированной медицинской помощью, бесплодие вызвано исключительно женским фактором в 40 % случаев, а исключительно мужским - в 30 % случаев, в остальных случаях бесплодие наступает в связи с проблемами у обоих партнеров или по неизвестной причине.
В зависимости от того, кто из супругов является инфертильным, выделяют мужское бесплодие, женское бесплодие, бесплодие, обусловленное нарушениями репродуктивного здоровья обоих супругов, бесплодие неясного генеза, при котором генитальная патология не обнаруживается ни у одного из супругов. Эта классификация имеет принципиальное значение с точки зрения психологических последствий бесплодия. Возможны три варианта реакции супругов на нарушения репродуктивного здоровья: индифферентная, сближение и отчуждение [24]. Если обследованием устанавливается, что оба супруга в какой-то мере ответственны за отсутствие беременности, то, как правило, это известие сплачивает их. Такая же (или индифферентная) реакция имеет обычно место при мужском бесплодии. Наиболее значимыми негативными последствиями чревато женское бесплодие.
Бесплодие в браке может быть первичным, если беременности в этом браке никогда не было, и вторичным, если беременности были [12].
Оптимальные условия для беременности - это гармоничные отношения супругов, когда двое любят друг друга, семейная жизнь устоялась, желание иметь ребенка выражено у обоих, пара много времени проводит вдвоем и оценивает, какие именно показатели благополучия / неблагополучия брака имеют значение для формирования оптимального
отношения женщины к своей беременности [25]. Ведь беременность подразумевает конец существования женщины как независимого отдельного существа и начало отношений мать - дитя. Новые роли приобретают и другие члены семьи: отец, бабушка, дедушка.
Психологические особенности мужчин, женщин и семей с репродуктивными нарушениями. Исследования мужчин, страдающих нарушениями репродуктивного здоровья, показывают, что нередко бесплодные мужчины определяли свое состояние как близкое к утрате смысла жизни, при этом они испытывали тревогу и депрессию, поскольку довольно часто отождествляли мужественность с возможностью зачать ребенка. Страх почувствовать себя несостоятельными в плане возможности реализации функции продолжения рода приводил к тому, что они отказывались от медицинского обследования и лечения. У некоторых пациентов возникало чувство подавленности, агрессивности, у части из них снижалась самооценка. У пациентов, состоящих в бесплодном браке, отмечался чрезвычайно высокий уровень астении. Выраженность астенических расстройств нарастала соизмеримо с течением сроков лечения бесплодия [26-28].
Если говорить о женщине в семейной системе в рамках проблемы репродуктивного здоровья, то многие авторы упоминают психологическую готовность к материнству, которая во многом обусловливает поведение женщины во время беременности, настрой на роды, особенности взаимодействия с ребенком до и после его рождения [29; 30].
Г.Г. Филипповой показано, что конфликт между желанием стать матерью, с одной стороны, и неготовностью к принятию материнской роли, с другой стороны, может провоцировать нарушения репродуктивной функции. Этот внутренний конфликт ведет к напряженности и невозможности его конструктивного преодоления и, как следствие, возникает соматизация [1; 31].
И.В. Добряков рассматривает психологический компонент гестационной доминанты как совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей
беременности, ее поведенческие стереотипы, что представляется важным в структуре репродуктивного здоровья женщины [32].
В случае восстановления репродуктивной функции психологическая готовность к принятию материнской роли имеет свои специфические особенности, отличные от особенностей нормально беременных женщин, что показано в работе Х.В. Бежиной [33]. Отмечается деформация смысловых аспектов идентичности, выражающаяся в низких показателях целеполагания и негативном осмыслении прошлого опыта. Временные аспекты идентичности отражают негативные ее изменения и дают возможность охарактеризовать временную перспективу беременных женщин, имеющих опыт бесплодия как несбал-лансированную. Эмоциональные реакции имеют тревожную окраску и общий негативный фон. Удовлетворенность ближайшим семейным окружением низкая. Рефлексивные процессы активны и направлены на глубокое и всестороннее осознание и осмысление новой ситуации. Более проблематично идет освоение социальной роли матери.
