БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Веклич М. Ф. Проблемы палеоклиматологии. Киёв: Наукова думка, 1987. 190 с.
2. Зубаков В. А. Глобальные климатические события неогена. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 224 с.
3. Пидопличко И. Г, О ледниковом периоде:
Происхождение валунных отложений. Киевгг Изд-во АН УССР, 1956. 336 с.
4. Чочиа Н. Г. Новые факты и представления в геологии позднего кайнозоя // Методические основы. Л., 1990. С. 9 — 12.
У\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^\ААА.
Педагогика
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО4 МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В. П. АНДРОНОВ, доктор психологических наук, Н. К. АНОШКИН, кандидат медицинских наук
В настоящее время все более очевидной становится необходимость глубокой научной разработки психологических основ формирования современного профессионального мышления врача. В частности, возникает настоятельная потребность в формировании у будущих медиков такого, типа профессионального мышления, который даст им возможность самостоятельно обновлять знания, повышать свой профессиональный уровень, критически мыслить и находить новые оригинальные способны решения медицинских задач. Только развитое профессиональное мышление врача позволит правильно понять процесс заболевания человека и творчески подойти к тактике его лечения. Этот феномен экспериментально до сих пор мало изучался.
Главной целью проведенного нами исследования являлся анализ особенностей решения профессиональных задач студентами медицинского факультета Мордовского университета и определение психологических условий формирования клинического мышления. При этом мы опирались на концепцию развивающего обучения, и в частности на характеристику основных тийов мышления.
Нами были' разработаны специальные наборы профессионально-меди-цинских задач по хирургии, включающие следующие нозологические формы: аппендицит, грыжи, холецистит, язвенная болезнь, кишечная непроходимость, панкреатит, варикозная болезнь, эндартериит, геморрой и др. Составленные наборы включали в себ5Г диагностические, лечебные, профилактические задачи, а также анализ диаг-ностических, лечебно-тактических я лечебно-технических ошибок.
В исследовании участвовали 67? студента, изучавших курсы факультетской и госпитальной хирургии. Испытуемые решали ситуационные задачи по хирургии и проводили диагностику к лечение конкретных клинических больных.
Анализ экспериментальных данных позволяет выделить и описать различные пути решения профессионально-медицинских задач,...
■Первый основан на сравнении (мысленном сопоставлении) конкретной клинической картины заболевания с несколькими заранее известными абстрактными клиническими картинами: болезней; Такое сравнение осуществляется для того, чтобы идентифици-
ровать выделенные симптомы, синдромы и снмптомокомплексы данной болезни с одной из эталонных и исключить остальные. Диагноз считается установленным, если обнаружено сходство между конкретной болезнью и одной из известных врачу клинических картин. В основе такого сравнения лежит умозаключение по аналогии. Довольно часто студентами-медиками диагноз рассматривается как формальная задача по установлению внешнего сходства конкретного случая с абстрактной клинической картиной, отраженной в соответствующей литературе. В этом случае врач главным образом опирается на свою память, а не на мышление.
Опыт показывает, что применение метода аналогии очень часто приводит к грубым врачебным ошибкам, поскольку позволяет идентифицировать внешне схожие, но в сущности различные формы заболевания органов и систем. Используя умозаключения по аналогии в процессе диагностики, врач фактически не учитывает возможность атипичного проявления болезни и чрезвычайную текучесть и подвижность самих патологических процессов, ято приводит к шаблонности и догматизму в его мышлении.
Описанный путь решения врачебных задач характерен, на наш взгляд, ^ля эмпирического мышления. Для него свойственно накопление и обобщение опыта путем проб и ошибок. Врач с таким мышлением в своей профессиональной деятельности оперирует не понятиями, а образами отдельных патологических проявлений, не отражающих их сущности, что и приводит к
мышлению по аналогии.
Второй путь решения профессио-
нально-медицинских задач основан на анализе собственно внутренних механизмов патологических процессов. Содержанием мышления при этом являются внутренние причины, этиология и ттагогенез заболеваний, а не их внешние проявления — симптомы и синдромы. Следует иметь в виду, что важны не симптомы и синдромы сами по себе, а то, выражением каких скрытых от непосредственного восприятия внут-
ренних процессов они являются. Анализ фактических данных и их завися* мостей позволяет перейти от внешней картины заболевания к умственному воспроизведению внутренней динамики патологического процесса.
Задача анализа заключается, таким образом, в том, чтобы не останавливаться на внешнем сходстве или различии симптомов, синдромов, картин болезней, а постигать их внутреннюю природу, сущность. Это возможно только через выделение исходного отношения, генетической основы патологического процесса, каковой являются взаимодействие этиологических факторов и организма, рассмотрение его в развитии (патогенез). Мышление, в основе которого лежит такой подход, является теоретическим. Врач, обладающий им, при постановке диагноза не ограничивается констатацией очевидного, а пытается дать теоретическое обоснование патологического процесса и объяснить происхождение заболевания и возникновение специфической симптоматики. Такое мышление является понятийным. Оно способно к мысленному построению, воспроизведению патологического процесса как целостной динамической системы при решении диагностической задачи, а также логики всей лечебной тактики и возможных результатов на основе детального изучения этиологии и патогенеза заболевания у данного больного и особенностей течения болезни. Раскрывая происхождение и развитие конкретного заболевания, врач может построить теорию данного заболевания, т. е. его теоретическую модель. В ней отражается история развития конкретной болезни и как результат — ее сущность.
