Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искаженное психическое расстройство / расстройства аутистического спектра. / distorted mental disorder / autism spectrum disorders

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Домбуу Айдана Юрьевна

В статье рассматриваются обобщенные и систематизированные результаты экспериментально-психологических обследований детей с искаженным психическим развитием. Экспериментально психологическое обследование предполагало исследование особенностей установления контакта, ориентировки в месте, во времени и в собственной личности, произвольной регуляции, пространственных представлений, внимания, памяти, мышления, интеллекта, а также описание динамического и мотивационного компонентов психической деятельности. В статье рассмотрены первичные и вторичные нарушения, которые наблюдаются у детей с искаженным психическим развитием, рекомендации для родителей и педагогов по проведению коррекционно-развивающих занятий. В обследовании приняли участие дети от 8 до 17 лет, обратившиеся в клинику «Альба Мед» г. Кызыл с установленным диагнозом «расстройство аутистического спектра». Данная статья может быть использована психологами, клиническими психологами, дефектологами, логопедами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Домбуу Айдана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COGNITIVE, EMOTIONAL-VOLITIONAL DISORDERS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The article discusses the generalized and systematized results of experimental psychological examinations of children with distorted mental development. An experimental psychological examination involved the study of the features of establishing contact, orientation in place, time and in one's own personality, voluntary regulation, spatial representations, attention, memory, thinking, intelligence, as well as a description of the dynamic and motivational components of mental activity. The article discusses the primary and secondary disorders that are observed in children with distorted mental development, recommendations for parents and teachers on conducting correctional and developmental classes. The survey involved children from 8 to 17 years old who applied to the Alba Med clinic in Kyzyl with a diagnosis of autism spectrum disorder. This article can be used by psychologists, clinical psychologists, defectologists, speech therapists.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 159.922.76

doi 10.24411/2221-0458-2023-01-49-56

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Домбуу А.Ю.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COGNITIVE, EMOTIONAL-VOLITIONAL DISORDERS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

A.Y. Dombuu Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматриваются обобщенные и систематизированные результаты экспериментально-психологических обследований детей с искаженным психическим развитием. Экспериментально психологическое обследование предполагало исследование особенностей установления контакта, ориентировки в месте, во времени и в собственной личности, произвольной регуляции, пространственных представлений, внимания, памяти, мышления, интеллекта, а также описание динамического и мотивационного компонентов психической деятельности. В статье рассмотрены первичные и вторичные нарушения, которые наблюдаются у детей с искаженным психическим развитием, рекомендации для родителей и педагогов по проведению коррекционно-развивающих занятий. В обследовании приняли участие дети от 8 до 17 лет, обратившиеся в клинику «Альба Мед» г. Кызыл с установленным диагнозом «расстройство аутистического спектра». Данная статья может быть использована психологами, клиническими психологами, дефектологами, логопедами.

Ключевые слова: искаженное психическое расстройство; расстройства аутистического спектра.

The article discusses the generalized and systematized results of experimental psychological examinations of children with distorted mental development. An experimental psychological examination involved the study of the features of establishing contact, orientation in place, time and in one's own personality, voluntary regulation, spatial representations, attention, memory, thinking, intelligence, as well as a description of the

dynamic and motivational components of mental activity. The article discusses the primary and secondary disorders that are observed in children with distorted mental development, recommendations for parents and teachers on conducting correctional and developmental classes. The survey involved children from 8 to 17 years old who applied to the Alba Med clinic in Kyzyl with a diagnosis of autism spectrum disorder. This article can be used by psychologists, clinical psychologists, defectologists, speech therapists. Key words: distorted mental disorder; autism spectrum disorders.

Искаженное психическое развитие по классификации В. В. Лебединского ведущим признаком является

диспропорциональность (асинхрония) [1]. Этот тип дизонтогенеза наблюдается у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Механизмы

формирования искаженного психического развития зависят от особого режима функционирования психической активности мозга. Основные причины нарушений при аутизме связаны с органическим характером мозговых нарушений в виде атрофии лобно-теменных отделов и чрезмерного разрастания затылочных зрительных отделов головного мозга, другая часть нарушения носит представленность в подкорово-стволовых отделах и связана с нарушением интегративных связей между структурами головного мозга. В формирование аутистического синдрома важнее место имеет неблагоприятное прохождение (внутриутробных) кризисов развития эмбриона [2].

