Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / УСПЕШНОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ / ПОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБ УСПЕШНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СКЛОННОСТЬ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ НЕЯВНЫХ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позина Марина Борисовна, Ханова Зоя Гаджиалиевна, Уварова Наталья Николаевна

Статья посвящена анализу психологических особенностей людей, склонных к осуществлению успешной предпринимательской деятельности. На основе трёх исследовательских срезов были получены данные о личностных свойствах успешных предпринимателей, об их отличительных особенностях по сравнению с наёмными работниками, о специфике поведения в условиях форс-мажора. Отдельный интерес представляют данные исследования российских школьников, полученных с помощью проективного теста на оценку ситуации. Авторы исходили из тезиса о том, что успешное предпринимательство - это не только определенный образ жизни и свойства характера, но и особый взгляд на мир, на систему ценностей, в которой предприниматели реализуют свой личностный и профессиональный потенциал. Опираясь на концепцию неявных знаний, авторы провели оценку представлений школьников о предпринимательстве как о специфическом виде профессиональной деятельности; изучили их отношение к предпринимательству как к особой профессиональной сфере; сравнили представления школьников о «мире бизнеса» с представлениями, полученными у успешных предпринимателей, функционирующих непосредственно в реальном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Позина Марина Борисовна, Ханова Зоя Гаджиалиевна, Уварова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF A RUSSIAN ENTREPRENEUR

The article is devoted to the analysis of the psychological characteristics of people who are inclined to carry out successful entrepreneurial activities. On the basis of three research sections, data were obtained on the personal properties of successful entrepreneurs, on their distinctive features in comparison with employees, on the specifics of behavior in force majeure conditions. Of particular interest are the data of a study of Russian schoolchildren obtained using a projective test to assess the situation. The authors proceeded from the thesis that successful entrepreneurship is not only a certain way of life and character traits, but also a special view of the world, a system of values in which entrepreneurs realize their personal and professional potential. Based on the concept of tacit knowledge, the authors assessed schoolchildren's ideas about entrepreneurship as a specific type of professional activity; studied their attitude to entrepreneurship as a special professional field; compared schoolchildren's ideas about the "world of business" with the ideas received from successful entrepreneurs operating directly in a real business.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Психология

УДК 159.98

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Позина Марина Борисовна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Ханова Зоя Гаджиалиевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Уварова Наталья Николаевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу психологических особенностей людей, склонных к осуществлению успешной предпринимательской деятельности. На основе трёх исследовательских срезов были получены данные о личностных свойствах успешных предпринимателей, об их отличительных особенностях по сравнению с наёмными работниками, о специфике поведения в условиях форс-мажора. Отдельный интерес представляют данные исследования российских школьников, полученных с помощью проективного теста на оценку ситуации. Авторы исходили из тезиса о том, что успешное предпринимательство - это не только определенный образ жизни и свойства характера, но и особый взгляд на мир, на систему ценностей, в которой предприниматели реализуют свой личностный и профессиональный потенциал. Опираясь на концепцию неявных знаний, авторы провели оценку представлений школьников о предпринимательстве как о специфическом виде профессиональной деятельности; изучили их отношение к предпринимательству как к особой профессиональной сфере; сравнили представления школьников о «мире бизнеса» с представлениями, полученными у успешных предпринимателей, функционирующих непосредственно в реальном бизнесе.

Ключевые слова: личностные особенности российского предпринимателя, успешность в предпринимательстве, поведение в условиях экстремальных ситуаций, представления школьников об успешной предпринимательской деятельности, склонность к предпринимательству на основе концепции неявных знаний.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the psychological characteristics of people who are inclined to carry out successful entrepreneurial activities. On the basis of three research sections, data were obtained on the personal properties of successful entrepreneurs, on their distinctive features in comparison with employees, on the specifics of behavior in force majeure conditions. Of particular interest are the data of a study of Russian schoolchildren obtained using a projective test to assess the situation. The authors proceeded from the thesis that successful entrepreneurship is not only a certain way of life and character traits, but also a special view of the world, a system of values in which entrepreneurs realize their personal and professional potential. Based on the concept of tacit knowledge, the authors assessed schoolchildren's ideas about entrepreneurship as a specific type of professional activity; studied their attitude to entrepreneurship as a special professional field; compared schoolchildren's ideas about the "world of business" with the ideas received from successful entrepreneurs operating directly in a real business.

