Научная статья на тему 'Психологические особенности лени у студентов, имеющих разные уровни самооценки'

Психологические особенности лени у студентов, имеющих разные уровни самооценки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1063
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЛЕНЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / LAZINESS AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ / LEVEL OF THE PERSON'S SELF-FEELING / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЛЕНИ / PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF LAZINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаев Тосиф Музаффар Оглы

В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей лени у студентов с разным уровнем самооценки. Затронуты также теоретические аспекты изучения; в частности, понятие лени как психологического феномена; отличительные особенности проявления самооценки личности студента; психологические предпосылки лени у студентов. В данном эмпирическом исследовании испытуемыми были студенты филологического и экономического факультетов Российского университета дружбы народов. В содержании публикации представлены таблицы, характеризующие особенности лени студентов с разным уровнем самооценки. Таблицы снабжены авторскими комментариями и анализом полученных данных. Результаты исследования характеризуют эффективность проведённого исследования на основе решения поставленной цели. На основе полученных результатов сделаны выводы, подтверждающие решение базовых задач исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LAZINESS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-FEELING

The article presents the results of the empiric research directed at the determination of psychological features of laziness of students with different levels of self-feeling. The article touches on the theoretical aspects as well, particularly, determination of the laziness as a psychological phenomenon; distinctive features of self-feeling of student’s personality demonstrations; psychological background of students' laziness. Students of the Faculties of Philology and Economics of the Peoples’ Friendship University of Russia were tested in the course of this empirical research. The tables, characterizing the features of laziness of students with different levels of self-feeling, are presented in the content of the article. The tables are provided with the author’s comments and the analysis of the data obtained. The results of the research characterize the effectiveness of the research basing on the determined target achieving. The results obtained allow making the conclusion, confirming the research’s basic tasks solution.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности лени у студентов, имеющих разные уровни самооценки»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИ У СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ УРОВНИ САМООЦЕНКИ

#

Бабаев Тосиф Музаффар оглы — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: tosif57@mail.ru

Введение

Проведённый нами теоретический анализ основных публикаций по данной теме показал, что в качестве особого психологического феномена лень человека недостаточно полно изучена, невзирая на свою широкую распространённость в обыденном сознании. В настоящее время феномен лени стал объектом исследования представителей различных научных отраслей — философии, психологии, педагогики, права и ряда других. Лень представляет собой особое психическое явление, которое характеризуется отсутствием у человека желания выполнять деятельность, требующую определённого волевого усилия. При этом лень может быть рассмотрена и в качестве психического состояния, и в качестве свойства личности [2-4]. Одним из ключевых вопросов, весьма важным для решения проблем лени, является выявление её причин, среди которых первостепенное место занимает утрата индивидом смысла жизни. Развитие

лени весьма тесно связано с девальвацией как интеллектуальных, так и физических усилий в процессе достижения индивидом поставленной цели; со стилем жизни индивида, его семьи и его ближайшего окружения [5].

Исследователи отмечают определённые различия в психологических и психофизиологических спецификах ленивых и неленивых студентов [1; 6]. Ленивый студент характеризуется: низкой настойчивостью в достижении поставленной цели; низким уровнем саморегуляции непосредственно в деятельности; имеющейся у него направленностью на избегание неудачи, меньшей по силе нервной системой, а также меньшей мотивацией на достижение успеха в учёбе, торможением по «внутреннему» балансу, что выступает в качестве показателя низкой потребности в активности. Неленивому студенту свойственны диаметрально противоположные черты: высокая настойчивость в доведении начатого дела до конца; высокий уровень саморегу-

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей лени у студентов с разным уровнем самооценки. Затронуты также теоретические аспекты изучения; в частности, понятие лени как психологического феномена; отличительные особенности проявления самооценки личности студента; психологические предпосылки лени у студентов. В данном эмпирическом исследовании испытуемыми были студенты филологического и экономического факультетов Российского университета дружбы народов. В содержании публикации представлены таблицы, характеризующие особенности лени студентов с разным уровнем самооценки. Таблицы снабжены авторскими комментариями и анализом полученных данных. Результаты исследования характеризуют эффективность проведённого исследования на основе решения поставленной цели. На основе полученных результатов сделаны выводы, подтверждающие решение базовых задач исследования.