Для постановки диагноза «Расстройство аутистического спектра» используется Модифицированный

скрининговый тест «M-CHAT-R» для определения наличия симптомов аутизма у детей от 18 месяцев. По результатам прохождения данного теста, если испытуемый набрал от 3 баллов, предполагается средний и высокий риск аутизма. Также для установления РАС применяется методика «Рейтинговая шкала детского аутизма (CARS)» на основании наблюдения за поведением ребенка и опроса родителей. Для подтверждения результатов тестов психолог проводит экспериментально -психологическое обследование для определения не только количественных, но и качественных признаков искаженного психического развития у ребенка [3]. На основании проведения экспериментально - психологического обследования и осмотра врача психиатра выставляется диагноз «Расстройство аутистического спектра».

В экспериментально -

психологическом исследовании

применяются следующие методики:

- для исследования динамического праксиса проба на реципрокную координацию рук, проба «кулак -кольцо», проба «кулак-ребро-ладонь»;

- для исследования кинестетического праксиса проба «позы пальцев праксиса рук»;

- для исследование пространственного гнозиса и праксиса методика «Кубики Кооса», копирование геометрических фигур;

- для исследования свойств внимания методики «Таблицы Шульте» и «Отсчитывание от 100 по 7», сравнение предметов;

- для исследования свойств памяти методика «Заучивания 10 слов А.Р. Лурия», пересказ рассказа;

- для исследования свойств мышления методики «Исключение лишнего», «Последовательность событий», пересказ рассказа, определение переносного смысла метафор, пословиц и поговорок;

- для исследования интеллекта методика «Прогрессивные матрицы Равена»;

- для исследования счета решение примеров на сложение и вычитание, знание таблицы умножения;

- для исследования навыков письма пробы автоматизированное письмо и письмо под диктовку слов, словосочетаний и предложений;

По результатам экспериментально -психологического обследования наблюдаются следующие психологические особенности у детей с искаженным психическим развитием: трудности установления контакта и общения, нарушение произвольной регуляции, контроля над поведением и эмоционально-волевой сферой ребенка, нарушение речи, а также в нарушении мышления по типу снижения уровня обобщения в вербальных методиках, но наряду с этим, высокие баллы в невербальной методике исследования интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена».

Трудности общения у детей, страдающих расстройствами аутисти-ческого спектра, проявляются в отсутствии стремления к установлению контакта с окружающими людьми и сверстниками. Дети избегают прямого зрительного контакта, они стараются не смотреть прямо в глаза собеседнику, но у них хорошо развито периферическое зрение. Для общения используют невербальные методы (жесты), картины или прибегают к помощи третьих лиц, в частности, к родителям, для общения с другими людьми. В дошкольном и

младшем школьном возрасте дети часто играют одни, игра стереотипна, игровые действия носят предметно-

манипулятивный характер, игрушки используются не по прямому назначению.

Нарушение произвольной регуляции, программирования и контроля над поведением выражаются в том, что у детей до подросткового возраста отсутствует мотив подчинению взрослом. Мотив подчинения взрослому должен наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте, у детей появляется потребность во внимании и одобрении своего поведения со стороны взрослых. Отсутствие данного мотива и мотива обследования у детей с искаженным психическим развитием говорит о том, что дети не подчиняются указаниям взрослого и у них не сформирован авторитет взрослого. Они выборочно выполняют просьбы специалиста или не реагируют на них, ошибки не замечают и не исправляют, не интересуются результатами экспериментально-психологического обследования. Особенности произвольной регуляции выражаются также в том, что дети, страдающие расстройством аутистического спектра, во время экспериментально-

психологического исследования могут неожиданно встать со стула, начать ходить по кабинету, включать кран,

трогать чужие вещи и покидают кабинет без разрешения взрослых.

