Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова С.Ю.

В статье рассматривается роль культуры в формировании внутреннего мира человека в период социокультурных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ»

С.Ю. Ушакова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматривается роль культуры в формировании внутреннего мира человека в период социокультурных изменений.

Ключевые слова: социальная группа, молодежная культура, социокультурные изменения, субкультура.

Для всех, изучающих тенденции развития истории нашей страны достаточно очевидна необходимость осмысления роли и значения молодежи в процессе становления национального самосознания, национального характера россиян. Это объясняется тем, что молодежь непосредственно связана с реализацией разных моделей модернизации, она в полной мере может считаться ориентиром дальнейшего развития России. Поэтому основной целью молодежной политики российского государства должно стать социальное развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее конкретных интересов с учетом интересов обновляющегося общества.

Молодежь как социальную группу выделяют чаще всего психолог и, социологи, политологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей и до 30 лет).

Роль культуры в формировании внутреннею мира человека становится особенно актуальной з период социокультурных изменений. Молодежь постсоветской России переживает не только общенациональный кризис, но и кризис личностного становления, характерный для молодого человека вне зависимости от места и времени проживания. В этих условиях молодежная культура служит формированию ценностных и культурных ориентиров, способствующих приспособлению в изменчивом мире и выработке собственной жизненной позиции. Таким образом, становление духовной культуры российской молодежи имеет решающее значение не только для молодого поколения, но и для всего общества в целом.

Говоря о степени изученности темы молодежной культуры, следует иметь в виду то, что к исследования стали возможны лишь с выделением молодежи в особый социальный слой и признанием присущих ей особенностей в психологической, трудовой и культурной сфере.

Молодежь имеет доступ к информации через Интернет, имеет мобильную связь, она редоставлсна сама себе, она сама в себе, она объединена интересом к новым технологиям, 22ЮЩИМ новый образ жизни. Этот новый образ жизни очень отличается от прежнего и ведоступсн большинству представителей старшего поколения. Сегодня в молодежной среде возникают поведенческие стереотипы, приоритеты, ориентиры, предпочтения в литературе, " :ьтуре, есть свои шкалы ценностей, свои кумиры. То есть молодежная культура выделена ех самостоятельное явление и существует она практически автономно в обществе.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые юяются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования дения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим лениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, ил и идеалов предшествующих поколений .

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется лыуриой. Она формируется иод влиянием таких факторов, как возраст, этническое

происхождение, религия, социальная ipynna или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство представителей старшего поколения, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа может активно вырабатывать нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

Объединения подростков и молодых людей представлены в специальной литературе разными понятиями: неформальные молодежные объединения (НМО), уличная группировка, стихийная группа, дворовая компания, субкультура и т.д. Это свидетельствует о различии в подходах к исследованию и взаимодействию с подростковыми объединениями. Отсюда и разнообразие в определениях.

JI.A. Радзиховский определяет НМО как социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются при вхождении в самостоятельную жизнь в современных условиях .

Другие исследователи (К.Е. Игошсв, Г.М. Миньковский) рассматривают неформальные объединения как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризуемую рядом неотъемлемых признаков, таких как :

• возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации:

• самоорганизация и независимость от официальных структур;

• обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию ж

удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей;

• система мировоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей сред.

стереотипов поведения;

• атрибутика.

Пет единства и в толковании понятия молодежная субкультура. Субкультура в широк:* смысле - это любая группа внутри более крупной системы, интересы которой отличаются основного течения. A.B. Мудрик определяет субкультуру как совокупность специфическ п социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления определеннее групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «МЫ», отлич! от «ОНИ» . Это люди имеющие ярко выраженный способ поведения, взаимодейс внешний образ, эстетические пристрастия, жаргон, предпочитаемые источники информг совокупность норм, статусную структуру, а также систему ценностей, убеждений, устг и жизненных стилей, узкогрупповую мораль, которые присущи обособленной социад общности.

Молодежная субкультура может возникать как сообщество «отверженных», « людей, которые не могут или не хотят вписываться в установленные основной культ нормативные рамки. Субкультура как сообщество призвана социализировать «выпавши-.» общества личностей. Субкультура-уникальный агент социализации в обществе, позвол реализовываться «отверженным» личностям в иной среде, предоставляя им нишу, возмоз существовать в иной культурной форме.

