Научная статья на тему 'Психологические особенности потребностной сферы и полоролевой идентификации внутренне независимой женщины периода молодости и зрелости'

Психологические особенности потребностной сферы и полоролевой идентификации внутренне независимой женщины периода молодости и зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кумыкова Елена Валентиновна

В работе проанализировано влияние процесса усвоения мужских и женских черт характера на внутреннюю независимость женщины периода молодости и зрелости. Установлена связь внутренней независимости женщины с ее полоролевой идентификацией. Выявлены различия в полоролевой идентификации между внутренне независимыми молодыми и внутренне независимыми зрелыми женщинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности потребностной сферы и полоролевой идентификации внутренне независимой женщины периода молодости и зрелости»

Е.В. Кумыкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВНУТРЕННЕ НЕЗАВИСИМОЙ ЖЕНЩИНЫ ПЕРИОДА МОЛОДОСТИ И ЗРЕЛОСТИ

В работе проанализировано влияние процесса усвоения мужских и женских черт характера на внутреннюю независимость женщины периода молодости и зрелости. Установлена связь внутренней независимости женщины с ее полоролевой идентификацией. Выявлены различия в полоролевой идентификации между внутренне независимыми молодыми и внутренне независимыми зрелыми женщинами. Исследована взаимосвязь чувства личностной идентичности женщины молодого и зрелого возраста и ее автономности. Определены различия в реализации потребности в автономии между внутренне независимыми молодыми и зрелыми женщинами.

Вопрос о том, детерминировано ли поведение человека собственной волей или обусловлено внешними факторами, всегда остается важным для психологии, потому что это вопрос о свободном существовании в мире, о построении своего жизненного пути, об ответственности человека за свою жизнь. Согласно концепции субъекта, предложенной С.Л. Рубинштейном, личность организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление [6]. Высшие личностные образования - сознание, активность, зрелость, автономность - выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере развития. Одним из основных проявлений субъектной детерминации поведения является способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в соответствии со своими желаниями. Э. Берн видит возможность внутренней независимости личности в осознании сценария своей жизни. Автономия подразумевает способность к «несценарному» поведению, «характеризуемому отсутствием специфической временной программы, разработанной на определенных этапах жизни, и неподверженностью влиянию родителей» [10]. В теории эго-психологии Э. Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса «стыд и сомнение - автономия» на стадии раннего детства зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям возможность самим осуществлять контроль над своими действиями. С точки зрения К. Хорни, достижение

внутренней независимости дает человеку возможность построить собственную иерархию ценностей и применять ее непосредственно в жизни. В отношении же к другим людям, это влечет за собой уважение их индивидуальности и прав. А. Маслоу среди бытийных ценностей или метапотребностей выделяет автономию, независимость - «отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, жизнь по собственным правилам» [10]. Автономия и независимость также представляют собой характеристики самоактуализировавших-ся людей, достигших того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Э. Фромм считает, что в противовес механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, при котором человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Только когда человек осознает и ощущает себя самореализованным и автономным, следовательно, аутентичным, он может са-мозащититься от различных неврозов и психодефектов, полагает Бинсвангер [2]. «Желание сохранить свою независимость, автономию», - считает К. А. Абульханова-Славская, - «осуществляется социально адекватно не на путях выявления того “насколько” и “в чем” “я завишу или не завишу “ от окружающих, а в осознании содержательных задач своей жизни, что является единственным условием для сохранения такой автономии» [1]. Гарантом же внутренней независимости, по ее мнению, выс тупает личностная зре-

© Е.В. Кумыкова, 2008

157

лость.

Существует множество научных философских и психологических взглядов, по-разному раскрывающих понятие внутренней независимости личности. Нами внутренняя независимость личности понимается как позитивная свобода, организующая автономность и целостность жизненного пути личности как субъекта жизнедеятельности.

