Научная статья на тему 'Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов'

Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9084
1743
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

КОТОВА С.С., ШАХМАТОВА О.Н.

В настоящее время образовательный процесс в российских вузах претерпевает значительные изменения под влиянием ряда объективных факторов. В российском обществе наблюдается кардинальная смена социальных, экономических, политических ориентиров и переоценка ценностей. Создавшаяся ситуация требует совершенствование содержания образовательного процесса высшей школы, оптимизации форм и методов учебной работы, изменение программ подготовки будущих специалистов.

Трансформация требований к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, целей, содержания образования выдвинула на первое место проблему качества образования.

Образовательный процесс современного вуза актуализирует изменение позиции студента: из объекта обучения в активного и сознательного субъекта учебной деятельности. Это достаточно сложно осуществить на уровне традиционного научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, поэтому становятся востребованными активные формы и методы обучения, воспитания, контроля. Для их адекватного функционирования необходимо овладение умениями самоорганизации учебной деятельности.

В современных условиях возрастает значение формирования умений самоорганизации учебной деятельности. Анализ психологических, педагогических и методических исследований убеждает в том, что самоорганизация занимает значительное место в структуре учебной деятельности и является одним из основных звеньев системы ее самоуправления. Сформированность умений самоорганизации позволит будущему специалисту успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать и организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс и результаты своей учебной деятельности, иными словами, управлять ею. От сформированности данных умений у студентов в огромной степени зависит их активность в обучении, качество подготовки, а также эффективность и результативность их учебной деятельности.

Актуальность исследования проблемы самоорганизации учебной деятельности студентов определяется двумя составляющими, одна из которых является постоянно действующей, а вторая - ситуативной. Постоянная актуальность проблемы самоорганизации связана с тем, что самоорганизация является важнейшей частью системы организации учебного процесса, которая, в свою очередь, является одним из существенных компонентов системы обеспечения качества образования. Ситуативная актуальность проблемы самоорганизации определяется состоянием российской системы образования, переживающей непростой этап изменений. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования: «подготовка квалифицированного работника

соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования»[7, с. 365]. Для самостоятельной работы необходимы навыки по ее организации, а также приемы и техники самоорганизации собственной деятельности. Передача значительной части работы над учебным материалом непосредственно самим студентам предъявляет новые требования к

методике обучения, предполагающей развитие у студентов навыков и умений самоорганизации, инструментария их диагностики.

В психолого-педагогической литературе нет единого, установившегося определения самоорганизации, несмотря на широкую представленность этого феномена в многочисленных исследованиях. Самоорганизация рассматривается в связи с различными аспектами учебной деятельности: формирование навыков рационального ведения учебной деятельности; организация самостоятельной работы учащихся; формирование и совершенствование самообразовательной деятельности; осуществление самовоспитания; самореализации личности в деятельности.

В.Н. Донцов самоорганизацию представляет как тип организаторской деятельности, направленной на себя и осуществляемой наедине с собой [1]. С.С. Амирова рассматривает самоорганизацию как осознанную работу человека над собой в целях совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на разрешение общественно и личностно значимых задач [2]. Н.К. Тутышкин под самоорганизацией человека понимает его способность быстро, последовательно и творчески перенимать опыт предшествующих поколений в области рациональной организации умственного труда [9]. В.В. Давыдов самоорганизацию определяет как вид учебной деятельности, в структуре которой выделяется самоконтроль (прогнозирующий, пошаговый, итоговый) и самооценка [3]. Ряд авторов (Е.В. Марусова,

О.Н. Первушина, П.Е. Рыженков, А.П. Ситников, Л.М. Хаславская и др.) под самоорганизацией студента понимают способность самостоятельно вырабатывать оптимальный индивидуальный стиль учебной деятельности. С позиции деятельностного подхода Ю.А. Цагарелли, самоорганизация - процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Процесс самоорганизации характеризуется теми путями, которые личность прокладывает для достижения целей своего развития.

