Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / эмоции / дети с нарушениями речи / речевые навыки / психокоррекционная работа / emotional intelligence / emotions / children with speech disorders / speech skills / psychocorrective work

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукашевич Олеся Михайловна

В статье обоснована актуальность формирования эмоционального ин-теллекта у детей с речевыми нарушениями, возникающими в связи со сложностями формирования отдельных его составляющих. Первоначально рассмотрены модели и определения эмоционального интеллекта. Автор указывает, что развитие эмоцио-нального интеллекта у детей логопедической группы затруднено вследствие нали-чия речевого дефекта. В связи с этим психокоррекционная работа должна строить-ся с учетом индивидуальных особенностей ребенка с речевыми нарушениями. Описаны результаты исследования эмоционального интеллекта детей и предложе-ны меры и методы по его развитию посредством игр и упражнений с учетом име-ющейся взаимосвязи эмоционального интеллекта и речевой компетентности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The article substantiates the importance of developing emotional intelligence in children with speech disorders, describes the difficulties in formation of its individual components. In this connection we have considered the models and definitions of emo-tional intelligence. It is emphasized that the development of emotional intelligence in children with speech disorders is difficult in view of the presence of a speech defect. That is why the psychocorrectional work should be implemented with allowances made for the individual peculiarities of a child with speech disorders. The article describes the results of a study of children's emotional intelligence and suggests measures and meth-ods for its development through games and exercises, taking into account the existing re-lationship between emotional intelligence and children's speech competence.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Научная статья УДК 376.1-058.264

DOI: 10.18101/2307-3330-2022-2-56-60

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

© Лукашевич Олеся Михайловна

педагог-психолог,

Детский сад № 33/2 «Светлячок»

Россия, 670035, г. Улан-Удэ, ул. Ясная, 1а

lesya.kaulitz@mail.ru

Аннотация. В статье обоснована актуальность формирования эмоционального интеллекта у детей с речевыми нарушениями, возникающими в связи со сложностями формирования отдельных его составляющих. Первоначально рассмотрены модели и определения эмоционального интеллекта. Автор указывает, что развитие эмоционального интеллекта у детей логопедической группы затруднено вследствие наличия речевого дефекта. В связи с этим психокоррекционная работа должна строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка с речевыми нарушениями. Описаны результаты исследования эмоционального интеллекта детей и предложены меры и методы по его развитию посредством игр и упражнений с учетом имеющейся взаимосвязи эмоционального интеллекта и речевой компетентности детей. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, дети с нарушениями речи, речевые навыки, психокоррекционная работа.

Для цитирования

Лукашевич О. М. Психологические особенности развития эмоционального интеллекта у детей с нарушениями речи // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 2. С. 56-60.

Широкий спектр социально-коммуникативного развития и постоянного взаимодействия детей определяет необходимость изучения его эмоционального аспекта. В данном отношении все чаще речь идет об актуальности развития уже в дошкольном детстве эмоционального интеллекта. При этом исследователи, обосновывая разные его модели, дают и соответствующие определения эмоционального интеллекта как комплексного образования. Так, Р. Бар-Оном данное явление рассматривает как все когнитивные способности, знания и компетентности, позволяющие человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями [1]. М. А. Манойлова считает, что эмоциональный интеллект — это субъективная характеристика личности, его целью является преобразование и развитие эмоциональной сферы субъекта.

Одной из важнейших причин исследования и эффективного формирования эмоционального интеллекта признается бесспорное единство эмоционального и общего интеллекта. Так, например, М. А. Нгуемн признает эмоциональный интеллект компонентом общего интеллекта, его эмоциональным аналогом [2]. Кроме того, с позиции социальной значимости актуальным является признание современными исследователями наличия и необходимости активизация в нем

такого значимого механизма, как осознание собственного внутреннего состояния и состояния другого человека, отражения внешних эмоциональных состояний другого человека, в результате чего формируются психические новообразования личности, совершенствуется коммуникация [2]. В этом случае изучающий на современном этапе эмоциональный интеллект Д. В. Люсин говорит о наличии в нем внутриличностной и межличностной форм. Для внутриличностной его составляющей присущи следующие характеристики: осознание собственных эмоций и чувств, их правильная интерпретация и идентификация, понимание причин возникновения эмоций и возможность точного вербального обозначения; способность к управлению и контролю собственных эмоций и чувств. Межличностный аспект эмоционального интеллекта характеризуется интуитивным пониманием эмоций других людей без их вербального обозначения со стороны носителя; пониманием эмоций другого человека на основе внешних проявлений (мимики, жестов, пантомимики); способностью к управлению эмоциями окружающих, включающей вызывание «нужных» эмоций у людей и устранение нежелательных [3].

