ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К.А. Боженкова
магистрант,
кафедра клинической и генетической психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные психологические особенности пожилых людей. Показано, что в пожилом возрасте убеждения и жизненные принципы индивида «костенеют» и появляется нетерпимость к иному взгляду на жизнь. Обосновывается мысль о том, что окружающие и близкие люди должны стремиться адаптировать пожилых людей к жизненным переменам, поскольку механизм адаптации с возрастом сильно ослабевает. Сильным мотиватором для пожилого человека может быть ощущение того, что он полезен и важен для близких людей.
Ключевые слова: пожилые люди, старение, эмоциональный стресс, коммуникация, продуктивная деятельность.
K.A. Bozhenkova, Tomsk state National research University
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE ELDERY PEOPLE
Abstract. This article attempts to reveal the basic psychological characteristics of elderly people. It is shown that in old age the individual's beliefs and life principles "become ossified" and there appears intolerance to different outlook on life. It is substantiated the idea that associated and close people should strive to adapt older people to life changes, because the mechanism of adaptation badly weakens with age. A strong motivator for an elderly person may be the feeling that he is useful and important for the close people.
Keywords: elderly, aging, emotional stress, communication, productive activity.
В соответствии с последними медицинскими исследованиями, продолжительность жизни человека может достигать 85-90 лет. И так как некоторые люди умирают раньше 85 или живут дольше 90, необходимо принять во внимание, что на продолжительность жизни индивида и его общую жизнеспособность оказывают влияние разнонаправленные процессы. Прежде всего, это процесс старения, обусловленный физиологическими и иными природными механизмами. Однако с другой стороны, организм человека адаптируется к возрасту посредством компенсаторного механизма, который стабилизирует его жизнеспособность. Таким образом, возраст обуславливает функционально-структурные изменения организма, которые выражаются у индивидов в разной степени интенсивности. При этом получается, что одни люди стареют быстрее, а другие - дольше. Причем речь идет не только о внешних возрастных изменениях, но и о процессах физиологического, анатомического, психологического старения. Соответственно, процесс старения обусловлен различными внутренними и внешними факторами [2].
Внутренние факторы старения заключаются в особом положении хромосом и заложенного генотипа, что во многом определяет индивидуальный обмен веществ, нейроэндокринную регуляцию и стабильность иммунологического статуса. От внутренних факторов зависит успешная возрастная адаптация организма к изменениям условий жизни.
Внешние факторы старения заключаются в определенном образе жизни, уровне физической активности, вредных привычках, подверженности стрессам и болезням.
В соответствие с международной классификацией, период геронтогенеза у мужчин начинается с шестидесяти лет, а у женщин с пятидесяти пяти. Однако по мнению Г.С. Абрамовой, возрастная хронология современного человека несколько иная: зрелость колеблется в пределах от 36 до 50 лет, пожилым человек является в возрасте от 51 года до 65 лет, старость начинается после 65 лет [3]. Таким образом, старость представляет собой итог жизненного пути человека.
Э. Эриксон полагал, что развитие индивида в старости представляет собой продукт раннего поведения и текущего положения. Он считал, что старость является процессом поиска смысло-жизненных ориентаций, при котором смерть как венец жизни теряет свою остроту [4]
В Древнем Риме считалось, что старость ослабевает как физическую, так и мыслительную активность, лишает человека практически всех удовольствий и, соответственно, приближает к смерти. Однако именно Цицерон опроверг эти гипотезы, полагая, что стремление к познанию и гибкость мышления и суждений представляют собой лучшее средство борьбы со старостью.
Ряд эмпирических исследований свидетельствует о том, что люди в возрасте до 60 лет способны к активному обучению и самообразованию, сохраняя гибкую познавательную сферу, кроме того, мозговая активность в этом возрасте обеспечивает высокие потенциальные возможности для продуктивного познания и творчества. Зрелый человек обладает высоким уровнем развития функции внимания, тогда как функция памяти постепенно ослабляется. Ответственность и стремление к ней представляет собой важнейший признак зрелости. Психологически ответственное лицо является личностью, которая отвечает за собственные поступки, как перед собой, так и перед обществом [2].
В раннем пожилом возрасте убеждения и жизненные принципы индивида костенеют, и появляется нетерпимость к иному взгляду на жизнь. В ряде случаев индивид пожилого возраста может проявлять агрессивное поведение, отстаивая свои убеждения.
Второй пик творческой активности индивида приходится на возраст от 55 до 60 лет. Нужно помнить, что основной психологической особенностью людей пожилого возраста является поиск смысла прожитой уже жизни и доказательств оправданности смысло-жизненных ориентаций. В возрасте 60-70 лет у индивида появляется перспектива самостоятельно оценить результаты прожитой жизни. Убеждение многих людей, что старость не может быть приятной и полезной ложно, если пожилой человек чувствует себя счастливым и умиротворенным, тогда старость будет гармоничным продолжением жизни. Основная цель развития в старости заключается в осознании и принятии того, что прожита значительная и осмысленная часть жизнь, принесшая пользу как самому индивиду, так и окружающим [2].