Актуальность изучения проблемы внутренней независимости женщины состоит в том, что на современном этапе развития науки одним из ведущих методологических принципов в психологии является принцип субъекта, в соответствии с которым, человек рассматривается на высшем уровне активности, творчества и инициативности. Путь личностного роста мужчины априори направлен на развитие автономии и активности, тогда как развитие женщины идет по другому пути [3; 4; 8; 9; 11]. Современные условия социального развития позволяют женщине стать более независимой в своих решениях, следовательно, необходимо изучить ее психологический статус.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать психологические особенности потребностной сферы и полоролевой идентификации внутренне независимой женщины периода молодости и зрелости.

Г ипотезы исследования:

1. В нутренняя независимость женщины определяется реализацией потребности в автономии.

2. Существуют различия в реализации потребности в автономии между внутренне независимыми молодыми и внутренне независимыми зрелыми женщинами.

3. Существует связь между внутренней независимостью женщины и ее полоролевой идентификацией.

4. Внутренняя независимость женщины определяется степенью зрелости личностной идентичности.

5. Существуют различия в полоролевой идентификации между внутренне независимыми молодыми и внутренне независимыми зрелыми женщинами.

Для проведения исследования были использованы следующие методы сбора эмпирических данных: анкетирование; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела; Тематический аппер-

цептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея [5; 7]. Использовались методы обработки данных эмпирического исследования (статистический пакет «Statistica 6.0»).

В качестве эмпирической базы исследования выступили две группы женщин. Первая группа -женщины в возрасте от 31 до 48 лет, средний возраст 35 лет, количество 50 человек. Из них-21 % имеют среднее специальное медицинское образование, 79 % - высшее образование. Среди женщин с высшим образованием 41 % имеют инженерно-экономическое образование, 30 % - медицинское и 29%- психологическое. Вторая группа-девушки в возрасте 19-27 лет. Средний возраст - 21 год, количество 50 человек. Из них 13 % имеют высшее гуманитарное образование, 17 % -среднее специальное образование, остальные 70% - незаконченное высшее техническое образование (студентки 4 курса факультета городского строительства и хозяйства Московского государственного строительного университета).

В эмпирической части работы прослеживалась связь между интегральным показателем внутренней независимости F4 опросника Кеттела и психологическими особенностями женщин, входящих в выборку (коэффициент корреляции Спирмена), а также различия между группами независимых и конформных женщин разного возраста (критерий Манна-Уитни). Для определения различий выборка была поделена на группы в соответствии с показателями нижнего (25%) и верхнего (75%) квартилей. Первая группа-зрелые конформные женщины с низкими показателями по фактору F4 (F4<3,9, п = 12), вторая группа - зрелые внутренне независимые женщины с высокими показателями по фактору F4 (F4e”6,5, п = 14). Третья группа - конформные молодые женщины с низким показателем фактора F4 (F4<3,8, п = 12), четвертая группа - молодые внутренне независимые женщины с высокими показателями по фактору F4 (F4e”6,6, п = 13).

Эмпирическое исследование дает развернутую картину потребностной сферы независимых женщин.

Выборка зрелых женщин (средний возраст 35лет). По данным ТАТ, можно говорить о различиях между независимыми и конформными зрелыми женщинами по выраженности бессознательных потребностей в автономии (Mel = 3, Ме2 = 1, U=42,0, а = 0,03, где Mel - показатели медианы в первой группе, Ме2 - показатели ме-

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

дианы во второй группе, U - критерий Манна-Уитни, а - уровень значимости), в достижении (Me 1 = 4, Ме2 = 2, U=34, а = 0,01), в демонстрации (Mel = 3, Ме2 = 0, U=38, а = 0,02). При этом, чем более независима женщина, тем ниже потребности в автономии (Rs = -0,4, а = 0,01), достижении (Rs = -0,4, а = 0,003), демонстрации (Rs = -0,5, а = 0,0002). Следовательно, эти потребности удовлетворяются, что подтверждает гипотезу о связи внутренней независимости женщины с реализацией потребности в автономии.