Ключевые слова: студенты, лень как психологический феномен, уровень самооценки личности, психологические предпосылки лени.

ляции в учебной деятельности; орие-тированность на достижение успеха и на приобретение знаний, а также меньшую мотивацию на избегание неудачи, что свидетельствует о высокой потребности в активности.

Методика и выборка исследования

С целью выявления психологических особенностей лени у студентов с разным уровнем самооценки нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.

Базой исследования являлся Российский университет дружбы народов (филологический и экономический факультеты). Выборку исследования составили 70 студентов (18-21 год). По половому составу выборку составили 50 девушек (71,4%) и 20 юношей (28,6%). Уровень успеваемости включённых в выборку студентов — преимущественно средний.

Были поставлены следующие задачи эмпирического исследования: выявление уровня предрасположенности респондентов к лени; определение уровня самооценки респондентов; выявление мотивации студентов и уровня самооценки.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами была использована тест-рисуночная проба «Моя лень» Д.А. Богданова, С.Т. Посохова [7]. Так как изначально в выборку включались студенты, которые в определённой степени сознательно признавали наличие у них лени, то нашей задачей было изучение неосознаваемого личностного смысла лени, а также его психологического содержания у студентов.

Рассмотрим полученные нами результаты.

Студенты не отрицали наличия у них лени, но при этом не было студентов, которые отказались бы нарисовать образ

Таблица 1

Уровень мотивации достижения у респондентов

Уровень Число респондентов

Абсолютные показатели (чел.) Относительные показатели (%)

Высокий 10 14,3

Средний 30 42,9

Низкий 30 42,9

своей лени. По полученным в результате тестирования баллам было получено следующее распределение.

7,1% студентов на предоставленных листах изобразили такие элементы, которые не представляют цельного рисунка, то есть лень в представлении этих студентов не является неким цельным состояние психики или поведения, а представляет собой отдельные эпизодические элементы. Данные студенты никаким образом не самоидентифицируют себя с ленью. Для них лень отдельно в одной стороне, а они сами — в другой; и только в некоторых случаях они пересекаются. 14,3% студентов изобразили свою лень в виде аморфного изображения. Это свидетельствует о признании студентами данной группы наличия у них лени, но она присутствует в виде «небольшой добавки», и в этом случае также практически нет самоидентификации студентов с ленью или же есть условная самоидентификация. 14,3% студентов на предложенных им листах отобразили фигуры животного либо же атрибуты человеческой деятельности. То есть отчасти прослеживается самоидентификации студентов этой группы с ленью. Половина диагностируемых студентов (50%) нарисовали фигуру человека. То есть в этом случае лень для данной группы студентов является частью человеческой натуры. Лень присутствует у студентов всегда, и они её носители. Можно отметить самоидентификацию студентов этой группы с ленью. Наконец, 14,3% студентов на своём рисунке поставили подпись «Я». Это говорит о восприятии лени как своей натуры. В этом случае можно говорить о полной самоидентификации себя с ленью.

Для выявления у студента уровня самооценки нами применялся «Тест на выявление уровня самооценки». Высокий уровень самооценки был выявлен у 14,3% респондентов; средний уровень — у 28,6%; низкий уровень показали 57,1% студентов. 57,1% опрошенных студентов не всегда довольны собой, но могут не любить себя. 28,6% респондентов — это так называемая золотая середина. Респонденты, вошедшие в эту группу, способны доверять себе; они живут в согласии с собой. Наконец, 14,3% респондентов вполне уверены в себе, однако их беда заключается в том, что они очень серьёзно относятся к себе, то есть могут серьёзно критиковать себя и свои недостатки. Необходимо отметить, что идентифицируют себя с ленью именно

те студенты, которые вполне уверены в себе, но могут серьёзно критиковать себя и свои недостатки.

Использование методики «Шкала оценки потребности в достижении» показало уровень мотивации достижения у студентов, включённых в нашу выборку (табл. 1).

Мотивация достижения выступает в качестве одного из основных свойств личности, которое оказывает влияние практически на всю человеческую жизнь. При этом имеется достаточно тесная связь между уровнем мотивации достижения индивида и его успехом в жизнедеятельности.

