_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.9
Иванченко Валерия Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, pskabinet@gmail.com, Новосибирск
Щепина Влада Вадимовна
Психолог центра психолого-педагогической помощи молодежи «Лад», vlada_grow_worm@mail.ru, Новосибирск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СУПРУГАМИ НЕКОТОРЫХ КРИЗИСНЫХ ЭТАПОВ В РАЗВИТИИ СЕМЬИ
Аннотация: Предметом данного исследования являлись психологические особенности переживания супругами кризисов принятия супружеских обязательств и освоения родительских ролей. Результаты отражены в описании некоторых особенностей психологического переживания кризисов на этапах принятия супружеских обязательств и освоения родительских ролей, в частности, различия субъективных переживаний кризисов мужчинами и женщинами. На этапе принятия супружеских обязательств особенно важным оказалось отношение к проявлению ревности. В случае если семья переживает кризис, супруги активно проявляют негативную реакцию на ревность партнера. На этапе освоения родительских ролей на первый план выходят разногласия в отношении к деньгам, на основании чего можно предполагать наличие семейного кризиса.
Ключевые слова: жизненный цикл семьи, семейные кризисы, молодые семьи.
Ivanchenko Valeriya Anatol'evna
Candidate of Psychological Sciences, the Associate Professor Department of General Psychology and History of Psychology of the Psychological Department at Novosibirsk State Pedagogical University, pskabinet@gmail.com, Novosibirsk,
Shchepina VladaVadimovna
The Psychologist of center of Psychological and Pedagogical help for youth «Lad», vlada_grow_worm@ mail.ru, Novosibirsk
PSYCHOLOGICAL OUTSTANDING CHARACTERISTICS OF SPOUSE'S EXPERIENCE OF SOME FAMILY CRISES
Abstract: By this research authors tried to find any psychological features of spouse's experience of some normative family crises. The most important at the «Childless couple stage» is an attitude to expression of jealousy. If the family endures the crisis, spouses have an active negative reaction on an expression of jealousy. At the stage «Family with young children» at the forefront there are money disagreements, which prove an existence of family crisis from our point of view.
Keywords: family lifecycle, family crisis, young family.
Исследования психологических особенностей переживания супругами кризисных периодов в развитии семьи представлены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Различные аспекты данной проблемы затрагивали в своих работах А. Я. Варга [4], Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зин-кевич-Куземкина [7], П. Вацлавик, С. Ми-нухин, Ю. А. Алешина [1], В. А. Иванченко [5], Е. В. Баранова [2], К. Н. Белогай [3],
И. И. Исаева [6], Ю. Валлерштейн, В. А. Сысенко, А. В. Черников и др. Несмотря на то что было проведено множество исследований, посвященных изучению семьи, жизненного цикла семьи и кризисных периодов, проблема психологических особенностей переживания кризисов в развитии семьи и их психологического содержания остается открытой.
Актуальность исследования обусловле-
на происходящими изменениями в отношении к семье как к социальному институту в целом и в структуре жизненного цикла семьи в частности, поскольку развитие семьи все чаще происходит в зависимости от потребностей партнеров. В связи с этим многие семьи находятся в зоне риска распада семьи, не имея столь жестких, как ранее, обязательств перед обществом и референтным окружением. В итоге многие партнеры с большим трудом преодолевают основные кризисы развития семьи. Чтобы узнать, каким способом можно помочь семьям преодолевать нормативные семейные кризисы, нам необходимо было изучить особенности современного жизненного цикла семьи, а также обратиться в исследовании к основным, на наш взгляд, психологическим особенностям супругов, которые могут существенно влиять на возникновение и преодоление кризисов. Под особенностями супругов мы рассматривали комплекс психологических факторов личности, влияющих на особенности переживания супругами кризисных периодов в развитии семьи.
Цель исследования предполагает выявление психологических особенностей переживания супругами некоторых нормативных кризисов в развитии семьи. Объект исследования - кризисные периоды в развитии семьи. Предмет исследования - психологические особенности переживания супругами кризисов принятия супружеских обязательств и освоения родительских ролей.
На основании поставленной цели, предмета и объекта нашей исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
- изучить психологическое содержание переживаний супругов на этапах принятия супружеских обязательств и освоения родительских ролей;
- выявить различия в психологических особенностях переживания кризиса супругами мужского и женского пола.
Гипотеза исследования: существуют специфические особенности психологического переживания кризисов на этапах принятия супружеских обязательств и освоения родительских ролей, в частности, имеются различия субъективных переживаний кризисов мужчинами и женщинами.
Эмпирическая база исследования - 24 супружеских пары г. Новосибирска в возрасте
от 20 лет до 41 года, 8 из которых находятся на этапе принятия супружеских обязательств, 16 - на этапе освоения родительских ролей.
В исследовании были использованы метод психодиагностического исследования в виде группового тестирования с помощью комплекса тестовых методик (опросник Д. Олсона (FACES III) [10]; методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) Н. Волковой [7]; методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Ду-бовской [1]) и методы математической обработки (корреляционный анализ при помощи r-критерия Спирмена и сравнительный анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни).
