Научная статья на тему 'Психологические особенности развития правосознания студентов высших учебных заведений в условиях адаптации к учебному процессу'

Психологические особенности развития правосознания студентов высших учебных заведений в условиях адаптации к учебному процессу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правосознание / развитие правосознания / психологические особенности развития правосознания / адаптация студентов к учебному процессу

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фаттахова Г. Р.

В статье рассматривается развитие правосознания как один из продуктивных источников формирования адаптации студентов к учебному процессу. На основании проведенных исследований выявлена взаимосвязь меяоду позитивным отношением студентов к изучению и соблюдению законов и, как следствие, социальной организованности их поведения и их более быстрой адаптацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фаттахова Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers development of students' legal consciousness as one of the most productive sources for their adaptation to the academic process. The investigations carried out in this respect revealed correlation between their positive attitude to studying and observing the law, which results in social organization of their behavior and their quicker adaptation.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития правосознания студентов высших учебных заведений в условиях адаптации к учебному процессу»

Г. Р. Фаттахова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Работа представлена кафедрой психологии развития

Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор А. И.Сорокина

В статье рассматривается развитие правосознания как один из продуктивных источников формирования адаптации студентов к учебному процессу. На основании проведенных исследований выявлена взаимосвязь ме^ду позитивным отношением студентов к изучению и соблюдению законов и, как следствие, социальной организованности их поведения и их более быстрой адаптацией.

The article considers development of students' legal consciousness as one of the most productive sources for their adaptation to the academic process. The investigations carried out in this respect revealed correlation between their positive attitude to studying and observing the law, which results in social organization of their behavior and their quicker adaptation.

Развитие правового сознания является необходимым условием социального управления. В его основе должны лежать стойкие правовые убеждения, взгляды, установки; оно должно ориентироваться на привитие навыков активного и адекватного поведения личности в правовой сфере, высокую степень восприятия в социуме правовых идеалов и символов. В силу указанных факторов изучение процесса развития правосознания и определение специфики приобщения к правовой культуре в системе современного высшего профессионального образования представляет особый интерес. Данная проблема является особо актуальной в свете происходящей в последние годы криминализации российского общества, сопряженной с ростом молодежной преступности. К сожалению, современная система образования недостаточно полно демонстрирует молодым людям образцы поведения в правовой сфере. Это приводит к тому, что, оказавшись в различных правовых ситуациях, студенты неверно оценивают сложившиеся отношения с позиций права и, соответственно,

выбирают неадекватный вариант поведения. Необходимо поставить на новый, более высокий уровень практику формирова-ния правовой культуры, правосознания, процесс развития у студентов подлинного уважения к закону. Иными словами, высшая школа призвана готовить не просто квалифицированных специалистов, но прежде всего членов общества с развитым правосознанием, поскольку наряду с профессиональными знаниями им придется использовать и правовые знания, решая возникающие проблемы.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования», И. А. Зимняя выделяет основные характеристики студенчества, отличающие его от других групп населения: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность, достаточно гармоничное сочетание социальной и интеллектуальной зрелости. Процесс адаптации студенчества к условиям современности чрезвычайно сло-

Психологические особенности развития правосознания студентов высших учебных заведений...

жен, он включает в себя несколько аспектов: познавательный - студент осваивает новые формы и методы обучения; практический - включение в реальную социальную жизнь группы, во взаимодействие с группой и отдельными ее членами, с администрацией и педагогами вуза; эмоциональный -установление устойчивых положительных взаимоотношений со студентами и педагогами. О дезадаптации свидетельствует ряд признаков: депрессивность, астенизация, уход от деятельности; эмоциональная незрелость, психологический инфантилизм; невротические проявления; отсутствие четкой психологической подготовки в правовой ориентации.

В своем экспериментальном исследова-нии мы попытались проследить следующую взаимосвязь: если студент позитивно относится к изучению законов и стремится

их соблюдать, то поведение его становится социально организованным, а процесс адаптации не является длительным. Исследование проводилось на базе факультет пси -хологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы. Нами было опрошено 197 студентов в возрасте 18-23 лет.