Анализ исследований, посвященных различным аспектам изучения самоорганизации, показывает, что, с одной стороны, это явление подвергается всестороннему рассмотрению,

а, с другой стороны, явно прослеживается противоречивость представлений, особенно касающихся состава и структуры самоорганизации. В рамках деятельностного подхода к исследованию самоорганизации можно выделить субстратно-функциональное и структурнофункциональное направления. Субстратно-функциональное направление, к которому, по нашему мнению, можно отнести работы В.И. Андреева, Т.Н. Болдышевой, А.Г. Сорокового,

Н.И. Мурачковского и др., ориентировано в основном на изучение отдельных компонентов процесса самоорганизации. В структурно-функциональном направлении, к которому отнесены исследования В. Графа, С.Б. Елканова, И.И. Ильясова, О.А. Конопкина, В.Я. Ляудис, Н.М. Пейсахова, Р.Х. Шакурова и др., основной акцент делается на рассмотрение взаимосвязей между функциональными компонентами процесса самоорганизации, что требует системного взгляда на проблему и строгого обоснования выбора каждого компонента. При этом даже в структурно-функциональном направлении (где имеется реальная возможность согласовать различные взгляды исследователей) до настоящего времени нет единого представления о составе и структуре функциональных компонентов процесса самоорганизации, и, соответственно, отсутствуют общепризнанные методики диагностики особенностей процесса самоорганизации.

В личностном подходе исследователи выделяют разнообразный и разнонаправленный набор компонентов, которые образуют или детерминируют такое психическое качество как организованность (личностная самоорганизация): интеллектуальные способности; самооценки и установки; мотивы, эмоциональные и волевые процессы; ценностные ориентации и направленность интересов, социальные установки; психологические, социально-психологические и морально-нравственные характеристики и др.

В данной работе мы придерживаемся следующих определений: учебная деятельность студентов - это процесс осознанной, целеполагающей, самоуправляемой деятельности студента по решению учебно-познавательных задач, включающий также овладение необходимыми для этого знаниями и умениями, способами действия; самоорганизация учебной деятельности - это деятельность студента, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и самосовершенствования своей учебной работы, осуществляемая системой интеллектуальных действий, направленных на решение задач самостоятельной рациональной организации и осуществления своего учебного труда.

Для понимания роли самоорганизации учебной деятельности студентов были выделены ее основные функции: образовательная, развивающая, управляющая, регулирующая, функция упорядочивания учебных действий. Анализ научной литературы и собственные изыскания по исследуемой проблеме позволяют сделать следующие выводы: самоорганизация является значимым компонентом учебной деятельности, сформированность умений самоорганизации у студентов существенным образом влияет на эффективность их учебной деятельности, чем выше уровень самоорганизации у студентов, тем успешнее протекает у них учебная деятельность, и тем шире возможности самореализации и творческого самовыражения в деятельности, следовательно, данные умения у студентов необходимо целенаправленно и планомерно формировать, начиная с первого года их обучения в вузе.

На основе анализа психолого-педагогических особенностей учебной деятельности и самоорганизации были выделены этапы осуществления самоорганизации учебной деятельности: ориентировочно-целевой, теоретико-диагностический, проектировочно-

конструирующий, технологический, оценочно-рефлексивный, корректировочный (см. табл.

1).

Таблица 1. Этапы осуществления самоорганизации учебной деятельности

Этапы самоорганизации Характеристика этапа самоорганизации

1. Ориентировочно-целевой На этом этапе осознается и конкретизируется цель учебной деятельности, на основе чего формулируется цель самоорганизации учебной деятельности, прогнозируются ее результаты.

2. Теоретикодиагностический Анализируется состояние учебной деятельности и условий ее осуществления, ее текущие результаты; проводится диагностика проблем учебной деятельности, теоретический анализ их причин; устанавливается зависимость результатов учебной деятельности от организации ее процесса.

3. Проектировочно-конструирующий Выполняется планирование и конструирование процесса учебной деятельности, определяется содержание самоорганизации, происходит планирование процедур самоорганизации учебной деятельности.

4. Технологический Происходит осуществление учебной деятельности, организованное определенным образом, при постоянном контроле субъекта учения за ее ходом и результатами.

5. Оценочно-рефлексивный Оценивается проделанная работа, делаются выводы о ее результатах. Критерием оценки эффективности учебной деятельности здесь служит рефлексивная позиция студента, его отношение к учебе.

6. Корректировочный Корректируются ошибки, устраняются недочеты в работе, намечаются пути и способы совершенствования учебной деятельности на основе теоретического осмысления и творческого применения знаний, умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.

Это деление является условным, т. к. этапы являются взаимосвязанными, взаимопроникающими и взаимозависимыми.