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам исследования на этапе принятия супружеских обязательств наибольшее число взаимосвязей обнаружено у шкалы «проявление ревности» методики «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации». Данный фактор имеет значимые корреляции (p<0.01) с семью шкалами опросника Д. Олсона (FACES III): реальной гибкостью, притязаниями внешней привлекательности, реальным контролем, реальной эмоциональной связью, реальными семейными границами, реальным совместным временем, реальными интересами и отдыхом. Это говорит о том, насколько важна реакция на ревность партнера для общего состояния брака.
Когда молодые супруги положительно относятся к ревности своего партнера, у них сохраняется эмоциональная близость, супруги обращаются друг к другу за помощью, для них важно единство, они друг другу самые близкие люди. Супруги любят проводить совместное время вместе, делать что-то вдвоем, не пропускают совместные мероприятия, учитывают мнения друг друга, принимают совместные решения, гибко приспосабливаются к переменам в стрессовых ситуациях, меняются семейным руководством, семейными ролями и меняют правила, регулирующие отношения. Такие партнеры ценят собственную привлекательность, стремятся модно и красиво одеваться.
Если пара испытывает кризис, зачастую возможна негативная реакция на ревность партнера, при этом партнеры эмоционально
отдаляются, перестают обращаться друг к другу за помощью, для них не так важно единство, они не считают друг друга самыми близкими людьми, не стремятся проводить время вместе, делать что-то вдвоем, не учитывают мнения друг друга, принимают решения, не советуясь с партнером, тяжело приспосабливаются к переменам в стрессовых ситуациях, тяжело меняются семейным руководством, семейными ролями и редко меняют правила, регулирующие отношения [9].
На основании полученных результатов мы можем сделать вывод, что возникающие в семье конфликты из-за ревности сильно влияют на всю семейную систему, соответственно, таким семьям необходима помощь в регулировании конфликтных ситуаций, связанных с ревностью, чтобы выровнять всю семейную систему в целом.
Сравнительный анализ с использованием и-критерия Манна-Уитни позволил нам определить основные различия между мужчинами и женщинами на этапе принятия супружеских обязательств.
Для женщин на этапе принятия супружеских обязательств намного важнее такие качества, как внешняя привлекательность (и=69.0, р<0.03), притязания внешней привлекательности (и=65.0, р<0.02), ожидания социальной активности (и=70.5, р<0.03) и притязания эмоционально-терапевтической функции брака (и=75, р<0.05). Иными словами, для женщин в первые годы брака больше, чем для мужчин, важно соответствие обоих супругов моде и образцам внешнего облика: женщины стремятся сами быть привлекательными, модно и красиво одеваться, и ждут аналогичного поведе-
ния от их партнеров. Также женщины больше мужчин рассчитывают на проявление социальной активности от партнеров, т.е. брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль, при этом готовы взять на себя роль эмоционального лидера и функцию «семейных психотерапевтов».
У мужчин были обнаружены более высокие значения по шкале «реальная дисциплина» опросника Д. Олсона (и=73.5, р<0.04), что означает, что они чаще женщин могут быть гибкими там, где привычки и взгляды партнеров расходятся, и находят разные подходы к решению проблем.
На этапе овладения родительскими ролями ситуация выглядит иначе, что наглядно представлено в таблице.
Рассмотрим представленные результаты.
Наибольшее число взаимосвязей имеет фактор «разногласия в отношении к деньгам». Были обнаружены три отрицательные корреляции: с «притязаниями эмоционально-терапевтической функции брака», с «социальной активностью» и «притязаниями социальной активности». Чем больше разногласий в вопросе денег у молодых родителей, тем меньшее значение для них имеет их социальная активность (профессиональная, общественная) для стабильности брачно-семейных отношений, выраженность собственных профессиональных потребностей, меньше проявляется стремление каждого из супругов быть семейным «психотерапевтом». На основании полученных результатов мы можем предполагать, что именно вопрос разногласия в отношении к деньгам становится основным источ-
Таблица - Значимые взаимосвязи среди супружеских пар на этапе освоения родительских ролей (г-критерий Спирмена)
Взаимосвязанные переменные г р-^е1
Ожидания эмоционально-терапевтической функции брака & реальные семейные правила 0,75 0,01
Ожидания эмоционально-терапевтической функции брака & идеальные семейные правила 0,65 0,01
Интимно-сексуальная ценность & реальная дисциплина -0,66 0,01
Интимно-сексуальная ценность & проявление автономии -0,67 0,01
Разногласия в отношении к деньгам & социальная активность -0,68 0,01
Разногласия в отношении к деньгам & притязания социальной активности -0,77 0,01
Разногласия в отношении к деньгам & притязания эмоционально-терапевтической функции брака -0,67 0,01
ником конфликтов и является показателем наличия семейного кризиса.
