Научная статья на тему 'Психологические особенности первокурсников различных специальностей транспортного вуза'

Психологические особенности первокурсников различных специальностей транспортного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / FIRST-YEAR STUDENTS / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ФРУСТРАЦИЯ / FRUSTRATION / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / РИГИДНОСТЬ / RIGIDITY / SELFESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмер В.В.

В работе представлены результаты анкетирования студентов первого курса транспортного вуза. Самооценка по методу Г. Айзенка выявила психологические особенности у представителей различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шмер В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FIRST-YEAR STUDENTS OF VARIOUS SPECIALTIES OF TRANSPORT UNIVERSITY

This work presents the results of the questionnaire of first-year students of university of transport. Self esteem by g. Ajzenka revealed the psychological characteristics of different specialties.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности первокурсников различных специальностей транспортного вуза»

УДК 796+378

В.В. Шмер, V.V. Shmer, е-mail: vshmer27@mail.ru

Новосибирский государственный университет экономики управления, г. Новосибирск, Россия Novosibirsk state university of economy and management, Novosibirsk, Russia

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FIRST-YEAR STUDENTS OF VARIOUS SPECIALTIES OF TRANSPORT UNIVERSITY

В работе представлены результаты анкетирования студентов первого курса транспортного вуза. Самооценка по методу Г. Айзенка выявила психологические особенности у представителей различных специальностей.

This work presents the results of the questionnaire of first-year students of university of transport. Self esteem by g. Ajzenka revealed the psychological characteristics of different specialties.

Ключевые слова: студенты первого курса, самооценка, тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность

Keywords: first-year students, selfesteem, anxiety, frustration, aggression, rigidity

Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности. Получение образования в высших учебных заведениях, можно отнести к специфической деятельности, связанной с высоким уровнем психических и физических нагрузок.

«Оптимизация процесса формирования физической культуры студентов технических вузов, неизбежно сопряжена с формированием субъективной физической культуры и поэтому должна сопровождаться рассмотрением закономерностей и анализом субъективных психологических составляющих культуры личности [1, с. 58] ».

Современная ориентация на творческое освоение физической культуры будущим специалистом, требует от физического воспитания упорядоченного воздействия на его интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность.

В настоящее время при поступлении в вуз уровень знаний абитуриентов оценивают по вступительным экзаменам. Физическую подготовленность изучается по результатам педагогического тестирования (силы, скорости, выносливости). Группу здоровья для занятий физической культурой определяют по результатам медицинского осмотра. Вместе с тем, эти показатели зависят от психологических особенностей занимающихся, учет которых в учебно-воспитательном процессе физического воспитания, позволил бы значительно снизить риск эмоциональных срывов, депрессивных состояний студентов. Данная проблема актуальна для технических вузов, в программе которых отсутствуют гуманитарные науки.

Многолетний опыт преподавания в Новосибирской государственной академии водного транспорта (НГАВТ) показывает, что первокурсники по-разному встраиваются в учебный процесс. Студенты специальности судовождения испытывают дискомфорт и неуверенность в общении, среди них самый высокий показатель отчисленных за первый семестр.

Известно, что самый сильный резерв и метод регуляции психологического здоровья - это знания о самом себе. Особенно это важно для первокурсников в период адаптации к новым условиям, нарушение этого процесса приводит занимающихся к неудовлетворенности обучением, что в свою очередь ведет к снижению психических функций (внимание, память, мышление и других). В итоге приводит к снижению работоспособности, ухудшению здоровья. Что негативно отражается на времени адаптации первокурсников к учебному процессу и снижает качество обучения будущей профессии.

Задача исследования - провести сравнительный анализ психологического состояния студентов 1 курса различных специальностей технического вуза.

Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения и тестирование, физиометрия, хронометрирование, анкетирование, математико-статистические методы.

В настоящее время в НГАВТ программа дисциплины «Физическая культура» для студентов 12 курсов едина, включает практические разделы: легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, гимнастика, спортивные игры и ОФП. Обучение методике самостоятельных занятий, предусмотрено в учебном плане 3 курса. Однако есть специальности, которые нуждаются в ином подходе. В программу профессиональной подготовки судоводителей в пятом семестре включена плавательная практика, которая может длиться до шести месяцев, что отрицательно сказывается на показателях физического развития и подготовленности, соматического здоровья, функциональном и психофизиологическом состояниях студентов.

Педагогические наблюдения и рейтинг контрольных и зачетных недель по успеваемости, указывают на самые низкие показатели у первокурсников судоводительской специальности. Изучение особенностей социальной среды и образа жизни первокурсников плавающих специальностей, показало, что более 54% юношей, не имели опыта занятий в спортивных секциях до поступления в вуз, а значительная часть первокурсников, из-за сложного материального положения вынуждена совмещать работу параллельно с учебой, что неблагоприятно отражается как на физическом, так и психическом здоровье [2, с. 225]. Вместе с тем студенты плавающих специальностей нуждаются в перераспределении часов для обучения методике и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями до плавательной практики.