Изучение различных моделей эмоционального интеллекта показало, что наиболее полно его можно описать наличием четырех взаимосвязанных компонентов [1]. Первый — точность и правильность оценки и выражения эмоций, предполагающие умение определять эмоции по внешним невербальным проявлениям и поведению, а также способность точно демонстрировать свои эмоции и связанные с ними потребности другим людям.

Второй — применение эмоций в мыслительной деятельности — способность, позволяющая понять, как думать более эффективно. Данная способность, важная в силу того, что управление эмоциями позволяет человеку видеть и воспринимать мир с разных точек зрения, позволяет более успешно решать проблемы.

Третий — интерпретация эмоций или способность, связанная с умением определить источник эмоций, дифференцировать их, установить связи между словами и эмоциями. Кроме того, это способность объяснить значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные амбивалентные чувства, замечать смены эмоций и предполагать их дальнейшее развитие.

Четвертый — управление эмоциями. Эта способность выражается умением использовать информацию, поступающую от эмоций, вызывать эмоции или игнорировать их в зависимости от их информативности или полезности.

Д. В. Люсин рассматривает эмоциональный интеллект как двойственное образование, связанное, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой, с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект является психологическим образованием, формирующимся в онтогенезе под воздействием ряда факторов. Множественность детерминирующих факторов и их вариативность определяют уровень и специфические индивидуальные особенности эмоционального интеллекта у каждого человека. Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д. В. Люсиным, включает три элемента: когнитивные способности (насколько быстро и точно перерабатывается эмоциональная информация); представления об эмоциях (важный источник информации о себе самом и о дру-

гих людях и т. п.); особенности эмоциональности (устойчивость — подвижность, чувствительность-невосприимчивость и т. п.) [3].

Эмоциональный интеллект у детей с нарушениями речи проявляется в виде недостаточности словарного запаса, неумении выражать все эмоции из-за ограниченного словарного запаса, невозможность или затруднения выразить эмоции на лице (мимические проявления эмоционального интеллекта), установить эмоционально-волевые отношения со сверстниками.

Нарушения эмоционального интеллекта проявляются в неумении ребенка с речевыми нарушениями установить контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. У дошкольников логопедической группы часто наблюдается гипоплазия психомоторных функций, не сформированы внимание и память, нарушены общие двигательные навыки, поэтому движения неуклюжи, подвижность пальцев недостаточна, когнитивное развитие отстает, нарушены пространственные навыки, а также возможности адекватного и своевременного формирования эмоционального интеллекта.

По мнению А. К. Тихомирова, с мыслительной деятельностью связаны все эмоциональные процессы: аффекты, эмоции, чувства. Результаты его исследований убедительно доказывают как сам факт эмоциональной регуляции мыслительной деятельности, так и то, что эмоциональная активация является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности. Удивление, сомнение, радость успеха стимулируют поиск, пробуждают желание доводить работу до конца [4].

В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 15 детей логопедической группы. Работа состояла в определении и реализации психологических мер поддержки детей с нарушениями речевого развития в контексте формирования у них эмоционального интеллекта.

На констатирующем и контрольном этапах исследования выявлены особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. С помощью диагностических методик были определены уровни понимания эмоций других детей и детей на картинках. Основополагающими методиками были выбраны анализирующая беседа, в ходе которой определялись уровни понимания детьми чужих эмоций, детям предлагались картинки, на которой нужно было распознать особенности эмоций, силу выраженности каждой эмоции. Дети речевой группы активно отвечали на вопросы, однако определение эмоций стало сложным заданием для них. Следует заметить, что на констатирующем этапе дети верно определяли отрицательные эмоции (злости, страха), тогда как на этапе контроля определяющими стали положительно окрашенные эмоции.