Key words: personal characteristics of a Russian entrepreneur, success in entrepreneurship, behavior in extreme situations, schoolchildren's ideas about successful entrepreneurial activity, propensity to entrepreneurship based on the concept of implicit knowledge

Введение. Психология предпринимательства относится к числу междисциплинарных областей научных исследований, которая с каждым годом вызывает все больший интерес у представителей смежных профессий. Это подтверждают поисковые запросы. Более 16 миллионов откликов дают русскоязычные сайты на запрос о психологии предпринимательства и более 106 миллионов ответов предлагают ресурсы интернета в англоязычных версиях. Среди зарубежных материалов, посвящённых психологии предпринимательства, многочисленные обзоры, в которых представлены метаанализ данных об аспектах личности предпринимателя; мотивационная и потребностная составляющие успешного создания и ведения бизнеса; предпринимательские установки, связанные с ценностными ориентациями успешных бизнесменов; психологические конструкты, обеспечивающие успешное бизнес-планирование и работу на перспективу.

Учёные разных стран продолжают начатые еще в 80-годах XX века исследования психологических и экологических факторов, которые отличают успешного предпринимателя от неудачного [191, анализируют социальное поведение в условиях принятия решений [17], с интересом рассматривают различные идеи и предложения для будущих направлений исследований [15].

Эти и другие работы [10; 12; 21; 22; 23], посвящённые психологической сущности предпринимательства, показывают, что бизнес-деятельность не вполне поддается алгоритмизации и стандартизации, поскольку успешный опыт одного предпринимателя нельзя безусловно экстраполировать на опыт другого предпринимателя, который, казалось бы, в тех же самых условиях может дать диаметрально противоположные результаты.

Это связано с тем, что предпринимательская деятельность - есть деятельность инновационная, в высшей степени творческая, и каждому человеку требуется заново прокладывать свой путь к успеху с учётом собственных субъективных ресурсов на основе анализа объективных социально-экономических условий, в которых он будет осуществлять свою предпринимательскую деятельность.

Отсюда рождаются вопросы, определяющие цель и задачи нашего исследования:

• Кто он - успешный российский предприниматель? Как проявляется его особый вид деловой активности?

• Всякий ли человек, получающий прибыль от своей деловой активности может быть отнесен к категории успешного предпринимателя? Согласно российскому законодательству, а так же большому психологическому словарю [5] предприниматель - «это лицо, которое, используя наемный труд, вкладывает собственный капитал, ресурсы и средства производства в бизнес с целью получения прибыли» [13, С. 144].

• Какова личность успешного предпринимателя, как основного субъекта предпринимательской активности, действующего в жестких, иногда непредсказуемых конкурентных условиях? Предприниматель в процессе своей деятельности должен активно взаимодействовать с взаимодействовать, с одной стороны, с потребителем, а с другой стороны- с государством [2; 3; 16].

• Существуют ли склонности к предпринимательству? Ведь предпринимательство - это не только определенный

образ жизни и свойства характера. Это стратегия воспитания, это своеобразный взгляд на мир и на систему ценностей, это -личностное начало, которое формируется под воздействием среды, в которой формируется будущий предприниматель.

Ответы мы искали в плоскости сразу трёх исследовательских задач:

1. Выявить отличия предпринимателей от наёмных сотрудников.

2. Зафиксировать деятельность успешных предпринимателей в условиях мирового кризиса (возникшего форс-мажора в период коронавируса).

3. Осуществить сопоставительный анализ установок школьников, имеющих своеобразное видение деятельности российских предпринимателей на современном этапе развития страны, и сравнить с психологическими установками реально действующих российских предпринимателей.

Изложение основного материала статьи. Предпринимательская деятельность - это определенный образ жизни. Становление предпринимателя может быть рассмотрено не только с позиции выбора личностью индивидуального жизненного пути, но прежде всего, с позиции приобщения к профессиональной общности, наличия соответствующих мотивационно-смысловых образований и установок, включенных в субъективную модель экономического успеха [25].

Для каждого общества характерен свой стиль ведения предпринимательской деятельности, который формируется и изменяется под воздействием факторов культуры и социальной атмосферы. В результате приспособления и отбора создаются господствующие в данной нации или стране типологические черты личности предпринимателя со своим стилем мышления, поведения и установками, обуславливающими ту или иную форму ведения предпринимательской деятельности [7; 9; 14; 17].

Предпринимательство - это не только систематическое получение прибыли, как порой считают, а прежде всего, создание и поддержание рабочих мест, обеспечение занятости работников и собственной занятости, обеспечение производства товаров и оказания услуг, имеющих ценность для окружения, пополнение доходной части государственного бюджета и многое другое, что свидетельствует об уникальной полезности предпринимательской профессии [10; 19; 21; 22; 23; 27].