С 2009 по 2011гг проведено анкетирование по методу Г. Айзенка, в котором, приняли участие 203 первокурсника следующих специальностей: судоводители (СВ) - 67 человек, инженерной специальности защита в чрезвычайных ситуациях (ЗЧС) - 69 студентов, информационные технологии (ИТ) - 67 юношей.

В данном исследовании, первокурсники выполняли самоанализ психических состояний, который проводился в форме анонимного анкетирования. Опрос состоял из 40 вопросов, которые разделены на четыре блока. Изучались следующие психологические особенности: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Ответы участников опроса суммировались, после чего проводилась оценка исследуемого показателя по шкале: 0 - 7 низкий уровень; 8 - 14 средний уровень; 15 - 20 высокий уровень. Данные анкетирования, были сгруппированы по специальностям. Определен средний балл по признакам в каждой специальности, что отражено на диаграмме (рис.1).

Результаты исследования. Изучение показателя тревожности показало, что высокий уровень тревожности отметили 26 % юношей - СВ; 12% - ИТ; 3% - ЗЧС. Среднюю степень показали 79% студентов - ЗЧС; 65% - СВ; 63% - ИТ. Низкая степень тревожности в порядке убывания у юношей ИТ - 25%; ЗЧС - 18%; СВ - 9%. Данное измерение особенно важно, так как это свойство личности во многом обуславливает поведение человека и является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. В результате полученных данных определен средний показатель по специальностям: у первокурсников СВ - 12 б; у юношей ИТ - 9,9 б; у студентов ЗЧС - 9,8 б.

Изучив следующий признак - фрустрацию установлена высокая степень у 24% юношей СВ; 18% - ИТ; 11% - ЗЧС. Средняя степень у 18% - СВ; 13% - ИТ; 7% - ЗЧС. Фрустрация низкой силы выявлена у 82% студентов ЗЧС; 69% - ИТ; 58 % - СВ. Анализ показал, что данному признаку, который проявляется в отрицательных переживаниях, разочаровании, в большей степени, подвержены студенты СВ, средний балл которых - 8,2; ИТ - 7,0 б; ЗЧС - 5,6 б.

Другая ситуация сложилась с агрессивностью. В большей степени агрессии подвержены первокурсники ЗЧС, данный признак в высокой степени выявлен у - 25% юношей этой специальности; у 7% - СВ; 5% - ИТ. Средняя степень агрессивности определена в порядке убывания у студентов специальностей: СВ - 51%; ИТ - 48%; ЗЧС - 26%. Низкая степень выявлена почти у половины всех опрошенных: у 49% - юношей ЗЧС; 47% - ИТ и 42% - СВ. Среднегрупповой результат у студентов ЗЧС-8,9 б; СВ - 8,3 б; ИТ - 7,8 б.

Четвертый психологический признак ригидность, определял у первокурсников величину, неспособности изменять намеченную программу деятельности в новых ситуационных условиях. Данный признак в сильной степени характерен для 12% представителей специальности СВ; 8% - ИТ; 2% - ЗЧС. Средней силы: у 8% - студентов СВ; 6% - ИТ; 3 % - ЗЧС. Низкую степень отметили: 95 % студентов ЗЧС; 86 % - ИТ; 80 % - СВ. Средний показатель составил у первокурсников СВ - 5,8 б; ЗЧС - 5,1 б; ИТ - 4,0 б.

12 10 8 6 4 2

тревожность фрустрация агрессивность ригидность

ЕСВ 12 8,2 8,3 5,8

ПЗЧС 9,9 5,6 8,9 5,1

ШИТ 9,8 7 7,8 4

Рис. 1. Оценка (средний балл) психических состояний по Г. Айзенку первокурсников специальностей:

судоводители (СВ), защита в чрезвычайных ситуациях (ЗЧС), информационные технологии (ИТ)

Выводы: Результаты исследования психологических признаков первокурсников, различных специальностей технического вуза показали, что:

1. Состоянию высокого уровня тревожности и фрустрации подвержен каждый четвертый студент специальности судовождения.

2. Высокая степень агрессии выявлена у 25% первокурсников инженерной специальности защита в чрезвычайных ситуациях.

3. Представители изучаемых нами специальностей имеют свои психические особенности, учет которых позволит индивидуализировать процесс физического воспитания студентов.

Библиографический список

1. Булавкина, Т. А. Субъективные аспекты физической культуры студентов технического вуза как психологические конструкты / Т. А. Булавкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 2. - С. 58-61.

2. Шмер, В. В. Особенности социальной среды и образа жизни первокурсников плавающих специальностей / В. В. Шмер // Всероссийская научно-практическая конференция : «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и массового спорта: опыт, перспективы развития». - Тюмень, 2013. - С. 223-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.