«Ожидания эмоционально-терапевтической функции брака» взаимосвязаны с «реальными и идеальными семейными правилами»: если у супругов есть потребность, чтобы семейные правила могли меняться, или если семейные правила меняются в действительности, то у молодых родителей имеется установка на ожидание того, что брачный партнер возьмет на себя роль «эмоционального лидера» семьи в вопросах коррекции психологического климата, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создания «психотерапевтической атмосферы». Для супругов очень важна поддержка, если её нет, партнеры придерживаются строгих правил по отношению друг к другу.
«Интимно-сексуальная ценность» имеет отрицательные корреляции с «реальной дисциплиной» и «проявлением автономии». Чем менее важна для супругов сексуальная гармония как условие супружеского счастья, тем больше супруги проявляют стремление к автономии, при этом чаще возникает необходимость быть гибкими в расходящихся взглядах и привычках, находить новые подходы к решению проблем.
Перейдем к различиям между мужчинами и женщинами на этапе овладения родительскими ролями.
Как и на этапе принятия супружеских обязательств, женщинам важнее, чем мужчинам, быть привлекательными (Ц=20,5, р<0.02), модно и красиво одеваться, при этом для них важнее, чем для мужчин, чтобы партнер относился положительно к проявлению доминирования супруги (и=11.5, р<0.03). Иными словами, женщинам важно не просто настоять на своем в какой-то ситуации, но то, чтобы супруг положительно относился к ситуации доминирования.
Мужчинам важнее, чем женщинам, активное проявление положительного отношения к нарушениям ролевых ожиданий со стороны партнера (и=13.5, р<0.05), т.е. к нарушениям мужчинами тех действий, которые предписаны социумом и стереотипами к роли «супруга». Другими словами, мужчинам важно, чтобы женщины чаще спокойнее воспринимали, если мужья по какой-то причине не выполнили обязательства, связанные с соответствием общественному стере-
отипу поведения мужа, например, починкой утюга.
Выводы
В результате нашего исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. На этапе принятия супружеских обязательств были найдены специфические взаимосвязи: на этом этапе для партнеров особенно важно отношение к проявлению ревности. Если пара испытывает кризис, зачастую возможна негативная реакция на ревность партнера, при этом партнеры эмоционально отдаляются, перестают обращаться друг к другу за помощью, для них не так важно единство, они не считают друг друга самыми близкими людьми, не стремятся проводить время вместе, делать что-то вдвоем, не учитывают мнения друг друга, принимают решения, не советуясь с партнером, тяжело приспосабливаются к переменам в стрессовых ситуациях, тяжело меняются семейным руководством, семейными ролями и редко меняют правила, регулирующие отношения. Получены различия мужчин и женщин на этапе принятия супружеских обязательств. Как показало наше исследование, для женщин в первые годы брака больше, чем для мужчин, важно соответствие обоих супругов моде и образцам внешнего облика, преобладает ожидание проявления социальной активности от партнеров, т.е. брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль, при этом женщины готовы взять на себя роль эмоционального лидера и функцию «семейных психотерапевтов».
2. На этапе освоения родительских ролей для супругов самым важным становится вопрос разногласия отношения к деньгам: чем больше разногласий в вопросе денег у молодых родителей, тем меньшее значение для них имеет их социальная активность (профессиональная, общественная) для стабильности брачно-семейных отношений, выраженность собственных профессиональных потребностей, меньше проявляется стремление каждого из супругов быть семейным «психотерапевтом». Получены различия мужчин и женщин на этапе освоения родительских ролей, для женщин на данном этапе важнее собственная внешняя привлекательность и положительное отно-
шение партнера к проявлению доминирования супруги, а для мужчин - положительное отношение к нарушениям мужчинами тех действий, которые предписаны социумом и стереотипами к роли «супруга»
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: существуют специфические особенности психологического переживания кризисов на этапе принятия супружеских обязательств и освоения родительских ролей, в частности, различия субъективных переживаний кризисов мужчинами и женщинами.
Библиографический список
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 208 с.
2. Баранова Е. В. Психологическая помощь семье, находящейся в кризисе // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №5. -С. 110-114.
3. Белогай К. Н. Психологические задачи брака и факторы стабильности супружеских отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010.-№3. - С. 21-26.
4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2001. - 74 с.
5. Иванченко В. А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подрост-
ков из неполных семей: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2012. - 160 с.
6. Исаева И. И. Психологические критерии неблагополучия семей с детьми дошкольниками // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2013. - №1. - С. 64-79.
7. Олифирович Н. И. Зинкевич-Куземки-на Т. А. Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.-360 с.
8. Панченко Л. Л., Бунина М. Я. Отношение к браку и разводу у юношей и девушек // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2012. - №2. -С. 194-201.
9. Шамшикова Е. О. Психологическая дистанция как особая топологическая категория // В сборнике: Социокультурные проблемы современного человека материалы IV Международной научно-практической конференции. - Новосибирский государственный педагогический университет. - 2010. - С. 427-435.
10. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
11. Hernandez R. L., Gonzalez Ramirez M. T. Apoyo social en mujeres de familias monoparentales y biparentales// Psicologia y Salud. - Xalapa, Mexico, 2006. - vol.16, №002. - pp.149-157.