Научная статья на тему 'Психологические особенности матерей делинквентных подростков'

Психологические особенности матерей делинквентных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТНАЯ И РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ / САМОПРИНЯТИЕ / САМОУВАЖЕНИЕ / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / DELINQUENT TEENAGERS / PERSONAL AND REACTIVE ANXIETY / LEVEL OF THE SUBJECTIVE CONTROL OF THE PERSON / SELF-ACCEPTANCE / SELF-ESTEEM / STYLE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляева Светлана Игоревна, Щелкова Ольга Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению специфики индивидуально-психологических характеристик матерей подростков с делинквентным поведением. Приводятся данные эмпирического исследования особенностей восприятия стиля материнского воспитания делинквентными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e psychological features of the mothers of delinquent teenagers

Th e article is devoted to specifi city of individual-psychological characteristics of mothers of teenagers with delinquent behaviors. Th e article provides the data of an empirical research of features of perception of mothers education style by delinquent teenagers.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности матерей делинквентных подростков»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.422

С. И. Беляева, О. Ю. Щелкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

В настоящее время в российском обществе ведется острая дискуссия о необходимости воссоздания такого явления в системе права как ювенальная юстиция. Между тем понимание принципиальных психологических отличий несовершеннолетнего правонарушителя от взрослого преступника сложилось в мировой истории уже к концу XIX в. В развитых странах оно является фундаментальной основой для деятельности современного судопроизводства, социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.

Данные, опубликованные на сайте Федеральной службы государственной статистики в разделе «Социально-экономическое положение России — 2010 год» [1], показывают, что в настоящее время в нашей стране несовершеннолетние являются как субъектом, так и объектом преступных действий. Причем количество неблагополучных семей, беспризорных и безнадзорных детей, а также детей, втянутых в преступную жизнь, недопустимо велико. Следует также отметить, что данные, основанные на официальной статистике, традиционно свидетельствуют о том, что преступники чаще выходят из семей, в которых родители либо состоят в разводе, либо проживают раздельно [2]. В ежегодном Государственном докладе «Положение детей в России» сообщается о том, что 28,9% детей рождается вне брака; на 1 млн браков в среднем приходится 65% разводов [3]. Таким образом, большая часть российских детей растет в неполных семьях либо в семьях с неродным отцом. Поэтому первостепенное значение приобретает личность матери, воспитывающей своего ребенка.

В связи с этим актуальным представляется исследование, направленное на изучение социальных и индивидуально-психологических особенностей матерей делинквентных подростков в сопоставлении с аналогичными особенностями матерей социально адаптированных подростков.

Цель исследования — изучение взаимосвязи психологических особенностей матерей и восприятия их стиля воспитания социально адаптированными и делинквентными подростками.

Задачи исследования:

1. Изучить социально-демографические и социально-психологические характеристики личности социально адаптированных и делинквентных подростков и их матерей.

© С. И. Беляева, О. Ю. Щелкова, 2011

2. Изучить особенности эмоционального состояния и уровня интернальности личности матерей социально адаптированных подростков и подростков с делинквентным поведением.

3. Определить особенности самооценки (Я-реальное и Я-идеальное) матерей социально адаптированных и делинквентных подростков.

4. Проанализировать особенности стиля материнского воспитания в восприятии его подростками с адаптивным и делинквентным поведением.

5. Выявить взаимосвязь психологических особенностей матерей с восприятием их стилей воспитания детьми в группах социально адаптированных и делинквентных подростков.

Гипотезы:

1. Существуют различия между социально-психологическими и эмоциональноличностными характеристиками матерей социально адаптированных и делинквентных подростков.

2. Существует взаимосвязь между психологическими особенностями матерей и восприятием стиля их воспитания делинквентными и социально адаптированными подростками — мальчиками и девочками.