Выборка молодых женщин (средний возраст 21 год). По сравнению с конформными внутренне независимые молодые женщины чаще испытывают потребность в демонстрации (МеЗ = 0, Ме4 = 2, U=32, а = 0,01) и реже в потребность в поддержке (МеЗ = 3, Ме4 = 1, U=20, а = 0,001).

Анализ различий в потребностной сфере между молодыми и зрелыми внутренне независимыми женщинами выявил, что молодые (четвертая группа) достоверно чаще испытывают бессознательные потребности в автономии (Ме2 = 1, Ме4 = 3, U=40, а = 0,013 ), в уничижении (Ме2 = 0, Ме4 = 3, U=0, а 0,00), в агрессии (Ме2 = 2, Ме4 = 4, U=35, а = 0,01), в доминировании (Ме2 = 0, Ме4 =

2, U= 12, а = 0,0001), в демонстрации (Ме2 = 0, Ме4 - 2, U=4, а = 0,00) и в понимании (Ме2 = 1, Ме4 =

3, U=12, а = 0,0001) по сравнению с женщинами второй группы. В целом, потребностная сфера внутренне независимых молодых женщин в отличие от зрелых женщин отличается большей степенью напряженности.

Установлена прямая положительная связь между показателем внутренней независимости молодой женщины и бессознательными потребностями в демонстрации (Rs = 0,4, а = 0,002) и в уничижении (Rs = 0,4, а = 0,001). Можно утверждать, что внутренняя независимость молодой женщины носит скорее протестный характер, так как поддерживается внутриличностным конфликтом в потребностной сфере. С одной стороны, самодостаточность, опора на собственные силы, выраженная потребность в автономии, которые открыто не проявляются и сопровождаются чувством вины. С другой стороны, желание проявить эти потребности через демонстрацию идентификации с личностью зрелой независимой женщины. И с третьей, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в собственных силах, связанная с недостаточным умением применять женские полоролевые стратегии независимого поведения.

Такие разнонаправленные тенденции в мотивации внутренней независимости молодой женщины, позволяют говорить о молодости, как о переходном периоде становления данного личностного образования. Гипотеза о различиях в реализации потребности в автономии между внутренне независимыми зрелыми и молодыми женщинами подтверждается.

Проведенное исследование выявило особенности полоролевой идентификации и личностной идентичности внутренне независимой женщины.

Выборка зрелых женщин. Непараметрический анализ результатов TAT показал, что между конформными (первая группа) и внутренне независимыми (вторая группа) женщинами существуют значимые различия по степени идентификации с одним (Mel = 6, Ме2 = 7, U=45, а = 0,04) или несколькими персонажами (Me 1 = 4, Ме2 = 3, U=37, а = 0,02). Внутренне независимые зрелые женщины, в отличие от конформных женщин, достоверно реже идентифицируются с человеком противоположного пола (Mel = 8, Ме2 = 5, U=23, а - 0,002). Ранговый корреляционный анализ также выявил строгую обратную связь между внутренней независимостью зрелой женщины и идентификацией с персонажем мужского пола (Rs = -0,42, а= 0,04). Одновременно, степень вариативности идентификаций с женским полом у них значимо выше (Ме2 =11, Min = 8, Мах = 15) по сравнению с конформными женщинами (Mel =

11, Min = 10, Max = 12). Это объясняется более широким набором признаков и черт (в том числе и мужских), включаемых в женскую социальную роль женщинами этой группы, а также высокой степенью самопринятия.