Трудности регуляции эмоционально-волевой сферы характеризуются в лабильном эмоциональном фоне, эмоциональные реакции не всегда адекватны ситуации. Нарушения эмоционально-волевой сферы также отражается в трудностях распознавания и дифференциации собственных эмоций и эмоций других людей (алекситимии). Отмечаются наличие большого числа страхов, гиперестезии к громким звукам.

Особенности протекания динамического компонента психической деятельности у детей с искаженным психическим развитием проявляются в замедлении темпа деятельности, трудностями врабатываемости в задание, повышенной утомляемостью. Утомляемость увеличивается пропорционально времени проведения экспериментально-психологического обследования. Реци-прокная координация не сформирована, что говорит о незрелости взаимодействия между левым и правым полушариями головного мозга.

Слабость пространственных представлений замечены в понимании предлогов и трудностях ориентировки в правой и левой сторонах. Однако, выполнение методики «Кубики Кооса» затруднений не вызывало, дети верно

раскладывали кубики в соответствии с заданным образцом.

Особенности речи детей с искаженным психическим развитием характеризуются в отсутствии речевой инициативы. Фонематический слух сохранен, понимание обращенной речи простых инструкций сохранно и отчуждения смысла слов не выявляются. Самостоятельная речь коротка, дети в основном используют односложные слова, отмечаются эхолалии. Словарный запас беден. Речь по темпу замедленная смазанная, интонация и мимика маловыразительны. Дети часто в общении с окружающими людьми используют жесты, а также карточки.

Нарушение мышления по типу снижения уровня обобщения

проявляются в методике «Исключение лишнего», где в простых примерах дети обобщают как по существенным (например, исключил животное потому, что остальные цветы), так и по конкретно-ситуативным признакам

(исключил кровать потому, что она сделана из металла, а другие предметы сделаны из дерева). В сложных примерах методики «Исключение лишнего» дети с искаженным психическим развитием обобщают по конкретно-ситуативным признакам (например, исключают мяч потому, что остальные предметы используют зимой) или процесс

обобщения признаков и отвлечения им не доступен (дети говорили, что все предметы разные, либо не могли выделить только один лишний предмет, либо не могли объяснить по какому признаку исключили предмет). Пересказ рассказа не доступен, понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок нарушено. Метафоры, пословицы и поговорки трактовались в прямом смысле. В методике «Последовательность событий» верно устанавливали последовательность, но составить рассказ по картинкам не смогли.

В методике исследования интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена» распределение умственных способностей при переводе полученных баллов в 10 в зависимости от возраста варьировалось от низкого уровня интеллекта (10 71-80) до среднего уровня интеллекта (10 91-110). Характер выполнения методики целенаправленный, но высокая утомляемость меняла характер выполнения на импульсивный, методом проб и ошибок [4].

Описанные выше нарушения приводят к дезадаптации ребенка с искаженным психическим развитием, к трудностям социализации. Из-за трудностей адаптации к настоящей социальной ситуации у детей формируются комплекс защитных

реакции, которые ведут к вторичнои аутизации ребенка, погружение его в иллюзорный мир и усугубляют его общение с окружающими.

Для коррекции выявленных психологических нарушений детей с РАС эффективно применятся метод сенсомоторной коррекции. Метод сенсомоторной коррекции направлен на воздействие на базовый сенсомоторной уровень развития, активизирует развитие всех высших психических функций [3]. Он нормализует работу первого функционального блока мозга, блока регуляции сна и бодрствования (энергетический блок), через движение.

В связи с выявленными в ходе экспериментально - психологических обследований организация коррек-ционно-развивающих и учебных занятий детей с искаженным психическим развитием должна учитывать следующие психологические особенности динамического, операционального, мотивацион-ного компонентов психической деятельности [5]:

1. Поэтапное включение ребенка в ситуацию обучения, структура урока и занятий должна быть предсказуема и упорядочена потому, что дети с искаженным психическим развитием чувствительны к любым изменениям повседневной жизни (феномен тождества) [6].