Выборку составили 48 матерей и 48 их детей-подростков, из них 24 подростка (12 мальчиков и 12 девочек) — учащиеся общеобразовательной средней школы № 37 г. Норильска, которые посредством экспертной психолого-педагогической оценки были определены как социально адаптированные, и 24 подростка (14 мальчиков и 10 девочек) с делинквентным поведением, состоящие на момент исследования на учете в комиссии по делам несовершеннолетних г. Норильска. Средний возраст социально адаптированных подростков — 15,1 лет, их матерей — 39,0 лет; делинквентных подростков — 15,2 лет, их матерей — 39,8 лет.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: специально разработанное (авторское) интервью матери и подростка [4]; «Шкала реактивной и личностной тревожности» [5]; методика «Уровень субъективного контроля личности» [6]; методика «Личностный дифференциал» [7]; опросник «Подростки о родителях» [8]. С каждой матерью и с каждым подростком индивидуально проводились направленная беседа, тестирование; завершало исследование совместное рисование.

Результаты

Анализ ответов на вопросы интервью показал, что у социально адаптированных подростков выше, чем у делинквентных, успеваемость («хорошая» — 91,7% и 4,2%; «удовлетворительная» — 0% и 83,3% соответственно; p < 0,001) и интерес к учебе («нравится учиться» — 54,2% и 0%; «не нравится учиться» — 0% и 33,3% соответственно; p < 0,001). Также делинквентные подростки чаще, чем социально адаптированные, сообщают об отсутствии поддержки со стороны матери (29,2% и 0% соответственно; p < 0,001), что соответствует данным В. Н. Кудрявцева [9], который указывает на состояние отчуждения преступников от их матерей, возникающее уже в детском возрасте. Делинквентные девочки, в отличие от мальчиков, чаще говорят и о наличии проблем во взаимоотношениях с матерью, а также в 70% случаев — об отсутствии увлечений, что показывает их неспособность реализовать свои потребности социально приемлемым путем.

При изучении социально-демографических характеристик матерей выявлено, что у матерей делинквентных подростков ниже уровень образования, они чаще заняты неквалифицированным трудом или являются безработными, испытывают большие материальные затруднения; среди них больше женщин, не состоящих в браке по сравнению с матерями социально адаптированных подростков (все различия статистически значимы на уровне не менее p < 0,05). Такая социально-демографическая характеристика матерей делинквентных подростков соответствует данным, приводимым в отечественной и зарубежной литературе [2, 10-12].

Результаты сопоставления социально-психологических характеристик матерей, показывают, что матери делинквентных подростков, в отличие от матерей социально адаптированных, ниже оценивают как степень позитивного участия своих родителей в их жизни (высокая — 8,3% и 70,8%; низкая — 33,3% и 0% соответственно; p < 0,001), так и отношения в своей семье («очень хорошие» — 4,1% и 54,2%; «не очень хорошие» — 45,8% и 0% соответственно p < 0,001), чаще говорят об отсутствии поддержки со стороны семьи (45,8% и 4,2% соответственно; p < 0,001).

Анализ результатов изучения сферы досуга матерей показал, что 95,9% матерей социально адаптированных подростков имеют увлечения (хобби), а 83,3% женщин сопоставляемой группы увлечений не имеют ($ < 0,001). Если соотнести эти данные с концепцией социального научения А. Бандуры [13], в рамках которой основным механизмом воздействия среды является подражание, то становится понятной тенденция к аналогичному соотношению наличия увлечений у социально адаптированных и делинквентных детей-подростков (100% и 37,4% соответственно; p < 0,001). Матери делинквентных подростков с меньшей уверенностью говорили о том, что их дети были желанными, при этом они чаще наказывают своих детей, говорят об отсутствии взаимопонимания с ними и проводят с ними меньше времени, мотивируя это тем, что они уже взрослые и у них свои интересы (все различия статистически значимы на уровне не менее p < 0,05). Подобные особенности родительского отношения трактуются в психологической литературе [14, 15] как патогенный фактор в отношении психопатического развития личности и отклоняющегося поведения ребенка.

При сопоставлении индивидуально-психологических характеристик матерей социально адаптированных и делинквентных подростков выявлены статистически значимые различия по уровню реактивной и личностной тревожности ($ < 0,001). Данные, представленные на рис. 1, показывают, что у матерей социально адаптированных

Высокая Средняя Низкая Высокая Средняя Низкая

Матери социально адаптированных подростков

Матери делинквентных подростков

Рис. 1. Количественное распределение матерей социально адаптированных и делинквентных подростков по уровню реактивной и личностной тревожности (в %).