Выборка молодых женщин. В молодом возрасте внутренне независимые женщины (четвертая группа) гго сравнению с конформными женщинами (третья группа) достоверно чаще идентифицируются с женскими (МеЗ = 3, Ме4 = 5, U=34, а = 0,02) и мужскими персонажами зрелого возраста в рассказах TAT (МеЗ=2, Ме4 = 4, U= 15, а = 0,001), а так же достоверно реже осуществляют множественную идентификацию, т.е. идентификацию одновременно с несколькими персонажами в одном рассказе (МеЗ=4, Ме4 =2, U=12,5, а = 0,0003). Корреляционный анализ данных показал, что чем более внутренне независима молодая женщина, тем чаще она идентифицируется с мужским персонажем зрелого возраста (Rs = 0,4,

а = 0,003). Кроме того, у такой молодой женщины снижаются потребности в опеке (Rs = -0,4, а = 0,001), в поиске помощи (Rs = -0,5, а = 0,0001) и одновременно возрастают потребности в демонстрации (Rs = 0,4, а = 0,002) и в уничижении (Rs = 0,5, а = 0,002). Рост же потребности в демонстрации, как было указано ранее, напрямую связан с увеличением количества идентификаций с женщиной зрелого возраста (Rs = 0,4, а = 0,04), а также с общим количеством идентификаций с персонажами женского пола в целом (Rs = 0,4, а = 0,04). Включение в собственную идентичность личностных черт, свойственных выстроенному в бессознательном мужскому образу, для которого в данном случае характерны дипломатичность, корректность и вежливость, хорошие манеры, внимание к нюансам ситуации, а так же потребность в познании, мечтательность, непрактичность, поглощенность разнообразными идеями и фантазиями (по данным опросника Кеттелла), сопряжено у молодых внутренне независимых женщин с чувством вины. Альтернативой в этом случае может служить демонстрация независимого поведения, детерминированного идентификацией с образом независимой зрелой женщины, что проявляется в усилении когнитивного контроля, требовательности к себе, зависимости самоуважения и самоценности от собственных достижений. Таким образом, через варианты идентификации как со зрелыми мужчинами, так и женщинами, молодые женщины четвертой группы могут использовать необходимые черты характера представителей обоих полов для формирования своей автономности.

На основе полученных данных можно считать, что гипотеза о том, что внутренняя независимость женщины определяется степенью зрело-стиличностной идентичности, подтвердилась.

Сравнение зрелых и молодых внутренне независимых женщин. Исследование выявило, что женщины зрелого возраста (вторая группа) по сравнению с женщинами молодого возраста (четвертая группа) достоверно чаще идентифицируются с персонажем «женщина» (Ме2=9, Ме4=5, U=30, а = 0,003) и общим количеством персонажей женского пола (Ме2=11, Ме4=9, U=36, а =

0,01). Вариативность идентификаций по данному параметру выше у зрелых женщин (Ме2 = 11, Min = 8 Мах = 15) по сравнению с молодыми независимыми женщинами (Мс4 = 9, Min = 8, Мах = 10). По идентификации с человеком мужского пола

различий между молодыми и зрелыми независимыми женщинами не выявлено. Но вариативность идентификаций также более выражена у зрелых независимых женщин (Ме2 = 5, Min = 3, Мах = 9) по сравнению с независимыми женщинами четвертой группы (Ме4 = 6, Min = 5, Мах = 7).

Молодые внутренне независимые женщины выбирают в виде объекта идентификации такие персонажи как «девушка» (Мс2=2, Ме4 =3, U=48, а = 0,03) и «юноша» (Ме2=0, Ме4 =1, U=50, а =

0,04) достоверно чаще, чем зрелые женщины. Кроме того, показатели идентификации с персонажем «девушка» положительно коррелируют с фактором G опросника Кеттела (Rs=0.5, а=0,04), с потребностями в аффилиации (Rs =0,8, а= 0,001) и в чувственных впечатлениях (Rs=0,7, а=0,002). Следовательно, идентифицируясь с представительницами женского пола своего возраста, молодые внутренне независимые женщины приобретают такие черты как ответственность, дисциплинированность, совестливость, доверчивость, покладистость, оптимизм, практичность, здравомыслие, стремление к дружеским контактам и принятию. Показатели идентификации с персонажем «юноша» положительно коррелируют у испытуемых данной группы с фактором Е (Rs =0,8, а= 0,0004) и фактором F (Rs =0,7, а= 0,002) опросника Кеттела, с потребностью в отвержении (Rs =0,6, а= 0,02). Это помогает молодым женщинам четвертой группы быть настойчивыми, напористыми, смелыми, жизнерадостными, энергичными, самоуверенными, с выраженным стремлением к самоутверждению на фоне устойчиво высокой тревоги.