Проведённое нами исследование показало, что внутренне восприятие студентами лени (шкалы 1-5) достаточно тесно связаны с их уровнем самооценки (табл. 2). То есть студенты, условно самоидентифицирующие себя с ленью, и средний уровень самооценки связаны между собой (р < 0,001). Менее тесная связь выявлена между самооценкой студентов (р < 0,01). Была обнаружена статистически значимая связь между самооценкой и отчасти самоидентифицирующих себя с ленью студентов (р < 0,05).

Проведённый корреляционной анализ наглядно показал, что между типами отношения студентов к своей лени и уровнем их самооценки существует прямая линейная зависимость. С позиции достоверности данная связь не является статистически значимой. На основании этого мы можем предположить, что если у студента низкая самооценка, то вовсе не обязательно он будет иден-

тифицировать себя с ленью, для этого может существовать и ряд других факторов. Но, с другой стороны, студент, дающий себе низкую самооценку, может ощущать внутренний дискомфорт из-за самохарактеристики себя как ленивого.

Что же касается корреляционной связи между ленью студентов и уровнем мотивации достижения студентами, то были получены следующие результаты (табл. 3).

Из табл. 3 видно, что прослеживается положительная связь между уровнями мотивации достижений и отсутствием у студентов самоидентификации с ленью (г = 0,70). Отрицательная связь отмечается между высоким уровнем мотиваций достижений и полной самоидентификацией студентами себя с ленью (г = -0,30), а также положительная связь полной самоидентификацией студентами себя с ленью со средним и низким уровнем мотивации достижений. Из этого можно заключить, что чем выше у студента уровень самоидентификации с ленью, тем ниже у него мотивация достижений, и наоборот.

Нередко, стремясь избежать неудачи, студент ставит перед собой или слишком низкие, или чрезмерно высокие цели. При этом низкие цели и лёгкие задачи, чаще всего, гарантируют успех. Поэтому, выбирая их, студент сохраняет стабильную самооценку самоуважения. Невозможность достичь излишне высоких целей (выполнить очень сложные задачи) позволяет, так сказать, «проиграть с честью» и не снижает самоуважения и самооценки, что его способности мож-

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи самооценки ленивых студентов

Психологические переменные rs Уровень значимости

Шкала 1 0,542375 0,001

Шкала 2 0,583845 0,001

Шкала 3 0,524671 0,01

Шкала 4 0,391634 0,05

Шкала 5 0,398723 0,05

Таблица 3

Корреляционные показатели уровня взаимосвязи самоидентификации студентов с ленью с их уровнем мотивации достижений

Параметр самоидентификации с ленью Уровень мотивации достижений

Высокий Средний Низкий

Нет самоидентификации 0,70 0,32 0,01

Условно 0,39 0,30 0,01

Частично 0,01 0,01 0,01

Имеется -0,01 -0,01 0,30

Полная самоидентификация -0,30 0,39 0,70

но охарактеризовать как слабые. Отдельные люди ставят перед собой достаточно высокие цели для того, чтобы затем и было легче пережить неудачу, а также оправдать самого себя, ссылаясь при этом на сложность задания.

Если студент часто достигал определённых успехов в прошлом, то это может положительно повлиять на его самооценку и формирование у него надежды на успех. Нередко после серии неудач студент теряет уверенность в себе и у него снижается самооценка. Тем не менее неудача не может являться чем-то случайным либо простым стечением обстоятельств. Основные её причины необходимо искать в личностных факторах студентов, в низком уровне их мотивации, а также в отсутствии соответствующих ресурсов или компетентности. В качестве одного из факторов, приводящего к неудаче, может выступать необоснованный оптимизм индивида в принятии решений. Нередко студенты переоценивают собственные шансы успешно достичь поставленной цели. При этом студент увеличивает свою мотивацию к рискованным, смелым действиям, блокируя всякую рациональную оценку как возможностей, так и объективных условий. Так как вероятность успеха студентов во многом зависит от умения оценить необходимые условия достижения успеха, то лень в этом случае выступает в качества значимого барьера в этом процессе. Если лень не позволяет студенту провести мысленный анализ и оценку условий, а также предпринять основанные на этом анализе какие-либо практические шаги, то он изначально обречён на неудачу. Также в этом отношении необходимо указать, что реакции студентов на неудачу могут быть более разнообразными, нежели реакции на успех. Они могут быть рациональными и эмоциональными, конструктивными и деструктивными, а также нормальными и патологическими. Например, конструктивная реак-

