Научная статья на тему 'Психологические особенности коммуникативных затруднений в ходе адаптации первокурсников к обучению вузовского типа'

Психологические особенности коммуникативных затруднений в ходе адаптации первокурсников к обучению вузовского типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
585
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / ИЗОЛИРОВАННОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турчин А. С., Гюлмамедов А. Б.

В статье приведены данные эмпирического исследования, направленного на определение структуры и характера коммуникативных затруднений у студентов-первокурсников гуманитарных специальностей как детерминанты их адаптации к образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности коммуникативных затруднений в ходе адаптации первокурсников к обучению вузовского типа»

Asadulina I.

THE INTEGRATION OF EDUCATION AND BUSINESS IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL

PROCESS IN HIGH SCHOOL

Innovative technologies of the educational process in high school the author consideredfrom the standpoint of integration of education and business. The demandfor qualified graduates now exceedsjust knowledgeable. Author substantiated proposals on the correlation of innovative technologies in high school with the requirements of the business community.

Keywords:innovative technologies of the educational process, the integration of education and business, higher professional education in Russia.

УДК 159.9

Турчин А.С., Гюлмамедов А.Б.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ В ХОДЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ВУЗОВСКОГО ТИПА

В статье приведены данные эмпирического исследования, направленного на определение структуры и характера коммуникативных затруднений у студентов-первокурсников гуманитарных специальностей как детерминанты их адаптации к образовательной среде вуза.

Ключевые слова: адаптация, коммуникативный барьер, изолированность, фрустрация.

Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в высшей школе является традиционным предметом дискуссий во многих отраслях психологии. В частности, вопросы адаптации к обучению вузовского типа рассматривались в психолого-педагогических трудах Н.В. Бордовских и А.А. Реа-на [2], М.Я. Виленского [3], С.А. Гапоновой [4], А.А. Началджяна [5], О.В Селиверстовой [6] и др. В гораздо меньшей степени проблемы социальной адаптации и социализации студентов рассматриваются применительно к последующему периоду обучения студентов.

Безусловно, на каждом из курсов обучения ставятся новые задачи, связанные с получением будущей профессии. Их решение может осложняться накоплением нерешенных проблем предыдущего периода. По нашему мнению, причины нарушений позитивного индивидуального маршрута адаптации и социализации могут быть непсихологическими, когда речь может идти о трудностях материального характера. Собственно психологические проблемы могут быть связаны с субъективным прошлым (недостаточно адекватным первичным профессиональным самоопределением), настоящим (социально-психологическими или психолого-педагогическими проблемами вхождения в образовательно-воспитательное пространство конкретного вуза и учебного курса) и будущего (в частности, складывающимся психологическим контрактом, как системой ожиданий в отношении вероятного трудоустройства, личной карьеры и т.д.). Так или иначе, первоначальный период обучения в вузе создает у каждого студента свою «личную историю» адаптации, которая долж-

на вызывать интерес у представителей психологической службы вуза, а также у кураторов студенческих групп, осуществляющих социально-психологическое и психолого-педагогическое сопровождение процессов адаптации и социализации студентов.

В современной литературе такие понятия, как адаптация, социализация, воспитание, саморазвитие и др., часто используют рядоположно, тем самым, подчеркивая наличие особого адаптационного периода к обучению вузовского типа. В силу неоднозначности определения этих понятий в психологической литературе, целесообразно дать их определения и интерпретацию.

Социализацию обычно определяют как процесс вхождения индивида в окружающую среду, усвоение им социальных норм, влияний и приобщения его к системе социальных связей, а также «совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества» [5, с.18].

Соотнесение понятий «социализация» и «развитие» имеет смысл лишь в том случае, когда происходит утверждение признания личности субъектом социальной деятельности. Развивающийся индивид становится таким субъектом, что процесс его развития немыслим вне его социального развития, а, следовательно, и вне усвоения им системы социальных связей. В этом случае понятия «развитие» и «социализация» могут совпадать по объему, хотя акцент на активности личности кажется, более четко представленным в идее развития, а не социализа-

172

© Турчин А.С., Гюлмамедов А.Б., 2014

ции.

Соотношение содержания понятий «воспитание» и «социализация» в отечественной психологии тоже трактуется по-разному, поскольку процесс воспитания понимается в двух аспектах: в широком и узком [1; 2; 7; 9 и др.]. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им всего социального опыта, и субъектом воспитания выступает все общество. Если употреблять термин «воспитание» в широком смысле, то различие с термином социализация отсутствует.

В узком смысле термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи ему определенной системы представлений, понятий, норм. Под субъектом воздействия понимается специальный институт или человек, мотивированный для осуществления заданной цели.

В итоге, можно определить термин «социализация», как двусторонний процесс, включающий в себя, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, - это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его самостоятельной деятельности и активного включения в социальную среду.

В этом случае, первая сторона процесса социализации - это характеристика того, как средства воздействуют на человека. Вторая сторона социализации характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности, в том числе, деятельности учебной. Активность позиции личности студента обязательна здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации не противоречит двум обозначенным ранее процессам - воспитанию и развитию личности.