Таким образом, анализ результатов показал, что существуют различия в полоролевой идентификации зрелых женщин по сравнению с молодыми женщинами. У внутренне независимых зрелых женщин идентичность является более интегрированной. Она гармонично включает в себя модели независимого поведения как мужчин, так и женщин разного возраста, не нарушая позитивного отношения к себе, как к женщине. Молодые, внутренне независимые женщины, стремясь действовать самостоятельно, автономно, бессознательно идентифицируются с персонажами противоположного пола. Консолидация мужских стратегий поведения со своей женской идентичностью усиливает тревожность. Это приводит молодую женщину к стремлению идентифицироваться с личностью зрелой женщины. Именно

160

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14

в такой идентификации молодая женщина приобретает большинство тех качеств, которые делают ее внутренне независимой. Процесс идентификации в этом случае осложняется тем, что образ зрелой женщины, за которым по рассказам ТАТ прослеживается материнская фигура, выглядит достаточно холодным. Молодая внутренне независимая женщина с выраженной потребностью в демонстрации, чаще выбирает свою мать в качестве лица, оценивающего испытуемую как наименее эмоционально близкого себе человека.

Следовательно, подтверждается гипотеза о различиях в полоролевой идентификации между внутренне независимыми зрелыми и внутренне независимыми молодыми женщинами.

Выводы

1. Выявлены достоверно значимые различия по выраженности потребностей в автономии между зависимыми и независимыми зрелыми женщинами. При этом у независимых женщин бессознательная потребность в автономии имеет тенденцию к снижению.

2. Обнаружены различия в реализации потребности в автономии между внутренне независимыми зрелыми и молодыми женщинами. У зрелых независимых женщин данная потребность свободно реализуется в социальных формах поведения. У внутренне независимых молодых женщин реализация потребности в автономии сопровождается внутриличностным конфликтом.

3. Найдена прямая положительная связь между внутренней независимостью молодой женщины и ее идентификацией с мужчинами зрелого возраста. Независимые зрелые женщины, в отличие от конформных, достоверно реже идентифицируются с человеком противоположного пола, при этом степень вариативности идентификаций с женским полом у них значимо выше.

4. Выявлены различия в полоролевой идентификации между внутренне независимыми молодыми и зрелыми женщинами. Зрелые женщины имеют более интегрированную идентичность, гармонично включающую в себя модели независимого поведения как мужчин, так и женщин,

что не нарушает позитивного отношения к себе, как к женщине. Молодые внутренне независимые женщины, стремясь действовать самостоятельно, автономно бессознательно идентифицируются с личностью зрелого мужчины. Консолидация мужских стратегий поведения со своей женской идентичностью сопряжена у независимых молодых женщин с внутриличностным конфликтом.

5. Независимые зрелые женщины достоверно чаще, чем конформные идентифицируются с одним человеком своего пола и возраста. Молодые внутренне независимые женщины достоверно чаще идентифицируются с мужчинами и женщинами зрелого возраста, а так же достоверно реже имеют множественную идентификацию по сравнению с конформными молодыми женщинами.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М.: Мысль, 1991.

2. Бинсвангер Л. Бытие в мире. — М., СПб., 1999.

3. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека // Человек в системе наук.-М.: Наука, 1989. С. 171-189.

4. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии.-М., 1993.

5. Леонтьев Д. Тематический апперцептивный тест.-М.: Смысл, 1998.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.

7. Рукавишников A.A., Соколова M B. Пособие по применению личностного опросника Р. Кетгела 16РЕ-СП6., 1995.

8. Тайсон Ф., Роберт Л. Тайсон. Психологические теории развития. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

9. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. - М., 2002.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997.

11. Эстес К. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.