Умение передать жизненный опыт и знания следующим поколениям представляет собой непреложное условие для успешной самоактуализации и развития диалогичности сознания Я-концепции, которая предполагает эмпатию и способность понимать мотивы и логику других людей. Внутренний диалог пожилого человека основывается на Я-концепции и накопленном опыте, именно поэтому принятие бренности и конечности существования и является одной из основных задач развития личности индивида на данном этапе [2]
Основные причины нервного напряжения и стрессовых состояний у лиц пожилого возраста заключаются в изменившемся жизненном ритме, резком сужении круга общения. Зачастую уход от активной трудовой деятельности приводит к тому, что индивид замыкается к себе и даже начинает избегать общения с близкими людьми, полагая, что те не смогут его понять. Таким образом, одиночество становится сильным потрясением для многих пожилых людей. Однако наиболее важными в процессе старения оказываются психологические факторы, которые отражают осознание одиночества как непонимание и безразличие со стороны окружающих. Соответственно, у многих пожилых людей формируется острый внутриличностный конфликт и когнитивный диссонанс, при котором они перестают принимать старость как продуктивную часть жизни.
В период старения трудовая деятельность перестает быть ведущей, индивид ощущает, как его социальный статус падает, что приводит к формированию у пожилого человека высокого уровня тревожности, а это становится причиной ухудшения самочувствия. При выходе на пенсию, пожилому человеку необходимо наладить новое поприще для приложения собственных сил и умений, иначе круг его интересов начнет постепенно сужаться, а снижение коммуни-
№ 3 (55) - 2016
131
кативных способностей в результате может привести к эмоциональному кризису.
Круг общения в пожилом возрасте, как правило, сужается, ослабевают родственные и дружеские связи по различным причинам, и индивид начинает ощущать себя одиноко, кроме того, он может потерять помощь и поддержку со стороны окружающих. Пожилые люди испытывают потребность в заботе и внимании, в стремлении окружающих людей перенять их опыт и знания. Роль дружеских контактов и коммуникационного обмена возрастает. Таким образом, безразличие оказывает пагубное влияние на ощущение психологической безопасности пожилого человека. Отсутствие дружеских контактов и снижение коммуникативных навыков приводит к изменению смысло-жизненных ориентаций. Люди пожилого возраста особенно чувствительны к проявлению внимания и заботы. Как следствие - возрастает роль дружбы.
Нередко в пожилом возрасте у людей наблюдается излишняя болтливость, а речь характеризуется лишними уточнениями и уходит далеко от сути, как правило, это свидетельствует о дефиците общения. Такие люди словно хватаются за любую возможность пообщаться, поговорить, ведь способность к установлению личных контактов ослабевает, а родные знают все рассказы буквально наизусть. В таких случаях эмоциональная окраска коммуникации снижается и, как результат, развивается стереотипизация мышления и стандартизация общения в обычных условиях. При стереотипизации мышления у пожилых людей наблюдается повышенная серьезность, снижение чувства юмора, обидчивость, тревожность и мнительность.
Многие пожилые люди начинают страдать психосоматическими заболеваниями, они словно убеждают себя, что неизлечимо больны, хуже того, они свыкаются с ощущением постоянной болезни, считая это нормой в своем возрасте. Основные причины таких состояний заключаются в ложных установках, неудовлетворенных амбициях и психоэмоциональном стрессе. У части пожилых людей не выявляются заболевания, однако они продолжают симулировать свое состояние, стремясь привлечь внимание близких и оставаться в центре внимания.
Зависимость от других людей размывает границы психической реальности у пожилых людей, нарушая психологическую безопасность, поэтому они ощущают напряженность и нередко испытывают синдром «мученика». Симптоматика данного синдрома выражается в том, что, страдая от заболеваний (реальных или вымышленных), человек начинает перекладывать свои мучительные переживания на окружающих, в том числе для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость. Э. Берн называл такой синдром сценарием Сизифа [1] Как правило, синдром «мученика» наблюдается у пожилых одиноких матерей, которые таким образом стремятся оказывать воздействие на ход жизни взрослых детей. Пожилые люди должны ощущать внимание и понимание их меняющегося состояния молодыми людьми.
Подытоживая все выше сказанное, важно отметить, что окружающие и близкие люди должны стремиться адаптировать пожилых людей к жизненным переменам, поскольку механизм адаптации с возрастом сильно ослабевает. Сильным мотиватором для пожилого человека может быть ощущение того, что он полезен и важен для близких людей. Старость - это неотъемлемая часть жизни и она должна оставаться продуктивной и интересной.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2012. 340 с.
2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: Академия, 2011.270 с.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
4. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Речь, 2006. 217 с.