Реальный уровень правосознания студентов и его компоненты исследовались с помощью разнообразных методик: анкетирования, тестирования, письменных работ, бесед, наблюдений, независимых характеристик, анализа различных видов деятельности студентов, проведении деловых игр, позволяющих выявить наиболее актуальные проблемы и способы их разрешения. В этой связи были разработаны специализированные анкеты по выявлению уровня развития правосознания. Респондентам

100

40

к 50

т

X п 70

о_

о с

2 я С 50

— ГЗ

С <£.

К X Н ? 30

« с- г 5 40

т 34) №

О

С

> 20

(0

0

---■---Шкуре

— — 'курс

,7 Г. » л * ' Ч 1 -

—-.1:——*

10

Критерии развития правосознания

Рис. 1. Развитие правосознания (контрольная группа):

1 - понимание своих прав; 2 - готовность к деятельности; 3 - умение отстаивать свои убеждения; 4 - умение разбираться в ситуациях; 5 - наличие позитивной Я-концепции полноправного человека и гражданина; 6 - сознательное отношение к учебе или готовность к сознательным действиям в соответствии с правовыми нормами; 7 - выбор верного способа поведения в условиях заданной ситуации; творческая активность человека, направленная на правовое регулирование социальных процессов; 8 - способность мотивировать свои поступки; 9 - выполнение правил, норм, обязанностей гражданина; 10 - способность к рефлексии общественных явлений в соответствии с собственными правовыми критериями

предлагалось дать определение таким понятиям, как закон, конституция, права и свободы человека, административная и уголовная ответственность, самооборона. Кроме того, анкета включала вопросы, выявляющие знания о том, как, через какие инстанции можно защищать свои права, как следует вести себя в нестандартных правовых ситуациях и т. п. Также во внимание принимались психологические особенности, которые мешают профессиональной подготовке уже на начальном этапе (замкнутость, сензитивность к отвержению), и те, что представляются важными для будущей профессиональной деятельности (неспособность к эмпатии, низкий уровень субъективного контроля).

В ходе констатирующего эксперимента мы выяснили, что студенты имеют определенные правовые представления, но знания их в основном неполные и не отличаются глубиной. Итоги контрольного среза зафиксировали общий низкий уровень знаний студентов.

Формирующий эксперимент предполагал целенаправленное и активное воздей-

ствие исследователя на реально существующую систему деятельности и общение испытуемых в соответствии с выдвинутой гипотезой и целями развития правосознания студентов в контексте адаптации к учебной деятельности. У студентов экспериментальной группы быстрее проходило осмысление своей социальной принадлежности, осознание своего места в общественных отношениях, оценка своей гражданской позиции и социального поведения, вырабатывался образ себя как гражданина и субъекта права. В социально-правовой деятельности, организованной нами, они обучались целенаправленно методам социального взаимодействия (выбору, рефлексии и ответственности, социальным инициативам, правовому регулированию взаимоотношений). Обобщая данные опросов, мы определили положительную динамику в развитии правосознания студентов экспериментальной группы.

Высокий уровень правосознания выявили к концу эксперимента 38% студентов: конкретно понимают свои права и обязанности; уверены в себе; умеют давать пра-

Критерии развития правосознания

Рис. 2. Развитие правосознания (экспериментальная группа)

Примечание: обозначения те же, что и на рис. 1.

Психологические особенности развития правосознания студентов высших учебных заведений..

вовую оценку различным ситуациям; способны мотивировать свои поступки; выполняют все правила и нормы поведения в обществе; сознательно относятся к учебе; выполняют распоряжения и приказы руководства вуза; активно занимаются общественной деятельностью, принимают постоянное участие во всех делах своей труп -пы, курса, факультета.

Студентов со средним уровнем правосознания оказалось 59%: чувство справедливости, относительная требовательность к себе; при понимании своих прав неумение найти им применение в некоторых ситуациях; выполнение правил, норм, обязанностей не всегда является незыблемой установкой в жизни; участвуют во всех делах вуза, но недостаточно активны в проявлении собственной инициативы.

