Научная статья на тему 'Психологические особенности личности постоянных клиенток салонов красоты'

Психологические особенности личности постоянных клиенток салонов красоты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
991
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / КЛИЕНТКИ САЛОНОВ КРАСОТЫ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООЦЕНКА / ХАРАКТЕР / Я-РЕАЛЬНОЕ / Я-ИДЕАЛЬНОЕ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / CLIENTS OF BEAUTY SALONS / ADDICTIVE BEHAVIOUR / MEANING OF LIFE / SELF-ESTEEM / TEMPER / REAL-SELF / IDEAL-SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна

В работе представлены результаты исследования психологических особенностей личности постоянных клиенток салонов красоты в сравнении с особенностями личности женщин, посещающих салоны время от времени. Выявлено, что первые имеют завышенную самооценку и уровень притязаний, их я-реальное значительно рассогласовано с я-идеальным. Женщины, регулярно посещающие салоны красоты, используют пассивно-оборонительную и аддиктивную стратегии решения возрастных проблем, находят выход в улучшении своей внешности и повышении самооценки через усиление зеркального «я», таким образом сокращая рассогласование между я-реальным и я-идеальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of regular clients of beauty salons

The article reviews results of the study dealing with the psychological characteristics of regular clients of beauty salons in comparison with the personal characteristics of women attending salons occasionally. It has been found that the former have an inflated self-esteem and aspirations, their real-Self significantly mismatches the ideal-Self. Women who regularly visit beauty salons use the passive-defensive and addictive strategy of addressing age-related problems, they find a way out in improvement of their appearance and increase of self-esteem by reinforcing the mirror-Self, thus reducing the mismatch between the real-Self and the ideal-Self.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности постоянных клиенток салонов красоты»

УДК 159.923

Овчарова Раиса Викторовна

Ovcharova Raisa Viktorovna

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии

Курганского государственного университета

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОСТОЯННЫХ КЛИЕНТОК САЛОНОВ КРАСОТЫ

D.Phil. in Psychology, Professor, Head of General and Social Psychology Department, Kurgan State University

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF REGULAR CLIENTS OF BEAUTY SALONS

Аннотация:

В работе представлены результаты исследования психологических особенностей личности постоянных клиенток салонов красоты в сравнении с особенностями личности женщин, посещающих салоны время от времени. Выявлено, что первые имеют завышенную самооценку и уровень притязаний, их я-реальное значительно рассогласовано с я-идеальным. Женщины, регулярно посещающие салоны красоты, используют пассивно-оборонительную и аддиктивную стратегии решения возрастных проблем, находят выход в улучшении своей внешности и повышении самооценки через усиление зеркального «я», таким образом сокращая рассогласование между я-реальным и я-идеальным.

Ключевые слова:

психологические особенности личности, клиентки салонов красоты, аддиктивное поведение, смысложизненные ориентации, самооценка, характер, я-реальное, я-идеальное.

Summary:

The article reviews results of the study dealing with the psychological characteristics of regular clients of beauty salons in comparison with the personal characteristics of women attending salons occasionally. It has been found that the former have an inflated self-esteem and aspirations, their real-Self significantly mismatches the ideal-Self. Women who regularly visit beauty salons use the passive-defensive and addictive strategy of addressing age-related problems, they find a way out in improvement of their appearance and increase of self-esteem by reinforcing the mirror-Self, thus reducing the mismatch between the real-Self and the ideal-Self.

Keywords:

psychological characteristics, clients of beauty salons, addictive behaviour, meaning of life, self-esteem, temper, real-Self, ideal-Self.

Актуальность проблемы, обсуждаемой в статье, обусловлена тем, что нормативные кризисы и физиологические изменения в возрасте от 30 до 50 лет снижают самооценку и самоуважение женщин. Для их повышения и сохранения большинство женщин конструктивно реализуют себя в семье, образовании, карьере, творчестве. Часть женщин использует деструктивные стратегии, нарушающие психосоматический баланс. Некоторые из них применяют стратегию повышения самоуважения за счет изменения образа своего тела искусственными способами. Эта пассивно-оборонительная стратегия делает женщину объектом косметических манипуляций, дающих лишь временный эффект, чем способствует формированию аддикции (зависимости). В связи с этим возникает вопрос: какие особенности личности являются маркерами аддиктивного поведения постоянных клиенток салонов красоты?

