Научная статья на тему 'Психологические особенности личности спортсменов представителей силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности'

Психологические особенности личности спортсменов представителей силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
349
37
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ТЕСТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПОРТСМЕН / СИЛОВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бобрищев Алексей Александрович

В статье приведены результаты психологического обследования 115 спортсменов представителей силовых единоборств и экспертной оценки уровня их психологической готовности и успешности соревновательной деятельности. По результатам экспертной оценки спортсмены были разделены на три группы (высокий, средний и низкий уровень психологической готовности). С помощью математико-статистического анализа выявлены различия показателей психологических тестов в группах спортсменов с высоким и низким уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных условиях.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бобрищев Алексей Александрович,

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AN ATHLETE IN COMBAT EVENT S WITH THE VARIOUS LEVEL OF PSYCHOLOGICAL READINESS

Psychological examination of 115 athletes in combat events and expert assessment of their psychological readiness successful of competitive activity are represented in the article According to the expert assessment all the athletes were divided into three groups (a high, average and low psychological readiness level). By means of the statistical analysis distinctions of psychological tests parameters in groups with a high and low psychological readiness level for competitive activity in extreme conditions are revealed.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности спортсменов представителей силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, Н.Н. Симпато-адреналовая и гипофизрано-адренокортикальная системы как показатели тренированности организма // Стресс. - 1990. - С. 11-25.

2. Бойд, У. Основы иммунологии / У. Бойд. - М. : Мир, 1969. - 648 с.

3. Виру, А. А. Гормоны и спортивная работоспособность / А. А. Виру, П.К. Кырге. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 159 с.

4. Гублер, Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов / Е.В. Гублер. - Л. : Медицина, 1978. - 296 с.

5. Иммунологические методы / под ред. Г. Фримеля. - М. : Медицина, 1987. -

472 с.

6. Индивидуальность и вариативность эндокринного ответа на физические нагрузки / А.А. Виру, К.М. Карелсон, Т.А. Смирнова [и др.] // Биохимия спорта : материалы международного симпозиума. - Ленинград, 1990. - С. 29-48.

7. Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека : учебное пособие / А.П. Исаев, С.Г. Пичагина, Т.В. Потапов. - Тюмень : [б.и.], 2003. - 248 с.

8. Кассиль, Г.Н. Адаптация спортивной деятельности в свете нейро-(вегетативно)-гуморально-гормональной регуляции функций // Тез. докл. XVIII Все-союз. конф. «Физиология спорта». - М., 1986. - 93 с.

9. Кушаковский, М.С. Кардиомиопатия и миокардиодистрофия / М.С. Куша-ковский ; ГИДУВ. - Л. : [б.и.], 1977. - 22 с.

10. Макарова, Г.А. Практическое руководство для врачей / Г.А. Макарова. -Ростов-на-Дону : Баро-Пресс, 2002. - 300 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Алексей Александрович Бобрищев, кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет ГПС МЧС России

Аннотация

В статье приведены результаты психологического обследования 115 спортсменов -представителей силовых единоборств и экспертной оценки уровня их психологической готовности и успешности соревновательной деятельности. По результатам экспертной оценки спортсмены были разделены на три группы (высокий, средний и низкий уровень психологической готовности). С помощью математико-статистического анализа выявлены различия показателей психологических тестов в группах спортсменов с высоким и низким уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных условиях.

Ключевые слова: психологические факторы, тесты, психологическая готовность, спортсмен, силовые единоборства, соревновательная деятельность.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AN ATHLETE IN COMBAT EVENT S WITH THE VARIOUS LEVEL OF PSYCHOLOGICAL READINESS

Alexey Aleksandrovich Bobrishchev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg state university GPS of the Ministry of Emergency Measures of Russia

Abstract

Psychological examination of 115 athletes in combat events and expert assessment of their psychological readiness successful of competitive activity are represented in the article

According to the expert assessment all the athletes were divided into three groups (a high, average and low psychological readiness level).

By means of the statistical analysis distinctions of psychological tests parameters in groups with a high and low psychological readiness level for competitive activity in extreme conditions are revealed.

Key words: psychological factors, tests, psychological readiness, athlete, combat events.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных направлений повышения эффективности соревновательной деятельности и спортивных достижений спортсменов является высокий уровень их психологической готовности к соревновательной деятельности в этих условиях. Особенно актуально это для представителей силовых единоборств высшей квалификации. Воздействие стрессогенных факторов, высокая вероятность травм, утраты спортивной карьеры предъявляют высокие требования не только к уровню спортивной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим долговременную и оперативную психологическую готовность к соревновательной деятельности [1, 2].