Под умениями самоорганизации учебной деятельности понимается способность субъекта учения рационально организовывать и поэтапно выполнять свою учебную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью

повышения эффективности учебы и совершенствования процесса ее организации на основе сознательного применения накопленных знаний, умений и опыта.

В соответствии с выделенными этапами определены шесть общих умений самоорганизации, основными компонентами которых являются:

1) умение определять и формулировать цели и задачи своей учебной деятельности -осознавать цели и особенности учебного процесса в вузе; конкретизировать конечную цель учения, разбивать ее на ряд промежуточных целей; определять учебную цель на каждом учебном занятии и осуществлять ознакомление с конечным результатом и способами его достижения; фиксировать и формулировать проблему, которую надо решить в процессе собственной учебной деятельности; осознавать и формулировать цели и задачи самоорганизации учебной деятельности; прогнозировать направление развития и результаты самостоятельно организуемой учебной деятельности;

2) умение планировать и конструировать процесс учебной деятельности -анализировать содержание учебной деятельности и выделять ее структурные компоненты; отбирать содержание самоорганизации учебной деятельности (определять наиболее эффективные, рациональные способы самоорганизации для скорейшего, успешного достижения учебных целей); планировать самоорганизацию учебной деятельности и конструировать соответствующие процессы; планировать и конструировать поэтапное осуществление учебной деятельности на основе анализа ее структуры и особенностей; планировать время на перспективу, с учетом задач учебной деятельности, своего всестороннего развития и отдыха; изучать и учитывать положительный опыт планирования сокурсников и преподавателей;

3) умение анализировать и диагностировать состояние своей учебной деятельности -фиксировать и оценивать исходное состояние и результаты учебной деятельности на основе их сличения с данными образцами или намеченными целями, выделять особенности процесса учебной деятельности: состояние, существенные свойства, достоинства и недостатки; анализировать и адекватно оценивать условия осуществления учебной деятельности; диагностировать проблемы учебной деятельности (трудности, ошибки, отрицательные результаты и т.д.); теоретически анализировать причины отклонений достигнутых результатов учебной деятельности от желаемых, нормативно заданных требований, а также причины успеха; оценивать и анализировать технологию осуществления учебной деятельности (организационные формы, методы, приемы учебной деятельности, содержание, результативность и пр.); устанавливать зависимость результатов учебной деятельности от организации ее процесса;

4) умение организовывать осуществление учебной деятельности в соответствии с планом - осуществлять учебную деятельность по плану; осознанно и целенаправленно наблюдать за собой, учитывать свои познавательные, организационные и контролирующие действия; мысленно опережать события, прогнозируя возможные последствия своих действий, возможные ошибки и пр.; рационально организовывать свой учебный труд: применять рациональные и эффективные методы, формы и приемы умственного труда; находить наилучшие пути проверки правильности учебной деятельности и исправления ошибок собственными силами; рационально и экономно использовать свое время; рационально организовывать рабочее место; нормировать свой труд в соответствии с возможностями и особенностями организма и т.д.; организовать последовательность, систему, ритм в учебе, чтобы исключить «аврал» перед сессиями; строить такие отношения с сокурсниками и преподавателями, чтобы они содействовали учебной деятельности и деятельности по ее организации, изучать и использовать их успешный опыт самоорганизации учебной деятельности;

5) умение оценивать свою учебную деятельность и ее результаты с выходом на рефлексивную позицию - оценивать самостоятельно свои возможности и перспективы; выбирать и оценивать критерии оценки успешности своей учебной деятельности,

рациональности ее организации; соотносить ход и результаты учебной деятельности с намеченным планом и адекватно оценивать проделанную учебную работу, оценивать эффективность и рациональность способов ее организации; анализировать результаты и качество своего учебного труда, своих знаний, возможностей, способов добывания и усвоения знаний, способы организации и контроля учебной деятельности, соотносить результаты со способом действия; обосновывать собственное отношение к учебе; оценивать перспективы коррекции своей учебной деятельности, совершенствования форм, приемов, методов своего учебного труда, его организации;

6) умение корректировать и совершенствовать организацию и осуществление своей учебной деятельности - анализировать допущенные ошибки и их причины; корректировать свою учебную деятельность в соответствии с конкретной учебной ситуацией и собственными возможностями на основе данных самооценки и теоретического анализа своей учебной деятельности и творческого применения эффективного опыта самоорганизации учебной деятельности сокурсников; определять пути устранения выявленных недостатков и закреплять положительные результаты; осознавать положительные стороны в организации своей учебной деятельности и активно на них опираться; осознавать слабые стороны в организации своей учебной деятельности и планомерно их устранять; определять перспективы дальнейшей работы по совершенствованию своей учебной деятельности на основе теоретического осмысления и творческого применения знаний, умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.