Поскольку важными факторами, определяющими стратегии поведения человека, являются я-концепция (самооценка как соотношение я-реального и я-идеального), смысложизненные ориентации и характер личности, целью проведенного исследования стало изучение смысложизнен-ных ориентаций, характера, общей самооценки и рассогласования я-реального и я-идеального как личностных маркеров женщин - постоянных клиенток салонов красоты.

В соответствии с целью были подобраны методы исследования: тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси для выявления уровня самооценки и соотношения я-реального и я-идеального, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева и характерологический опросник К. Леонгарда [1].

Сведения, полученные в результате анализа ведущих личностных маркеров: смысложиз-ненных ориентаций, самооценки и характера, дополняют научные представления о психологии личности, гендерной и возрастной психологии в части обоснования стратегий решения возрастных проблем женщинами. Результаты исследования могут использоваться в психологическом сопровождении женщин - постоянных клиенток салонов красоты при осуществлении дифференцированного подхода к ним в зависимости от типов стратегий решения возрастных проблем.

Эмпирическое исследование проводилось на базе салонов красоты «Элис» и «Хэлси Джой» г. Кургана. В исследовании приняли участие 30 женщин в возрасте от 30 до 50 лет, из которых 15 - постоянные клиентки и 15 - клиентки, обслуживающиеся от случая к случаю.

Предположение о ведущей роли смысложизненных ориентаций как маркера личности женщин - постоянных клиенток салонов красоты подтвердилось частично. В результате сравнения двух групп выяснилось, что по отдельным параметрам (цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля «я») выборки не отличаются. Показатель и-критерия Манна -Уитни по этим параметрам равен 106 при (р > 0,05). Все испытуемые признают свою жизнь осмысленной, интересной, эмоционально насыщенной, имеют жизненные цели, удовлетворены своей жизнью, результатами самореализации, то есть компетентны во времени: настоящем, прошлом и будущем [2]. В силу того что показатели шкал теста СЖО коррелируют с самоактуализа-ционным тестом, можно сделать вывод о высоком самоуважении женщин обеих групп [3]. Ввиду корреляции теста СЖО с тестом «Уровень субъективного контроля» [4] показатели его шкал связаны с интернальностью в области достижений в разных сферах. Самоуважение постоянных клиенток салонов красоты обусловлено достижениями в производственной, познавательной сферах, а обычных женщин - в семейной, производственной и сфере здоровья.

Общий показатель отношения к жизни у постоянных клиенток салонов красоты составил 147,2 балла, а у посещающих салоны время от времени - 138,5 балла. Локус контроля жизни соответственно составил 31 и 28,8 балла. Это означает, что клиентки салонов в большей степени ощущают себя личностями, обладающими свободой выбора и управляющими своей жизнью.

Предположение о втором личностном маркере женщин - постоянных клиенток салонов красоты, самооценке, подтвердилось полностью. Имеет место рассогласование я-реального и я-идеального. Было выявлено, что эти женщины имеют завышенную самооценку. Женщины с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Самоуверенные женщины не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия у них самоконтроля, что ведет к принятию ошибочных решений и рискованным поступкам. В соотнесении с результатами теста СЖО (шкала «цели жизни») этот показатель может свидетельствовать о нереальности некоторых жизненных целей, а высокие значения по шкале «локус контроля жизни» - о призрачности управления обстоятельствами, так как чаще обстоятельства управляют ими. У женщин, не посещающих салоны красоты, самооценка также завышена, но по невротическому типу. Сравнение выборок по и-критерию показало наличие различий уровня исследуемого признака в сравниваемых группах (при р < 0,05). При невротически завышенной самооценке может происходить утрата чувства необходимой осторожности, что отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности женщины. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет их включение в процесс самовоспитания.

