Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агзамова Б.А.

В данной статье изложены вопросы профессиональной ориентации, выбора профессии учащейся молодежи в процессе обучения, а также особенности учета возрастных этапов в профессиональной ориентации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE

This article describes the issues of professional orientation, the choice of profession of students in the learning process, as well as the specifics of taking into account the age stages in the professional orientation of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

UDK 37.02

Агзамова Б.А. психолог Юридический техникум Ферганская область

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В данной статье изложены вопросы профессиональной ориентации, выбора профессии учащейся молодежи в процессе обучения, а также особенности учета возрастных этапов в профессиональной ориентации обучающихся.

Ключевые слова: процесс обучения, профориентация, профессиональная пропаганда, выбор профессии.

Agzamova B.A. psychologist

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL ORIENTATION

OF YOUNG PEOPLE

Annotation. This article describes the issues of professional orientation, the choice of profession of students in the learning process, as well as the specifics of taking into account the age stages in the professional orientation of students.

Keywords: learning process, career guidance, professional propaganda, ecstasy, choice of profession.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к воспитанию студентов в системе обучения независимого Узбекистана, является воспитание компетентных, творческих и самостоятельно мыслящих специалистов, способных к организации межличностных отношений. В сегодняшнюю эпоху глобализации благородные намерения закрепляются в общественной жизни, когда речь идет о создании специалистов, способных управлять высокими технологиями. Для осуществления социального прогресса в стране необходимо готовить высококвалифицированных специалистов и повышать их до уровня мировых стандартов, а для удовлетворения сегодняшнего прогресса науки и техники, путем воспитания образованных, самоотверженных людей своей профессии, в нашем государстве можно сформировать профессионалов, способных противостоять рыночной экономике, создавать конкурентоспособную продукцию. Они вырастут людьми, отвечающими требованиям времени,

обладающими широкими интересами, сильной квалификацией, устойчивой памятью, хорошим мышлением, любознательными, трудолюбивыми, патриотичными, религиозными убеждениями. Для этого большое значение имеет профессиональная ориентация учащихся во всех аспектах системы непрерывного образования.

Важным вопросом в профессиональной ориентации учащихся является вопрос о деятельности. Потребности, побуждающие живое существо действовать определенным образом и в определенном направлении, являются источником активности личности. Потребность-это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и порождающее его активность по отношению к этим условиям. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Потребность человека формируется в процессе его воспитания. Таким образом, процесс удовлетворения личностью собственных потребностей выделяется как активный, специфически целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определяемый общественным прогрессом.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к воспитанию школьников в независимом Узбекистане, является воспитание у них потребности в коктейлях. Дальнейшее развитие потребности в коктейлях происходит в результате развития производства, максимальной автоматизации многих производственных процессов, улучшения условий коктейля, сокращения рабочего времени, оживления творческих сил, которые могут проявить себя только в общественно полезном коктейле.

Особое внимание было уделено тому, какую роль в основных направлениях реформирования общеобразовательной школы играют профориентационное воспитание и профессиональная ориентация учащихся. Потребности могут быть естественными и культурными по происхождению. В естественных потребностях выражается подчиненность человека условиям, необходимым для активной трудовой деятельности, поддержания его жизнедеятельности и жизнедеятельности его потомства.

Потребности по характеру своего субъекта могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выражается зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и др.), а в духовных-подчинение продукту общественного сознания. Духовные потребности находят свое отражение в создании и преобразовании духовной культуры. Читатель чувствует необходимость делиться своими мыслями и чувствами с другими, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и тому подобное. Духовные потребности неразрывно связаны с материальными. Для удовлетворения духовных потребностей обязательно требуются материальные вещи (книги, газеты,

писчая и нотная бумага, краски и т.п.), которые считаются предметом материальных потребностей.

Таким образом, потребность, которая по происхождению является естественной, но по предмету-материальной, по происхождению-культурной, может быть либо материальной, либо смысловой по предмету.