Деятельность предпринимателя предъявляет специфические требования к его личности и предполагает способность к саморазвитию. Успешным может быть только предприниматель, способный развить себя как творческую конкурентоспособную личность, что требует систематического самосовершенствования и саморазвития [24]. Саморазвитие включает в себя самодиагностику, самоуправление, самоконтроль и самообразование. Развитие вышеперечисленных качеств, как правило, не может быть результатом собственных усилий, поэтому предприниматель нуждается в поддержке в кризисных ситуациях. Как подчеркивает В.П. Поздняков и др., психологические отношения предпринимателей выступают внутренними регуляторами их деловой активности, которая проявляется в выборе стратегий и конкретных форм экономического поведения предпринимателей в изменяющихся экономических условиях и может быть охарактеризована через показатели направленности, содержания и уровня развития общества [16-18].

Синергетический эффект предпринимательской деятельности возможен при сочетании ряда факторов и условий: из умения выбирать, управлять и мотивировать; сложившейся системы ценностей; наличия творческого и личностного потенциала; специфики организации партнёрских отношений и др. [4, С. 107].

В общей модели компетенций Лайл и Сайн Спенсерами были выделены параметры, по которым между успешными и неуспешными предпринимателями обнаружены значимые различия. Как оказалось, успешные предприниматели отличаются стратегий влияния, уровнем систематического планирования, более высокой поисковой активностью при работе с информацией, уверенностью в себе, упорством, постоянной оценкой качества выполненной работы и готовностью использовать потенциал своих возможностей [20, С. 222-237].

Насколько это соответствует действительности, было проверено в нескольких исследовательских программах, выполненных на кафедре психологии факультета управления НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», (г. Москва).

Часть исследований проводилась в условиях обычной «безкризисной» жизни в 2018-2019 гг., другая часть исследований возникла в ситуации форс-мажора, когда пандемийной горячкой были охвачен весь мир. Данные были собраны в период с 1 по 30 апреля 2020 года.

В первой серии исследований (предпринимательская деятельность в обычных условиях) мы исходили из гипотезы о том, что успешность предпринимательской деятельности зависит от индивидуально-психологических особенностей субъекта деятельности, включённого в бизнес-отношения: структуры познавательных способностей, аффективно-волевой сферы, развития коммуникативных навыков, локуса контроля, от уровня развития самосознания и качества самооценки и др. Данная гипотеза была выдвинута в соответствии с нашими собственными представлениями, а так же в соответствии с данными, полученными другими исследователями [6; 8; 11].

Рассмотрим более подробно результаты исследований поведенческих стратегий предпринимателей в условиях кризиса. Мировая пандемия коронавируса выявила кластер качеств, которые оказались скрыты от исследователя в условиях обычной жизни.

В период с 1 по 30 апреля 2020 года представилась возможность оценить предпринимательский потенциал с помощью дистанционного тестирования на сайте «предпринимательство^». На вопросы теста «Способны ли вы вести дело? отвечали 360 предпринимателей. Это краткий опросник был направлен на выявление поведенческих характеристик предпринимателей.

Опросник был разработан экономистами на основе американского руководства по малому бизнесу [4 и др.], а так же с учётом требований, предъявляемых к диагностике личностных качеств [1; 11; 14] В каждом из семи ключевых характеристик нужно было выбрать соответствующее описание, которое является наиболее близким личностным характеристикам респондента, и затем посчитать набранное количество баллов.

Среди качества, способствующих предпринимательской активности, были следующие характеристики:

- инициативность,

- упорство,

- ответственность,

- решительность,

- отношение к окружающим людям,

- организаторские способности,

- лидерство.

В таблице 1 представлена свёртка результатов тестирования, на основе которой можно дать оценку уровня готовности респондентов продолжать свой бизнес даже после угрозы его разрушения.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов в условиях пандемии

Уровни оценки качеств (умение вести дело) Распределение результатов (% от общего кол-ва респондентов)

Мужчины Женщины Всего

Низкий 8,7 7,6 16,3

Средний 10,0 9,5 19,5

Хороший 9,5 9,8 19,3

Очень хороший 11,5 12,0 23,5

Отличный 11,4 10,0 21,4

В результате проведённого исследования были получены следующие результаты:

- 45% респондентов в условиях кризиса сохраняют уверенность в завтрашнем дне, полностью контролируют ситуацию и демонстрируют высокие навыки управления собственным делом;

- около 37%, столкнувшись со множеством проблем в период пандемии, теряют надежду восстановить свой бизнес, но при этом готовы еще раз рискнуть и со всех сторон рассмотреть возможности для продолжения предпринимательской деятельности;

- чуть больше 16% предпринимателей твердо решили больше не связываться с предпринимательской деятельностью и, имея хороший опыт работы, готовы проявить себя на поприще наёмных работников и больше никогда не рисковать.