Предположение о третьем личностном маркере женщин - постоянных клиенток салонов красоты, характере, подтвердилось частично. Было проведено исследование акцентуаций характера двух групп по К. Леонгарду [5]. Достоверные различия по и-критерию обнаружены по шести акцентуациям характера: демонстративной, гипертимной, аффективной, циклотимной, эмотивной и педантичной. По остальным четырем типам акцентуаций различия уровня признаков в сравниваемых группах статистически не значимы.

Таким образом, для женщин - клиенток салонов красоты в большей степени характерны гипертимная, циклотимная и аффективная акцентуации, что указывает на их повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, а также периодическую смену гипертимических и дистимических фаз. Эта группа демонстрирует противоречивость личности, ее неустойчивость: с одной стороны - демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, с другой - высокий уровень тревожности, склонность к страхам.

Для женщин, не посещающих салоны красоты, в большей степени характерны педантичный, дистимный и эмотивный типы акцентуаций. Им присущи следующие проявления: с одной стороны, ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий, сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность, с другой -повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями, чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни.

Стратегии решения возрастных проблем определились на основе кластерного анализа. В общей выборке была выявлена типология женщин:

1-й тип - женщины с деструктивной стратегией решения возрастных проблем; 6,7 % клиенток и 6,7 % обычных женщин.

2-й тип - женщины с пассивно-оборонительной стратегией решения возрастных проблем; 66,7 % клиенток и 6,7 % обычных женщин.

3-й тип - женщины с неустойчивой стратегией решения возрастных проблем; 6,7 % клиенток и 18,9 % обычных женщин.

4-й тип - женщины с конструктивной стратегией решения возрастных проблем; 6,6 % клиенток и 66,7 % обычных женщин.

5-й тип - женщины с аддиктивной стратегией решения возрастных проблем; 13,3 % клиенток. Следовательно, для клиенток салонов красоты характерны пассивно-оборонительная и ад-

диктивная стратегии решения возрастных проблем, для обычных женщин - конструктивная и неустойчивая. Деструктивные стратегии не выражены ярко, но присутствуют в обеих группах в равной мере.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод о том, что личностными маркерами женщин - постоянных клиенток салонов красоты являются завышенная самооценка, высокое самоуважение, расхождение между я-реальным и я-идеальным. Самоуважение клиенток обусловлено достижениями в производственной, познавательной сферах, они в большей степени ощущают себя личностями, обладающими свободой выбора и управляют своей жизнью, хотя иногда иллюзорно. Для них характерны противоречивость, неустойчивость личности: с одной стороны, демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, с другой - высокий уровень тревожности, склонность к страхам. Они используют пассивно-оборонительную и аддиктивную стратегии решения возрастных проблем, находят выход в улучшении своей внешности и повышении самооценки через усиление я-зер-кального, таким образом сокращая рассогласование между я-реальным и я-идеальным.

Ссылки:

1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000 ; Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д., 1997 ; Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 1998.

2. Леонтьев Д.А. Указ. соч.

3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.Л., Эткинд А.М. Методика исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1964. № 3. С. 91-114.

4. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1967. С. 152-162.

5. Леонгард К. Указ. соч.

References:

Bazhin, EF, Golynkina, EL & Etkind, AM 1964, 'Research Methodology level of subjective control', Psikhologicheskiy zhurnal, no. 3, pp. 91-114, (in Russian).

Gozman, LY & Croze, MV 1967, 'Measuring the level of self-actualization', Sotsial'no-psikhologicheskiye metody issledo-vaniya supruzheskikh otnosheniy, Moscow, pp. 152-162, (in Russian). Leonhard, K 1997, Accented personalities, Rostov n / d, (in Russian). Leontiev, DA 2000, Test life orientations (LSS), Moscow, (in Russian).

Raygorodskiy, DY 1998, Practical psychodiagnostics. Procedures and tests: textbook, Samara, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.