О сформированности умений самоорганизации учебной деятельности студентов можно судить на основе данных о развитии всех компонентов умений в комплексе. Высокий уровень владения умениями самоорганизации учебной деятельности способен обеспечить творческий подход студентов к осуществлению не только учебной деятельности, но и самообразования, а в будущем также и профессиональной деятельности.

Эмпирическое исследование по изучению основных психологических особенностей самоорганизации учебной деятельности осуществлялось преподавателями кафедры педагогической психологии Российского государственного профессиональнопедагогического университета (РГППУ) в несколько этапов в период с 2005 по 2007 год. В ходе исследования были использованы методы наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, контент-анализа сочинений, самоотчета, а также диагностические методики: 1) опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39) А. Д. Ишкова -позволяет выявить индивидуальные особенности самоорганизации, содержит одну интегральную шкалу «Уровень самоорганизации» и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция; 2) опросник «Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности» В.И. Моросановой - направлен на выявление особенностей функциональной структуры саморегуляции в процессе учебной деятельности, состоит из 50 утверждений, входящих в состав семи шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, корректировка) и регуляторно-личностными свойствами (гибкость и самостоятельность); 3) опросник «Самооценка способностей к самоуправлению» В.И. Андреева - позволяет оценить способность личности к самоуправлению, в процессе самоуправления задействуются следующие способности: к самопознанию, самоопределению,

самоорганизации, самореализации, самодеятельности, самоконтролю, самооценке, самовнушению, саморазвитию; 4) опросник рефлексивности В.Н. Карандашева; 5) опросник стилей обучения LSQ П. Хони и Л. Мемфорда (адаптированная Н.Г. Милорадовой)

- позволяет выявить предпочитаемый стиль учебной деятельности: прагматик, теоретик, рефлексирующий, деятель; 6) опросник «Смысловые базовые установки» (СБУ) (адаптация

А.Д. Ишковым и Н.Г. Милорадовой опросника «Шкала дисфункциональности» Д. Бернса) -позволяет выявить базовые смысловые установки, опросник СБУ рассматривает семь базовых смысловых установок, которые в случае их неадекватности могут существенно осложнить жизнь человека, установки диагностируются с помощью соответствующих шкал опросника, позволяя выявить: три вида зависимостей - вербальную, эмоциональную и зависимость от достижений; два вида требовательности - к себе и к другим; два вида ответственности - за других и за себя.

В исследовании приняли участие 420 студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) института психологии и Уральского государственного горного университета (УГГУ) горно-технологического факультета, профилизаций шахтостроение (ШС), открытые горные разработки (ОГР) и взрывное дело (ВД) г. Екатеринбурга первого курса - 32%, второго курса - 25%, третьего курса - 21% и четвертого курса - 22%. Пол женский - 46%, мужской - 54%.

Анализ результатов диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации показал, что 82,7% студентов - участников исследования, признают учебную и профессиональную значимость умений самоорганизации учебной деятельности. Однако по результатам диагностики испытывают потребность в знаниях и умениях самоорганизации учебной деятельности лишь 46,8% обучающихся, из них 8% -студенты первого курса, 12,5%

- второго курса, 12,3% - третьего курса и 14% студенты четвертого курса. На практике систематически и осознанно осуществляют самоорганизацию учебной деятельности 2,3% и 3,4% обучающихся первого и второго курсов, 4,2% и 4,6% учащихся третьего и четвертого курсов. Это незначительное количество респондентов подтверждает необходимость формирования умений самоорганизации учебной деятельности студентов. 21% и 29,4% студентов первого и второго курсов, 15% и 13,6% обучающихся третьего и четвертого курсов из числа обследованных практически не применяют данные виды умений в своей учебе или делают это крайне редко. Четко прослеживается разница в показателях уровня выраженности самоорганизации учебной деятельности (их снижение) в зависимости от курса обучения студентов.