ция на неудачу может выражаться в том, что неудача вовсе не снижает, а наоборот, усиливает их мотивацию. Осознав собственные недостатки, студент увеличивает расходы своей энергии, а также времени на достижение поставленной цели, а вовсе не прекращает своей деятельности. Кроме этого, студент обязательно должен анализировать причины своей неудачи, и это также увеличит вероятность достижения им успеха в дальнейшем. Подчеркнём, что именно конструктивная реакция может проявляться не только в области мотивации студента, но также и в его познавательной сфере. Например, потерпев неудачу, студент может изменять свою программу действий, а также совершенствовать свою стратегию. Студент накапливает опыт и учится на своих ошибках. Он нередко довольствуется небольшими стабильными успехами, приближающими его к поставленной цели.

Тем не менее у отдельной категории ленивых студентов неудача может заметно снижать самооценку, а также формировать у них комплекс беспомощности и неполноценности. В этом случае защитные реакции (например, рационализация, вытеснение и т.п.) — весьма неэффективная форма реакции студентов на неудачу. То есть вместо того, чтобы рационально и логически осознать возможные причины своего поражения, а также свои слабости, студент начинает активно защищать собственное «Я». Конечно же, психологическая защита в виде вытеснения в качестве реакции психики студента на неудачу предохраняет эту же психику от лишних волнений и перегрузок, а также поддерживает у них самооценку на соответствующем уровне, однако вовсе не является конструктивным разрешением данной проблемы. У некоторых ленивых студентов защитные механизмы даже могут поддерживать мотивацию на соответствующем уровне, но их роль нередко всё же негативная. В том случае, когда

происходит актуализация рационализации, студент, отвечая самому себе или другим на вопросы, почему он не выполнил конкретного задания, чаще всего называет не свою лень, а какие-либо социально-желательные непосредственно для поддержки своего «Я» факторы. В этом случае ленивому студенту намного легче оправдаться, ссылаясь при этом на внешние обстоятельства, либо на некоторые преграды непосредственно со стороны других людей, либо на отсутствие определённых средств. То есть ленивому студенту несколько тяжелее признать свою лень и свои другие недостатки и затем начать работать над ними. В том случае, если ленивый студент не имеет склонности защищаться и рационализировать, он вовсе не извращает реальные причины своей неудачи; тогда можно отметить, что он признаёт свои слабости и свои недостатки и при этом начинает задумываться над тем, как можно их преодолеть. Несмотря на то, что механизмы психологической защиты у ленивых студентов поддерживают его образ-Я и самооценку на необходимом уровне и при этом защищают его психику от перегрузок, они вовсе не дают реальной возможности осознать реальные причины своего поражения и также не содействуют развитию личности студента, преодоления у него лени и повышения самооценки.

Выводы

Проведённое эмпирическое исследование показало, что 57,1% опрошенных студентов не всегда довольны собой, но могут не любить себя. 28,6% респондентов — это так называемая золотая середина. Респонденты, вошедшие в эту группу, способны доверять себе; они живут в согласии с собой. Наконец, 14,3% респондентов вполне уверены в себе, однако их недостаток заключается в том, что они очень серьёзно относятся к себе, то есть могут серьёзно критиковать себя и свои недостатки.

Использование теста «Общая шкала перфекционизма» К. Лэя позволило выявить склонность ленивых студентов к прокрастинации. Диагностика студентов по «Шкале оценки потребности в достижении» показала, что только 14,3% студентов характеризуются высоким уровнем мотивации. На средний и низкий уровни приходится по 42,9% опрошенных.

Анализ полученных нами данных по методу Спирмена позволил выявить, что внутренне восприятие студентами

лени достаточно тесно связано с их уровнем самооценки. То есть студенты, условно самоидентифицирующие себя с ленью, и средний уровень самооценки связаны между собой. Менее тесная связь выявлена между самооценкой студентов. Была также обнаружена статистически значимая связь между самооценкой и отчасти самоидентифицирующих себя с ленью студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате его проведения данные и разработанные нами рекомендации позволяют решать ряд практических задач по выработке подходов к студентам с разным уровнем самооценки, склонных к лени, что положительным образом скажется на качестве вузовского обучения. Кроме этого, полученные нами результаты исследования могут быть полезными как преподавателям, так и психологам непосредственно в рамках осуществления дифференцированного подхода к ленивым студентам в процессе проведения разного рода консультаций, коррекций, при построении программ тренингов, также ориентированных на коррекцию проявлений у студентов лени в процессе учебной деятельности.