В связи с этим нами выполнено исследование, посвященное выявлению психологических особенностей личности у спортсменов с различным уровнем психологической готовности, включая анализ их карьерных ориентаций, стратегий копинг поведения, характерологических свойств личности, характеризующих интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, эмоционально-волевые, патопсихологические качества.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были выполнены: экспертная оценка психологической готовности и психологическое исследование 115 представителей силовых единоборств с помощью комплекса психодиагностических тестов («SACS» - стратегии копинг поведения, многофакторный личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», коммуникативные и организаторские способности (КОС), «Якоря карьеры», 16 факторный опросник Кеттелла (форма А), интеллектуальный тест Вандерлика (КОТ) [3 - 5].

Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ «Statistika-5.0», обеспечившего расчет вариационных статистических показателей, t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первый этап исследования включал в себя экспертную оценку у 115 представителей силовых единоборств пяти основных компонентов психологической готовности - мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного и типологического, а также оценку результатов спортивных достижений как успешности соревновательной деятельности [1]. В качестве экспертов выступали высококвалифицированных тренеры, хорошо знающие спортсменов. По результатам экспертной оценки все спортсмены были разделены на три группы - высокий и оптимальный уровень психологической готовности и результативность спортивной деятельности (1-я группа - ВУ, n=31), низкий уровень психологической готовности и низкая результативность спортивных достижений (3-я группа, n=23) и остальные (2-я группа, n=61).

Результаты исследования показали, что между уровнем психологической готовности и результативности спортивных достижений существует достаточно тесная корреляционная связь (R=0,82; Р<0,001).

Второй этап исследования были посвящен сравнению показателей психологических тестов у спортсменов 1-й и 3-й групп.

С помощью психодиагностического теста «SACS» были изучены особенности копинг (стресс преодолевающего) поведения представителей силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях. Статистически достоверные различия у спортсменов 1-й и 3-й групп отмечены по шести («ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия») стратегиям копинг поведения.

При этом спортсмены 1-й группы (с высоким и оптимальным уровнем психоло-

гической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях) достоверно чаще используют активную (ассертивные действия) стратегию копинг поведения. Спортсмены 3-й группы (с низким уровнем психологической готовности и результативности соревновательной деятельности) в стрессовых ситуациях, как правило, используют такие стратегии копинг поведения, как «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «избегание», «ассоциальные и агрессивные действия».

Таблица 1

Сравнение стратегий копинг поведения у спортсменов - представителей силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревнова-

тельной деятельности в экстремальных ситуациях

Копинг стратегии Высокий уровень готовности Низкий уровень готовности Ра

Ассертивные (активные) действия 22,16±0,38 20,75±0,42 0,05

Вступление в социальный контакт 23,70±0,41 25,32±0,49 0,05

Поиск социальной поддержки 22,41 ±0,42 23,74±0,44 0,05

Осторожные действия 22,53±0,46 22,96±0,53 -

Импульсивные действия 17,24±0,46 17,82±0,54 -

Избегание 15,11±0,35 16,30±0,31 0,05

Манипулятивные действия 20,75±0,52 20,63±0,56 -

Асоциальные действия 14,73±0,50 16,72±0,50 0,05

Агрессивные действия 14,53±0,46 16,32±0,35 0,05

С помощью психодиагностического теста «Якоря карьеры» были выявлены ведущие карьерные ориентации спортсменов, а также установлены их особенности у спортсменов с высоким и низким уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях (табл. 2).

Таблица 2

Карьерные ориентации спортсменов - представителей силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельно-

сти в экстремальных ситуациях

Карьерные ориентации Высокий уровень Я Низкий уровень Я Р<

Профессиональная компетентность 7,81±0,31 1 6,27±0,33 5 0.05

Менеджмент (управление) 6,92±0,32 3 5,20±0,28 8 0.05

Независимость 6,15±0,36 5 6,52±0,23 2 -

Стабильность места работы 5,11±0,25 7 6,41 ±0,25 4 0.05

Стабильность места жительства 6,24±0,31 4 8,02±0,32 1 0.05

Служение 7,12±0,33 2 6,13±0,20 6 0.01

Вызов 6,08±0,34 6 6,51±0,23 3 -

Интеграция стилей жизни 4,09±0,32 9 4,42±0,29 9 -

Предпринимательство 4,67±0,31 8 6,01±0,33 7 0.05

Сравнение психологических особенностей личности представителей силовых единоборств 1-й и 3-й групп по данным тестов МЛО «Адаптивность», КОС, КОТ, СМИЛ и 16 ФЛО позволило выявить значимость коммуникативного потенциала, морально-нравственной нормативности, личностного адаптационного потенциала, а также продуктивности интеллектуальной деятельности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля как психологических факторов долговременной психологической готовности (табл. 3, рис. 1).

