Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллективизм / тональная система / ассоциативное мышление / мотивация / иерархия / глаголы «высшей» и «низшей» иерархии / модальная частица. / collectivism / tonal system / associative thinking / motivation / hierarchy / verbs of “higher” and “lower” hierarchy / modal particle.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамансурова, Мафтуна Абдулла кизи

Настоящая статья рассматривает психологические особенности, связанные с изучением китайского языка. Опираясь на существующие исследования и теории в области психолингвистики, эта статья дает представление о когнитивных, мотивационных и социокультурных аспектах изучения китайского языка. Понимание этих психологических особенностей может помочь преподавателям, учащимся и лицам, определяющим политику, в разработке более эффективных стратегий и мероприятий по овладению китайским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDYING THE CHINESE LANGUAGE

This article examines the psychological characteristics associated with learning the Chinese language. Drawing on existing research and theory in the field of psycholinguistics, this article provides insight into the cognitive, motivational, and sociocultural aspects of Chinese language learning. Understanding these psychological characteristics can help educators, students, and policy makers develop more effective Chinese language acquisition strategies and interventions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

с! https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-750-752

Шамансурова Мафтуна Абдулла кизи

Магистр психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Ташкенте тайипавЬашап8игоуа2012 @§тай. сот

Аннотация. Настоящая статья рассматривает психологические особенности, связанные с изучением китайского языка. Опираясь на существующие исследования и теории в области психолингвистики, эта статья дает представление о когнитивных, мотивационных и социокультурных аспектах изучения китайского языка. Понимание этих психологических особенностей может помочь преподавателям, учащимся и лицам, определяющим политику, в разработке более эффективных стратегий и мероприятий по овладению китайским языком.

Ключевые слова: коллективизм, тональная система, ассоциативное мышление, мотивация, иерархия, глаголы «высшей» и «низшей» иерархии, модальная частица.

Процесс изучения нового языка - это сложный и многогранный процесс, в котором задействованы различные психологические процессы. В этой статье исследуются психологические особенности, связанные с изучением китайского языка как второго, проливающие свет на уникальные проблемы и преимущества, с которыми сталкиваются учащиеся. Действительно, китайский язык вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный язык в мире. Необходимо отметить, что наша исследуемая область относится к отрасли психолингвистики, которая является междисциплинарной отраслью, занимающаяся изучением взаимосвязи между лингвистическими факторами и психологическими аспектами. Согласно исследованиям и теориям в области лингвистики, психологии и образования, эта статья дает представление о когнитивных, мотивационных и социокультурных аспектах изучения китайского языка.

Китайский язык считается самым распространенным современным языком, относящийся к сино-тибетской семье языков. Он представляет собой совокупность различных диалектов. Китайский язык является официальным языком Китая, Тайваня и Сингапура. По всему миру на нем говорят больше миллиарда человек. Следует отметить, в отличие от других языков, китайский язык состоит не из букв, а из иероглифов, и каждый иероглиф означает отдельное слово. Количество иероглифов превышает 80 тысяч, но большинство из них встречаются только лишь в классической китайской литературе.

750

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

К характерным психологическим особенностям китайцев можно отнести коллективизм, который свойственен большинству представителям восточной культуры, а также рационализм в мышлении. Рационализм является одной из главных черт жителей Китая.

Формирование Китая и китайского языка базируется на учении Конфуция. Идеология конфуцианства также сформировало психологию китайского общества. Согласно этому учению, ведущими и приоритетными являются ценность коллективного начала, группы, общества. Это свидетельствует о преобладании группы и групповых связей над личностными в сознании китайцев. Ценность человека как личности была на последнем месте.

Итак, анализ литературы о структуре китайского языка, а также изучение самого китайского языка позволил выделить следующие психологические характеристики или особенности в изучении данного языка. Рассмотрим каждую из них подробнее ниже.

- Иерархичность. В структуре языка очень ярко прослеживается некая иерархия, свойственная китайскому народу. Конфуцианство установило строгую иерархию не только в семье, но и в обществе. У каждого члена семьи есть свой долг и обязанности, которые он обязательно должен выполнять и следовать своей семейной роли и своему предназначению. К старшему поколению обязательно нужно проявлять вежливость и уважение, а также беспрекословно слушаться родителей. Семейные роли, обязанности, взаимоотношения людей предписывались обществом. Кроме этого, иерархичность общества оказала большое влияние и в языковой структуре. В китайском языке различают глаголы «высшей» и «низшей» иерархии. Они используются в зависимости от социальной роли и статуса человека. Глаголы высшей иерархии применяются по отношению к начальству, старшинству, людям, стоящим выше относительно иерархии, и выражают высокое уважение и почтение.

- Социокультурный аспект как вежливость. Китайский язык, несомненно, можно назвать «языком вежливости», поскольку количество слов, выражающих категорию вежливости обширный. В китайском языке существует очень много модальных частиц или глаголов, которые придают речи вежливость и несут в себе уважение к собеседнику. Вежливые слова являются результатом коллективного сознания китайского народа, исторически накопленного коммуникативного опыта.

- Ассоциации, ассоциативное мышление. Следующей особенностью китайского языка можно назвать то, что большинство иероглифов являются изобразительными. Китайская письменность создавалась из рисунков и изображений предметов. Изначально китайские иероглифы представляли собой примитивный рисунок. Для наглядности приведем несколько примеров иероглифов. Например, Ш - это иероглиф, означающий горы. Можем сказать,

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

что нижняя черта символизирует землю, вертикальные черточки обозначают горные вершины разной высоты. Следующий иероглиф А (два простых штриха) обозначают человека, который напоминают человека с широко расставленными ногами. Если же расположить эти два символа вместе — АА, мы получим слова «все» или «каждый». Иероглиф, обозначающийся следующим образом Д, означает рот. Данное обозначение очень похоже на отрытый рот человека. При этом, следует отметить, что значений у него много: губы, отверстие, горлышко (бутылки) и другие.

Изучая китайский язык, мы можем сделать вывод о том, что каждый иероглиф или элемент письма - это не просто буква, а сложная графическая фигура, которая обозначает целое слово или фразу. В этом и заключается отличие китайской письменности от любой другой тем, что в ней заложен глубокий сакральный смысл.

- Тональная система. Еще одной когнитивной проблемой при изучении китайского языка является его тональная система, которая включает в себя четыре основных тона и нейтральный тон. Произнесение слов с правильной интонацией имеет решающее значение для передачи смысла в китайском языке, что делает его уникальной задачей для изучающих, привыкших к нетональным языкам. Исследования показали, что люди с музыкальным образованием могут иметь преимущество в приобретении тембров. Однако для многих учащихся овладение тональным произношением может стать постоянной психологической проблемой.

- Мотивация. Мотивация играет важную роль в изучении языка. Изучение китайского языка может быть сложной задачей из-за его сложной системы письма и тонального характера. Важно сохранять мотивацию и ставить четкие цели.

Таким образом, изучение китайского языка - это сложный процесс, который включает в себя различные психологические факторы. Понимание и учет этих психологических особенностей может сделать процесс изучения китайского языка более полезным и эффективным.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Jodai H. «An introduction to psycholinguistics». 2011.

2. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 2004.

3. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

4. Васильев, Генезис китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета/ . - М.: Наука, 1989. - 307 с.

5. Малых Е. Китайские иероглифы и символы с переводом на русский язык и их значение. 2022.

6. Жуламанова, Культурные теории вежливости и стратегии речевого поведения/ // Изучение китайского языка- М.: «Муравей», 2003. - С. 73 - 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.