Исследование показало, что только 12,3 % студентов при решении профессиональных задач применяли теоретический анализ. Его результаты позволяют говорить о необходимости .измене^ иия содержания и методов традиционной профессиональной подготовки врачей. В современной системе ^про^ фессионального , обучения в высшей медицинской школе преобладают ме->
•годы передачи готовьгх эмпирических знаний, 4fо не обеспечивает формирования врачебного мышления теоретического типа. Традиционные методы п роф есс иональ ного об у ч енй я могут быть эффективным средством для выработки лит чаемых умений и навыков, пригодных к использованию в относительно узком классе ситуаций.
В процессе обучения студенту приходится опираться в основном на свою память. Он вынужден запомнить очень большое количество болезней, их симптомов, мётоДОв и методик исследования больного. Механизм диагностического мышления при этом сводится к следующим операциям формального типа: перечисление полного набора признаков (симптомов), характеризующих определенные заболевания: непосредственное сопоставление (сравнение) выделенных признаков болезни у конкретного больного с классической картиной болезни, зафиксированной в памяти врайа (подведение под понятие). В связи t тем что различные болезни могут проявляться сходными симптомами, á Сходные болезйи — раз-лйчйымй симптомами, появляются многочисленные ошибки в распознавании болезней.
Таким образом, студенты- рёшают преимущественно задачи опознавательного и классификационного порядка. Сама Ш деятельность По прослеживанию логики врачебной тактики специально не выделйется. Практическая задача распознавания болезни путем сравнения приводит в конечном счете к игнорированию этиопатогенеза Заболеваний, т. е. *éró сущности.
Становление подлинного профессионала связано с таким построением учебного материала, который предполагает не усвоение готовых знаний, а рассмотрение оснований и условий их
происхождения, иначе говоря, учебный Материал должен соответствовать ло-гйке <развй*йй {генезиса) иалъйой Вра*йебйой деятельности и ее АрсДОгеМ. Содержанием профессионального Мышления в данное -случае вр&г- не Ънеиште проявлений тгятоло-rft^c тх típ<Míeecóe а
■
внутренние причины, В этом и будет-выражаться подлинная сущность профессионального врачебного мышления теоретического (разумного) типа.
Если кратко сформулировать наш подход к определению содержания и методов профессионального обучения врачей, то необходимо выделить следующие существенные положения:
1) в высшей медицинской школе-должно осуществляться целенаправленное формирование у студентов целостного профессионального врачебного мышления теоретического типа как: основы их творческой профессиональ*-ной деятельности;
2) становление профессионального медицинского мышления возможно-лишь в процессе формирования у будущих врачей представлений о генезисе и развитии предмета их деятельности и самой их деятельности (в данномг случае речь идет о генезисе и развитии патологического процесса и врачебной деятельности — диагностике, леченшг и профилактике);
3) учебный материал, призванный обеспечить становление профессионального теоретического мышления" врача, должен соответствовать логике-генезиса и развития врачебной деятельности л ее лрддмеха — патологи^, ческого процесса, и чем точнее и глуб-же будет осуществляться такое соответствие, тем больший эффект будет виден в итоге профессионального об-разования;
4) центральной категорией профессионального мышления врача является: категория того предмета, генезис и развитие которого главным образом прослеживаются и реализуются в данной профессии (для врача таким пред-метом является патологический процесс и зависимость его от патогенных факторов внешней среды и организма человека);
5) содержание учебного материала по медицинским предметам должно
быть построено в соответствии с црин-цштом восхождения мысли от абстрактного к конкретному, такое построение предполагает поиск и нахождение исходного . генетическсшо1 основания
'(«клеточки»), происхождение и развитие которого предстоит проследить в ходе профессионального обучения (одной из таких «клеточек», на наш взгляд, является исходное соотношение патогенных факторов и патологических изменений в организме);
6) решение профессиональных медицинских задач требует от студентов осознания необходимости поиска генетического основания, порождающего все различные варианты возможных решений.
* * *
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Медицина
ДИНАМИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЦКг pHr BE, рС02 У БЕРЕМЕННЫХ С ЛЕГКИМИ ФОРМАМИ ГЕСТОЗА
А. П. МАРУСОВ, доктор медицинских наук
В свете существующего положения о том, что кровь является основным переносчиком тепла, образующегося при метаболических превращениях пищевых веществ в тканях и органах, можно объяснить появление «горячих» участков, зон тела человека резким усилением кровенаполнения сосудов, расширением их просвета, увеличением скорости и объема циркулирующей' по ним крови или же сочетанием этих процессов. Такое явление наблюдается на термограммах при многих патологических процессах — от кожных проявлений различного рода аллергических, реакций до варикозного расширения вен [3].
При позднем токсикозе, особенно при тяжелых его формах, у беременных наблюдается генерализованный спазм сосудов [1, 2]. Мы попытались с помощью метода термометрии опре-; делить температуру кожи над беремен-
ной маткой у женщин с легкими формами позднего токсикоза. Исследование осуществлялось с помощью медицинского электротермометра типа ТПЭМ-1, предназначенного для измерения температуры кожных покровов, мягких тканей и полостей тела человека. Целью настоящей работы явилось косвенное изучение микроциркуляции в беременной матке у женщин с токсикозом.
Под нашим наблюдением находилось 84 женщины со сроком беременности от 36 до 40 недель, которые были распределены в 4 группы: в I вошли женщины, беременность у которых протекала без осложнений (24 человека); II группа образована в процессе исследования, когда у женщин был заподозрен токсикоз, но клинических проявлений его еще не наступило (12); III группу составили женщины с клиническими проявлениями токсико«?