Существует многообразие подходов к классификации неформальных групп Башкатов в качестве основы для типизации избрал совокупный асоциальный oi мотивы асоциальной деятельности (социально-нейтральные, асоциальные, неу< криминальные, устойчивые криминальные) . Типология U.E. Сидорова и A.B. Не. основывается на ведущей деятельности группы и того социума, в котором она реал*

(криминальная группа, дворозг.-. асоциальная гр\тота, группа протеста, группа совместного зависимого поведения, школьная асоциальная группа). Критерий социальной направленности лег в основу классификации ИЛ. Полонского, который выделяет три типа групп :

1. просоциальные (социально-патожительные). Цель - приносить пользу обществу (защитники природы, диггеры>;

2. асоциальные - в стороне от оснозных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры);

3. антисоциальные (социально-отрицательные) имеют агрессивный характер.

Критериями вторичной классификации для исследователей служат такие характеристики

как место формирования и степень открытости групп. И.Ю. Сундиев классифицирует НМО по ведущему мотиву их деятельности; считает, что все НМО являются различными формами социальной, культурной, политической «самодеятельности - как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий...» . Автор выделяет разновидности неформальной самодеятел ьности:

-агрессивную, базирующуюся на резком противопоставлении «мы»-«они» и воспевающую культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития;

- эпатажная, психологическое содержание которой - вызов сложившимся нормам, правилам, чтобы «заметили». Внешний эпатаж - наиболее доступная форма самоутверждения;

- альтернативная - характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;

- социальная - нацелена на решение конкретных социальных задач;

- политическая - направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы.

Существует классификация субкультур но ведущим ценностям :

• романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты), направленные на расширение границ повседневного традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира;

• гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;

• полуделинквентные (люберы, гопники), стремящиеся к «красивой» жизни с помощью криминальных средств;

• радикально-деструктивные (анархисты, нанки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

Однако, реальность сложнее всяких схем и ни одна из классификаций не может считаться пол ностью удовлетворится ьной.

Гораздо важнее для нас понимание того, что дает пребывание в субкультуре развитию личности, определение мотивов объединения подростков, факторов формирования субкультур, то есть психологический аспект данной проблемы.

По мнению ученых, природа подростковых и молодежных субкультур складывается из трех составляющих :

1) биология возраста - морфофункциональные особенности («гормональный шторм»);

2) психология возраста - прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен •нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к референтной ipynne, новый ;-ровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире;

3) социология - процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности.

У многих людей создается представление, что само членство в субкультуре является знаком девиантности подростка. Однако, присоединение к неформальной группе - нормальный выбор подростка. Исходные мотивы (даже асоциальные) оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Парадоксально, что естественный выбор не всегда является свободным. Существует детерминированность ухода подростка в субкультуру. Самос главное в этой предопределенности - отсутствие свободы выбора, альтернативы присоединения к неформальной среде. И, как отмечает А.В.Толстых, «невиданная ранее тотальность несвободы подростка заключается в том, что, уходя от несвободы семьи и школы, он попадает в несвободу неформальной организации» [13; 128]. И даже выбор субкультуры оказывается несвободным и определяется, например, территориальным доминированием группы.

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором - привлекательность качеств в подростках из субкультур - смелость, независимость, умение отстоять себя. Однако чаще эти качества имеют уродливые формы: смелость и независимость утверждаются через унижение других людей.

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я.И. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей [5; 78].

1) Потребность в обособлении, независимости от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных). Я.И. Гилинский приводит любопытное замечание одного из героев Стругацких: «Вообще они бегут не «куда», а «откуда». От нас они бегут, из нашего мира они бе1ут в свой мир... Мир этот не похож на наш и не может быть похож, потому что создается вопреки нашему, наоборот ог нашего и в укор нашему. Мы этот их мир ненавидим и во всем виним, а винить-то надо на\ самих себя».

2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавленна в семье автономности. Субкультура как суррогатная семья - искажение семейных функци приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодолен::: конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжен::, подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которыл. предлагает субкультура. Этот способ преодоления конфликта обозначается как «магический Ритуализированный харакгер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, игра", дискотеках). Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют е сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены « рамках традиционного общества.