подростков преобладает средний нормативный уровень обоих типов тревожности, а у матерей делинквентных подростков — высокий уровень как реактивной, так и личностной тревожности.

Выявленный высокий уровень тревожности матерей делинквентных подростков отражает их повышенную эмоциональную напряженность и неустойчивость, лежащую в основе недифференцированного реагирования, описываемого, в частности, как раздражительность [16]. Такая раздражительность матери значительно снижает ее эмоциональную доступность для ребенка.

Результаты исследования интернальности как интегральной личностной характеристики, отражающейся в сознании человека как самостоятельность, независимость, уверенность и ответственность [5] (см. рис. 2), показали, что общий уровень субъективного контроля личности над значимыми жизненными ситуациями у матерей делинквентных подростков статистически значимо (р < 0,001) ниже, чем у матерей социально адаптированных.

7 \-6 5 4 3 2

Рис. 2. Сравнительные пока- ] затели уровня интернальности матерей социально адаптиро- ® ванных и делинквентных подростков (в стенах).

“| Матери социально

Матери делинквентных подростков

адаптированных подростков

Анализ структуры интернальности показал, что у матерей социально адаптированных подростков уровень субъективного контроля в области семейных отношений занимает одну из доминирующих позиций, тогда как матери делинквентных подростков показывают низкий уровень ответственности за события семейной жизни (р <

0,001).

Результаты изучения самооценки матерей, представленные на рис. 3, показывают, что факторы «Оценка» и «Сила» в позиции «Я-реальное» статистически достоверно

Рис. 3. Показатели факторов «Личностного дифференциала» в позициях «Я-реальное» и «Я-идеальное» матерей социально адаптированных и делинквентных подростков.

3.0

2.5

2.0

1.5 1,0 0,5

0

_1_

1

Сила

Оценка «Я-реальное» Сила «Я-идеальное»

Активность

I Оценка «Я-идеальное»

Сила Активность

I Сила «Я-реальное»

^ Активность «Я-реальное» и Акитивность «Я-идеальное»

17.5

15.0

12.5

10.0 7,5 5,0

(p < 0,05) выше в группе матерей социально адаптированных подростков, что свидетельствует о восприятии ими себя как более социально положительной и сильной (волевой) личности по сравнению с матерями сопоставляемой группы. Причем различия между показателями «Я-реальное» и «Я-идеальное» у них меньше, чем в группе матерей делинквентных подростков, что говорит о более высоком уровне самопринятия и самоуважения. Это согласуется с представлениями о том, что матери, которые принимают себя, с гораздо большей вероятностью принимают своих детей такими, какие они есть (что является детерминантой безусловной любви), чем матери, не принимающие себя [13].

Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о существовании различий между социально-психологическими и эмоционально-личностными характеристиками матерей социально адаптированных и делинквентных подростков.

Исследование особенностей восприятия стиля воспитания матерей подростками показало, что у делинквентных подростков отмечается снижение показателей по таким шкалам методики «Подростки о родителях» (ПоР) как «Позитивный интерес» и «Фактор близости» и повышение их по шкале «Враждебность». Результаты дисперсионного анализа названных показателей, представленные на рис. 4-6, позволяют заключить, что у делинквентных девочек они более контрастны, чем у мальчиков их группы. Это свидетельствует о большей выраженности критичности и конфликтности по отношению к матерям девочек с отклоняющимся поведением по сравнению с мальчиками.

При исследовании взаимосвязи психологических особенностей матерей с восприятием их стиля воспитания подростками обнаружено, что данные показатели более насыщены корреляционными связями в группах мальчиков, чем в группах девочек. Причем делинквентные мальчики-подростки как эмоционально более близкую и принимающую воспринимают ответственную, спокойную, нуждающуюся в поддержке (слабую) мать, по отношению к которой они могли бы проявлять более доминантную позицию и безнаказанно совершать проступ-Рис. 6. График средних значений шкалы ки. Социально адаптированные мальчики «Фактор близости» методики ПоР. как эмоционально более близкую восприни-

Адаптированныс Делинквентные Группы

-------Мальники ---------Девочки

Рис. 4. График средних значений шкалы «Позитивный интерес» методики ПоР.