Эти данные позволили определить паттерн актуальных психологических признаков у представителей силовых единоборств с высоким уровнем долговременной психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях, дать их вербальную психологическую характеристику и указали на информа-

тивность показателей использованных психологических тестов для прогноза психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

Таблица 3

Сравнение показателей тестов МЛО, КОС у спортсменов с различным уровнем ________психологической готовности к соревновательной деятельности ____________

Методика, показатель Уровень готовности P<

Высокий Низкий

Х m Х m

Опросник МЛО

Поведенческая регуляция 18.23 1.28 28.37 1.25 0.001

Коммуникативный потенциал 12.96 0.97 12.68 0.89 -

Морально-нравственная нормативность 11.27 0.66 10.68 0.73 -

Личностный адаптационный потенциал 38.15 1.67 49.52 1.16 0.01

Тест КОС:

Коммуникативные способности 16.80 0.91 13.82 1.65 0.05

Организаторские способности 15.41 1.22 12.45 1.26 0.05

*- Р<0,05; **- Р<0,01

Рис. 1. Сравнение психологических качеств личности у спортсменов 1-й и 3-й групп по данным 16-факторного личностного опросника

Результаты исследования позволили составить обобщенный психологический портрет спортсменов с высоким и низким уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных условиях.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Психологическая готовность спортсменов - представителей силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях в существенной степени обусловлена индивидуально-психологическими особенностями личности, характеризующими особенности копинг поведения, карьерные и ценностные ориентации личности, нервно-психическую устойчивость, поведенческую регуляцию, личностный адаптационный потенциал, смелость, самоконтроль, когнитивные способности, которые могут быть оценены с помощью стандартизированных психодиагностических тестов.

2. Оценка индивидуально-психологических (характерологических) особенностей личности у спортсменов - представителей силовых единоборств с различными уровнями психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных условиях с помощью стандартизированных психодиагностических методик показала высокую информативность и прогностическую валидность тестов «SACS», «Якоря карьеры», МЛО «Адаптивность», 16 ФЛО, КОТ.

3. Высокий уровень психологической готовности спортсменов к соревнова-

тельной деятельности в экстремальных ситуациях обусловлен такими их индивидуально-психологическими качествами, как ассертивная стратегия копинг поведения в стрессе, самоконтроль, нервно-психическая устойчивость, высокий уровень поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала, карьерные ориентации на «служение» и «профессиональную компетентность», тревожность, гибкость мыслительных процессов, организаторские и коммуникативные способности, ответственность, смелость, низкий уровень выраженности патопсихологических свойств личности и акцентуаций характера, активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобрищев, А. А. Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов силовых единоборств // Ученые записки. - 2008. - № 11. - С. 8-15.

2. Пуни, А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте : психологический аспект : избранные лекции / А.Ц. Пуни ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1979. - 50 с.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб. : Речь, 2001. - 448 с.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск : Петроком, 1992. - 318 с.

5. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности : учебное пособие / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М. : Просвещение, 1985. - 319 с.

6. Боровиков, В.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs / В.П. Боровиков, И.П. Боровиков. - M. : Информационноиздательский дом "Филин", 1997. - 608 с.

УРОВЕНЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Татьяна Евгеньевна Виленская, кандидат биологических наук,

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма» (КГУФКСТ)

Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные об экспериментальной работе по повышению уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры общеобразовательных школ в контексте работы с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, специальная медицинская группа, учитель физической культуры, уровень медико-биологических знаний.

THE LEVEL OF MEDICAL - BIOLOGICAL KNOWLEDGE OF PE TEACHERS AT SCHOOL: THE PROBLEM AND WAYS OF ITS DECISION

Tatyana Evgenevna Vilenskaya, candidate of biological sciences,

Jury Konstantinovich Chernyshenko, doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Krasnodar

Abstract

The article represents the data of experimental work concerning the increasing of the level of PE teachers professional competence at general secondary schools according to work with those