historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
с! https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-750-752
Шамансурова Мафтуна Абдулла кизи
Магистр психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Ташкенте тайипавЬашап8игоуа2012 @§тай. сот
Аннотация. Настоящая статья рассматривает психологические особенности, связанные с изучением китайского языка. Опираясь на существующие исследования и теории в области психолингвистики, эта статья дает представление о когнитивных, мотивационных и социокультурных аспектах изучения китайского языка. Понимание этих психологических особенностей может помочь преподавателям, учащимся и лицам, определяющим политику, в разработке более эффективных стратегий и мероприятий по овладению китайским языком.
Ключевые слова: коллективизм, тональная система, ассоциативное мышление, мотивация, иерархия, глаголы «высшей» и «низшей» иерархии, модальная частица.
Процесс изучения нового языка - это сложный и многогранный процесс, в котором задействованы различные психологические процессы. В этой статье исследуются психологические особенности, связанные с изучением китайского языка как второго, проливающие свет на уникальные проблемы и преимущества, с которыми сталкиваются учащиеся. Действительно, китайский язык вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный язык в мире. Необходимо отметить, что наша исследуемая область относится к отрасли психолингвистики, которая является междисциплинарной отраслью, занимающаяся изучением взаимосвязи между лингвистическими факторами и психологическими аспектами. Согласно исследованиям и теориям в области лингвистики, психологии и образования, эта статья дает представление о когнитивных, мотивационных и социокультурных аспектах изучения китайского языка.
Китайский язык считается самым распространенным современным языком, относящийся к сино-тибетской семье языков. Он представляет собой совокупность различных диалектов. Китайский язык является официальным языком Китая, Тайваня и Сингапура. По всему миру на нем говорят больше миллиарда человек. Следует отметить, в отличие от других языков, китайский язык состоит не из букв, а из иероглифов, и каждый иероглиф означает отдельное слово. Количество иероглифов превышает 80 тысяч, но большинство из них встречаются только лишь в классической китайской литературе.
750
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
К характерным психологическим особенностям китайцев можно отнести коллективизм, который свойственен большинству представителям восточной культуры, а также рационализм в мышлении. Рационализм является одной из главных черт жителей Китая.
Формирование Китая и китайского языка базируется на учении Конфуция. Идеология конфуцианства также сформировало психологию китайского общества. Согласно этому учению, ведущими и приоритетными являются ценность коллективного начала, группы, общества. Это свидетельствует о преобладании группы и групповых связей над личностными в сознании китайцев. Ценность человека как личности была на последнем месте.
Итак, анализ литературы о структуре китайского языка, а также изучение самого китайского языка позволил выделить следующие психологические характеристики или особенности в изучении данного языка. Рассмотрим каждую из них подробнее ниже.
- Иерархичность. В структуре языка очень ярко прослеживается некая иерархия, свойственная китайскому народу. Конфуцианство установило строгую иерархию не только в семье, но и в обществе. У каждого члена семьи есть свой долг и обязанности, которые он обязательно должен выполнять и следовать своей семейной роли и своему предназначению. К старшему поколению обязательно нужно проявлять вежливость и уважение, а также беспрекословно слушаться родителей. Семейные роли, обязанности, взаимоотношения людей предписывались обществом. Кроме этого, иерархичность общества оказала большое влияние и в языковой структуре. В китайском языке различают глаголы «высшей» и «низшей» иерархии. Они используются в зависимости от социальной роли и статуса человека. Глаголы высшей иерархии применяются по отношению к начальству, старшинству, людям, стоящим выше относительно иерархии, и выражают высокое уважение и почтение.
- Социокультурный аспект как вежливость. Китайский язык, несомненно, можно назвать «языком вежливости», поскольку количество слов, выражающих категорию вежливости обширный. В китайском языке существует очень много модальных частиц или глаголов, которые придают речи вежливость и несут в себе уважение к собеседнику. Вежливые слова являются результатом коллективного сознания китайского народа, исторически накопленного коммуникативного опыта.
- Ассоциации, ассоциативное мышление. Следующей особенностью китайского языка можно назвать то, что большинство иероглифов являются изобразительными. Китайская письменность создавалась из рисунков и изображений предметов. Изначально китайские иероглифы представляли собой примитивный рисунок. Для наглядности приведем несколько примеров иероглифов. Например, Ш - это иероглиф, означающий горы. Можем сказать,
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
что нижняя черта символизирует землю, вертикальные черточки обозначают горные вершины разной высоты. Следующий иероглиф А (два простых штриха) обозначают человека, который напоминают человека с широко расставленными ногами. Если же расположить эти два символа вместе — АА, мы получим слова «все» или «каждый». Иероглиф, обозначающийся следующим образом Д, означает рот. Данное обозначение очень похоже на отрытый рот человека. При этом, следует отметить, что значений у него много: губы, отверстие, горлышко (бутылки) и другие.
Изучая китайский язык, мы можем сделать вывод о том, что каждый иероглиф или элемент письма - это не просто буква, а сложная графическая фигура, которая обозначает целое слово или фразу. В этом и заключается отличие китайской письменности от любой другой тем, что в ней заложен глубокий сакральный смысл.
- Тональная система. Еще одной когнитивной проблемой при изучении китайского языка является его тональная система, которая включает в себя четыре основных тона и нейтральный тон. Произнесение слов с правильной интонацией имеет решающее значение для передачи смысла в китайском языке, что делает его уникальной задачей для изучающих, привыкших к нетональным языкам. Исследования показали, что люди с музыкальным образованием могут иметь преимущество в приобретении тембров. Однако для многих учащихся овладение тональным произношением может стать постоянной психологической проблемой.
- Мотивация. Мотивация играет важную роль в изучении языка. Изучение китайского языка может быть сложной задачей из-за его сложной системы письма и тонального характера. Важно сохранять мотивацию и ставить четкие цели.
Таким образом, изучение китайского языка - это сложный процесс, который включает в себя различные психологические факторы. Понимание и учет этих психологических особенностей может сделать процесс изучения китайского языка более полезным и эффективным.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Jodai H. «An introduction to psycholinguistics». 2011.
2. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 2004.
3. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.
4. Васильев, Генезис китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета/ . - М.: Наука, 1989. - 307 с.
5. Малых Е. Китайские иероглифы и символы с переводом на русский язык и их значение. 2022.
6. Жуламанова, Культурные теории вежливости и стратегии речевого поведения/ // Изучение китайского языка- М.: «Муравей», 2003. - С. 73 - 83.