12,5

10,0

7.5 5,0

2.5

Адаптированные Делинквентные Группы

------Мальчики ----------Девочки

Рис. 5. График средних значений шкалы «Враждебность» методики ПоР

15.0

10.0 5,0

0

-5,0

-10,0

Адаптированные Делинквентные Группы

----Мальники ----------

мают беспокоящуюся о них и опекающую, сильную, активную мать. Это соответствует данным, полученным Л. И. Вассерманом с соавт. [8, с. 105], о том, что «делинквентные и социально приспособленные подростки в понятие “позитивный интерес” со стороны родителей вкладывают несколько разный смысл».

Сравнительный анализ также показал различия в восприятии подростками проявлений реактивной и личностной тревожности матерей в сопоставляемых группах. Так, социально адаптированные девочки и мальчики проявления тревожности матерей (при том, что в предыдущих исследованиях мы выяснили преобладание нормативного диапазона ее проявления) воспринимают как беспокойство о них, заботу, психологическое принятие и заинтересованность. Делинквентные мальчики воспринимают проявления тревожности матери (учитывая, что в данной группе преобладает ее высокий уровень) прямо противоположным образом, о чем свидетельствует ее отрицательная корреляция с показателями «Позитивный интерес» (р < 0,05) и «Фактор близости» (р < 0,05). В группе делинквентных девочек, вопреки ожиданиям, такой корреляционной зависимости не обнаружено.

Таким образом, вторая гипотеза настоящего исследования подтвердилась частично: взаимосвязь изученных психологических особенностей матерей с восприятием их стиля воспитания подростками выявлена по большинству изученных показателей у мальчиков в обеих сопоставляемых группах и имеет незначительное количество корреляционных связей у девочек.

Выявленный в настоящем исследовании комплекс психологических характеристик матерей, особенностей восприятия их стиля воспитания делинквентными подростками может быть использован при разработке направлений и методов профилактики и коррекции деструктивных воспитательных воздействий в семье, а также при разработке прогностических оценок нарушения взаимоотношений матери и подростка. Такие разработки могут быть востребованы как в психологической практике, так и в педагогической и социальной работе с семьями группы социального риска.

Практические рекомендации

Учитывая большое количество причин, обусловливающих функциональную несостоятельность матерей делинквентных подростков и различный характер их десоциализирующего влияния на них, обозначим лишь общие подходы психологической работы.

1. В начале психологической работы с матерью делинквентного подростка необходимо снизить ее реактивную тревожность, снять напряжение, которое является источником защитных реакций, путем проявления сочувствия, сопереживания, безусловного принятия, акцентирования на положительных сторонах личности ее ребенка.

2. Помочь понять причины собственного психоэмоционального состояния, а также индивидуальные половозрастные психологические особенности ее ребенка-под-ростка.

3. Оказать помощь в формировании новых форм социально-ролевого родительского поведения через социально-психологические тренинги, психодраму, арт-терапевтические техники, позволяющие преодолеть ригидные социальные стереотипы в оценке подростка, установки на доминантность, затруднения в общении, понимании и восприятии своего ребенка.

4. При осознании женщиной необходимости и потребности внутренних изменений, возможно проведение индивидуальной или групповой психокоррекционной работы.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России — 2010 год. URL: www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/ Stg/d07/3-4.htm (дата обращения: 12.12.10).

2. Бепинева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 235 с.

3. Бепинева С. А. Глобализм и психосоциальная работа с семьей. URL: www.sochealth.org (дата обращения: 10.11.2010).

4. Беляева С. И. Психологические особенности матерей и восприятие их стиля воспитания социально адаптированными и делинквентными подростками // Сб. статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ СПб., 2009. С. 23-30.

5. Вассерман Л. И., Щепкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. 736 с.

6. Бажин Е. Ф., Гопынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля личности (УСК). М.: Смысл, 1993. 16 с.

7. Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Личностный дифференциал: метод. рекомендации. Л.: НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева, 1983. 12 с.

8. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростков: Психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. М.: Форум, 1998. 448 с.

10. Бартоп К. Психология криминального поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 352 с.

11. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2006. 287 с.

12. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 432 с.

13. Хьепп Л., Зигпер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

14. Линко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2009. 256 с.

15. Эйдемиппер Э. Г., Добряков И. В., Никопьская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2006. 341 с.

16. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

270 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.