Состояние женщин, которые имеют опыт предыдущего длительного неуспешного лечения бесплодия, нередко ведет к возникновению неуверенности, тревог и страхов, связанных с предыдущими неудачами, осложнению супружеских отношений, позиции «выученной беспомощности» (устойчивому представлению о своей неспособности достичь цели, ожиданию привычной неудачи). Кроме того, как показывают психологические исследования последних лет, в общей структуре репродуктивной сферы физиологический и психологический компоненты являются взаимосвязанными. Это означает, что у женщин с бесплодием в анамнезе присутствуют определенные психологические проблемы, осложняющие формирование готовности к беременности и материнству. Это могут быть страхи, тревоги, связанные с семейной историей, личным опытом женщины, ее индивидуально-личностными свойствами или особенностями актуальной жизненной ситуации (отношения с партнером и другими близкими людьми, альтернативные жизненные ценности, материальные проблемы и т. п.), что проявляется в неосознаваемом сопротивлении, реализующемся в соматической форме. При лечении привычные защиты
организма могут оказаться недостаточно эффективными, что ведет к усилению тревожности и создает порочный круг эскалации психической напряженности.
Опыт психологической работы и реабилитации с женщинами с бесплодием после неудачных попыток позволил выделить основные психологические проблемы, осложняющие психологическую готовность к беременности этих женщин: повышенная тревожная акцентуация на телесных проявлениях, постоянное «прислушивание» к физиологическим симптомам, что усиливает тревожность; «синдром растерянности» при появлении беременности, связанный с привычным ожиданием неудачи, настроенностью на «борьбу с проблемой», в результате чего представления о беременности и будущем материнстве отходят на второй план, и женщина оказывается не готовой к этому новому этапу жизни; переживание фрустрации при необходимости расстаться с многолетней привычной деятельностью лечения бесплодия, вокруг которой была организована вся жизнь семьи, в результате чего лечение стало замещающей деятельностью.
Обобщая выявленные В.В. Васильевой уровневые различия индивидно-личностных характеристик, с большой вероятностью женщину можно считать благополучной в плане рождения и воспитания здорового ребенка, если она общительна и доброжелательна, способна к конструктивному взаимодействию с другими, активна, энергична, уверена в себе, принимает себя как личность, сохраняя способность к объективной самооценке. При этом если ее эмоциональная сфера развита в достаточной степени, женщина чувствительна, но сохраняет устойчивость в стрессовых ситуациях и не слишком тревожна. Чем больше противоположных качеств, чем сильнее они выражены, тем больше риск возникновения различных проблем и необходимость углубленного анализа и коррекции личностной ситуации женщины. В качестве критерия личностного риска можно рассматривать неадекватную самооценку, высокий уровень нервно-психического напряжения, недостаточное принятие себя, неуверенность в своих силах [34].
Ряд авторов отмечают, что родительство должно быть осознанным, предполагающим высокую степень осознания отцом и матерью
семейных ценностей, установок, ожиданий, позиций, чувств, родительского отношения и ответственности; понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительских мотивов, ценностей; понимание своего супруга, его реакций и мотивов семейного поведения; осознание своего родительского единства [35-37]. А.А. Абрамова предлагает термин «культура родительства» [38].
Социальный статус имеет большое значение в формировании семейного отношения к материнству, что способствует наступлению плановой беременности с ее более благоприятным течением для матери и плода, как утверждает С.М. Стасевич [39]. Плановая беременность по сравнению со случайно возникшей, протекает более благоприятно с меньшим числом осложнений, способствует рождению более здоровых детей. По данным М.В. Швецова, значительный вклад в проблему невынашивания беременности вносят социальные и семейные факторы. Он отмечает, что женщинам с угрозой невынашивания свойственны высокий уровень нервномышечного напряжения, неудовлетворенность, тревожность и напряжение в семейной жизни [40]. Зарубежные авторы также указывают на социальные факторы репродуктивного здоровья молодежи [41].
В статье И.В. Карголь «Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием» отмечается, что многие исследования западных и отечественных ученых, доказывают, что в общей структуре репродуктивной сферы человека физиологический и психологический компоненты являются взаимосвязанными, причем большинство исследователей считают, что проблема бесплодия и расстройств настроения связаны циркулярными закономерностями. Так, депрессивные, тревожные расстройства снижают вероятность зачатия и, наоборот, длительное бесплодие вызывает психоэмоциональные нарушения [6].
В настоящее время вводится термин «психологическое (психогенное) бесплодие». На практике акушеры-гинекологи чаще всего в случае невыявления физиологических причин бесплодия, ставят диагноз «бесплодие неясного генеза». В работе А.Н. Васиной выделены компоненты (телесный, эмоциональный, когнитивный, личностный, мотивационный, ССР) в структуре психологического
бесплодия как психосоматического феномена [42].