2. Наличие упорядоченной осмысленно-пространственной образовательной среды, предусматривающая специальные зоны для отдыха для снятия напряжения и стабилизации эмоционального состояния.

3. Создание комфортных эмоциональных условий обучения. Ровный тон учителя, избегание перепадов настроения.

4. Индивидуальные и групповые формы коррекционно - развивающих занятий с педагогом - психологом, логопедом, инструктором лечебно-физической культуры которые могут проходить совместно с родителями или со сверстниками.

5. Наглядность дидактического материала. Для выполнения этого условия можно визуализировать с помощью рисунков(карточек) режим дня и плана урока, использовать наглядные образцы выполнения заданий.

6. Информирование учащихся, преподавателей, родителей об особенностях детей, страдающих расстройствами аутистического спектра.

7. Применение метода сенсо-моторной коррекции, метода направленного на нормализацию энергетического тонуса головного мозга, в коррекционно- развивающих занятиях детей с искаженным психическим развитием [2].

Таким образом, психологические особенности протекания динамического, операционального, мотивационного компонентов психической деятельности и эмоционально - личностные нарушения детей с искаженным психическим развитием разнообразны. Исследование психологических особенностей детей, страдающих расстройствами аутисти-

ческого спектра, необходимо для дальнейшего исследования механизмов возникновения РАС и создания специальных образовательных условий для компенсации нарушенных функций и социализации детей в общество, благополучной адаптации среди сверстников.

Библиографический список

1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие / В. В. Лебединский.

— Москва, 1985. — 167 а — Текст : непосредственный.

2. Горячева, Т. Г. Расстройства аутистического спектра у детей: монография / Т. Г. Горячева, Ю. В. Никитина. — Москва, 2018. — 168 а

— Текст : непосредственный.

3. Вассерман, Л. И. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. — Санкт-Петербург, 1997.

— 360 а — Текст : непосредственный.

4. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учебник для вузов / Ж. М. Глозман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 249 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —

URL: https://urait.ru/bcode/514359 (дата обращения: 04.06.2023).

5. Зейгарник, Б. В. Патопсихология : учебник для вузов / Б. В. Зейгарник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 367 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510662 (дата обращения 04.06.2023).

6. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь : учебник для вузов / О. С. Никольская [и др.] ; ответственный редактор О. С. Никольская. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 295 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520530 (дата обращения: 04.06.2023).

References

1. Lebedinsky V.V. Narushenija psihicheskogo razvitija u detej: uchebnoe posobie [Disorders of mental development in children: Textbook]. Moscow, 1985, 167 p. (In Russian)

2. Goryacheva T.G., Nikitina Yu.V. Rasstrojstva autisticheskogo spektra u detej: monografija [Autism spectrum disorders in children: a monograph]. Moscow, 2018, 168 p. (In Russian)

3. Vasserman L.I., Dorofeeva S.A., Meyerson Ya.A. etody nejropsihologicheskoj diagnostiki: Prakticheskoe rukovodstvo [Methods of neuropsychological diagnostics: A practical guide]. St. Petersburg, 1997, 360 p. (In Russian)

4. Glozman, J. M. Nejropsihologija detskogo vozrasta : uchebnik dlja vuzov [Neuropsychology of childhood: a

textbook for universities] / 2nd ed., corrected. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023, 249 p. (In Russian)

5. Zeigarnik, B.V. Patopsihologija : uchebnik dlja vuzov [Pathopsychology: a textbook for universities] / 3rd ed., revised. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023, 367 p). (In Russian)

6. Autizm i rasstrojstva autisticheskogo spektra: diagnostika i korrekcionnaja pomoshh' : uchebnik dlja vuzov [Autism and autism spectrum disorders: diagnostics and correctional assistance: a textbook for universities] / O. S. Nikolskaya [and others]; executive editor O. S. Nikolskaya. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023, 295 p. (In Russian)

Домбуу Айдана Юрьевна, ассистент кафедры психологии, КПИ, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: d_aydana@inbox.ru

Aidana Yu. Dombuu, assistant at the Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: d_aydana@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.