Территория науки. 2015. № 5
ПСИХОЛОГИЯ Аникеев И.В., Кадацких И.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: лидер, лидерские качества, коммуникативные и организаторские склонности.
Keywords: leader, leadership, Manager.
Аннотация: В данной статье изучено понятия «лидер. Проведено исследование по определению уровня развития лидерских качеств студентов-менеджеров.
Abstract: this article examined the psychological characteristics of leadership qualities of students-managers. The study of leadership qualities of students managers.
Стремительные изменения экономики 21-го века приводят к преобразованию управленческой деятельности. Сегодня недостаточно быть только лишь технически грамотным специалистом и хорошим управленцем, требуется максимальное развитие лидерских качеств. Эффективное лидерство, стремление к инновациям, творчество во всех сферах экономической деятельности становятся необходимыми элементами практики управления.
Студенту-менеджеру сегодня помимо практических знаний, умений и навыков необходимо обладать лидерскими качествами. Именно лидерские качества помогают привлечь внимание окружающих к своим идеям, помогают вести за собой людей, объединять силы команды с целью достижения необходимых результатов.
В психологии под понятием «лидер» понимается член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, который и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер может выступать как организатор, мотиватор деятельности, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Изучением психологии лидера занимались Н.П.Беляцкий,
60
Территория науки. 2015. № 5
Е.В.Кудряшова, Э.Берн, Р.Дилтс, Р.Райс и другие.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) установлено, что чаще всего лидеру присущи следующие качества: высокий интеллект; доминантность; уверенность в себе; высокий активационный (энергетический) уровень; профессиональные знания и навыки.
Исследования по изучению психологических особенностей студентов-менеджеров В.П. Светлакова, Л.Н. Язова и др. позволяют определить психологические особенности, характерные для успешных менеджеров. Было выявлено, что для успешного менеджера необходимо быть уверенным в себе; уметь руководить людьми, коллективом.
В рамках Недели науки на базе АНОО ВО «ВЭПИ» было проведено исследование психологических особенностей лидерских качеств студентов-менеджеров, в котором приняли участие студенты 1-го курса, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент» в количестве 20 человек.
Результаты анкетирования, в котором приняли участие 50 человек показали, что на вопрос: «Лидер-это?», 30% ответили - организатор; 12% - умный человек; 10% - авторитетный человек. На вопрос: «Какими качествами должен обладать лидер?» 36% - дружелюбием; 22% - упорством; 18% - высокой самооценкой. На вопрос: «Кто для вас является политическим лидером?» подавляющее большинство ответов (90%) - В.В. Путин. На вопрос: «Какими качествами должен обладать политический лидер?» 46% - умом; 40% - решительностью; 12% - строгостью. На вопрос: «Кто для вас является историческим лидером?» 52% - Пётр I; 26% - Екатерина II; 14% - В.И. Ленин. На вопрос: «Какими качествами должен обладать исторический лидер?» 46% - уверенностью в себя; 40% - умом; 10% - умением руководить. На вопрос: «Кто для вас является современным лидером?» 86% - В.В. Путин; 10% - В.В. Жириновский; 4% - Г.А. Зюганов. На вопрос: «Какими качествами должен обладать современный лидер?» 50% -умом; 12% - справедливостью; 10% - уверенностью в себе. На вопрос: «Считаете ли вы себя лидером?»
88% - нет; 12% - ответившие «Да» являются девушками. На вопрос: «Какими качествами вы обладаете как лидер?» студенты ответили -умением организовать, дружелюбием, решительностью, харизмой, целеустремлённостью.
Развитие лидерских качеств студентов-менеджеров обусловлено определенным набором психологических особенностей личности, таких как коммуникативные и организаторские склонности,
61
Территория науки. 2015. № 5
способности к самоуправлению в общении, что и является предпосылками для развития лидерских качеств. По результатам теста «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий были получены следующие результаты: 55% студентов - средний уровень выраженности лидерских качеств; 45% - лидерские качества выражены слабо.
По результатам методики выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), В.В. Синявский и В.А.Федорошин были получены следующие результаты: коммуникативные способности - 40% - высокий уровень; 25% -средний уровень; 15% - низкий уровень; 10% - очень низкий уровень; 10% - высший уровень. Организаторские способности: 60% - высокий уровень; 20% - средний; 15% - низкий уровень; 5% - высший уровень; 0% - очень низкий. Полученные результаты приведены в таблицах 1, 2.
Таблица 1 - Коммуникативные склонности, %
Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший
10 15 25 40 10
Таблица 2 - Организаторские склонности, %
Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший
0 15 20 60 5
По результатам теста «Изучение способности к самоуправлению в общении» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.: 50% проявляют потребность быть в общении с самим собой, проявляют склонность к партнёрству в общении; 40% проявляют мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, 10% являются стабильной моделью общения и проявляют некоторую ригидность;
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы: в качестве необходимых качеств лидера студенты выделяют ум, уверенность в себе, дружелюбие. Лидерами себя считают 10% респондентов. 50% студентов отмечают у себя достаточно высокий уровень развития организаторских и коммуникативных способностей, потребность и мобильность в общении.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что данный уровень развития лидерских качеств студентов-менеджеров является
62
Территория науки. 2015. № 5
недостаточным для управленческой деятельности и требует создания специально-организованных условий по их развитию.
Список литературы
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/В.Ю. Дорошенко - 2009 г. - 31 с.
2. Практическая психология для менеджеров.-- М.: Филинъ, -2010 г. - 17 с.
3. Психологические тесты для деловых людей//П рилож. к журн. Управлени персоналом/Сост. Н.А. Литвинцева.-- М.,- 2008 г. - 351 с.
4. Министерство общего и профессионально образование Р.Ф «Основы менеджмента» изд. «Цент» - 2008 г. - 275 с.
5. Организационное поведение / учебник Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова.- М.: Экономист, - 2005 г. - 146 с.
Клевцова Н. А.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессиональная среда, синдром
эмоционального выгорания, трудовая деятельность.
Key words: professional environment, burnout syndrome, labor activity.
Аннотация: в статье предпринята попытка рассмотрения вопроса эмоционального выгорания специалиста сферы «человек-человек». Дается характеристика факторов эмоционального выгорания. Предлагается интерпретация моделей эмоционального выгорания, их особенностей.
Abstract: the article attempts to address the issue of burnout professionals of "man-man". The characteristic factors of burnout. Proposed interpretation models of burnout, their features.
Трудовая деятельность определяет весь наш уклад жизни, занимая большую часть времени, отражая и формируя систему субъективных ценностей человека, создавая «социальный фон», его ближайшие и отдалённые перспективы.
Многие профессионалы замечали, что ощущение удовольствия и удовлетворения от любимой работы, общения с коллегами постепенно блекнут; результаты своего труда радуют всё меньше; перспективы профессионального роста размываются; портятся взаимоотношения с
63