Для определения взаимосвязи между уровнем самоорганизации учебной деятельности студентов и шкалами перечисленных выше методик был проведен статистический анализ с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена (^Спирмена). Анализ корреляционных связей (см. рис. 1) позволил выявить значимые корреляционные взаимосвязи между общим уровнем самоорганизации и шкалами «Планирование», «Самоконтроль», «Волевые усилия», «Саморазвитие».

Значимая прямая корреляционная взаимосвязь выявлена между планированием (уровень развития навыков планирования студентом собственной деятельности) и уровнем самоорганизации (отражает общий уровень развития навыков организации студентом процесса собственной деятельности: чем выше показатели, тем более высоким уровнем самоорганизации обладает данный человек) (г = 0,415, p<0,01); между самоконтролем (уровень развития навыков контроля и оценки студентом собственных действий, психических процессов и состояний) и уровнем самоорганизации (г = 0,355, p<0,05); между планированием и самоконтролем (г = 0,407, p<0,01); между саморазвитием и волевыми усилиями (уровень развития навыков регуляции студентом собственных действий, психических процессов и состояний, демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия, характеризуют способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана) (г = 0,326, p<0,05); и между саморазвитием и коррекцией (уровень развития навыков коррекции студентом своих целей, способов и направленности анализа

существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом) (г = 0,347, p<0,01).

____________- прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,01

--------------прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,05

Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи показателей психологических особенностей самоорганизации учебной деятельности студентов:

Результаты исследования показали, что 31,6% респондентов имеют низкий уровень выраженности и сформированности самоорганизации учебной деятельности, 34,8% обучающихся уровень ниже среднего, и лишь 7,4% студентов показали высокий уровень сформированности самоорганизации. Поэтому первостепенной задачей высшей школы является процесс формирования умений самоорганизации учебной деятельности студентов с начала обучения в вузе. Формирование умений самоорганизации предполагает три взаимосвязанных этапа: подготовительный (диагностирующий), основной (формирующий), заключительный (творческий).

Подготовительный этап совпадает с 1 и 2-м годами обучения в вузе. Цель этого этапа: определить наличный уровень сформированности умений самоорганизации учебной деятельности у студентов, заложить теоретические основы их формирования у студентов (изучение дисциплин психолого-педагогического цикла «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Основы учебной деятельности» и др.).

Основной этап начинается параллельно с подготовительным и охватывает 2 и 3-й годы обучения в вузе. Цель этапа: формирование у студентов умений

самоорганизации учебной деятельности, включение их в самостоятельную деятельность по самоорганизации учебного труда.

Заключительный этап охватывает 4 и 5-й годы обучения в вузе. Основная цель этапа: целостное включение студентов в процесс овладения умениями самоорганизации учебной деятельности. На творческом этапе активная роль принадлежит самим студентам, у них складывается потребность в дальнейшем саморазвитии и самосовершенствовании умений самоорганизации.

Формирование у студентов механизмов рефлексии и развитие у них рефлексивной позиции придает обучению личностный смысл. Обучение с использованием активных методов и форм, нацеленных на формирование у студентов умений самоорганизации обеспечит включение студентов в совместную деятельность по организации учебного труда и послужит основой для плавного перехода к совместной организации и к самоорганизации

учебной деятельности. Смещение внешнего контроля на взаимоконтроль и самоконтроль ставит студентов в позицию активных субъектов обучения.

В настоящее время нами разработана и прошла первичную апробацию на студентах Российского государственного профессионально-педагогического университета программа психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности студентов, направленная на формирование умений самоорганизации. Работа в этом направлении, показала позитивные сдвиги в уровне сформированности умений самоорганизации учебной деятельности студентов.

Список литературы

1. Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения.// Педагогика. - 1993.-№5. -С.49-52.

2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. -96с.

3. Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с.

4. Граф В., Ильясов И.И. и др. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. - М.: МГУ, 1981. - 79с.

5. Данияров С.Б., Дегтярев Б.Н. Самоорганизация и навыки умственного труда студентов. -Фрунзе, 1985. - 76с.

6. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М., 1993.- 203с.

7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: МГУ, 1986. - 198с.

8. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М.: Наука,

1994. - 206с.

9. Копеина Н.С. Самоорганизация в системе психодиагностики. Типы самоорганизации.// Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. -Л.:

ЛГУ, 1984. - С.144-150.

10. Рыженков П.Е. и др. Самоорганизация студентов 1-го курса: Учебное пособие. -Новосибирск,

1990.-118с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.