Низкий уровень правосознания студентов составил 3% от общего числа участников экспериментальной группы: уровень правовых знаний ниже среднего; открытое пренебрежение своими обязанностями и правами, непонимание последних; разрешение возникших проблемных ситуаций, исходя из собственного «жизненного опыта»; пассивное участие в коллективных делах университета.

На втором этапе исследования были изучены факторы, вызывающие дезадаптацию студентов первого курса, и вместе с тем выявлены закономерности и особенности процесса их адаптации. В процессе работы использовались такие методы исследова-ния, как тестирование и опрос («Опросник приспособленности» X. Белла, «Уровень субъективного контроля» Роттера, тест на определение темперамента Айзенка), беседы и наблюдения, а также проективная методика «Мой автопортрет».

В ходе нашего эмпирического исследования мы получили следующие показатели. Студентов, адаптированных к процессу обучения, оказалось преобладающее большинство - 75,9%. С показателями, свидетельствующими о проблемах со здоровьем, которые являются следствием перене-

сенных травм, частых заболеваний или излишнего интереса к своему телу, выявлено 3,4% от общей выборки. Студентов, обнаруживших склонность к зависимости и пассивности в социальных контактах, оказалось 6,9%. Студенты, уверенные в себе и своих силах, составили 72,4%. 69% студентов демонстрировали эмоциональную ста -бильность, уверенность и способность контролировать свои субъективные пережива-ния. 3,4% выборки проявили склонность к враждебности и критичность в социальных контактах, недоверие по отношению к окружающим. Большая часть выборки состоит из лиц, отзывчивых и проявляющих понимание по отношению к другим.

Уровень субъективного контроля (УСК) среди студентов экспериментальной группы оказался в целом высоким. Респонденты считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою личную ответственность за то, как складывается их жизнь в целом. Студентов с интер-нальным типом локуса контроля выявлено 34,5%. Средний уровень представлен 51,7%. Низкий показатель УСК составил 13,8%. Эти студенты не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать свое развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других.

При определении типов темперамента студентов нами получены следующие данные. Флегматиков не выявлено, сангвиники составили 34,5%, холерики - 55,2%, меланхолики - 10,3%.

Следующим этапом нашего исследования стал анализ направленности обучения студентов с использованием проективной методики. С четкой ориентацией только на учебу выявлено 41,5% из общей выборки студентов. В равной степени ориентированных как на учебу, так и на социальные контакты и общение выявлено 24% студентов; с направленностью только на социальные

контакты и на общение с друзьями - 20,7%. 13,8% респондентов не имеют выраженной направленности или имеют направленность на посещение университета без мотивации данного действия.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы. Наиболее благополучным является адаптационный процесс с направленностью на получение знаний и учебу при соблюдении законности поведения, при благополучном в то же время социальном контакте между студентами и преподавателями. Направленность только на учебу при отсутствии социальных контактов также вредит адаптационному процессу во время обучения, как и полная направленность только на общение, когда игнорируется само обучение.

Экстернальная крайность субъективного контроля может несколько усложнять процесс адаптации во время обучения студентов. Средний уровень УСК присущ любой направленности обучения. Интерналь-ный же тип преимущественно свойственен студентам с направленностью только на учебу. Эти студенты уверены в своих силах

и считают, что результат их обучения, как и их профессионального будущего, зависит только от них самих. Таким образом, гипотеза нашего исследования, состоящая в том, что если студент ориентирован на соблюдение законов, то и процесс адаптации будет стабильным, подтвердилась. Студенты с ориентацией на правосознание являются адаптированными и отличаются более устойчивым здоровьем, меньшим количеством пропусков занятий, они уверены в себе и своих силах, эмоционально стабильны, способны контролировать свои субъективные переживания; они отличаются эм-патией, отзывчивостью и проявляют понимание по отношению к другим.

В целом развитие правосознания студента происходит успешно, если в содержании и организации целенаправленной деятельности соблюдаются систематичность, последовательность, преемственность, соответствие реалиям, учитываются возрастные особенности, особенности социального развития региона, обеспечивается единство получаемых знаний и умений и их социально-значимого применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.