Если поведение животных полностью определяется окружающей средой, то активность человека с самого раннего возраста ориентируется на весь человеческий опыт и требования общества. Этот вид поведения обладает такой спецификой, что в психологии профессиональной ориентации учащихся для его обозначения используется специальный термин - профессиональная деятельность.

То есть профессиональная деятельность - это специфическая форма деятельности, управляемая сознанием и мышлением человека, обусловленная различными потребностями в нем, и направленная на изменение и совершенствование внешнего мира и самого себя. Это -коктейльная деятельность, направленная на создание материальных благ, это-исследовательская деятельность, направленная на открытие новых открытий и тому подобное.

Любая профессиональная деятельность проявляется в реальных условиях, разными способами и в разных проявлениях. Даже если каждое совершаемое действие направлено на что-то значимое-предмет, деятельность мыслится как совокупность предметных действий. Например, предметное действие студента, пишущего конспект лекции, направлено на запись, которая, в первую очередь, обогащает запас знаний путем внесения изменений в количество и качество записей в этой тетради. В зависимости от того, на что именно направлена профессиональная деятельность и предметные действия, ее составляющие, прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю профессиональную деятельность.

Профориентация-это система научно обоснованных и действенных мероприятий психолога-педагога, медика и государства по оказанию помощи молодым людям, вступающим в жизнь для выбора устойчивой профессии с учетом их собственной профессии как потребностей общества, а также собственных интересов и способностей.

Потребность-это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и порождающее его активность по отношению к этим условиям. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Потребность человека формируется в процессе его воспитания. Таким образом, процесс удовлетворения личностью собственных потребностей выделяется как активный, специфически целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определяемый общественным прогрессом.

Профессиональный выбор молодежи начинается, в основном, со средней школы, соответственно, перед психологами с педагогическим

коллективом стоит такая важная задача, как заинтересованность школьников разного возраста, пола в профессии, развитие трудовых навыков, реализация (самореализация) своих внутренних возможностей.

Кроме того, психологам необходимо разработать методы, методики, технологии, формы, критерии и компоненты определения интеллекта, способностей и степени пригодности учащихся к той или иной профессии, а также провести научно-исследовательскую работу в данной области.

Также, в целях формирования у молодежи реалистичности в выборе профессии, в школе будут организованы встречи, круглые столы, вечера и лекции с представителями передовых профессий, ветеранами профессий, профессиональными династиями. Эти мероприятия создают более устойчивый интерес учащегося к этой профессии.

Использованные источники:

1. Sh.M.Mirziyoyev, Buyuk kelajagimizni mard va olijanob xalqimiz bilan birga quramiz. Toshkent: O'zbekiston, 2017. - 488 b.

2. Nabijonova D. O'quvchilarni kasbga yo'naltirish psixologiyasi. Toshkent: 2002. -38 b

3. Xaydarov F.I., Xaliliova N.I. "Umumiy psixologiya". - Toshkent: Mumtoz so'z, 2010. - 97 b

4. Ergashev I., Farxodjonova N. Integration of national culture in the process of globalization //Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 2. - С. 477.

5. Ergashev I. CIVIL SOCIETY AND YOUTH //Science and Education. -2021. - Т. 2. - №. 2.

6. Numonjonov S. D. Innovative methods of professional training //ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81). - 2020. - С. 747-750.

7. Farxodjonqizi F. N., Dilshodjonugli N. S. Innovative processes and trends in the educational process in Uzbekistan //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 4. - С. 621-626.

8. Farxodjonova N. F. Modernization and integration: social-philosophical analysis. Rol'nauki v formirovanii sovremennoj virtual'noj real'nosti. - 2019.

9. Эргашев И. Сиёсат фалсафаси //Тошкент.:"Академия. - 2004.

10. Эргашев И. Политика государства независимого Узбекистана на селе: теория и практика. - 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.