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутств>г-как социальный субьект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметт- м роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, провер:■ — что он может сам и, таким образом, решается на эксперимент, чтобы ответить на вопргс существует ли он как человек, как социальное существо?

4) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной гр\г.-.г. в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворит?

эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, эратства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности»)-принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений. Неопределенная идентичность, неустойчивость к психологическим манипуляциям, потребность в общности, принятии, поддержке, стремление к самопознанию и формированию собственного мировоззрения - черты, характерные для подростков и юношей, оказываются благоприятными условиями для втягивания молодежи в различные субкультуры. Серьезной привлекательностью обладает яркая, эмоциональная насыщенность общения, удовлетворение, получаемое от групповой деятельности, искренность отношений (зачастую иллюзорная).

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт харакгера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институтами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отрсагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы и т.д.

6) Потребность в смысле. A.B. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего [8; 123 J. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем -«здесь и сейчас». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу из кризиса идентичности, с другой - позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик НМО - «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений [4; 63]. Проявления гедонизма разнообразны: сексуальная активность, употребление IIAB (психотропно-активных веществ), различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцироват ь непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем, извлечь максимальный эффект (с психологической точки зрения - аффект) из угрожающей или удивляющей ситуации.

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получаст в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись • субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в

субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

Говоря о последствиях субкультурного образа жизни, нельзя забывать об определенной опасности, особенно если речь идет об асоциальном, антисоциальном характере субкультуры. Однако, кардинальным отличием современной ситуации является отсутствие в обществе единой идеологии и даже единой культурной парадигмы (идентичности) что не позволяет рассматривать неформальные группировки однозначно с точки зрения девиантности.

Подводя итоги рассуждениям о причинах возникновения субкультур и мотивах вхождения в них подростков, следует заметить, что в современном обществе молодежные объединения в определенной мере выполняют культуротворческую функцию, а проблема «отцов и детей» получает интерпретацию, прежде всего, как конфликт поколений.

Одним из направлений профилактики вступления молодежи в субкультуры является предоставление альтернативы, что предполагает создание условий для удовлетворения потребностей, приводящих подростков в субкультуру в социально-приемлемой форме.

И пока нам нечего противопоставить стихийным процессам социализации и повлиять на развитие событий в сфере молодежных движений, предложить такую альтернативу в масштабе государства, субкультуры будут завоевывать души подростков. Поэтому наиболее действенны ; представляется подход, анализирующий конструктивный потенциал подростковых субкуль-г-г. рассматривающий их как источник новых идей и ценностей.

Какой же смысл надо вкладывать в понятие «молодежная культура»? Это прение все: переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспег* Вмсстс с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функциониру. общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организм Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременн характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

Литература:

1. Бааль Е.Г., Игошев К.Е., Миньковский Г.М., Попов JI.J\. Правовая культура молол.- - -и формирование правомерного поведения. Сборник научных трудов: Изд-во Акад. У.-Z СССР.-М., 1985.

2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.- М..2 •

3. Боголюбов Л.H. Человек и общество. М., 2002

4. Борисов И.Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняют; -поведении молодежи// Мир психологин и психология в мире.-1995. -№3-С. 63-74.

5. fummcKuu Я.И. Девиантное поведение молодежи, преступность и социальная пракпя» Социология молодежи: Учебник. СПб., 1996.

6. Грибанов A.A. Новейший философский словарь.- М.,1999.

7.Дмитриенко Е.А.: Типология детских общественных формирований// )Kacstar - 2005. - M ■ 5

8. Зинченко A.B. Стремление к переживанию в современных молодежных движе Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. Сб. тр./АПН СССР, НИИ общ. и нед. психологии - 1988. - С. 123-130.

9. Косарецкая C.B. и Синягина И.Ю. О неформальных объединениях молодежи. - М- -

10. Мудрик A.B. Социальная педагогика.- М.,2000.

И. Радзиховский JI.А.: Изучение психологических особенностей нефор: молодежных объединений// Вопросы психологии - 1988. - №4 - С. 182-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.