По своему содержанию социализация есть процесс вхождения и становления личности с первых минут жизни. Обычно принято выделять три основные сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Взаимодействие в каждой из этих сфер позволяет значительно расширить круг социальных связей с внешним миром.

Что касается понятия деятельность, то на протяжении всего процесса социализации индивид постоянно сталкивается с расширением набора дея-тельностей, освоением все новых видов деятельности. При этом происходит три важных момента. Во-

первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее видами. Она осуществляется, по всей вероятности, через систему «личностных смыслов». Такой продукт деятельности называют «личностным выбором деятельности». Как следствие из этого вытекает такой момент, как центрирование вокруг главного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей. И, наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Развивающийся индивид использует возможности для расширения круга социальных связей именно как субъекта деятельности. А применимо к личности студента, индивид, попадая в студенческую группу, расширяет свои возможности за счет реализации своих умений и навыков. Тем самым происходит процесс его социализации.

Вторая сфера - общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны расширения и углубления, поскольку общение является составной частью процесса деятельности. Расширение общения студента нужно понимать как умножение социальных контактов, специфику этих контактов на данном возрастном этапе. Что касается углубления общения, то здесь речь идет об усложнении характера общения (происходит переход от монологического общения к диалогическому и полилогическому, где умение ориентироваться на партнере является главным критерием).

Третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем смысле можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа Я [9] в контексте его профессионализации.

Степень социальной адаптации первокурсника в вузе зависит от множества факторов: индивидуально-психологических особенностей, личностных, деловых и поведенческих качества, ценностных ори-ентаций, состояния здоровья, социального окружения, статуса семьи. Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников к новым условиям, целесообразно выявить нормативный состав проблем, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год обучения, и причины их возникновения.

В этой связи нами было проведено исследование, целью которого было выявление и обоснование условий эффективной адаптации первокурсников к вузовскому обучению, а также уточнение характера влияния дидактических барьеров на показатели адаптации студентов первого курса к вузу.

Предметом нашего исследования выступили особенности коммуникативных затруднений, выявляемых в ходе адаптации студентов к образовательному процессу вуза.

Предполагалось, что студенты первого курса

будут быстрее адаптироваться в образовательном пространстве вуза, если будет организована диагностика и коррекция их коммуникативных затруднений.

Частная гипотеза исследования: коммуникативная особенность студента выступает существенной детерминантой адаптации в учебной группе.

В эмпирическом исследовании приняло участие 60 студентов социолого-психологического факультета. В группу 1 (недостаточно адаптированных) вошло 20 студентов (33%), из них 4 (7%) плохо адаптированных, 16 (26%) скорее плохо адаптированных. В группу 2 (хорошо адаптированных) - вошли 40 студентов (67%), из них 22 (37%) скорее хорошо адаптированных, 18 (30%) хорошо адаптированных.

Для получения эмпирических данных использовались: 1) авторская анкета, включающая 15 вопросов, направленных на определение: причин возникновения коммуникативных барьеров, вызывающих трудности в общении и социально-демографических характеристик респондентов; 2) диагностические методики: методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой); экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон); экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вас-серман); методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко [8].

Хотя данные анкеты позволили отметить существенные затруднения социально-психологического характера у группы студентов, отнесенных к плохо адаптированным, есть данные, которые относятся к обеим группам респондентов. Так, у студентов обеих групп чаще всего барьеры возникают с людьми других возрастных категорий, а у студентов первой группы, - так же с людьми другой национальности, частота встречаемости качественных признаков в группах обследованных достоверно (р>0,05) не различается.

Если студенты первой группы считают, что барьеры в основном возникают из-за различий в проявлении эмоциональных состояний и типа темперамента участников общения, то студенты второй считают основанием для этого - различия в потребностях, интересах, мотивах участников общения. Однако, частота встречаемости качественных признаков в группах обследованных достоверно (р>0,05) не различается.

У студентов плохо адаптированных отмечается преимущественно неустойчивый стиль общения, у хорошо адаптированных студентов миролюбивый (частота встречаемости качественных признаков в группах обследованных достоверно (р<0,05) различается). Плохо адаптированные в ситуации затрудненного общении избегают людей, хорошо адапти-

рованные - «болтают чепуху» или уходят от острых тем. Студенты первой группы в преимущественно равнодушны к учебе, а студенты второй отмечают, что учатся с удовольствием. Однако, частота встречаемости этих качественных признаков в группах обследованных достоверно (р>0,05) не различается.

Студенты обеих групп преимущественно испытывали тревогу в первые дни в университете (частота встречаемости качественных признаков в группах обследованных достоверно (р>0,05) не различается). Плохо адаптированные в основном испытывают трудности в общении с группой, а хорошо адаптированные, - с родителями и родственниками.

