Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ТИПЫ КАРЬЕРЫ / МОТИВЫ КАРЬЕРЫ / ФАКТОРЫ КАРЬЕРЫ / CAREER / TYPES OF CAREERS / CAREER MOTIVATIONS / CAREER FACTORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухенко Р.С., Кононова Ю.В., Репникова Д.Д.

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию карьеры личности. Раскрываются сущность карьеры, карьерных ориентаций. Проанализированы разные типы карьеры. Выделены мотивы выбора карьеры. Определены факторы формирования и развития карьеры. Представлены гендерные особенности карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сухенко Р.С., Кононова Ю.В., Репникова Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INDIVIDUAL CAREERS

The article discusses theoretical approaches to the concept of a person’s career. Reveals the essence of career, career orientations. Analyzed different types of career. The motives of career choice are highlighted. The factors of formation and career development are determined. Presents gender career features .

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК 316.6

Сухенко Р.С. студент 3 курса направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Кононова Ю.В. студент 3 курса направление подготовки «Экономика»

Репникова Д. Д. студент 3 курса направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»

МГУ им. М. В. Ломоносова филиал в г. Севастополе Россия, г. Севастополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию карьеры личности. Раскрываются сущность карьеры, карьерных ориентации. Проанализированы разные типы карьеры. Выделены мотивы выбора карьеры. Определены факторы формирования и развития карьеры. Представлены гендерные особенности карьеры.

Ключевые слова: карьера, типы карьеры, мотивы карьеры, факторы карьеры.

Sukhenko R.S. student

3 year, «Public Administration» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol Kononova Y. V. student 3 year, «Economics» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol Repnikova D.D. student

3 year, «Public Administration» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INDIVIDUAL

CAREERS

Annotation: The article discusses theoretical approaches to the concept of a person's career. Reveals the essence of career, career orientations. Analyzed different types of career. The motives of career choice are highlighted. The factors

of formation and career development are determined. Presents gender career features.

Keywords: career, types of careers, career motivations, career factors.

В современных условиях развития рынка карьерный рост существенно зависит от собственных усилий специалиста и его квалификации. На осуществление карьеры работника влияет много значительных моментов таких как, собственные ценности, потребности, мотивы, представления о себе, стремление к успеху и избегания неудач, готовность к риску, организаторские, коммуникативные, интеллектуальные способности и прочее.

Заметно то, что в последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как тот, который имеет ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера - это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижения желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижения популярности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

Слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и другой деятельности, род занятий, профессию.

Согласно научным направлениям выделяют три подхода к изучению карьеры в психологии: социально-психологический (Б. Почебут, Л. Прокофьева, В.А. Чикер), управленческо-менеджерский (А. Занковский, Е. Комаров), социально-экономический (Н. Лукашевич, А. Мол). Представителями указанных подходов высказываются достаточно разные взгляды по изучению вопросов карьеры человека.

Так, представителями социально-психологического направления карьера определяется как продвижение в организационной иерархии, последовательность занятий в течение жизни и как один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижения желаемого статуса и соответствующего уровня, а также достижение признания и славы.

Ученые управленческо-менеджерского направления рассматривают карьеру как совокупность должностей, которые работник занимает на данный момент времени (фактическая карьера) или может занимать (плановая карьера) или как звено, связывающее стремление индивида и социальные системы.

А представителями социально-экономического направления рассматривают карьеру как динамику уровня образования и квалификации работника в течение трудовой жизни и должностных передвижений, а также как поведение, связанное с накоплением и использованием человеческого капитала на протяжении рабочей жизни [7].

Однако, обобщение тенденций современной науки, позволяет представить определение карьеры - как жизненного показателя социальных и профессиональных достижений личности в организационной .

Разработкой типологии карьеры занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Следует отметить, что карьеру можно рассматривать как интегрированную модель, которая содержит три составляющие:

1. как двусторонняя модель (внешняя и внутренняя);

2. в динамическом аспекте (движение «вперед-назад», «вверх-вниз»);

3. как ситуативный феномен [3].

У каждого человека есть личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которым он не может уступить, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок в отношении карьеры и к работе в общем. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятием в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентаций. Существует определенный смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры. К нему относятся индивидуальные сочетания и последовательность действий, связанных с опытом и активностью личности в сфере работы в течение всей жизни.

В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимание уделяется гендерным аспектам построения карьеры. В среднем менеджменте (на должностях со средним доходом) женщины занимают более половины мест, одна треть новых миллионеров - это женщины.

Социально-психологические исследования показали, что женщины не менее мужчин заинтересованы в продвижении по служебной лестнице и повышении своего образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату; имеют чувство собственной ответственности. В рабочей же ситуации отмечаются такие «сильные» качества женщин-руководителей, как стремление к новому, радикализм, высокая чувствительность, забота о людях, «очеловечивание» организационных интересов, направленность на взаимодействие с подчиненными, то есть все то, что характерно для модели современного эффективного менеджмента.