Нами было показано, что так как лень негативным образом сказывается на достижениях студентов, особенно в учебной деятельности, то, соответственно, они нередко сталкиваются с неудачами в данном виде деятельности. Низкая мотивация достижений в совокупности с ленью и неудачами в учебной деятельности негативным образом влияют на самооценку ленивых студентов.

ССЫЛКИ

[1]. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. — СПб.: ИД «Питер», 2001. — 288 с.

[2]. Архангельский Г.А. Творческая лень и творческая борьба с ленью // Карьера. — 2005. — № 2. — С. 2-24.

[3]. Берендеева М. Лень это полезно. Курс выживания для «ленивцев». — М.: Книжкин Дом, Эксмо, 2004. — 160 с.

[4]. Михайлова Е.Л. Понятие лени: к вопросу об определении / Е.Л. Михайлова // Активность личности: сб. науч. тр. / под ред. В.Г. Леонтьева. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. — С.108-122.

[5]. Михайлова Е.Л. Ситуационные и личностные детерминанты лени: дис.... канд. психол. наук. — СПб., 2007. — 176 с.

[6]. Понорядова Т.В. Лень: причины, признаки, преодоление: Учебное пособие. — СПб.: Образование, 2006. — 96 с.

[7]. Посохова С.Т. Этические аспекты психологии лени // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. — 2013. — № 158. — С. 71-73.

REFERENCES

[1]. Anan'ev B.G. Chelovek, kak pred-met poznania [Man as a subject of knowledge]. — Saint Petersburg, Izdatelskii dom "Piter", 2001. — 288 р.

[2]. Arhangel'skii G. Tvorcheskaja len' i tvorcheskaja bor'ba s len'ju [Creative lazy and the creative struggle with laziness] // Kar'era [Career]. — 2005. — № 2. — P. 2-24.

[3]. Berendeeva M. Len' eto polezno. Kurs vyzhivania dlia "lenivcev" [Laziness is useful. Survival course for lazy people]. — Moscow: Knizhkin Dom, Eksmo, 2004. — 160 p.

[4]. Mihajlova E.L. Poniatie leni: k voprosu ob opredelenii [The concept of laziness: to the question of the definition]. — Novosibirsk, Izd-vo NGPU, 2008. — 122 p.

[5]. Mihajlova E.L. Situacionnye i lich-nostnye determinanty leni [Situational and personal determinants laziness]. — Saint Petersburg, 2007. — 176 P.

[6]. Ponorjadova T.V. Len': prichiny, priznaki, preodolenie [Laziness: causes, symptoms, overcoming]. — Saint Petersburg: Obrazovanie, 2006. — 96 p.

[7]. Posohova S.T. Eticheskie aspekty psihologii leni [Ethical aspects of the psychology of laziness] // Izvestija Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science]. — 2013. — № 158. — P. 71-73.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LAZINESS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-FEELING

Tosif Muzaffar ogly Babaev — Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya Street, 6, Moscow, 117198, Russia; е-mail: tosif57@mail.ru

ABSTRACT

The article presents the results of the empiric research directed at the determination of psychological features of laziness of students with different levels of self-feeling. The article touches on the theoretical aspects as well, particularly, determination of the laziness as a psychological phenomenon; distinctive features of self-feeling of student's personality demonstrations; psychological background of students' laziness. Students of the Faculties of Philology and Economics of the Peoples' Friendship University of Russia were tested in the course of this empirical research. The tables, characterizing the features of laziness of students with different levels of self-feeling, are presented in the content of the article. The tables are provided with the author's comments and the analysis of the data obtained. The results of the research characterize the effectiveness of the research basing on the determined target achieving. The results obtained allow making the conclusion, confirming the research's basic tasks solution.

Keywords: students, laziness as a psychological phenomenon, level of the person's self-feeling, psychological background of laziness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.