Е.В. Кришталь, М.В. Маркова в статье «Бесплодие супружеской пары в аспекте медицинской психологии» указывают, что ситуация бесплодия представляет собой серьезное испытание для обоих супругов, приводит к различным негативным последствиям: нарушениям социальной адаптации (может привести к разводу, социальной изоляции), отрицательным эмоциональным реакциям, нарушениям в сексуальной сфере (у 30 % лиц, состоящих в бесплодном браке, имеются отклонения от «нормальной схемы» сексуального поведения: уменьшение частоты половых актов, оргазмическая дисфункция у женщин, нарушения эрекции в середине менструального цикла жены и т. д.) и сфере межличностных отношений супругов [43]. К аналогичным выводам пришли и другие авторы [44-46].
Нарушения в характере межличностных отношений супругов при женском бесплодии отмечают Г.Я. Лаштаева, Ю.С. Парщук, А.А. Логинов, Я.С. Жерновая, Е.А. Волкович (см.: [47]). По данным Г.Я. Лаштаевой уровень разводов в бездетных семьях выше, чем среди пар, имеющих детей. При этом большая часть таких браков распадается по инициативе мужа.
Ситуация нарушения репродуктивного здоровья оказывает серьезное влияние на Я-концепцию супругов, негативно влияет на их самоуважение и самооценку; при этом негативное самовосприятие приобретает генерализованный характер и переносится на другие сферы жизни. Женщины, по сравнению с мужчинами, переживают эту ситуацию более остро, у них чаще возникает социально-психологическая дезадаптация.
По мнению исследователей республики Беларусь V. Sidorenko, V. Dunay, N. Arinchina [48], психологические особенности супругов в бесплодном браке различны. Так, уровень удовлетворенности браком у мужчин, состоящих в бесплодном браке существенно (на 30 %) и достоверно ниже, чем у мужчин, имеющих в браке детей. Причем они воспринимают ситуацию (бесплодный брак) достаточно безразлично, спокойно, без тревоги. В то время как уровень ситуативной тревожности, состояния субъективно переживаемых эмоций (напряжения, беспокойства, озабо-
ченности), которые возникают как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию у женщин, состоящих в бесплодном браке, более высокий. Эти же авторы утверждают, что психологические проблемы не всегда лежат на поверхности - они могут скрываться в подсознании. Это могут быть страхи, связанные со здоровьем, утратой привлекательности, крахом карьеры, изменением привычного уклада жизни. У ряда женщин существует страх умереть при родах. Сильные переживания способны расстраивать работу репродуктивной системы вплоть до полной ее остановки.
Исследование социальной адаптации и сплоченности в семьях с детьми и без детей
Н.Д. Узлова показало, что оба показателя ниже нормативных в бездетных семьях [49].
М.В. Маркова выделяет этапы семейных отношений в браке с проблемой бесплодия: 1) гармоничные взаимоотношения; 2) нарастающее беспокойство в связи с отсутствием беременности, но без открытого обсуждения этого факта; 3) формирование сверхценных идей физической и социальной неполноценности, появление заместительных интересов и возникновение невротических расстройств;
4) диагностический период; 5) надежда на успешное лечение; 6) разрешение и адаптации к ситуации [50].
Тем не менее, есть супружеские пары, которых возникшая проблема объединяет, сплачивает, стимулирует больше внимания уделять друг другу, поддерживать и ценить взаимную поддержку. Об этом свидетельствуют многие исследования, что находит свое отражение, в частности в работе И.В. Добря-кова [32].
Интересные данные приводит Г.В. Ла-гонда в статье «Перспективы самоактуализации супругов в бесплодном браке», где показано, что не только родительско-детские отношения содержат в себе потенциал для личностного развития супругов многие бездетные семьи находят иные источники самоактуализации, и эти источники в состоянии компенсировать отсутствие возможности заботиться о собственных детях, расти вместе с ними [47].
Заключение. В рамках данной работы была предпринята попытка рассмотрения проблемы психологических особенностей семей с нарушениями репродуктивного здо-
ровья. Результаты теоретического исследования показали следующее.
В настоящее время набирают темп психологические исследования, посвященные разным аспектам и проблемам семей с нарушениями репродуктивного здоровья, однако тема психологических особенностей таких семей требует дальнейшей проработки.
Практически все исследователи признают, что нарушения репродуктивного здоровья - серьезный стрессор для семьи. Дистресс, вызванный нарушениями репродукции и лечением, влияет на различные аспекты жизни каждой личности и супружеской пары, что часто приводит к ограничениям в отношениях супругов, повышает чувство вины, тревожности и депрессии, а диагностические процедуры и лечебные мероприятия ведут к усилению психоэмоционального напряжения.