На формирующем этапе исследования нами были использованы различные методы и приемы развития эмоционального интеллекта детей. С учетом сензи-тивности дошкольного периода применялись психологические игры и упражнения: «Удиви меня улыбкой», «Задержи взгляд на самом смешном», «Поймай взгляд», «Какие мы — хмурые или веселые?», «Будь счастлив каждую секунду», «Придумай самый смешной смайлик» и т. д.

Игры и упражнения способствовали не только формированию эмоционального интеллекта детей, но и развитию коммуникационных связей между ними,

активизации речи и т. д. Связано это с тем, что развитие эмоционального интеллекта и уровень его сформированности зависят от речевой компетентности. Маленький дошкольник пытается найти истинное отражение предмета или явления в значении слова, и их название воспринимается ребенком буквально. Дети логопедической группы не могут принять сочетание звуков без мотивации в слове, они пытаются изменить звуковой образ слова. Ребенок пытается найти значение слова в самом звуке, ищет прямую связь между ними. Как правило, дошкольники вкладывают более понятные и осязаемые образы в значение слов. Для ребенка важно не то, к какой категории относится слово, а то, как оно применяется в конкретной жизненной ситуации [2].

Чтобы понять услышанное новое слово, ребенок пытается связать его с содержанием, доступным в его собственном опыте, и находит аналогии для этого слова в имеющихся знаниях. Юный дошкольник передал слова и точные значения, которые он сказал. Маленькие дошкольники склонны конкретизировать значение слов, надеясь упростить все в языке до строгих аналогий, что мешает им полностью понять сложные языковые системы. Сначала ребенок понимает слова и их формы буквально и вкладывает в них смысловое содержание предмета. Поэтому он не может примирить двусмысленность одной и той же формы с ясностью различных форм языка. Он не понимает метафор, с помощью которых в том числе люди передают эмоциональные переживания. Он ищет ключевые значения в любой грамматической форме языка. А в этом случае исследователи говорят о наличии языка эмоций, который дошкольники также познают в общении друг с другом и со взрослыми, знакомясь с литературными произведениями, художественно-творческим наследием и т. д. Только когда исполняется семь лет, дети отделяют слово от объекта, на который оно указывает, и рассматривают слово как абстрактную единицу, постигают разницу между чувствованием и выражением эмоций и чувств в ряде случае, когда, например, речь идет о необходимости скрыть переживания. Именно поэтому всем детям, тем более детям с речевыми нарушениями, как было рассмотрено выше, необходима специально организованная систематическая помощь в формировании эмоционального интеллекта.

Литература

1. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. 320 с. Текст: непосредственный.

2. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 13. С. 569-571. Текст: непосредственный.

3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. 2019. С. 29-36. Текст: непосредственный.

4. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Москва: Прайм-Еврознак, 2019. 672 с.

5. Мэйер Дж., Сэловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект. Москва: Изд-во Института психологии РАН, 2020. 146 с. Текст: непосредственный.

6. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 2. С. 68-76. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 02.04.2022; одобрена после рецензирования 13.05.2022; принята к публикации 04.06.2022.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Olesya M. Lukashevich Educational Psychologist, Municipal Budgetary Pre-School Educational Institution No. 33/2" Svetlyachok" 1a Yasnaya St., Ulan-Ude 670035, Russia lesya.kaulitz@mail.ru

Abstract. The article substantiates the importance of developing emotional intelligence in children with speech disorders, describes the difficulties in formation of its individual components. In this connection we have considered the models and definitions of emotional intelligence. It is emphasized that the development of emotional intelligence in children with speech disorders is difficult in view of the presence of a speech defect. That is why the psychocorrectional work should be implemented with allowances made for the individual peculiarities of a child with speech disorders. The article describes the results of a study of children's emotional intelligence and suggests measures and methods for its development through games and exercises, taking into account the existing relationship between emotional intelligence and children's speech competence. Keywords: emotional intelligence, emotions, children with speech disorders, speech skills, psychocorrective work.

For citation

Lukashevich O. M. Psychological Features of Developing Emotional Intelligence in Children with Speech Disorders. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 2: 56-60 (In Russ.).

The article was submitted 02.04.2022; approved after reviewing 13.05.2022; accepted for publication 04.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.