Как оказалось, в непредсказуемой ситуации большая часть респондентов готова продолжать бизнес-деятельность, и только малая часть участников исследования проявила «предпринимательское малодушие» и отказалась участвовать в дальнейшей предпринимательской деятельности.

Анализ ответов участников показал, что преуспевающие российские бизнесмены в условиях неопределённости оказываются более толерантными к внешним угрозам, демонстрируют осторожность и умело просчитывают риски в неопределённых ситуациях.

В свою очередь, у неуспешных предпринимателей при возникновении нестабильной социально-экономической ситуации возрастает ощущение тревоги и фрустрации, зарождается чувство неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне, выявляется неспособность к конструктивным действиям.

В задачу нашего исследования так же входил поиск еще нескольких психологических пазлов, которые можно было бы добавить в общую картину успешного предпринимательства. Мы искали ответы на вопросы:

- Кто он - успешный российский предприниматель?

- Всякий ли человек может быть успешным в бизнесе?

- Какие личностные особенности наиболее ярко проявляются у успешных предпринимателей в условиях кризиса?

На некоторые вопросы ответы были получены:

- Успешный российский предприниматель отличается особым видом деловой активности, которая базируется на самостоятельности, инициативе и ответственности. От наёмного работника его отличает умеренная степень риска, осторожность в принятии решений, высокая степень самостоятельности и высокая мотивация достижения цели.

- Экологическая валидность перечисленных качеств была проверена в условиях форс-мажора, поводом к которому послужили ограничения Covid-карантина. Данные опроса, проведённого среди предпринимателей в период пандемии, показал, что лишь 16% от всех участников опроса отказались после карантина возобновить свою предпринимательскую активность. Более трети участников бизнеса готовы рассмотреть возможности для возобновления предпринимательской деятельности и ещё раз рискнуть. То есть, в условия неопределённости успешного предпринимателя отличает толерантность к внешним угрозам и довольно тщательная аналитика всевозможных рисков.

- К категории успешного предпринимателя относят людей, которые, действуя в жестких, иногда непредсказуемых конкурентных условиях, которые способны проявлять инициативу, упорство, ответственность, решительность, организаторские способности и лидерство. Согласно опросу, именно такими оказались 21 % предпринимателей, которые в условиях пандемии были способны отлично справляться с возникающими трудностями, и 24% от всех опрошенных предпринимателей справились с этими задачами очень хорошо.

Выводы. в результате проведённых исследований было выявлено, что даже при наличии врождённой способности к бизнесу, предпринимательские компетенции смогут проявиться только в конкретной деятельности, при наличии определённых условий, способствующих их развитию.

Например, в развитых странах в которых накоплен более чем вековой опыт рыночных отношений, подготовка граждан страны к ведению бизнеса начинается со школьной скамьи через содержание предметов с основами экономической грамотности [24].

В России, к сожалению, опыт вековых традиций был уничтожен двумя столетиями под катком многочисленных революционных перемен. Однако, в России в настоящее время начинает активно возрождаться идея честного и открытого предпринимательства. В этой связи необходимо усилить профессиональную подготовку будущих предпринимателей, в том числе, психологическую.

Литература:

1. Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с.

2. Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Аскерко Юлия Ивановна - Магнитогорск, 2007. - 19 с.

3. Блинов, А.О. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки / А.О. Блинов // Российский экономический журнал. - 1993. - № 7. - С. 55.

4. Блумберг, М. Блумберг о Bloomberg / М. Блумберг. Пер. с англ. - М: Альпина Паблишен, 2010. - 224 с.

5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 672 с.

6. Волкова, Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов / Е.В. Волкова - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 216 с.

7. Гинс, Г.К. Предприниматель. / Г.К. Гинс - М.: Издательство «Посев», 1992. - 57 с.

8. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин - СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.

9. Журавлев, А.Л. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. / А.Л. Журавлев,

A.Б. Купрейченко,- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 480 с.

10. Иванова, Н.Л. Введение в психологию бизнеса / Н.Л. Иванова, Е.В. Михайлова, В.А. Штроо - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008. - 238 с.

11. Купер, К. Индивидуальные различия / К. Купер / Пер. с англ. Т.М. Марютиной под ред. И.В. Равич-Щербо - М.: Аспект Пресс, 2000. - 527 с.