Стиль женского управления часто называют «преобразовательным» или «мягким принуждением». Его основными характеристиками являются: активное взаимодействие подчиненными; поддержка у сотрудника самоуважения; поддержка сотрудников в стрессовой ситуации; стремление к созданию оптимального психологического климата в организации, профилактика конфликтов; поддержание здоровья, организация совместного досуга; «финансовая смекалка», детальное планирование; «инстинкт выживания», разумный риск, стремление удержать приобретенное и

завоевать новое; интуиция; чувство юмора, оптимизм, вера в себя.

В исследованиях женской карьеры исследователи выделяются культурные, образовательные, юридические и психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщинами. Авторами отмечаются следующие социально-психологические факторы, сдерживающие женскую карьеру:

1) гендерное разделение в профессиональной ориентации и сферах карьеры;

2) чрезвычайно высокая мотивация;

3) повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное переживание промахов и неудач;

4) страх успеха и неуверенность в себе, что мешает рисковать и творчески решать деловые и управленческие задачи [2].

А. Чуйко, Х. Стецюк исследовали мотивационные факторы карьерных ориентаций современных женщин. Они определили, что достижения карьеры и профессиональные ценности для современной женщины не являются смыслом жизни, но занимают важное место. Основными мотивами достижения карьеры является саморазвитие и совершенствование, улучшение материального положения (финансовая независимость), новая интересная работа, профессиональная компетентность, творчество, профессиональная самореализация, общение в коллективе, общественная полезность. Основами карьерной ориентации оказались: стабильность работы, служба, автономия [10].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: выделяют три подхода к изучению карьеры в психологии: социально -психологический управленческо -менеджерский, социально-экономический. Представителями данных подходов высказываются достаточно разные взгляды по изучению вопросов карьеры человека Исследование карьеры в зарубежной науке пре святой различным ее аспектам:

- Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры стабильная, конечно, нестабильная и карьера с множественными пробами;

- Американские исследователи выделяют три уровня карьеры среди руководителей: И. Низовой звено управления (технический уровень). II. Среднее звено управления (Управленческий уровень). III. Высшее звено управления (институциональный уровень);

- Д. Мак-Клеланд выделил три основных мотива в выборе личной карьеры руководителей - это стремление к власти, стремление к успеху и мотив принадлежности;

- Э. Шейн выделил восемь «карьерных якорей»: технико-функциональный якорь («профессиональная компетентность»), общее руководство («менеджмент»), самостоятельность и независимость («автономия»), чувство безопасности и стабильности («стабильность работы» и «стабильность места жительства»), предпринимательская жилка («предпринимательство»), стремление быть полезным и преданность делу

(«служение»), испытания сил в чистом виде («вызов»), стиль жизни («интеграция стилей жизни»);

Группами факторов, которые определяют формирование карьеры, являются факторы, связанные непосредственно с человеком и факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации.

Тендерными особенностями карьерных ориентаций является то, что женщины не менее мужчин заинтересованы в продвижении по служебной лестнице и повышении своего образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату; имеют не менее чувство ответственности.

В отечественной психологии выполнен ряд исследований, касающихся прикладных и практических вопросов изучения психологических аспектов карьеры.

Использованные источники:

1. Бодалев О.О. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. / О.О. Бодалев. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 165 с.;

2. Бочелюк В. Организационная психология на предприятии. / Виталий Бочелюк, Ольга Пучина. - К.: Скиф, 2012. - 272 с.;

3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента : учеб. пособие. / Г.Я. Гольдштейн.

- 2-е изд., дополн. и перераб. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 250 с.;

4. Гупаловська В. Тендерные особенности карьерных ориентаций молодежи. / В. Гупаловская, О. Каляманская, О. Щербатюк. - Вестник Львовского университета. Философские науки. 2008. Вип. 11. - С. 229-246.;

5. Занковский А.Н. Организационная психология: учебн. пособие для вузов /

A.Н. Занковский. - М.: Флинта: МСПИ, 2000. - 648 с.;

6. Книш А.С. Особенности карьерных ориентаций студентов-выпускников, которые выбирают специализацию психолога-тренера. / 2013. - С. 125-133.;

7. Овсянникова В. В. Особенности профессиональной карьеры личности /

B.В. Овсянникова // Проблемы современной психологии: сб. науч. р. / 2013.

- № 1. - С. 91-104.;

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1996. - 256 с.;

9. Технологии работы организационных психологов: науч. пособ. для студентов высш. науч. завед. и слуш. / Под науч. ред. Л.М. Карамушки. - К.: Фирма «ИНКОС», 2005. - 366 с.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.