Ситуация нарушения репродуктивного здоровья приводит к тяжелой моральной травме и самих супругов, и их родственников, вызывает серьезную личностную (оказывает негативное влияние на Я-концепцию супругов), семейную и социальную дезадаптацию, а также способствует развитию пограничных психических расстройств (в частности, тревожно-депрессивных и астенических). Нарушения репродуктивного здоровья могут стать причиной нарушения психики мужчины и / или женщины, причем вторые переживают эту ситуацию более остро.
В большинстве современных исследований показано, что особое значение в психическом статусе семьи придается аффективной сфере. Так, нервно-психическое напряжение женщины негативно влияет на течение беременности, родов, здоровье ребенка и при наличии повышенных показателей тревожности, эмоциональной возбудимости будущая мама может быть отнесена к группе риска и нуждается в повышенном внимании специалистов. Выявлены психологические особенности женщин, благополучных / неблагополучных в плане рождения и воспитания здоровых детей.
Доказано, что в общей структуре репродуктивной сферы человека физиологический и психологический компоненты являются взаимосвязанными.
Социальные и семейные факторы оказывают влияние на состояние репродуктивного здоровья семьи, в частности социальный ста-
тус имеет большое значение в формировании семейного отношения к материнству.
Особое внимание исследователями уделено социальной адаптации / дезадаптации семей с нарушениями репродуктивного здоровья, потому что подобные нарушения приводят к серьезным конфликтам и разводам. Однако доказано, что если семейная система гармоничная, то ситуация репродуктивных нарушений семьи сплачивает супругов и легче проходит разрешение проблемы, а если дисгармоничная, то ситуация становится кризисной, приводит к негативным последствиям в указанных сферах жизни и деятельности семьи.
1. Филиппова Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика // Медицинская психология в России. 2011. № 6. URL: http://medpsy.ru. Загл. с экрана.
2. Булавенко О.В., Левкина Е.Л. Психологические аспекты в возникновении стресс-инду-цированного бесплодия у женщин // Biomedical and biosocial anthropology. 2011. № 17. Р. 210-214.
3. Васильева В.В, Орлов В.И., Сагамонова К.Ю., Черноситов А.В. Психологические особенности женщин с бесплодием // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 93-97.
4. Ермолаева Е.В. Репродуктивное здоровье женщин и мужчин на современном этапе // Аспирантский вестник Поволжья. 2010. № 7-8. С. 86-91.
5. Ермошенко Б.Г., Крутова В.А. Роль психологических факторов при бесплодии (обзор литературы) // Успехи современного естествознания. 2005. № 8. С. 17-20.
6. Карголь И. В. Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием // Психология эффективного родительства: материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 2011. С. 227-238.
7. Гамидов С.И. Мужское бесплодие: современное состояние проблемы // Фарматека. 2009. № 9. С. 12-17.
8. Гарданова Ж.Р., Шибаева К.С., Меньшикова А.А. Особенности психологической защиты у мужчин с нарушением фертильности // Психология XXI века: материалы 6 Международной научно-практической конференции молодых ученых. СПб., 2010. Т. 2. С. 236-239.
9. Радченко О.Р., Уразманов А.Р. Роль социальных и гигиенических факторов в формировании нарушений репродуктивной функции у мужчин // Современные проблемы науки и
образования. 2011. № 6. ЦЯЬ: Ьйр://№^^ science-education.ru/100-4963.
10. Сухих Г. Т. Мужское бесплодие. М., 2009.
11. Пшеничникова Т.Я. Бесплодие в браке. М., 1991.
12. Сухарева И.А., Фаритова А.В. Факторы мужского и женского бесплодия в бездетном браке // Таврический медико-биологический вестник. 2011. Т. 14. № 1 (53). С. 154-158.
13. Пащенко А. С. Проблемы определения понятия семьи // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы Международной научно-практической конференции. Пенза; Ереван; Прага, 2010. С. 6-9.
14. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996.
15. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 2000.
16. Антонов Г.В. Социология семьи. Волгоград, 2006.
17. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.
18. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.
19. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Тамбов, 2007.
20. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н/Д, 2000.
21. Сурмач М.Ю. Репродуктивное здоровье и репродуктивный потенциал: методология исследования и оценки // Медицинские новости. 2007. № 3. С. 40-45.
22. Руководство по охране репродуктивного здоровья. М., 2001.
23. Блох М.Е., Русановский В.В., Удодова И.Н., Красавин А.И., Русановский Г.В. Психосоциальные особенности женщин с нарушением репродуктивного здоровья, ассоциированных с гинекологической патологией // Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады 11 Всероссийской научно-технической конференции. Тула, 2012. С. 68-70.