Плохо адаптированные менее удовлетворены общением в студенческой группе, хорошо адаптированные - полностью удовлетворены общением в группе. Плохо адаптированные менее удовлетворены (скорее не удовлетворены или скорее удовлетворены) взаимоотношениями с администрацией (в том числе деканатом), хорошо адаптированные -полностью удовлетворены или скорее удовлетворены (частота встречаемости качественных признаков в группах обследованных достоверно (р<0,05) различается).

Плохо адаптированные отмечают, что особо не задумывались при выборе профессии. Хорошо адаптированные поступили в связи с интересом к профессии, и что отношение к выбранной специальности не изменилось, а у хорошо адаптированных даже улучшилось.

У студентов обеих групп в университете чаще всего коммуникативные барьеры возникают в общении со студентами противоположного пола (частота встречаемости качественных признаков в группах достоверно (р>0,05) не различается). Дома чаще всего барьеры возникают с родителями, бабушками и дедушками. У студентов обеих групп в неформальных ситуациях общения барьеры возникают на вечеринках, дискотеках, ночных клубах (частота встречаемости качественных признаков в группах обследованных достоверно (р>0,05) не различается).

У всех студентов отношение к учебе по сравнению с начальным периодом обучения существенно не изменилось, хотя есть некоторые различия в их ответах. Основной причиной отрицательного отношения к учебе первокурсники обеих групп называют несправедливое оценивание знаний 8 (13,3%), в первой группе и 8 (13,3%) во второй. Низкий уровень преподавания отмечен 8 (13,3%) студентами первой группы и 20 (33,3%) второй. Плохая организация учебного процесса отмечена 4 (6,7%) студентами из первой группы и 12 (20%) из второй.

В итоге можно сделать вывод о том, что плохо адаптированные студенты основными причинами своего отрицательного отношения к учебе называют несправедливое оценивание знаний и низкий уровень преподавания, а хорошо адаптированные -

низкий уровень преподавания. Частота встречаемости качественных признаков в группах обследованных достоверно (р>0,05) не различается.

Для анализа взаимосвязи уровня адаптирован-ности с данными психологических методик был использован корреляционный анализ по Пирсону, на основе которого выявлены следующие взаимосвязи:

■ умеренные положительные достоверные (р<0,05) с показателями: изолированность (г=0,53), фрустрированность (г=0,42), мотивация избегания (=0,34);

■ умеренные отрицательные достоверные (р<0,05) с показателями: профессиональная мотивация (г=-0,38), творческой самореализации (г=-0,43), миролюбие (г=-0,45).

При подведении итогов исследования нами было отмечено, что у студентов плохо адаптированных преимущественно скорее возникают, чем не возникают барьеры в общении, у хорошо адаптированных студентов барьеры в общении скорее не возникают, чем возникают. У студентов обеих групп в университете чаще всего барьеры возникают со студентами противоположного пола, чаще всего барьеры возникают с родителями, бабушками и дедушками. В неформальных ситуациях чаще всего барьеры возникают в местах проведения досуга. Студенты первой группы считают, что барьеры в основном возникают из-за различных эмоциональных состояний и типа темперамента участников общения, а студенты второй - различные потребности, интересы, мотивы участников общения.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что коммуникативная сфера жизнедеятельности студента является существенной детерминантой адаптации в учебной группе.

По нашему мнению, целесообразно акцентировать воспитательную работу, направленную на адаптацию студентов с учетом их коммуникативных особенностей. Для повышения адаптированности студентов целесообразно привлекать студентов к участию в различных сферах университетской жизни.

Психологической службе вуза следует организовывать встречи и собрания со студентами первого курса, в рамках которых вести разъяснительную

работу по проблемам обучения в вузе, взаимодействию с различными структурными подразделениями вуза.

Успешная эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Облегчив этот процесс, в дальнейшем можно избежать возникновения множества других проблем, связанных с характером процесса адаптации к образовательно-воспитательной среде вуза.

Библиографический список

\Ананъев Б.Г. О психологической структуре личности. // Проблемы личности. - М.: Ин-т философии АН СССР, 1970. - 235 с.

2. Бордовская Н.В., РеанА.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Издательство «Питер», 2000. -304 с.

3. ВиленскийМ.Я., ГоршковА.Г. Адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в высшей школе. // Акмеология, № 3, 2006. С. 86-89 с.

4. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения II Психологический журнал. Том 15, №>3, 1994, С. 131-135.

5. Началджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - 2-е изд. М.: Эксимо, 2010.368 с.

6. Селиверстова О.В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды // Высшее образование сегодня. - 2010. - N° 5. -С. 91-93.

7. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. -Иркутск, 1986. - С. 89-103.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

9. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. - М.: Университетская книга, 2010. - 546 с.

Turchin A., Gulmammadov А.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE DIFFICULTIES IN THE COURSE OF ADAPTATION OF STUDENTS TO TEACHING HIGH SCHOOL TYPE

The article the data of the empirical research aimed at defining the structure and character of communicative difficultiesfor first-year students of the Humanities as determinants of their adaptation to the educational environment of the University. Keywords: adaptation, communication barriers, isolation, frustration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.