12. Мусаэлян, И.Э. Психология предпринимательства - новая область отечественной психологической науки / И.Э. Мусаэлян, Ю.О. Сливницкий // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1995. - №1. - С. 3-7.

13. Платонов, О.А. Экономика русской цивилизации. / О.А. Платонов. - М.: «Родник», 1995. - 383 с.

14. Позина, М.Б. Метод системной диагностики организационных ценностей // Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: Учебное пособие / М.Б. Позина / Под редакцией О.И. Каяшевой, М.Б. Позиной. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 5-12.

15. Позняков, В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы /

B.П. Позняков, Е.Б. Филинкова // Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С. 32-43.

16. Позняков, В.П. Социально-психологические факторы деловой активности российских предпринимателей / В.П. Позняков // Психология в экономике и управлении. - 2010. - № 1. - С. 23-26.

17. Позняков, В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений / В.П. Позняков // Проблемы педагогики и психологии. - 2014. - №1. - С. 267-273.

18. Позняков, В.П. Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных / В.П. Позняков, Н.Н. Познякова, С.В. Тихомирова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 4. - С. 227-233.

19. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: учебник для студентов вузов / Ю.Б. Рубин - М.: Изд-во Синергия, 2016. - 255 с.

20. Спенсер-мл., Л.М. Компетенции на работе / Л.М. Спенсер-мл., С.М. Спенсер / Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.

21. Филинкова, Е.Б. Психология российского предпринимательства: учеб, пособие / Е.Б. Филинкова. - М.: Ректор, 2007. - 288 с.

22. Ханова, З.Г. Психологические аспекты экономической социализации личности / З.Г. Ханова // Вестник Университета РАО. - 2016. - №3. - C. 44-46

23. Ханова, З.Г. Стратегии поведения успешных предпринимателей в кризисных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ханова Зоя Гаджиалиевна. - Ставрополь, 2005. - 23 с.

24. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. - М.: Эксмо,

2007. - 233 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Щербатых, Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса / Ю.В. Щербатых // Учебное пособие. - СПб.: Питер,

2008. - 304 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Серебрякова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Курылева Виктория Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У

ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ КРИЗИС 30-35 ЛЕТ

Аннотация. Динамичность и противоречивость современной жизни, потребность человека быстро принимать решения, делает актуальным обращение современных ученых к проблеме совладания. Особое значение имеет изучение стратегий совладающего поведения и способность принимать адекватные переживаемой ситуации решения людьми, объективно находящимися в не стандартных, кризисных жизненных условиях. Обобщив подходы зарубежных и отечественных ученых к формулировке понятий «совладание» и «совладающее поведение», мы склонны говорить, что совладание (совладающее поведение) - это модель поведения человека, которую он проектирует, исходя из анализа как сложившейся жизненной ситуации, которую он рассматривает как трудную, так и его собственных физических и психологических усилий, необходимых для ее преодоления. Также мы делаем вывод о том, что особое значение владение стратегиями совладания имеет для людей, проживающих возрастные кризисы. Акцент при этом мы делаем изучении совладающего поведения женщин, переживающих кризис 30-35 лет. Опираясь на результаты имеющихся исследований, в качестве особенностей совладающего поведения женщин данной возрастной категории мы выделяем стремление к переоценке ценностей; критичность в оценке собственных возможностей и достижений; поиск смысла жизни; планирование новых целей. В нашу экспериментальную программу изучения совладающего поведения женщин вошли: опросник «Способ совладания - WCQ» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика «Диагностика эмоционального интеллекта (МЭИ)» М.А. Манойловой, а также «Шкала субъективной оценки удовлетворенности жизнью» А.В. Либиной. Реализовав программу исследования, мы делаем вывод, что большинство женщин, принявших в нем участие, выбирают такие способы совладания, как дистанцирование и конфронтативный копинг. Они способны наладить систему отношений с окружающими их людьми, и удовлетворены своей жизнью. Однако они не всегда способны осознать и проконтролировать свои чувства и эмоции. Не могут они осознавать эмоции и чувства и других людей. Их эмпатия на низком уровне развития, что объективно приводит к неэффективному взаимодействию с окружающими. Иначе говоря, достаточно большое количество респондентов демонстрируют не эффективные стратегии совладания. Сделанные выводы позволяют говорить о том, что многие женщины в 30-35 лет нуждаются в психологической помощи, ориентированной на повышение их самооценки и развитие эмоционального интеллекта, которые, на наш взгляд, могут составить основу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.