24. Кича Д.И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. М., 1973.
25. Бобова Ж.В., Савенышева С.С. Отношение беременных женщин к беременности и будущему ребенку в связи с особенностями супружеских взаимоотношений // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. СПб., 2013. С. 36-42.
26. Бородачева И.В. Особенности этиологии и патогенеза невротических расстройств при мужском бесплодии: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Н. Новгород, 2008.
27. Кулаков В.И., Леонов Б.В. Экстракорпоральное оплодотворение и его новые направления
в лечении женского и мужского бесплодия. Руководство для врачей. М., 2004.
28. Шахова М.А. Современная программа вспомогательных репродуктивных технологий в лечении мужского бесплодия // Нижегородский медицинский журнал. 2006. № 5. С. 115121.
29. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-28.
30. Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
31. Филиппова Г.Г. Нарушения репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 83-108.
32. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб., 2010.
33. Бежина Х.В. Готовность к материнству беременных женщин, имевших в анамнезе опыт лечения от бесплодия // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции. Курск, 2011. С. 45-51.
34. Васильева В.В. Валеопсихологический подход к регуляции состояния женщин при беременности // Валеология. 2000. № 2. С. 78-79.
35. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004.
36. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М., 2006.
37. Смирнова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009.
38. Абрамова А.А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции // Культура на рубеже эпох: сборник научных трудов. М., 2011. Вып. 7.
39. Стасевич С.М. Социальные факторы беременности // Медицинский журнал. 2010. № 3. С. 125-127.
40. Швецов М.В. Факторы риска невынашивания и вклад телесно-ориентированной психотерапии в комплексное лечение беременных женщин: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 2002.
41. Tesso D.W., Fantahun M.A., Enquselassie F. Parent-young people communication about sexual and reproductive health in E/Wollega zone, West Ethiopia: Implications for interventions. Reproductive Health. 2012. № 9. URL: http:// www.reproductive-health-journal.com/content/9/ 1/13.
42. Васина А.Н. Психологические аспекты бесплодия // Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии: материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. М., 2013. С. 118-119.
43. Кришталь Е.В., Маркова М.В. Бесплодие супружеской пары в аспекте медицинской психологии // Медицинская психология.
2008. № 3. С. 17-22.
44. Leiblum S.R. Infertility: Psychological issues and counselling strategies. N. Y., 1997.
45. Olivius C., Friden B., Borg G., Bergh C. Psychological aspects of discontinuation of in vitro fertilization treatment // Fertility and Sterility. 2004. № 81. Р. 276-282.
46. Morland L.A., Leskin G.A., Block C.R., Campbell J..С., Friedman M.J. Intimate partner violence and miscarriage: Examination of the role of physical and psychological abuse and Posttraumatic Stress Disorder (PTSD) // Journal of Interpersonal Violence. 2008. URL: http://jiv. sagepub.com/content/early12008102113088626 0507313533.
47. Лагонда Г.В. Перспективы самоактуализации супругов в бесплодном браке // Веснік Брэсц-кага універсітзта. Серыя гуманітарньїх і грамадскіх навук. 2009. № 2 (37). С. 95-103.
48. Sidorenko V., Dunay V., Arinchina N. Some psychological features of persons consisting of barren marriage // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basks and innovative approach. 2012. № 3. Р. 93-95. URL: //www. colloquium-publishing. ru/L1_V_3.pdf.
49. Узлов Н.Д. Удовлетворенность браком, семейная адаптация и сплоченность в семьях с детьми и без детей // Семейная психология и семейная терапия. 2011. № 1. С. 24-33.
50. Маркова М.В. Феномен бесплодия супружеской пары с позиции медицинской психологии // Всесвіт соціальної психіатрії, медичної психології та психосоматичної медицини.
2009. 1, 1(1). С. 57-62.
Поступила в редакцию 10.06.2013 г.
UDC 618.177
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF FAMILIES WITH IMPAIRED REPRODUCTIVE HEALTH Elena Stanislavovna DYACHKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor of Clinical Psychology Department, e-mail: [email protected]
The purpose of the research is to identify the psychological peculiarities of families with impaired reproductive health in connection with the optimization of treatment and improve quality of life. The author discusses the problem of the definition of family, reproductive health, its integrated assessment and disorders of reproductive sphere. Review of modern Russian and foreign researches of this problem is given in the article. The author describes the psychological characteristics of men, women and families with impaired reproductive health.
Key words: family; marriage; reproductive health; reproductive potential; infertility; parenting.